kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей обучающихся по профессии «Повар, кондитер» на уроках производственного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

По моему мнению, важным средством развития творческих способностей   обучающихся  является приобщение их к свободной  импровизации, умению находить в обычных блюдах и мучных  кондитерских изделиях новые аналогии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся по профессии «Повар, кондитер» на уроках производственного обучения»

СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»









Программа

Развитие творческих способностей обучающихся по профессии «Повар, кондитер» на уроках производственного обучения «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»

















Новикова Г.Е., мастер п/о













(Бернард Шоу).

Проблема развития творческой личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов и конечно педагогов и мастеров производственного обучения. Сегодня это проблема особенно актуальна, когда профессиональное образование находится в напряженном процессе реформирования. Согласно новым ФГОС профессиональное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, которые, в свою очередь, должны понимать сущность и социальную значимость своей профессии.

В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности обучающихся. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично, в ней должен прослеживаться характер её рукотворца. В ходе работы развивается воображение, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально - эстетические качества.

По моему мнению, важным средством развития творческих способностей обучающихся является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных блюдах и мучных кондитерских изделиях новые аналогии. Для того чтобы лабораторно-практические занятия были творческими, следует создать атмосферу раскованности обучающихся. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Но только создание этих условий не будет способствовать благоприятному творческому росту, так как для его развития необходима некоторая база знаний: анализировать, умение комбинировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же выделять аналогичные в других объектах или предметах и т. д. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать, сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают: только тогда они с удовольствием пойдут на занятия и с радостью выполнят поставленную производственную задачу.

На данный момент все более актуальной становится значимость таких процессов как, воспитание, развитие и социализация личности. Введение ФГОС коренным образом изменяет учебную и внеучебную жизнь обучающегося. Это использование новых форм организации обучения, новых педагогических технологий и методик, открытой информационной среды. ФГОС ориентирует мастера производственного обучения на развитие личностных характеристик выпускника. Данная программа дает возможность прогнозировать конечный результат педагогической деятельности в той или иной группе и призвана реализовать на ряду с практическими целями, познавательные, развивающие и воспитательные одновременно. Программа призвана помочь обучающимся самоопределиться в учебных действиях на основе развития своей активности. Выход данной активности - достижение определенного уровня практической результативности.

Разработаны специальные комплексные программы для обучения одаренных подростков, в которых развитие всех граней творчества обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием подростков, их индивидуальными потребностями. Но и в обычных условиях обучения мастер производственного обучения может создать условия, стимулирующие развитие творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей и творческой личности в целом. Безусловно, это потребует дополнительных ежедневных усилий, но и принесет истинную радость сотворчества мастера производственного обучения и обучающегося.

По моему мнению, важным средством развития творческих способностей обучающихся является приобщение их к свободной им провизации, умению находить в обычных блюдах и кондитерских изделиях новые аналогии. Чтобы лабораторно-практические занятия были творческими, следует создать атмосферу раскованности. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Но только создание этих условий не будет способствовать благоприятному творческому росту, так как для его развития необходима некоторая база знаний: анализировать, умение комбинировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же выделять аналогичные в других объектах или предметах и т. д. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать , сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают :только тогда они с удовольствием пойдут на занятия и с радостью выполнят поставленную задачу.

На моих уроках у обучающихся есть большие возможности проявить творчество. Кроме того, они проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.

Данная программа призвана развить следующие способности: творческие - стремление к красоте, восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях. Срок реализации программы – 3 года.

Реализуемая цель: развитие и реализация творческой, самостоятельной, познавательной активности обучающихся на занятиях учебной и производственной практики..

Цель программы – создание системы деятельности мастера производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» по развитию творческих способностей обучающихся.

Задачи:

  1. Развитие творческой активности обучающихся.

  2. Формирование самостоятельности и сотрудничества.

  3. Развитие устойчивого интереса к изучению профессии «Повар,кодитер»

  4. Повышение рейтинга и самооценки среди сверстников.

  5. Создание портфолио обучающихся.

  6. Участие в профессиональных олимпиадных и конкурсных мероприятиях.

  7. Определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.

  8. Создать условия для развития креативности.

  9. Решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся.

  10. Формировать потребность в демонстрации своих знаний, умений и навыков полученных в результате решения профессиональных проблемных ситуаций, и их отстаивание.

Методические принципы:

  1. Создание условий для развития результативности творческой активности обучающихся.

  2. Практическое применение знаний в профессиональных ситуациях, приближенных к жизни.

  3. Соответствие учебного материала возрасту и наклонностям обучающихся.

Педагогические методики:

Методика Дж.Брунера, методика В.И.Андреева, методика развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности по Г.С. Альтшуллеру.

Методы и способы творческой активности обучающихся: тестирование, наблюдение, беседы, консультации специалистов, диагностика, анализ, метод сравнения, метод придумывания (метод эскиза), метод взаимо обучения, метод самоорганизации обучения, метод рецензии или анализа, методы проектов.

Показатели результативности:

самостоятельность творческого поиска, участие в профессиональных олимпиадных и творческих конкурсах, создание мини-проектов, познавательная активность, способность принимать творческие управленческие решения, способность к саморазвитию, познавательная активность.

Методы работы:

1. Исследовательский

2. Частично-поисковый

3. Проблемный

4. Метод проекта

Формы работы:

1. Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые профессиональные задания, творческие задания.

2. Консультирование по возникшей проблеме.

3. Предметные кружки.

4. Дискуссия.

5. Игры.

Диагностический инструментарий:

  1. Уровень владения Интернет-ресурсами

  2. Умение систематизации и классификации полученной информации

  3. Умение работать с Портфолио

  4. Участие в разноуровневых в профессиональных олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах.

Диагностические этапы:

  1. Педагогическая диагностика

  2. Психологическая диагностика

  3. Специальная углубленная диагностика

  4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

Диагностики:

  1. Методика по изучению социолизированности личности обучающихся (М.И.Рожков)

  2. Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В.Овчарова)

  3. Анкета «Познавательная направленность»

  4. Диагностика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин)

  5. Адаптированный вариант проективной методики «Решение ситуаций» (Рене Жиль)

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация мероприятий программы позволит:

- увеличить долю победителей, призеров, дипломантов, лауреатов городских, областных, всероссийских мероприятий профессиональной направленности в общем количестве участников мероприятий;

- увеличить долю обновленного материально-технического обеспечения в целях организации работы со способными обучающимися в общем количестве модернизированного оборудования;

- увеличить фонд научно-методического обеспечения работы со способными обучающимися (библиотечный фонд, банк педагогических идей, методик, педагогических технологий, методических разработок по проблемам работы со способными обучающимися);

- обеспечить открытую и доступную систему информирования о результатах деятельности способных обучающихся техникума;

- обеспечить системность деятельности преподавателя по работе со способными обучающимися.

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: мастер может вносить изменения, менять диагностирование, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по развитию результативности творческой активности обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.



План работы

по развитию творческих способностей обучающихся

во внеурочной деятельности



п.п.


Направления работы

Месяц

Ответственные

Раздел 1 Организация учебной деятельности по развитию творческих способностей обучающихся

1.1

Участие в олимпиадах разного уровня

ежегодно


Мастер п/о,преподаватель

1.2


Конкурсы, викторины и мастер-классы во время предметной недели

октябрь, ежегодно

Председатель ПЦК и члены комиссии

1.4


Защита творческих исследовательских, информационных проектов

ежегодно

Преподаватель, мастер п/о

1.4


Студенческая научно-практическая конференция

ежегодно

Преподаватель мастер п/о

1.5




Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию обучающихся

постоянно

Преподаватель,мастер п/о

1.6

Решение профессиональных задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них.

постоянно

Преподаватель, мастер п\о

1.7

Использование Интернет-технологий в учебном процессе

постоянно

Преподаватель, мастер п\о

1.8


Занятия предметного кружка «Самая вкусная профессия»

ежегодно

Преподаватель, мастер п/о

1.9

Создание мини-проектов: электронные презентации об истории развития поварского искусства, масленица, возникновения посуды, история возникновения пиццы, постная кухня, национальные кухни наров и т.п..

ежегодно

Преподаватель, мастер п/о

1.10

Проведение нестандартных (интерактивных) уроков по производственному обучению

ежегодно

Мастер п/о

1.11

Активное внедрение в практиктическое обучения нестандартных производственных задач (с недостаточными данными в условии, с избыточными данными, исследовательского характера, творческого характера, с историческим содержанием, по литературным сюжетам, в заданными ошибками и др.

постоянно

Преподаватель, мастер п/о

1.12

Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом)

ежегодно

Преподаватель, мастер п\о

1.13

Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде, защите ВКР)

ежегодно

Преподаватель , мастер п\о

Раздел 2 Психолого-педагогические условия работы по развитию творческих способностей обучающихся

2.1.


















Повышение профессионального уровня педагога и мастера п/о:

а) самообразование;

б) аттестационные и проблемные курсы;

в) научно-практические конференции;

г) методические семинары;

д) педагогические консилиумы, практикумы;

е) конкурсы профессионального мастерства;

ж) взаимопосещение уроков;

постоянно


















Администрация,

Преподаватель, мастер п/о
















2.2.

Рассмотрение вопросов на заседаниях педагогических и методических Советов:

а) «Особенности творческих проявлений у обучающихся»-анализ готовых блюд, элементы моделирования.



б) «Познавательные процессы личности способных обучающихся» и др.

постоянно


Администрация, преподаватели, мастера




Раздел 3Материально-технические и учебно-материальные условия работы по развитию творческих способностей обучающихся

3.1.


Создание банка методических наработок «Творческие способности обучающихся»

постоянно


Зам. директора,

Преподаватель, мастер п/о

3.2.




Подборка методической литературы «В помощь преподавателю для работы по развитию творческих способностей у обучающихся»

постоянно

Библиотекарь, преподаватель мастер п/о

3.3.


Формирование банка учебно-разви-вающих компьютерных программ

постоянно

Администрация



Критерии эффективности программы:

• развивает интерес к предмету;

• развивает самостоятельность обучающихся;

• дает возможность самореализоваться;

• способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;

• развивает креативное мышление;

• формирует практические навыки;

• развивает навыки исследовательской деятельности.



Пробудить заложенные в каждом обучающемся творческое начало, научить «ТВОРИТЬ», помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия. Конечно, эту задачу не под силу решить одному мастеру п/о.

Библиографический список

  1. Акатьев В.А. Развитие мотивации молодежи к занятию научно-техническому творчеству // Современные проблемы науки и образования.- 2013. -№ 5.- С. 48.

  2. Альтов Г. Творчество как точная наука: теория решения изобретат. задач / Генрих Альтшуллер. - Петрозаводск, 2014. - 203 с.

  3. Анисимов, Н. М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности: (учеб. пособие) / Н.М. Анисимов. - М.: Прометей, 2010. - 142 с.

  4. Бардин В.М. Обучению техническому творчеству как одна из актуальных задач образования // Интеграция образования.- 2002.- № 1.- С. 71-74.

  5. Вагнер И.В., Власова Ю.Ю. Эфективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014.- № 7-2 (26). -С. 53.

  6. Волкова О. В. Техническое моделирование как реализация творческого потенциала учащихся// Дополнительное образование 2005.№ 9.С. 9-33.

  7. Григорьев Ю.В., Прохоренко К.В. Выявление и индивидуальное обучение молодежи со склонностью к техническому творчеству // Качество. Инновации. Образование. - 2011. - № 6 (73). - С. 8-13.

  8. Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н. Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с.

  9. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., - Москва : Академия, 2010. - 206 с.

  10. Захарян, М. А. Комплексная диагностика одаренности учащихся по научно-техническому направлению : методические указания / М. А. Захарьян ; Владикавказ, 2014. - 20 с.

  11. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2011. -80 с.

  12. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва :Трикста : Акад. Проект, 2011. - 419 с.

  13. Мазейкин Е.М., Шмелев В.Е. Основы творческо-конструкторской деятельности и моделирования: уч. пособие - Тула: Изд-во Тульск. гос. пед ун-та, 2012. - 180 с.

  14. Мамаева И.А. Профессиональное мышление и технические способности // Профессиональное образование. Столица. - 2006. - № 3 .- 12 с.

  15. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.

  16. Матяш, Н.В. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - Москва : Педагогическое общество России, печ. 2010. - 253 с.

  17. Новый Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации [Текст] : № 273-ФЗ : принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. : вступил в силу с 1 сентября 2013 г. - Москва : Проспект, 2014. - 158 с.

  18. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 364 с.

  19. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.

  20. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Изд-во «Питер», 2000.

  21. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. -424 с.

  22. Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся:учеб.-метод. пособие / Полтавец Г. А. [и др.]; М-во образования Рос. Федерации. Центр техн. творчества учащихся. Москва, 2013.

  23. Философский словарь/под. ред. Фролова И.Т. – 5-е изд. – М.; Политиздат, 1986.

Интернет- ресурсы:

1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети". http://www.dar.aaanet.ru/

2. "Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г.Ростов-на-дону http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Новикова Галина Егоровна

Дата: 06.10.2017

Номер свидетельства: 431091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства