Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа по теме "СПИД - смертельная угроза"»
Классный час по теме «СПИД – смертельная угроза»
Цель:
Вооружение учащихся знаниями о СПИДе как болезни.
Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
Привлечь внимание учащихся к проблеме ВИЧ/СПИДа.
Закрепить информацию о путях заражения вирусом иммунодефицита человека.
Вооружить учащихся методами и способами профилактики ВИЧ/СПИДа.
Ход классного часа:
1. Мозговой штурм
Что для вас представляет собой радуга?
Радуга (из словаря Ожегова) — разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Цвета радуги (цвета солнечного спектра).
Радужный — приятный, сулящий радость, счастье.
Как правило, радуга представляется нам яркой, разноцветной. А с каким цветом ассоциируется у вас проблема ВИЧ/СПИДа? (ответы детей)
2. Мини-лекция
Прошло много лет с тех пор, как человечество ужаснулось от знакомства с неизлечимым заболеванием — СПИД.
Синдром — это признаки, которые показывают наличие заболевания.
Приобретенный — эта болезнь не наследственная. Она передается от больного человека к здоровому.
Иммунодефицит — это недостаточность защитных сил организма, что бы сопротивляться инфекции.
СПИД вызывается вирусом, который называется ВИЧ — вирус иммунодефицита человека. Вирусы — это живые организмы, которые настолько малы, что их невозможно увидеть невооруженным глазом. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) это вирус, который передается от зараженного человека здоровому и поражает защитную систему организма. Иногда проходит несколько лет, прежде чем у человека, инфицированного вирусом иммунодефицита (ВИЧ), появляются первые признаки болезни. Человек, в организм которого проник вирус, не ощущает этого и выглядит вполне здоровым. Тем не менее, для других он представляет опасность.
Откуда появился ВИЧ? По мнению американского ученого Роберта Галло, одного из исследователей, с чьим именем связано открытие возбудителя СПИДа, ВИЧ возник очень давно и распространился в изолированных от внешнего мира группах коренного населения Африки. Экономическое освоение территорий, расширение контактов, колонизация Африки способствовали распространению вируса и на других континентах. Для вируса СПИДа характерна большая изменчивость. Со временем из безобидного вируса он превратился в весьма агрессивного возбудителя, который до сих пор держит в страхе весь мир.
3. Работа в группах
А) Игра «Собери пазл»
Группам раздаются пазлы. При сборе картинки учащиеся повторяют пути заражения вирусом иммунодефицита человека.
Вирус передается тремя основными путями:
половым;
через кровь (нестерильные шприцы и иглы при совместном употреблении наркотиков, при использовании колюще-режущих предметов, если они загрязнены кровью человека, у которого есть данный вирус);
от матери к еще не родившемуся или новорожденному ребенку во время родов или кормления грудью.
Б) Определи жидкости, через которые передается ВИЧ.
Группам раздаются листы красного и зеленого цвета, а также листочки с перечисленными биологическими жидкостями человеческого организма. К красному листу относятся жидкости, через которые ВИЧ может попасть в организм человека (кровь, семенная и вагинальная жидкости, грудное молоко), к зеленому листу остальные (слюна, пот, спинномозговая жидкость, слезы, моча).
Наибольшее количество вируса у инфицированного человека содержится в крови, семенной, вагинальной и спинномозговой жидкостях, грудном молоке.
В) Наш портрет.
На доске нарисованы кружочки для каждой группы. Группам необходимо перечислить как ВИЧ не передается. При правильном ответе в нем рисуются и раскрашиваются в разные цвета глаза, нос, рот и т. д.
Как ВИЧ не передается от человека к человеку:
при дружеских объятиях и поцелуях;
через рукопожатия;
при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;
при пользовании письменными принадлежностями и домашней утварью;
при пользовании бассейном, душем, общественным туалетом;
в общественном транспорте;
животными, насекомыми, в том числе и кровососущими;
воздушно-капельным путем при общении;
при уходе за больным СПИДом.
Г) Ромашка.
На лепестках ромашки учащиеся записывают основные меры профилактики ВИЧ. Вывешивают на доске и представляют вниманию другой группе.
Зная основные пути передачи ВИЧ-инфекции, человек должен:
соблюдать правила личной гигиены: использовать индивидуальную зубную щетку, бритву, маникюрные принадлежности и т. п.
не пробовать и не прикасаться к наркотическим веществам: даже однократное введение наркотика может привести к заражению вирусом иммунодефицита человека;
при прокалывании ушей пользоваться исключительно стерильными инструментами;
избегать вступления в ранние половые отношения, так как это может привести к заражению ВИЧ, венерическим болезням и нежелательной беременности.
Д) Игра «Выбор за нами»
На доске изображена радуга. Учащимся задаются вопросы, если ответ верный, сегмент радуги окрашивается в яркий цвет, если же не верный — в черный либо серый цвет.
1. Что такое ВИЧ (Вирус иммунодефицита человека)
2. Что такое СПИД (Синдром приобретенного иммунодефицита человека)
3. Пути передачи ВИЧ (через кровь, половой путь, от матери к ребенку)
4. Можно ли заразиться ВИЧ, если вас укусило кровососущее насекомое (нет)
5. Есть ли лекарство от ВИЧ/СПИДа?
(Существующие сегодня антивирусные препараты не излечивают больного, а лишь замедляют развитие болезни, т. к. вирус иммунодефицита склонен к постоянной изменчивости).
7. Что опаснее ВИЧ или венерические заболевания? (Опаснее ВИЧ, т. к. венерические заболевания лечатся).
8. Единственная защита от ВИЧ (Безопасное поведение)
9. Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний (Верно. В результате гибели клеток иммунной системы возникают заболевания, вызываемые микробами, которыми в обычных условиях люди не болеют. К таким заболеваниям относится туберкулез, токсоплазмоз, герпес и др.)
10. Как действует вирус иммунодефицита?
(Вирус поселяется в клетках защиты организма — лимфоцитах, в связи, с чем способность организма к обороне утрачивается).
11. Как установить, заражен человек вирусом или нет?
(О заражении вирусом свидетельствует обнаружение в крови антител к нему. Если антитела обнаружены, человек считается инфицированным. С помощью более трудоемкой методики можно обнаружить и сам вирус).
12. Можно ли заразиться СПИДом, пользуясь общей посудой при еде?
(Нельзя. Ни один из членов семей больных не заражался, если не состоял с ним в половой близости или не родился от зараженной матери).
13. Можно ли заразиться СПИДом при рукопожатии, случайном прикосновении носителя вируса? (Нельзя. Об этом свидетельствует отсутствие случаев заражения у родственников и сослуживцах больных и зараженных).
14. Можно ли заразиться СПИДом, как гриппом, через воздух?
(Нельзя. Если бы это было возможно, то СПИДом болели бы все люди, независимо от возраста и образа жизни).
4. Итог.
Какими цветами будет раскрашена радуга каждого из нас, зависит только от нас самих, будет ли она состоять только из ярких цветов, когда мы будем вести здоровый образ жизни, быть грамотными и нести ответственность за собственное поведение либо радуга окрасится в оттенки черного цвета и жизнь будет тусклой и мрачной.
Каждый должен знать, как передается ВИЧ, твердо усвоить индивидуальные меры профилактики, подумать о себе, о своих близких сейчас. Защитите себя. Ведь это так просто, как надеть перчатку зимой.