Просмотр содержимого документа
«"Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в школе раннего развития "Гармония"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 4 СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. ОРЛА»
«Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в школе раннего развития «Гармония»
(методическая разработка)
Автор-составитель:
Селина Ольга Владимировна,
педагог-психолог
Орёл-2014
Введение
В современной педагогической науке развитие эмпатии является одним из важнейших компонентов социализации и нравственного воспитания детей.
Именно в дошкольном детстве закладываются основы эмпатии, эмоционально-нравственной культуры личности. Поэтому актуальным, на сегодняшний день, является определение эффективных условий развития сочувствия, отзывчивости, гуманности и их проявления в повседневной жизнедеятельности у детей, начиная с дошкольного возраста.
Современная педагогическая теория и практика уделяет большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями. Старший дошкольный возраст является сензитивным для нравственного воспитания детей, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятным для взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Способность к эмпатии доступна детям дошкольного возраста, и к моменту поступления в школу становится осознанной. Если эмпатия не будет сформирована в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным. Гуманные отношения у детей избирательны, проявляются обычно в доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, справедливости. Для решения этой проблемы педагоги используют разнообразные виды деятельности - игровую, учебную деятельность, продуктивные виды деятельности, труд, наблюдение, общение - как самостоятельно, так и в комплексе.
Однако, по мнению большинства исследователей, самый короткий путь эмоционального раскрепощения и обучения ребенка чувствованию - это путь через игру, которая является основным видом деятельности старших дошкольников, в процессе которой они могут развивать способность сочувствовать и выражать душевное состояние окружающих. Именно поэтому в своей работе я хочу акцентировать внимание на проблеме формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.
При создании данной методической разработки ставилась следующая цель:
создание педагогических условий для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи методической разработки:
Активизировать деятельность педагогов Дома детского творчества в области развития эмпатии у детей;
Способствовать просвещению родителей на тему: «Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста»;
Организация работы по развитию эмпатии у детей школы раннего развития «Гармония»;
С детьми дошкольного возраста необходимо вести целенаправленную работу по развитию эмпатии в общении со взрослыми и сверстниками. И делать это необходимо в игровой деятельности — ведущем виде деятельности дошкольников с привлечением взрослых (как педагогов, так и родителей).
Эмпатия - понимание чувств других людей и готовность оказать эмоциональную поддержку.
Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.
Эмоциональное развитие старших дошкольников связано, прежде всего, с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. У детей формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает способы выражения чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, игровой деятельности приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, сопереживания. Эти свойства становятся более действенными, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.
Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ребенка.
Можно выделить ряд этапов в развитии эмпатии у старших дошкольников: «Язык эмоции», «Язык чувств и переживаний», «Содействие», «Сорадование». Учитывая определение эмпатии как умения эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, на основе предложенной авторской методики можно выделить следующие этапы и содержание работы по её формированию у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:
Первый этап - «Язык эмоций»
Организация работы с детьми:
-выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации к книге, фото);
-распознание интонации и интонированной речи (звуковые эмоциональные записи - смех, плач, крик, музыкальные эмоциональные образы);
-обучение пантомимике, жесту, позе, выразительному движению (изображение и угадывание различных эмоционально выразительных движений, распознание изображенного жеста, «ожившие картинки»);
-речевую поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы этикета, вежливые формы, вежливые выражения).
Второй этап - «Язык чувств и переживаний»
Организация работы с детьми:
- работа над книгой - сопереживание персонажам сказок;
- беседы по сказкам (сравнение характера и поступков героев, проведение аналогии);
- игра-беседа с персонажами;
- слушание музыки;
-творческая ролевая игра по сюжету сказки (сопереживание героям и глубокое проникновение в содержание произведения).
Третий этап - «Сорадование»
Формы работы с детьми:
- наблюдение в природе;
- сюжетно-ролевые игры, коллективный труд;
- празднование дней рождения и др.
Как видно из предложенного содержания работы по развитию эмпатии у детей можно констатировать, что одним из важнейших средств решения данной проблемы является игровая деятельность.
Игры обеспечивают развитие необходимых предпосылок для возникновения поведения, регулируемого нравственными нормами. В игре ребёнок имеет возможность проявлять активность, обдумывать и совершать поступки, видеть их последствия. В ходе реализации игровой задачи дети осознают и вырабатывают нормы нравственного поведения, а также у них проявляются и формируются нравственные чувства. Дети учатся понимать, чувствовать своих игровых партнёров, что является важным условием для воспитания сопереживания через игровую деятельность.
Нельзя не отметить значимость игр для обогащения эмоционального опыта детей, развития умений сопереживать и сострадать окружающим; общение со сверстниками, обмен духовными и эмоциональными ценностями; общие переживания и интересы, которые вырабатывают у детей умение координировать свои действия с действиями других, учат считаться с общественным мнением и понимать душевное состояние другого, живо реагировать на существование других людей, животных, предметов. В процессе игр отмечается необходимость обращать внимание на состояние, настроение партнёра по выражению лица, интонациям речи, эмоциональным реакциям; на заботливое отношение к людям.
Игровая деятельность как средство развития эмпатии помогает познакомить ребенка с тем, как доставить радость другим, учит сорадоваться и сопереживать окружающим.
Таким образом, для эффективного развития эмпатии ребенку необходимо общение со сверстниками в игре-ведущем виде деятельности и общение со взрослыми: педагогами и родителями.
Для этого я предлагаю комплекс мероприятий по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. В данный комплекс входит работа непосредственно с детьми, с родителями и педагогами.
Работа с педагогами направлена на формирование знаний по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста (консультации, анкетирование, тестирование).
Работа с родителями ведется с целью повышения их психолого-педагогической компетентности по вопросу развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Для родителей необходимо проведение ряда консультаций, семинаров. В ходе которых должен быть изложен материал, где рассматриваются вопросы о важности развития эмпатии в психическом развитии ребёнка, как в социуме, так и в семье. Также родителям предложен материал, в котором они имеют возможность познакомиться с конкретными играми, с помощью которых можно обучать детей нормам нравственного поведения.
Работа с детьми - с целью выявления эмпатийного уровня дошкольников предложена диагностика, в которую входит беседа с использованием проективных заданий «Зазеркалье», адаптированная методика Е. И. Изотовой) и проблемно-игровая диагностическая ситуация «Гости из Зазеркалья» (адаптированная методика Е.И. Изотовой). В последствии после обработки результатов диагностики предложена развивающая работа с использованием тренинговых занятий для детей, а также игр, которые может использовать как педагоги на занятии, так и родители дома.
Тест для педагогов и родителей
«Насколько у Вас развита эмпатия»
Эмпатия (способность ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях) рассматривается как профессионально важное качество педагога.
Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа:
если Вы ответили «не знаю» - 0; «нет, никогда» - 1;«иногда» - 2;
Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов. При четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно.
Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.
82 – 90 баллов – очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно оттого, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние.
Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых людей». Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны.
При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о своем психическом здоровье.
От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакт и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находите компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.
От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить более склонны по поступкам, чем доверять своим личным впечатлением. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств, а это мешает Вашему полноценному восприятию людей.
12 – 26 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных формулировок и рациональных решений.
Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют Вас свои вниманием. Но это поправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности как свои.
11 баллов и менее – очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе. Во взаимодействии же с другими всматриваться в поведение близких и принимать их потребности как свои.
11 баллов и менее выглядите не всегда в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на неё бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.
Консультация для педагогов
«Коммуникативные игры как средство развития эмпатии у дошкольников»
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Большинство игр отличают следующие черты:
· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
· творческий, в значительной мере импровизированный активный характер этой деятельности («поле творчества»);
· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
· функция социализации;
· функция межнациональной коммуникации;
· функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики»;
· коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций;
· диагностическая;
· терапевтическая;
· функция коррекции;
· развлекательная.
Эмпатия и её виды
Эмпатия ( от греч. cmpathtia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
Различают:
• эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
• когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.);
• предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют:
сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;
сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпативного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения.
Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Вступая в игру коллектива, ребенок берет на себя ряд моральных обязательств перед партнерами. Общение следует рассматривать и как основной энергетический источник игры. В совместных коммуникативных играх наблюдается активное повышение жизненной энергии в результате игрового взаимодействия, сопереживания, состязания. Многие игры детей отличаются, прежде всего, коллективным характером; несут заряд коммуникативной деятельности, общения, которые передают от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы. В игровой деятельности детей существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими.
Имеются 2 основных типа игр:
· состязательные – игры, в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели;
· кооперативные – игры, в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.
Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Коммуникативные способности включают в себя: - желание вступать в контакт, - умение организовать общение, - знание норм и правил при общении. Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом. Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.
Коммуникативные игры следует отличать от лингвистических игр:
Коммуникативные игры
Лингвистические игры
Организация неподготовленной коммуникации
Решение лингвистических задач
Выполнение определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы, диаграммы)
Правильное построение структуры предложения (использование языка)
Успешная коммуникация
Правильная речь
Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно–ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Вторая группа игр – игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться. Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Что могут сформировать у детей занятия-игры - коммуникативные способности и качества: * умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. * позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие». * умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. * умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. * умение взаимодействовать и сотрудничать.
Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.
Анкетирование педагогов.
Цель - изучить особенности педагогического процесса по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы анкеты:
Считаете ли вы необходимым проводить специальную работу по развитию эмпатии у старших дошкольников? Почему?
Какие формы и методы работы с детьми вы организуете по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста?
Занятия (какие?);
Игры (подчеркните какие: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные);
Педагогические ситуации;
Этические беседы, чтение художественной литературы;
Другой вариант
3. Испытываете ли Вы трудности в организации работы по развитию эмпатии у старших дошкольников? Если да, то какие?
Диагностика эмпатии у старших дошкольников.
Задачи диагностики:
Изучить уровень представлений старших дошкольников об эмпатии как способности к сопереживанию;
Изучить особенности проявления эмпатии старшими дошкольниками во взаимодействии со сверстниками в играх.
Беседа с использованием проективных заданий («Зазеркалье»)
(адаптированная методика Е.И. Изотовой).
Цель:изучить особенности представлений об эмоциях и чувствах старших дошкольников.
Организация диагностической процедуры:проводится индивидуально
Инструкция к проведению:
1) Педагог-психолог сообщает ребенку, что в нашу группу пришло письмо из Зазеркалья, озвучивая его, создается проблемная ситуация: в этой стране разбилось зеркало настроений, и все настроения растерялись.
Психолог: Хотел бы ты помочь?
Затем ребенку предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на изучение контекстных и свободных представлений об эмоциях, показать их.
Вопросы:
Какие ты знаешь настроения? Назови их.
Что такое радость? Когда человек радуется? Представь, что жители Зазеркалья тебя видят, попробуй показать им радость, в этом нам поможет волшебное зеркало (ребенок показывает настроение зеркалу).
Что такое грусть? Когда ты грустишь? (Покажи это настроение волшебному зеркалу). По аналогии задаются следующие вопросы:
Когда бывает стыдно?
Что такое страх?
Когда человеку бывает больно?
Чему человек удивляется?
Как ты думаешь, что почувствует человек, если с ним никто не захочет играть?
Оценка результатов.
Полученные результаты анализируются по следующим критериям:
наличие эмоционального отклика на ситуацию, желание самостоятельно выразить свои чувства;
наличие знаний об эмоциях и причинах их появления (эмоциогенные ситуации);
наличие знаний об экспрессивных значениях эмоций;
использование различных средств, при выражении эмоций (вербальных, невербальных).
Проблемно-игровая диагностическая ситуация«Гости из Зазеркалья» (адаптированная методика Е.И. Изотовой)
Цель:изучить особенности проявления эмпатии старшими дошкольниками.
Материалы:пиктографические карточки с изображениями гномиков, с разным настроением; сюжетные картинки в которых представлены данные настроения.
Организация диагностической процедуры: проводитсяиндивидуально.
Инструкция:Ты помог вернуть настроения в Зазеркалье и сегодня к нам пришли гости из этой страны. Хочешь познакомиться с ними? Это гномики. У каждого из них есть настроение, так же как у тебя, у меня и у всех людей.
Показ, обсуждение каждого персонажа, после обсуждения картинку с изображением героя убирают.
Вопросы для обсуждения:
Как ты думаешь, какое настроение у первого гномика?
У тебя бывает такое настроение? Когда?
У кого еще ты часто замечаешь такое настроение?
Как ты думаешь, почему?
Ответы ребенка оцениваются по следующим критериям:
вербальное обозначение эмоционального состояния с опорой на лицевую экспрессию (пиктограммы);
выделение ситуации, являющейся причиной возникновения эмоций;
установление связей, соотнесение эмоций с конкретной ситуацией из личного опыта.
Цель: формирование навыков коммуникации и умения действовать сообща (согласованность в действиях); создание доброжелательной атмосферы. Тренинг носит сюжетный характер.
Способ одновременного введения всей группы (8—16 человек) в игровой контекст тренинга: ведущий предлагает закрыть глаза и погружает участников в игровую сказку, предлагая надеть колпачки и превратиться в гномиков. Колпачки символизируют, что все равны и находятся в едином информационном и игровом поле тренинга.
Вводная часть.
Знакомство с правилами поведения во время тренинга. Ведущий, начиная тренинг, говорит:
– Чтоб было весело играть, пять правил нужно выполнять:
1) игру всем вместе начинать,
2) по очереди отвечать, друг друга не перебивать,
3) активным быть, все выполнять,
4) по имени всех называть,
5) друг над другом не смеяться и чаще улыбаться.
Основная часть
Упражнение «Давайте познакомимся, или Кто живет под колпачком».
Цель: знакомство, диагностика настроения до начала игры.
Инструкция: каждому ребенку предлагается назвать свое настоящее имя или то, как его ласково называют родители, а также свое любимое занятие. Упражнение проводится по кругу.
Упражнение «Змейка».
Цель: развитие умения следовать правилам игры и действовать сообща. Инструкция: с помощью считалки выбирается голова «змейки». После этого «голова» встает первым за ведущим, а остальным ребятам предлагается стать за ней друг за другом, держась за талию. «Змейка» двигается, делая повороты то вправо, то влево. Затем роли меняются, пока каждый из участников не побудет в роли хвоста и головы. Конечно, следует обратить внимание на количество участников в группе. Если общее число превышает 10, то игра не имеет смысла. В конце игры каждый участник рассказывает, чем ему больше понравилось быть – хвостом или головой.
Упражнение «Похвастайся соседом».
Цель: развитие навыков общения, умения выражать словами симпатию другому ребенку; развитие внимания, наблюдательности.
Инструкция:
Ведущий: – Всем нравится, когда о них говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что умеет, какие хорошие поступки совершал? Чем может понравиться? Ведущий может привести образец подобного хвастовства. Вариант: игра в виде конкурса хвастунов. Кто больше всех похвастается – получит приз. Приз может быть как вещественным (в виде небольшого сувенира), так и невещественным (поощрение, одобрение или что-то другое, поднимающее самооценку ребенка).
Упражнение «Обозвали овощами».
Цель: развить коммуникативные навыки – научить выражать негативные эмоции конструктивными способами (с помощью определенных правил); научить понимать шутку в различных ситуациях общения; научить объяснять свои чувства.
Инструкция:
Ведущий: – Иногда дети ссорятся и говорят друг другу обидные слова – ругаются. Сегодня я предлагаю вам поругаться необычными словами. Мы будем произносить не обидные слова, а названия овощей. В конце игры каждый ребенок рассказывает, какие чувства испытывал, когда его «обзывали овощами».
Упражнение «Поссорились».
Цель: учить детей передавать эмоции (злость, гнев, обиду) с помощью невербальных средств общения – мимики; управлять своими эмоциями. Инструкция: детям предлагается встать парами, повернувшись друг к другу спиной, и изобразить на лице эмоции гнева, злости на обидчика. Надуть сильно-сильно щеки. Ведущий: – Вы поссорились. Вам не хватает общения с другом. Вы хотите помириться. Для того чтобы помириться, нужно повернуться лицом друг к другу, осторожно «проткнуть» пальцами надутые щеки обиженного друга – обида и злость лопнут, как воздушный шарик; засмеяться и обняться.
Инструкция: детям предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится солнышком. Дети превращаются в лучики: они вытягивают руки вперед, а один из участников проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к ведущему. Дети-лучики ласкают, гладят его руками. Ведущий все время тихо повторяет участникам, настраивая их на нужный лад: «Мы ласковые, добрые, теплые лучики. Мы нежно гладим идущего к нам». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает – и ребенок сам становится солнышком.
Заключительная часть.
Цель: рефлексия, выражение эмоций.
Обсуждение: что вам больше понравилось и запомнилось? Участникам предлагается по желанию и свободно высказаться. Упражнение проводится по кругу.
Тренинг игрового взаимодействия для детей 6–7 лет
Цель: сплочение группы; развитие умения понимать другого, творческого воображения и мышления.
Вводная часть.
Участники знакомятся друг с другом и с правилами проведения тренинга. Для данного возраста предлагаем использовать следующую форму. Ведущий, начиная тренинг, заучивает или разыгрывает с участниками стихотворение «Чтоб было весело играть…», которое приводилось в начале.
Разминка:
Упражнение «Представь себя».
Цель: развитие ассоциативного мышления.
Инструкция: представиться не своим именем, а названием того растения или цветка, которые нравятся.
Упражнение «Дотронься до цвета».
Цель: развитие внимания, повышение эмоционального фона.
Инструкция: ведущий произносит предложения, в которых есть слова, обозначающие названия какого-либо цвета. Задача участников – глазами быстро найти предмет такого же цвета и на счет «раз-два-три» дотронуться до него. •Заяц белый в лесу бегал.
•В космос полетела ракета серого цвета.
•Зимой и летом стройной, оранжевой была.
•Ярко светит в небе зеленое солнце.
•Снесла курочка яичко, да не простое, а красное.
•В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик, но розовый он был.
Упражнение «Остров дружбы».
Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.
Инструкция: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островком спасения для нас будет служить газета», – говорит ведущий.
Основная часть.
Упражнение «Скульптура».
Цель: развитие умения понимать другого; развитие творческого мышления и воображения.
Инструкция
Ведущий: – Жили король и королева – Творец и Муза. Долго не было у них детей. Наконец родилась дочь – Глина. Родители берегли и лелеяли ее, никому не показывали. Она росла, и все скульпторы узнали, что у Творца и Музы есть очаровательная дочь. Многие хотели на ней жениться, но король всем отказывал. Муза огорчалась, а Творец отвечал: «Они любят себя, свой талант, а не ее». Однажды приехал в город молодой скульптор. Увидел Глину и был пленен ее грацией, пластичностью. Глина спросила у скульптора: «Ты хочешь быть королем?» – «Нет, мне нравятся твоя неповторимость, мягкость, пластика. Я вижу твой образ», – ответил скульптор. И Глина стала его женой. Станьте друг против друга лицом к лицу, образуя два круга. Внутренний круг – это скульпторы, внешний – глина. Задача скульптора – «вылепить» любой образ, который возникает в его воображении при виде глины. Скульптор превращает свою «глину» в любую выбранную им скульптуру, помогает (руками) принять желаемое выражение лица... Время на работу – 3 минуты. Затем роли меняются.
Упражнение «Ассоциация».
Цель: развитие ассоциативного мышления и умения обобщать.
Инструкция: первый участник называет любое слово, которое может обозначать предмет, явление, понятие. Второй участник называет свое слово. Задача третьего участника – объединить эти два слова в предложение. Игра продолжается со второго участника.
Упражнение «Интервью».
Цель: развитие умения почувствовать другого, перевоплотиться в него. Инструкция: участники должны разделиться на пары, повернуться лицом друг к другу и по очереди за одну минуту узнать как можно больше друг о друге. Задача участника – рассказать все, что он запомнил о партнере, от своего имени. Участники тренинга могут задавать дополнительные вопросы. Подведение итогов. Вопросы задаются всем по кругу. •Когда вам было легче – когда слушали о себе или говорили за другого? • Согласны ли вы с представлением о вас другого человека?
Заключительная часть.
Упражнение «Костер проблем».
Цель: дать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения безопасности.
Инструкция: раздать полоски бумаги. На полосках бумаги записать проблемы, от которых хотелось бы избавиться. Затем бумага поджигается.
Инструкция. Ведущий: – Вообразите (с закрытыми глазами), что каждый из вас – красивый, сильный олень с высоко поднятой головой. На левой ноге – серебряное копытце. Удар копытцем о землю не принесет сказочных монет, но сделает золотым ваше сердце. Его нежность и доброту должны почувствовать все, кто находится вокруг. Повернитесь направо, положите руки на плечи соседу впереди и помассируйте их. Рефлексия по окончании тренинга строится на примере упражнения «Круг». Все участники становятся в круг и по очереди высказываются или производят какие-то действия.
Тренинг развития эмпатии и эмоциональной чувствительности
для детей 6-7 лет
Разминка
Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
Цель: повышение эмоционального фона.
Инструкция .
Ведущий: – Конечно же, все смотрели мультфильм про Крошку Енота, который благодаря улыбке подружился со своим отражением в реке. Сидящие в кругу, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему самую добрую свою улыбку. Ну что же, замечательно, приятно видеть ваши улыбки. Обратите внимание, что вместо нашего «микрофона» я захватила с собой «камень мудрости» (им могут стать игрушка, мячик или настоящий камушек), который будет помогать нам в наших играх.
Упражнение «Ветер дует на…».
Цель: сплочение участников группы на фоне большей информированности друг о друге.
Инструкция: со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, задачи могут быть такие: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы, – и все светловолосые собираются в центре круга. «Ветер дует на того, кто любит мороженое»; «…у кого есть дома животное»; «…у кого есть заколки в волосах или фенечки на запястьях»; «…кто любит манную кашу»; «…у кого есть сестра»; «…кто любит петь»; «…кто любит танцевать»; «…у кого есть друзья»; «…у кого нет друзей». Когда все дети побывали в кругу, можно закончить так: «Мы много нового узнали друг о друге, и вы непременно найдете себе друзей, а мы все вам в этом поможем».
Упражнение «Найди свою группу».
Цель: повышение эмоционального фона, сплочение группы.
Инструкция: раздаются карточки с названиями животных, но никому не показываются. Дети закрывают глаза и издают звуки: гав, мяу, га-га, ко-ко, кря-кря… Надо стать в свою группу.
Основная часть.
Упражнение «Драка».
Цель: выплеск негативных эмоций через релаксацию.
Инструкция. Ведущий: – Вы поссорились, вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулачки. Глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. А может, не стоит драться?.. Выдохните и расслабьтесь. Ура! Обнимите друг друга: сначала правого, потом левого соседа.
Упражнение «Художник».
Цель: развитие наблюдательности, памяти, общительности.
Инструкция: из группы детей выбираются двое. Остальные – зрители. Один из выбранных – художник (по желанию), другой – заказывает ему свой портрет. Художник внимательно смотрит на своего заказчика, затем отворачивается и по памяти описывает его внешность. Ведущий может помочь ему, задавая вопросы, например: «Вспомни, какая Лена – красивая?».
Упражнение «Щепки на реке».
Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.
Инструкция: дети становятся в 2 ряда, друг напротив друга, на расстоянии вытянутых рук, образуя «коридор» (в данном случае – «русло реки»). «Река» может течь по прямой или с изгибами. Дети покачивают вытянутыми вперед руками, изображая волны. Один из участников («щепка») закрывает глаза и начинает «плыть», то есть идти внутри коридора, а остальные, легко прикасаясь к нему руками-волнами, направляют его движение. Завершив плавание, участник игры становится «рекой». «Щепками» все плывут по очереди.
Заключительная часть.
Упражнение «Доброе животное».
Цель: дать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения безопасности.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье –
И становится понятно:
Расслабленье всем приятно.
Инструкция: участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, выдох – все делают два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце». Стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и так далее.
Игры на развитие эмпатии у старших дошкольников.
«Жизнь в лесу»
Педагог: Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
«Добрые эльфы»
Педагог: Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.
Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...
Разыгрывается бессловесное действо.
«Птенцы»
Педагог: Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так!(Показ)Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.
«Муравьи»
Педагог (рассадив детей вокруг себя): Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир.
У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.
Педагог и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом.
«Театр теней»
Педагог: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!
Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.
«Ожившие игрушки»
Педагог (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.
По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.
«Бездомный заяц»
Способствует развитию реакции, навыков невербального взаимодействия с детьми.
В игре принимают участие от 3 до 6 человек. Каждый игрок, заяц, чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами — 1–2 метра. Один из зайцев — бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.
«Эмоциональный словарь»
Развивает эмоциональную сферу ребенка.
Перед детьми раскладывают набор карточек, на которых изображены лица людей, испытывающих различные эмоции (5—6 карточек). Ребенку предлагают ответить на вопрос: «Какие эмоции испытывают эти люди?» После этого ребенку предлагают вспомнить, был ли он сам в таких состояниях.
Как он чувствовал себя, находясь в том или ином состоянии? Хотел бы он снова вернуться в это состояние? А может ли данное выражение лица отражать другое состояние человека? Ведущий предлагает ребенку нарисовать некоторые эмоции. Все приведенные детьми примеры из жизни взрослый записывает на листе бумаги.
Через 2—3 недели игру можно повторить, при этом можно сравнить те состояния ребенка, которые были у него давно, и те, которые возникли недавно. Можно попросить его ответить на вопросы: «Каких состояний было больше за прошедшие 2—3 недели — негативных или позитивных? А что ты можешь сделать, чтобы испытывать как можно больше положительных эмоций?»
«Мой хороший попугай»
Способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе. Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?» Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из детей плюшевого попугая (мишку, зайчика).
Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать попугая другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.
«Сороконожка»
Учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива.
Дети (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего «сороконожка» начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих — не разорвать единую цепь, сохранить «сороконожку» в целости.