"Русь моя Великая" программа летней оздоровительной смены
"Русь моя Великая" программа летней оздоровительной смены
Программа разработана для летнего оздоровительного лагеря. Цель: Организация активного отдыха детей и подростков и воспитание гражданских и патриотических чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре путем активизации его творческого потенциала и вовлечение активные формы культурного и оздоровительного досуга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Организация активного отдыха детей и подростков и воспитание гражданских и патриотических чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре путем активизации его творческого потенциала и вовлечение активные формы культурного и оздоровительного досуга.
задачи
1. Создание условий для освоения детьми традиций, культуры народа, знакомство с народными промыслами, ремеслами, искусством (танцы, песни, разговорный жанр), развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению народной культуры.
2. Способствование развитию фантазии, творчества, изобретательности.
3. Оказание помощи детям в освоении новых социальных ролей, накоплении опыта самостоятельности, самоорганизации, самореализации в соответствующей деятельности. Социализация детей через сменные органы самоуправления.
4. Корректирование дефектов развития детей в процессе разностороннего воспитательного воздействия.
5.Воспитание стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.
краткое содержание /сюжетно – ролевая игра/
На весь период смены территория лагеря объявляется туристическим агентством «Истоки».
Из участников смены формируются «туристические группы», которые отправляются в путешествие по родной необъятной Родине, имеющая великие традиции и обычаи. Во время «путешествия» пишут «Путевые заметки», заполняют «Альбом путешественника».
Итоговым, кульминационным делом является большой праздник, где каждая туристическая группа «расскажет» о своем путешествии, познакомит с «Путевыми заметками», директор турагентства вручит Хвалебные грамоты.
специализация программы
Участники программы: дети с ОВЗ младшего, среднего и старшего возраста (9 -18 лет).
- подростки среднего и старшего возраста (11-18 лет).
ожидаемые результаты
1. Развитие у детей и подростков интерес к русской национальной культуре, истории, русскому народному творчеству, народным промыслам.
2.. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
3. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и привитие им социально-нравственных норм.
4. Коррекция личностных качеств.
Повышение общей культуры учащихся,
6. Личностный рост участников смены.
2. Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Формирование национального самосознания, гордости за свой народ – одна из важнейших задач в деле воспитания. И возможно решение этой задачи возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, ее прошлом, его культуре, обычаях, традициях, умениях. Кроме того возрастает потребность общества в творчески развитых личностях, стремящихся к духовному совершенствованию. Духовное возрождение народа невозможно без сохранения национальной культуры. Знание традиций, промыслов, ремесел сохраняет тепло народного творчества, дает основу будущему.
Истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Кто забывает прошлое, тот слеп и не имеет будущего. Мы не имеем право растить детей в духовной пустоте. Только духовный прорыв способен спасти национальные ценности. Мы обязаны помнить то, что, нас объединяет и делает Великим народом.
Поэтому актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с национальной культурой нашей Родины.
3. Содержание программы
Актуальность программы. Опираясь на Концепцию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося.
В содержании ФГОС показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в школьном возрасте. Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние.
К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека». Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Конечно, нужно с уважением относиться к людям всех национальностей, но человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю. Данная программа делает акцент на изучение истории народа, его культуры, для того чтобы что в дальнейшем человек с уважением и интересом относился к культурным традициям других народов.
Основная идея программы – направлена на формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, и профилактику девиантного поведения, преодоление отсутствия ценностных ориентаций через игровую модель (сюжетно-ролевая игра). Сюжетно-ролевая игра является наиболее оптимальным средством организации досуга детей в летнем лагере. Именно в игре можно примерить на себя разные социальные роли. Эта форма учит и развивает ребенка незаметно для него самого. Игра раскрывает творческий потенциал ребѐнка, развивает интеллектуальные, творческие и физические способности, корректирует навыки межличностного общения.
В программе осуществляется целостный подход к развитию национального самосознания ребенка, начиная с его знакомства с бытом народа и заканчивая приобщением к народным искусствам и ремеслам.
Реализация программы основана, прежде всего, на развитии детского творчества.
Еще одним компонентом, лежащим в основании программы, является сотворчество детей и педагогов. Большое значение в программе придается социализации детей, включению их в социально значимые отношения. В течение смены каждый ребенок может воспользоваться правом быть избранным в детские органы самоуправления.
В дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены полученные знания, дети эффективно перенесут в повседневную жизнь, достигая определенных успехов.
Данная программа носит кратковременный характер, рассчитана на 21 день.
Первый период организационный (2-3 дня), второй - основной период (16 дней), третий - итоговый (2 дня).
В организационный период«В дорогу!» проводится:
- формирование «туристических групп»;
- выборы органов самоуправления;
- формирование представлений о смене.
В основной период:«Истоки моего народа »проводится:
- работа творческих мастерских (Школа Елены Премудрой);
- проведение спортивно – оздоровительных мероприятий;
-проведение КТД (трудовые, познавательные, досуговые, экологические и т.д);
- рефлексия.
В итоговый период«Мы вернулись!»проводится:
- демонстрация «Альбом путешественника»;
- вручение Хвалебных грамот;
- галла – концерт «Виват, Россия!»;
- анализ работы смены.
Цель программы:Организация активного отдыха детей и подростков и воспитание гражданских и патриотических чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре путем активизации его творческого потенциала и вовлечение активные формы культурного и оздоровительного досуга.
Задачи программы
1. Создание условий для освоения детьми традиций, культуры народа, знакомство с народными промыслами, ремеслами, искусством (танцы, песни, разговорный жанр), развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению народной культуры.
2. Способствование развитию фантазии, творчества, изобретательности.
3. Оказание помощи детям в освоении новых социальных ролей, накоплении опыта самостоятельности, самоорганизации, самореализации в соответствующей деятельности. Социализация детей через сменные органы самоуправления.
4. Воспитание стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.
5. Корректирование дефектов развития детей в процессе разностороннего воспитательного воздействия.
Принципы программы
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора: познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности; форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово- развлекательных мероприятиях; выбора ролевой позиции при подготовке дел.
3. Принцип социальной активности через включение детей и подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д.
игровые (средства воздействия различны: слово, действие, образ, чувства)
- игры – путешествия, ночные игры и т.д.
психологические(средства воздействия-элементы методы психологического тренинга)
- тренинг.
Методы оздоровления: витаминизация, закаливание, утренняя гимнастика,
спортивные занятия и соревнования, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике вредных привычек.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, личный пример, вовлечение каждого в деятельность, самоуправление.
Методы образования: словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог), экскурсии, игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие познавательных процессов, настольные, деловые игры), проектно-конструкторские методы (разработка сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ), практическая работа (упражнения, тренинги), наблюдения (запись наблюдений).
Направления и виды деятельности программы
Программа включает разнообразные направления способствующие повышению нравственного и творческого потенциала ребенка, основана на личностно-ориентированном подходе.
Патриотическое
Художественно - эстетическое
Физкультурно-оздоровительное
Трудовое
Социально - адаптивное
Познавательное
Направления
Задачи
Формы работы
Патриотическое
- Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
- Воспитание толерантности.
Концерты, конкурсы, игры, соревнования, встречи.
Физкультурно-оздоровительное
- Укрепление здоровья.
-Вовлечение детей и подростков в различные формы физкультурно-оздоровительной работы.
- Расширение знаний об охране здоровья.
Утренняя гимнастика, спортивные и подвижные игры, спартакиады, беседы.
Художественно - эстетическое
Приобщение к посильной и доступной деятельности в области искусства.
- Формирование художественно- эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.
- Формирование навыков культурного поведения и общения.
-Овладение навыками общения, взаимодействия с другими людьми.
-Коррекция межличностных отношений.
Диагностическое тестирование; игры на сплочение, развивающие игры, беседы.
Трудовое
- Привитие навыков трудолюбия.
- Формирование потребности в соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил.
Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду)
Общественно значимый труд.
Уборка прилегающей территории.
Режим дня
8.30 – подъем
8.40 – зарядка
8.50 – утренний туалет, заправка постелей
9.10– линейка
9.20 – завтрак
9.50 – трудовой десант, уборка корпусов и территории
10.30 –работа на площадках, купание
12.30– личное время
13.30–обед
14.00 –тихий час
16.00 – подъем
16.30 – полдник
17.00 – Дневное дело (спортивное, творческое, игровое)
18.00 – личное время
19.00–ужин
19.30 – Вечернее дело (творческое, игровое)
20.30 – дискотека, видеосалон
21.00– сонник
21.15 –вечерний туалет младших отрядов
21.30 – отбой в младших отрядов
21.45 – Отрядные огоньки
22.15– вечерний туалет старших отрядах
22.30 – отбой в старших отрядах
Ожидаемые результаты
1. Развитие у детей и подростков интерес к русской национальной культуре, истории, русскому народному творчеству, народным промыслам.
2. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
3. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и привитие им социально-нравственных норм.
4. Коррекция личностных качеств.
Повышение общей культуры учащихся,
6. Личностный рост участников смены.
Модель смены
На весь период смены территория лагеря объявляется туристическим агентством «Истоки».
Из участников смены формируются «туристические группы», которые отправляются в путешествие по родной необъятной Родине, имеющая великие традиции и обычаи.
Подержанию интереса к игре будут способствовать: название «туристических групп», девиз, эмблему, песню; элементы костюмов; карта путешествий с обозначенными пунктами следования; альбом путешественника (путевые заметки); оформление лагеря, словарь смены:
Начальник лагеря – директор турагенства «Истоки»;
Каждый отряд – туристическая группа;
Организатор – туроператор;
Воспитатели – координаторы;
Вожатые - гиды;
Утренняя линейка – «Большая завалинка»;
Утренняя зарядка – Богатырский час;
Работа в мастерских – Час Елены Премудрой;
Вечерний огонек – «Малая завалинка»;
Кинозал – Зрелищная;
Столовая – Трапезная;
Спортплощадка – Богатырская.
Каждый день на «Большой завалинке» ребята открывают «бабушкин сундук», где для «туристических групп» находится «Маршрут следования» (план в соответствии с тематикой дня), который помает координировать работу группы в течение дня. На каждом пункте следования, группу ожидают различные открытия, знакомства, испытания, проходя которые они изучают культуру своего народа, учатся анализировать собственную деятельность, поведение и достигнутые результаты. Сопровождают туристов во время путешествия гиды – вожатые. Конечным результатом ежедневного путешествия являются «Путевые заметки», которые составляются туристической группой в Альбоме путешественника, где фиксируются события дня, интересные факты, наблюдении, победы и неудачи.
В соответствии с игрой создается общая карта путешествия, на которой показаны места, где предстоит путешественникам пройти, и отмечены пункты, где побывали туристические группы.
Во время путешествия группам помогают координаторы и гиды, Совет тургрупп.
День в лагере разделен на три блока. Утро - информационно-обучающий блок. В него входят занятия творческих мастерских, экскурсии в лес, целевые экспедиции. Занятия в творческих мастерских обязательны для каждой туристической группы.
День - практический блок. Организация коллективно - творческих дел, участие в спортивных мероприятиях.
Вечер - творческий блок. Участие в общем мероприятии, демонстрация своих навыков и умений, способностей.
Для планирования дня (утром) и для подведения итогов прошедшего (отрядный огонек) в смене предусмотрены Большая и Малая завалинки, то есть общий и отрядный сбор.
Итоговым, кульминационным делом является большой праздник, где каждая туристическая группа «расскажет» о своем путешествии, познакомит с «Путевыми заметками», директор турагентства вручит Хвалебные грамоты.
Каждый путешественник должен соблюдать Законы:
Всякой вещи — свое место. Порядок время бережет.
За правое дело стой смело.
Всему свое время (соблюдение режима дня).
От вежливых слов язык еще ни у кого не отсох.
Сумел ошибиться — сумей поправиться.
Береги имущество страны.
7.Территорию ты можешь покинуть только в сопровождении старшего населения страны.
8.Береги здоровье свое и окружающих тебя сограждан.
Структура органов ученического самоуправление в лагере
Для организации самоуправления в начале смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере – Совет тургрупп. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.
На Совете проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов, проходит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:
Начисление баллов:
трудовой десант – 10 баллов максимально;
подготовка и участие в мероприятии - 10 баллов максимально;
1 место в любом мероприятии – 15 баллов;
2 место – 10 баллов;
3 место – 5 баллов.
Снятие баллов:
опоздание на мероприятие – 5 баллов;
оскорбление друг друга – 3 балла;
опоздание – 1 балл;
План-сетка
Период смены
Дата, тема дня
Время
Мероприятия
I. Организационный
«В дорогу!»
24.06.15
10.30-12.30
Инструктаж по П.Б. и Т.Б.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Вместе весело шагать» (игры в отрядах)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«Ярмарка идей» (социоопрос в отряде)
25.06.15
10.30-13.00
Операция «БУНТ»
17.00-18.00
Спортивные состязания по волейболу
19.30-20.30
«Большой хоровод» (игра)
26.06.15
10.30-12.30
Конкурс рисунков на асфальте «Лето – это маленькая жизнь»
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Дети + Взрослые»
соревнования по теннису
19.30-20.10
(Вечернее дело)
Стартинейджер «Дружная пляска»
II. Основной
«Культура моего народа»
27.06.15
10.30-12.30
«Добро пожаловать!» (презентация мастерских)
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Гостевание» (игра)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«С чего начинается Родина» (открытие смены – концерт)
28.06.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
“Дом в котором я живу (конкурс рисунков из природного материала)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«В старину едали деды» (игра)
29.06.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«В лаптях за играми» (русские нар игры)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
Турнир по волейболу
30.06.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Герои былин» (проект)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«Богатырские потешки (спортивная игра)
01.07.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Веселая ярмарка» (игра)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«В поисках самолета» (ночная игра)
02.07.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«В спорте сила» (игра)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«На завалинке» (концерт)
03.07.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Сказочный калейдоскоп» (игра – кругосветка)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«Сказка ложь, да в ней намек» (парад сказок)
04.07.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Живое дерево ремесел» (презентации)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«Чудо из песка» (конкурс песочных скульптур)
05.07.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Край мой Воронежский» (презентации)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«Заповедник» (игра на местности)
06.07.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Летопись фольклора родных мест» (подготовка к проекту)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«Летопись фольклора родных мест» (проект)
07.07.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Наша ….. лучше всех»
(рекламная компания)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«Мисс Красота – 2015»
08.07.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Играем без устали» (игра – путешествие)
19.30-20.10
(Вечернее дело)
«Лапта» (спор игра)
09.07.15
10.30-12.30
Работа в мастерских.
17.00-18.00 (Дневное дело)
«Эх, Семеновна!» (праздник народной песни и частушек)