Соответствует ФГОС. Прописаны цель и задачи, методы и приемы.Содержит в себе теоретические занятия и практические.В содержании программы несколько разделов. Прописан контроль и работа с родителями. Программа интересна в реализации как педагогу, так и ученику. Есть увлекательные темы и задания. Работа проводится 1 раз в неделю с 16.00 до 18.00. с перерывом в 10 минут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка программы кружка "Веселые нотки"»
Кружок
Веселые нотки
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.
Цель программы
Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся.
Задачи
1. Образовательные:
-Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
-Обучить детей вокальным навыкам;
2. Воспитательные:
-Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
-Привить навыки сценического поведения;
-Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
3. Развивающие:
-Развить музыкально-эстетический вкус;
-Развить музыкальные способности детей;
Набор в вокальный кружок «Веселые нотки» осуществляется на базе 1 – 9 классов. Программа рассчитана на 1 год и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально- творческой деятельности детей 7- 14 лет. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов:
— музыкально- теоретическая подготовка;
— вокально-хоровая работа;
— концертно-исполнительская деятельность.
Педагогическая целесообразность программы и новизна
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы. Имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса ). В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры . Каждое занятие кружка включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
-Показ;
-Объяснение;
-Инструктаж;
-Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
-Самостоятельная работа;
-Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
-Поощрение;
-Контроль;
-Самоконтроль;
-Оценка;
-Самооценка;
-Вручение подарка;
-Одобрение словом;
Методы поощрения:
-Благодарность;
-Благодарственное письмо родителям;
-Устное одобрение.
Все занятия вокального кружка строятся по схеме:
— прослушивание музыкального произведения;
— разбор текста песни;
— работа с труднопроизносимыми словами;
— разучивание музыкального произведения;
— работа над выразительностью исполнения.
Формы проведения занятий
-Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
- Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
-Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
-Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Учебный план рассчитан на 1 год обучения, занятия 1 раз в неделю, с 16.00.- 18.00. с перерывом 10 минут. Количество обучающихся в группе 12 – 15 человек.
№
Наименование занятия
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Введение. Вокальное искусство. Пение как вид искусства.
2
-
2
Подготовка к общешкольному родительскому собранию.
2
-
3
Индивидуальная работа с солистами. Музыкальные термины и понятия.
1
1
4
Работа с вокальной группой. Развитие ритмического слуха.
2
-
5
Подготовка и выступление на празднике «День матери». Разучивание песен в соответствии с тематикой. Средства музыкальной выразительности.
Работа над текстами народных песен для группового исполнения.
2
-
9
Разучивание несложных народных песен.
1
1
10
Индивидуальная работа с солистами. Разучивание выбранной песни.
1
1
11
Подготовка к Новому году. Разучивание песен и танцев.
1
1
12
Выбор нового репертуара для солистов. Индивидуальная работа.
1
1
13
Работа с вокальной группой над двуголосием. Исполнение несложных песен.
1
1
14
«Маша и медведь» -музыкальная сказка. Начальный этап работы.
1
1
15
«Маша и Медведь» - продолжение работы.
1
1
16
Подготовка к празднику «День защитников Отечества», к конкурсу патриотической песни «Пою, моё Отечество» .
1
1
17
Подготовка к празднику «День защитников отечества»
1
1
18
Выступление-поздравление с праздником «День защитников отечества».
-
2
19
Подготовка к празднику «Женский день»
2
20
Художественная обработка песен, приуроченных к женскому дню.
2
21
Поздравительное выступление с женским днём –« Моя мама лучшая на свете!»
-
2
22
Шедевры мировой музыки. Прослушивание песни в исполнении Ф.Шаляпина. Анализ прослушанного, краткое сообщение о творчестве великого певца.
2
23
Выбор нового репертуара. Индивидуальная работа с отдельными членами кружка.
1
1
24
Повторение репертуара, работа с шумовыми инструментами.
1
1
25
Подготовка к празднику «День Победы». Разучивание патриотических песен.
1
1
26
Художественная обработка номеров для предстоящего праздника.
1
1
27
Выступление на концерте.
-
2
28
Подготовка к заключительному концерту.
1
1
29
«Звонкоголосое детство». Заключительный концерт членов кружка.
-
2
Итого 58 часов:
29
29
Содержание программы.
Раздел 1.Пение как вид искусства
-Общее понятие о культуре певческого мастерства.
-История певческой культуры.
-Знакомство с музыкальными жанрами.
-Прослушивание произведений различных жанров.
-Ознакомление с основами вокального искусства.
-Артикуляционный аппарат и его составляющие.
-Процесс звукообразования и звуковедения.
Раздел 2. Музыкальные термины и понятия.
-Понятие о высоких и низких звуках.
-Ручные знаки. Знакомство с нотами.
-Показ расположения нот на нотном стане. Пение нот.
Раздел 3. Развитие ритмического слуха.
-Долгие и короткие звуки.
-Понятие о музыкальном размере.
-Длительности нот.
-Ритмические упражнения. Определение длительностей.
-Выполнение простых ритмических рисунков.
Раздел 4. Развитие певческих способностей.
-Знакомство с различной манерой пения.
-Роль дыхания в пении.
-Знакомство с основными видами дыхания.
-Постановка голоса. Певческая позиция.
-Дикция. Артикуляция.
-Формирование культуры исполнения произведений.
Раздел 5. Средства музыкальной выразительности.
-Кульминация в музыкальных произведениях.
-Темп.
-Динамика.
-Лад.
-Понятие о форме построения песни.
Раздел 6. Концертная деятельность.
-Сценическое движение.
-Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.
-Подбор движений к разучиваемому произведению.
-Нахождение образа.
-Репетиционная работа.
-Подготовка концертных номеров.
-Концертные выступления
-Формирование культуры исполнительской деятельности.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год.
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
Работа с родителями:
-Консультации для родителей;
-Концерты, игровые праздники;
-Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
-Оформление стенда.
Методические рекомендации.
Программа предполагает следующие методы:
Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).
Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.
В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.
После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.
В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке.
Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий .
В конце года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.
Список литературы.
Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду»
Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 2001г.
Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону 2002 г.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».
О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
Ю. Рауль «Певческий голос».
Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи».
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. Ч. 1.– 608 с.: нот.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 2. – 400 с.: нот.