kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Патриотическое  воспитание объективно является и признано государством ключевым направлением в воспитании молодого поколения граждан Республики Казахстан, призванным обеспечить формирование личности высоко патриотичной, верной Отечеству, способной к реализации задач поступательного развития страны.

Проблема воспитания молодежи волновала общество всегда. Задачу воспитания подрастающего поколения необходимо осмысливать сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности государства. Человечество вступило в эру глобализации и информатизации, когда реальностью стал мир без границ, а творчество призвано наполнить жизнь людей смыслом и радостью, социально и личностно значимым содержанием.

Учить познанию и творчеству – таков императив современного образования. Успех его зависит от действия механизмов личностного роста – гражданской идентификации, правового просвещения, развития коммуникативных и лидерских черт, самоопределения в профессии и творчестве. Как наиболее передовая часть своего поколения дети  уже завтра станет движущей силой общества. Из ее числа будут формироваться политические элиты, от нее зависят перспективы страны и мира.

Проблема воспитания подрастающих поколений в духе гражданского мира и межнационального согласия, формирования нравственности, духовности, ценностных мировоззренческих основ и обеспечения преемственности между поколениями в отечественной и зарубежной психолого-педагогической, социологической и философской литературе во все времена была одной из актуальных. Особый интерес для нас представляют нравственные ценности, а также этика гуманизма, который согласно представлениям В.А. Кувакина, составляют ядро гуманистического мировоззрения. Автор выделяет следующие области гражданственности и гуманистических ценностей: экзистенциальные, непосредственно связанные с самой жизнью личности; общесоциальные; политические; юридические; нравственные; ценности познания; эстетические ценности и др. [2]. В этом контексте имеет смысл упомянуть об антиценностях – реальностях, отрицательное значение которых заключено в их античеловечности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Патриотическое воспитание объективно является и признано государством ключевым направлением в воспитании молодого поколения граждан Республики Казахстан, призванным обеспечить формирование личности высоко патриотичной, верной Отечеству, способной к реализации задач поступательного развития страны.

Проблема воспитания молодежи волновала общество всегда. Задачу воспитания подрастающего поколения необходимо осмысливать сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности государства. Человечество вступило в эру глобализации и информатизации, когда реальностью стал мир без границ, а творчество призвано наполнить жизнь людей смыслом и радостью, социально и личностно значимым содержанием.

Учить познанию и творчеству – таков императив современного образования. Успех его зависит от действия механизмов личностного роста – гражданской идентификации, правового просвещения, развития коммуникативных и лидерских черт, самоопределения в профессии и творчестве. Как наиболее передовая часть своего поколения дети уже завтра станет движущей силой общества. Из ее числа будут формироваться политические элиты, от нее зависят перспективы страны и мира.

Проблема воспитания подрастающих поколений в духе гражданского мира и межнационального согласия, формирования нравственности, духовности, ценностных мировоззренческих основ и обеспечения преемственности между поколениями в отечественной и зарубежной психолого-педагогической, социологической и философской литературе во все времена была одной из актуальных. Особый интерес для нас представляют нравственные ценности, а также этика гуманизма, который согласно представлениям В.А. Кувакина, составляют ядро гуманистического мировоззрения. Автор выделяет следующие области гражданственности и гуманистических ценностей: экзистенциальные, непосредственно связанные с самой жизнью личности; общесоциальные; политические; юридические; нравственные; ценности познания; эстетические ценности и др. [2]. В этом контексте имеет смысл упомянуть об антиценностях – реальностях, отрицательное значение которых заключено в их античеловечности.

Среди моральных ценностей гуманизма заметное место принадлежит терпимости, которая в последнее время часто заменяется синонимом «толерантность». Отнесение терпимости или толерантности к ценностям обусловлено рядом причин. Среди них признание принципов терпения, смирения, терпимости в различных религиозных построениях, часто отличных друг от друга (христианство, ислам, джайнизм, буддизм и др.). Подобная позиция поддерживается различными философско-этическими учениями прошлого и настоящего, например, концепцией непротивления злу насилием  Л.Н.Толстого, этикой смирения как миропонимания А. Швейцера, философией терпимости как активной формой взаимодействия Н.К. Рериха, гуманистической и экзистенциональной психологией А.Г. Асмолова, Г. Оллпорта, К. Роджерса и других представителей.

Чтобы воспитать современную молодежь в духе мира и межнационального согласия, научить понимать и ценить культуру, традиции и обычаи своего народа, уважать культуру других этносов и религий, необходимо кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса. Решение этой трудной задачи в рамках образовательных учреждений лежит в контексте совмещения учебных программ, включающих объем необходимых для выпускников общих знаний, с глубокими знаниями народной культуры, формированием его потребности и способности ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов и конфессии. Знание богатства межнациональных и межконфессиональных особенностей обеспечивает развитие культуры взаимодействий, взаимопонимания и взаимоуважения; гармонизацию их интересов и устремлений.

У Н.Бердяева есть замечательные рассуждения о том, что «...в патриотизме есть что-то более первичное и более связанное с духовными основами жизни, чем в политике. В чувстве национальном есть что-то более интимное и более глубокое, чем в государственном сознании. Тот, кто борется за родину, борется не за свои интересы и не за чужие интересы, а за ценность, стоящую выше всякого блага людского» /7/.

Конечно же, в процессе воспитания патриотизма важнейшую роль играет государственная идеология. Если государство устранится от этой проблемы, то будет полная анархия, как в начале 90-х, причем вакуум быстро заполнит чуждая, а порой и просто враждебная нам «шкала ценностей». Как отметил Гани Касымов «Патриотизм - общественный взгляд на роль гражданина в собственной стране. Казахстанский патриот - образ, который создает государство, становясь рабом своих граждан. Это система мировоззрения каждой личности, растущей в атмосфере подлинной свободы. Если все эти три показателя в совокупности находятся в системе координат Казахстана, это и есть настоящий патриотизм, при котором человек не предаст интересы родины, а государство будет защищать каждого индивида до последней возможности. Все это может быть реальным в Казахстане, если будет политическая воля. Но проблема в том, что о патриотизме в первые годы независимости в нашей стране не задумывались, потому что у людей были другие цели - хорошо жить. Тогда государство не знало, кому оно служит, а граждане не знали, для чего живут» /8/.

Сегодня проблема с патриотизмом существует. Причем в кризисном состоянии находится не толь-ко чувство любви к Родине, но и многие другие фундаментальные ценности: почитание старших, скромность, порядочность и др. Современным миром правят эгоизм, прагматизм и культ материального превосходства, множатся самоуничижение, равнодушие, одиночество. Материальный фактор, возможность уехать за рубеж в поисках лучшей жизни иногда пересиливает привязанность к своей стране. Но говорит ли это об антипатриотизме? Как найти тонкую грань между духовным и материальным? Любому человеку нужно понять одну вещь. Патриотизм - это понимание собственного участия, который подтверждается ежедневной работой на благо своего отечества. Нашей стране повезло, мы определили свой путь и теперь все вместе создаем идеологию. При этом нужно брать все лучшее из советского опыта и сделать акцент на нашей истории, культуре. Настоящий патриот никогда не станет недоброжелателем своей страны. Патриот тот, кто делает все для своей страны и исходит из интересов своей страны. Не может быть сильным ни государство, ни общество, если народ не объединен чувством любви и преданности своему отечеству. В этом смысле патриотизм должен стать приоритетом в воспитании чувства гражданственности молодого поколения страны. Сейчас перед нами, перед государственной властью, стоит задача создать систему воспитания молодежи, базирующуюся на патриотизме, моральных и нравственных цельностях, правовой культуре человека. Для современного казахстанского общества важно, чтобы каждый человек не только помнил свою историю, гордился своей страной и понимал, что от успеха страны зависит счастье каждого, но при этом не оставался безучастным к событиям, происходящим в государстве.

Благодаря проведению эффективной патриотической политики сегодня в Казахстане достигнуто устойчивое общественное согласие. Граждане страны единодушны по отношению к безусловной необходимости патриотизма, который наблюдается в каждодневной жизни. Из истории развития государств известно, что если вести неправильную патриотическую политику, то можно нажить беды. Об этом знают многие лидеры государств. Сегодня в Казахстане царят мир и согласие, и это как заслуга властей, так и всех народов, которые живут в нашей стране. Благодаря такой взвешенной политике Казахстану удалось избежать сложного периода развития многих молодых государств, где понятие «патриотизм» было девальвировано либо искажено, а в нашей стране воспитание гражданственности и патриотизма является целеполагающим предметом. «Наша важнейшая идеологическая задача - вос-питание казахстанского патриотизма, формирование ясного самоопределения каждого гражданина», - отмечает Президент Казахстана. При этом основная линия патриотической политики, проводимой Главой государства, заключается в том, чтобы поставить во главу угла приоритет политической об-щности всех казахстанцев, приоритет согражданства над другими формами идентичности. Не случай-но в своей работе «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана» Нурсултан Назарбаев подчеркивает, что формирование «подлинного патриотизма, настоящей гражданственности предполагает четкое политическое самоопределение личности, осознанный выбор своей Родины» /9/. В одном из своих посланий народу страны Глава государства назвал патриотизм одним из важ­нейших факторов построения нового Казахстана. В сентябре 2009 года Н.Назарбаев призвал активизировать идеологическую работу и патриотическое воспитание, выступая на заседании Совета по развитию науки. В феврале 2011 года на съезде народно-демократической партии «Нур Отан» Н.Назарбаев констатировал, что достижения Казахстана повысили уровень патриотизма и объединили всех казахстанцев. Казахстанский патриотизм, несомненно, имеет гражданский характер и, признавая существующие различия в политических взглядах и убеждениях, предполагает уважение к сложившимся за годы независимости в Казахстане политическим институтам и традициям.

Необходимо отметить, что наша республика обладает всей необходимой совокупностью ярких особенностей и общепризнанных достижений, которые способны стать основой для осознания им себя как успешного и перспективного суверенного государства - признанного и уважаемого члена международного сообщества. Значимыми элементами казахстанского патриотизма, безусловно, должны стать традиционные символы и ценности национальной культуры, формирующие национальное самосознание и идентичность многонационального народа и нашедшие свое выражение в таких значимых национальных брендах, как флаг, герб и гимн Казахстана.

Кроме того, большое значение для формирования национальной идентичности имеет способность казахской культуры воспроизводить свое уникальное национальное содержание, оставаясь открытой для восприятия культурного опыта других народов. А.Хажалиев, председатель чечено-ингушского культурного центра в этой связи отметил, что «молодежь должна знать историю того народа, где живет. Изучала историю прошлого, будем говорить, в частности, Казахстана, казахского народа, этим мы поднимем патриотизм, поможем понять, что наше прошлое было богатым, а народ самоотверженным» /10/. Важной составной частью казахстанского патриотизма являются его открытость миру, уникальный синтез восточной и европейской культур, особая культура диалога. Казахстан - это пространство встречи степной и оседлой культур, тюркского и славянского миров, создавших неповторимый цивилизационный сплав, что особенно актуально в ситуации многочисленных современных противостояний.

Весомой составляющей политического образа Казахстана, безусловно, является модель нацио­нального согласия, модель многокультурного и многонационального общества, основанного на принципах толерантности и «единства во многообразии». Справедливо отметила Ж.Кусмангалиева о том, что «Мы должны формировать нашу нацию казахстанскую не отказываясь от национального. А именно, вбирая к национальному дополнительные еще элементы. И это общее сплочение способствует тому, что у нас будет действительно настоящая казахстанская нация» /11/.

Национальное единство в соответствии с современным толкованием этого понятия предполагает создание консолидированного сообщества сплоченных этнических, религиозных и других социокультурных групп. В результате оно обеспечивает безопасность внутри страны, а основой единства является общая история, из которой нужно уметь извлечь необходимые уроки. Очевидно, что необходимо активнее распространять мировую известность казахстанской модели межэтнических и межконфессиональных отношений. В этой связи особое значение приобретает укрепление общенациональных ценностных ориентиров, сплачивающих современное казахстанское общество, - таких, как толерантность, единство, взаимопомощь, благотворительность и др.

Важным основанием для формирования патриотического сознания казахстанской молодежи являются и экономические успехи Казахстана, ускоренный экономический и социальный прогресс, а так-же сама модель экономических реформ, позволяющая решать задачи национального развития и явля-ющаяся привлекательной для других государств. Создание несырьевой экономики и развитие иннова-ционно-индустриального сектора - перспективное для имиджа Казахстана начинание, заявленное в президентской программе «Стратегия-2030» и подтвержденное в ряде других программных документов. В свою очередь, осуществляемая сегодня в стране модернизация систем образования и профессиональной подготовки, ее активная интеграция в Болонский процесс эффективно работают на формирование для Казахстана имиджа будущего.

Важной составляющей казахстанского патриотизма становится и геополитический образ Казахстана, подчеркивающий его значение как влиятельной евразийской державы, как страны, выполняющей значимые консолидирующие и стабилизирующие функции в Центральноазиатском регионе и в Передней Азии, что подкрепляется членством в таких влиятельных организациях, как ОДКБ и ШОС.Безусловно, благоприятное воздействие на формирование перспективного образа будущего в сознании граждан Казахстана является заявленная руководством страны программа «Путь в Европу», где в качестве стратегического приоритета заявлена интеграция страны в общеевропейские экономическое, правовое и социально-культурное пространства, что подчеркивает выбор европейского «вектора развития». Следует также признать, что с момента обретения независимости в Казахстане были созданы все атрибуты суверенного государства, все необходимые правовые и политические условия для развития институтов гражданского общества политических партий, неправительственных организаций, независимых СМИ.

Многие из перечисленных аспектов нашли свое отражение в активных усилиях Казахстана по выстраиванию собственного имиджа, укрепляющего в сознании граждан чувство гордости за свою страну. По мнению Б.Майлыбаева «В нашей стране идея патриотизма складывается из логики национальной истории и культуры, опирается на государственные символы, идеи независимости и суверенного развития, социальной справедливости, народного благополучия. Поэтому национальная гордость, национальный дух, национальное достоинство воплощаются в идее патриотизма. Высокий уровень патриотизма - залог высокой конкурентоспособности нации. Поэтому государственная политика в этой сфере имеет ряд важных направлений. Во-первых, это сфера образования - как фундаментальная основа воспитания подрастающего поколения. Во-вторых, это сфера культуры, которая касается прежде всего преемственности поколений. В-третьих, это сфера межнационального согласия. Казахстан - единая Родина всех казахстанцев. Долг каждого гражданина - способствовать миру и согласию в нашем общем доме. В-четвертых, это сфера межконфессионального согласия и открытого либерального общества. В-пятых, это сфера информационного пространства. С развитием информационных технологий последний аспект становится особенно актуальным» /12/.

Таким образом, казахстанский патриотизм, отражающий достижения молодого, независимого и успешно состоявшегося государства во всех сферах его деятельности, имеет все необходимые предпосылки, для того чтобы состояться в качестве самостоятельного и глубокого политического явления. В его создании призваны участвовать все казахстанское общество, заинтересованное в дальнейшем процветании и благополучии своей страны.

  Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Казахстана с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.


Основные принципы организации патриотического воспитания:

1. Общественная направленность воспитания.

Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально – необходимого типа личности.

2. Опора на положительное.

Педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

3. Гуманизации воспитания.

Он требует гуманного отношения к воспитаннику.

4. Личностный подход.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества.

5. Единство воспитательных воздействий.

Этот принцип требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая, друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Основные направления воспитания:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Ценности: любовь к Казахстану, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.


Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания, представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).


Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.


Литература:

  1. akorda.kz/ru/official_documents/the_constitution/the_constitution

  2. Политика и общество // Круглый стол в Мажилисе: развитие и укрепление патриотизма молодежи Казахстана через призму образовательной системы Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 21 апреля 2009.

  3. Смирнов А. Источник: Сайт газеты «Казахстанская правда».

  4. Жумагулов Б. Министр образования и науки РК, «Казахстанская правда», 15 июня 2011.

  5. Абдыгалиев Б. Новые приоритеты национальной политики Казахстана // Свободное общество. - Астана - Март. - №1 (1). - С. 69.

  6. Проект государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы /google. kz/.

  7. knigo.com/p/philos/berdyaev/berdnhtm

  8. zakon. kz/90811-kazakhstanskie-chinovniki-ocenil html

  9. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана // Стратегия независимости. - Алматы, 2003. - С. 84-120.

  10. khabar.kz/rus/socium/Roli_patriotizma_v_zhizni_obshtestva_obsudili_kazahstanskie_politiki.html

  11. baiterek.kz/index.php?journal=36&page=626 

























РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА


(доклад)























Хамитжанова Г.Д.,

средняя школа №4, город Текели


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Хамитжанова Гульжанат Далеловна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 251828


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства