Развитие мелкой моторики рук у детей с ИН и ТМНР, через использование современных,традиционных и нетрадиционных педагогических технологий
Развитие мелкой моторики рук у детей с ИН и ТМНР, через использование современных,традиционных и нетрадиционных педагогических технологий
Поиск наиболее эффективных путей и способов организации и проведению игр на развитие мелкой моторики; обосновать связь между развитием мелкой моторики и активизаций отделов коры головного мозга ;систематизировать принципы работы над развитием мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР ; способствовать развитию мелкой моторики,оказать необходимую своевременную коррекционную помощь, для предотвращения дальнейшего ухудшения проблем со здоровьем; через работу по самообразованию - создать условия для самореализации личности воспитанника с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов, для развития самостоятельности и активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук у детей с ИН и ТМНР, через использование современных,традиционных и нетрадиционных педагогических технологий»
МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Рассмотрено
на заседании МС
Протокол №____ от « ___»_______ 20__г.
Принят
к утверждению на заседании ПС
Протокол № ____
от «___» _______ 20__г.
Согласовано и.о.зам.директора по ВРР
«__» ________ 20__г. ________________
Е.Г. Усманова
Утверждаю
Директор
ГБСУСОССЗН СДДИ
__________ А.А Низамиев
приказ №___
от «___» ________ 20___г.
План работы
по самообразованию
на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей
с интеллектуальными нарушениями и ТМНР, через использование современных ,традиционных и нетрадиционных педагогических технологий
( приемов, методов и форм)»
2019-2022 уч.год
Составитель:
Белова Н.И.,
Инструктор по труду
с.Серафимовский, 2019г
Тема по самообразованию:
«Развитие мелкой моторики рук у детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР, через использование современных ,традиционных и нетрадиционных педагогических технологий ( приемов ,методов и форм)»
Курсовая подготовка: Курсы по теме «Методологические подходы и практика реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных и коррекционных организациях »
Аттестация: 2022-2023учебный год.
Категория (планируемая категория после аттестации – высшая)
Цель: поиск наиболее эффективных путей и способов организации и проведению игр на развитие мелкой моторики; обосновать связь между развитием мелкой моторики и активизаций отделов коры головного мозга ;систематизировать принципы работы над развитием мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР ; способствовать развитию мелкой моторики ,оказать необходимую своевременную коррекционную помощь, для предотвращения дальнейшего ухудшения проблем со здоровьем; через работу по самообразованию - создать условия для самореализации личности воспитанника с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов, для развития самостоятельности и активности.
Задачи:
- изучить современную литературу по теме самообразования;
- ознакомиться с инновационными и нетрадиционными методами развития мелкой моторики рук;
- продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания развития мелкой моторики рук;
- выявить уровень сформированности мелкой моторики у детей на входе в программу; - развивать мелкую моторику: плавность, точность, скоординированность движений рук;
- формировать зрительно-моторную координацию;
- привлечь воспитателей к участию во всех этапах коррекционно-развивающего процесса;
- проанализировать уровень сформированности мелкой моторики у детей на выходе из программы.
Предполагаемые результаты:
- изучить современную литературу и материалы сети Интернет по теме самообразования;
- реализация мероприятий плана по теме самообразования, в полном объеме и в запланированные сроки;
- привлечь к участию в коррекционно-развивающих мероприятиях 100% детей в мастерской с интеллектуальными нарушениями и ТМНР;
- положительная динамика в развитии мелкой моторики: плавность, точность, скоординированность движений рук;
- изучить эффективные практики для коррекции и развития мелкой моторики рук у обучающихся с ИН и ТМНР;
- положительная динамика в формировании зрительно-моторной координации
- вовлечение воспитателей к участию во всех этапах коррекционно-развивающего процесса;
- оформление папки-передвижки, памяток, по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей;
- разработать методические рекомендации ,дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- повышение педагогической компетентности педагогов и обучение их методам реабилитации через занятия с детьми по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков.
Критерии оценки эффективности
Эффективность программы определяется посредством сравнительного анализа достигнутых и ожидаемых результатов
Основные направления самообразования:
- профессиональное (предмет преподавания) ;
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);
-коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями и ТМНР,
(нормализация мышечного тонуса, развитие двигательных функций руки).
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности методического объединения инструкторов по труду , а также через участие в жизни СДДИ.
Пояснительная записка
Качество коррекционного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление педагога с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других коррекционно-образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога - это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.
Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию, в этом каждому педагогу помогает планирование своей работы, правильный анализ деятельности, постановка целей, выбор форм и методов. С этой целью педагоги составляют планы самообразования.
Проблема: эффективность и повышение качества развития мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР,через использование современных , традиционных и нетрадиционных педагогических технологий ( приемов ,методов и форм)».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1.Изучить литературу по данной проблеме:
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: КАРО :2008
Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Зажигина О.А.СПб, Детство-ПРЕСС, 2016.
2. План работы по самообразованию:
№
Разделы плана
Содержание деятельности
Сроки
Форма результатов
1
Изучение
методической
литературы
1.Чтение научно-методической
литературы.
2. Теоретическое изучение авторов по проблемной теме .
Системати
чески
Конспекты
Памятки
Рекомендации
2
Регулярный просмотр интернет ресурсов иизучение
информационно-
коммуникационных технологий
1.Изучение методов и способов применения информационных технологий.
2. Поиск материала
составление пакета
в электронном виде.
В течение 2019-2022г
Конспекты
Методико-
дидактические
материалы
Презентации
3
Участие в
методическом
объединении, в
жизни детского дома.
1.Выполнение плана работы МО
2.Проведение открытых занятий.
3. Выступления на МО, педагогических советах.
4. Общение с коллегами СДДИ, района.
В течение
года,
Анализ открытых занятий , конспекты выступлений
4
Обобщение
опыта
1.Обобщение опыта авторов изученной литературы.
2.Участие в вебинарах.
3.Разработка индив. заданий для обучающихся .
В течение 2019-2022г
Комплекты
методико-
дидактических
материалов
картотека дидактических, коррекционно-развивающих, пальчиковых игр и упражнений, физкультминуток.
5
Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями и ТМНР
1Первичное обследование ( определение уровня сформированности
навыков развития мелкой моторики и координации движения рук)
2. Создание предметно-развивающей среды для практического решения задач, поставленных проблемной темой.
В течение 2019-2022г
1. Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики ; 2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением для устного счета ;
3. Комплексы пальчиковой гимнастики ; 4. Массаж кистей и пальцев рук .
6
Инновационная деятельность.
1. Подбор и изобретение игр и упражнений на мелкую мускулатуру, способствующих возрастанию у детей интереса к активной работе пальчиками, вызыванию динамичной продолжительной речи.
В течение
2019-2022 гг.
«Бусография»
7
Повышение
квалификации .
1. Участие в курсах повышения квалификации профессиональной деятельности
2. Посещение уроков своих коллег.
По графику учреждения
В течение 2019-2022 гг.
Конспекты,
анализы уроков и мероприятий,
удостоверения, справки
Формы работы
Подгрупповая форма работы - позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.
Парная форма работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию детей. К тому же в помощь слабому ребенку, можно дать ребенка посильнее.
Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.