Для народностей, которые живут в основном охотой, нож является первейшим орудием в жизни. Старики-охотники говорят: «В тайге лучше остаться без ружья, чем без ножа». Хороший нож для Саха — самый близкий и верный друг. Поэтому якутские мастера по металлу и кузнецы испокон веков славились искусством выплавки железа и изготовлением из стали орудий труда, охоты и войны.
Нож Саха является образцом, эталоном древнейших разновидностей таких изделий, это доказано археологическими исследованиями. До сих пор якутский нож сохранил первоначальный внешний вид, геометрические параметры и размеры. Способ изготовления тоже традиционный. Но время не стоит на месте: с развитием цивилизации начинается новый виток в развитии кузнечного дела. Сегодня, сохраняя традиционную технику изготовления якутских ножей в кузнечном искусстве, можно внести новые технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.2. Признанные мастера кузнечного дела Республики Саха (Якутия).…………………….15
Заключение…………………………………………………………………….………….…….17
Список использованной литературы……………………….…………………….……….…..18
Введение
Нож - моя третья рука.
Якутская пословица.
Актуальностьтемы исследования.Для народностей, которые живут в основном охотой, нож является первейшим орудием в жизни. Старики-охотники говорят: «В тайге лучше остаться без ружья, чем без ножа». Хороший нож для Саха — самый близкий и верный друг. Поэтому якутские мастера по металлу и кузнецы испокон веков славились искусством выплавки железа и изготовлением из стали орудий труда, охоты и войны.
Нож Саха является образцом, эталоном древнейших разновидностей таких изделий, это доказано археологическими исследованиями. До сих пор якутский нож сохранил первоначальный внешний вид, геометрические параметры и размеры. Способ изготовления тоже традиционный. Но время не стоит на месте: с развитием цивилизации начинается новый виток в развитии кузнечного дела. Сегодня, сохраняя традиционную технику изготовления якутских ножей в кузнечном искусстве, можно внести новые технологии.
Исходя из вышеназванной проблемы, мы выбрали для исследования тему: «Якутский нож: традиции и современность» (изготовление якутского ножа с применением гальваники).
Целью исследования является изучение видов, технологии, использования различных материалов в изготовлении якутского ножа, из чего вытекают следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную якутским ножам;
Изучить разновидности якутских ножей, рассмотреть особенности якутского ножа, его отличия и выявить своеобразие изготовления ножей мастеров Саха;
Сделать выводы о том, какие технологии изготовления якутского ножа актуальны сегодня.
Глава 1. Феномен якутского ножа.
Разновидности якутских ножей.
Нож — одно из самых необходимых орудий труда человека, независимо от хронологических, географических, национальных и иных особенностей. Ножом активно пользуются наши современники в космическом ХХI веке, а тысячелетия назад, в каменном, бронзовом и железном веках, нож являлся одним из основных орудий охотников, рыболовов, оленеводов Сибири. В соответствии с исторической эпохой менялся основной материал, из которого изготовлялось орудие; менялись и усовершенствовались приемы изготовления и формы изделия. Костяные ножи с кремневыми вкладышами и современные кухонные ножи из нержавеющей стали являются знаменательными вехами на пути технического прогресса, показателями усовершенствования технологий.
Археологические раскопки, проведенные на территории современной Якутии, показывают, что образцы ножей, извлеченные из стоянок древнего человека, имеют несомненное сходство с якутскими ножами. Таким образом, якутский нож представляет собой продукт отшлифованный тысячелетиями использования в таежных и северных условиях, как коренным населением Якутии, так и приезжими.
Существует множество региональных вариаций якутского ножа, но в классическом варианте нож представляет собой клинок длиной от 110 до 170 мм насаженный на деревянную ручку, сделанную из берёзового капа с кожаными ножнами.
Ножи «Саха» по стилю изготовления и применению подразделяются на двенадцать разновидностей:
Ойуу быhыччата — нож для нанесения узоров на деревянных изделиях. Длина клинка 3-5 см.
Отоhут быhыччата — нож лекаря, знахаря, с очень тонким и острым концом лезвия. Длина клинка 3 -7 см.
3. Уол о5о кыччанар быhыччата — ножик для мальчика. Длина 7-11 см
4. Дьиэ — уот быhага — домашний нож. Длина клинка 9- 14 см.
5. Табаhыт быса5а — нож для разделки туши оленя, острие ножа очень тонкое и клювообразное. Клинок тонкий, можно сказать, «нежный». Длина клинка 9-12 см.
6. Кыра булт быhа5а — малый нож охотника. Длина 9-14 см. Закалка мягкая.
7. Балыксыт быhа5а — нож рыбака. Клинок широкий, обух тонкий, острие чуть загнуто к верху. Ручка набирается из бересты.
8. Булт быhага — охотничий нож. Длина клинка 15-18 см.
9. Мас ууhун быhыччата — нож краснодеревщика. Для вырезания фигурных частей мебели и других деревянных изделий. Длина клинка до 12 см.
10. Мас ууhун быhага — нож краснодеревщика. Для обработки крупных деталей, с широким, тонким лезвием. Крепко закаливается.
11. Бадаайы — нож крупного размера. Длина клинка до 25 см.
12. Боло быhах — еще крупнее и тяжелее, длина клинка до 30 см. Эти два вида ножей длинномеры, предназначены для тяжелых работ. Например, для разделки крупных зверей, для прорубания льда, для рубки тальников, порослей и т.д.
Отличительная черта якутского ножа.
Асимметричность ножа — основная особенность орудия. В.Л. Серошевский в своем исследовании о якутах отмечает, что правая сторона ножа, бытующего у якутов, «слегка вогнута», но «в последнее время с этой стороны стали делать якутские мастера желобок». Действительно, среди современных «якутских» ножей можно обнаружить экземпляры, на одной стороне которых совмещены два желобка. Один глубокий и узкий, расположенный вдоль спинки изделия, а параллельно под ним — глубокая насечка. Противоположная левая сторона ножа выпуклая.
Таким образом, еще одной отличительной чертой якутского ножа является наличие выборки на лезвиях. Есть два вида дола:
а) короткий, тонкий;
б) широкий, во всю длину лезвия.
Для чего предназначены эти желоба?
1. В старину, когда кузнецы сами добывали железо, сырье было очень дорогим, поэтому его старались беречь, вытягивая в ширину лезвие, образовывая дол.
2. В экстремальных условиях, при 50-60 — градусном морозе, когда нож не имеет желоба, его почти невозможно точить и править, а лезвие с широким долом тонкое, очень острое и за счет этого при необходимости легко и быстро правится.
3. При разделке туш лезвие с широким желобом соприкасается с мясом в основном только тыльной стороной, углубление в лезвии ножа остается свободным, и шкура легко снимается за счет малой площади касания. Поэтому такой нож для охотника особо ценен.
Лезвие. Характерной особенностью якутского ножа является односторонняя заточка клинка. Для изготовления рукоятей преимущественно используется корневой кап березы. Несмотря на традиционную прямую форму, рукоятка, изготовленная из капа, гарантирует прочное сцепление. Даже если рука мокрая или жирная, она не соскользнет на лезвие.
Оригинальным в якутском ноже являются также ножны. В классическом варианте ножны делаются из снятого чулком бычьего хвоста, внутри которого находится деревянный вкладыш, который не должен плотно обхватывать клинок. Функцией вкладыша является не удержание ножа, а защита клинка от ломания. Функцию удержания выполняет кожаная часть ножен — поскольку нож утапливается в ножны на 2/3 длины рукояти, так чтобы ножны плотно прилегали к ручке ножа. Допускаются варианты изготовления ножен также из обычной шитой кожи или бересты. Крайне редко встречаются деревянные ножны. Для ношения ножа к ножнам обычно приделывается кожаный шнурок.
Нож «Саха» — один из древнейших видов орудия труда и охоты, удивительные клинки из глубины истории якутской земли, которые сохранили до нашего времени свои особенности по назначению, конфигурации и применению не только в повседневной жизни. По оценке специалистов — это реликвия народа саха.
Ношение и использование якутских ножей.
Нож обычно носится на свободном подвесе с левой стороны. Свободный подвес нужен для того, чтобы не мешать движениям владельца. При ношении ножа слева удобно вытаскивать нож одной правой рукой, уперевшись за основание ножен большим пальцем.
Якутский нож широко используется в повседневной хозяйственно-бытовой жизни жителей Якутии: охота, рыбалка, готовка еды, работы по дереву и проч.
В советские времена изготовление и ношение якутского ножа преследовалось по закону. В наше время, пожалуй, это один из немногих ножей, удостоенных особого государственного законодательного акта. Так “Положение о порядке изготовления, сбыта, приобретения, ношения и перевозки якутского ножа на территории Республики Саха (Якутия)” удостоилось специального постановления № 409 правительства Республики Саха от 12 сентября 1995 года, согласно которому якутский нож признан неотъемлемой частью культуры народа саха и на территории республики разрешается его использование в повседневной хозяйственной жизни.
В отличие от русских якуты считают, что острое можно дарить и без ритуала с уплатой копеечки. Нужно только помнить, что если вы презентуете нож, то вместе с ним доверяете человеку свою судьбу и даже жизнь.
Глава 2. Изготовление якутского ножа в современных условиях.
Материал для изготовления ножей в кустарных и полукустарных условиях.
На клинок идут различные виды стали. В условиях сельской кузницы, это в основном углеродистая, реже нержавеющая инструментальная сталь. Ее получают путем расковки различных деталей сельскохозяйственной и другой техники. Рессоры, пружины, подшипники, детали техники, напильники - все это служит материалом для изготовления ножей в кустарных и полукустарных условиях. Зачастую кузнецы, изготавливающие ножи, сами не знают маркировку используемой ими стали. Свойства конкретной детали подбирают опытным путем, таким же образом подбирается термообработка для стали. На поверку это оказываются инструментальная сталь, таких марок как У-8, У-9, У-12, ШХ-8, ШХ-10 и подобные им углеродистые сорта стали, которые имеют широкий температурный диапазон нагрева и легко «прощают» погрешности мастера в процессе ковки и закалки. Также углеродистые сорта стали хорошо поддаются обработке в незакаленном состоянии.
При эксплуатации качественный нож из такой стали хорошо держит резущую кромку, не склонен к выкашиванию и легко подтачивается. Но они обладают одним большим недостатком – это склонность к коррозии, поэтому требуют постоянного и тщательного ухода. Этого недостатка лишены легированные инструментальные стали, называемые также нержавеющими. Это название достаточно условно, так как существует множество сортов легированных сталей с различной коррозийной стойкостью. Считается, что нержавеющей сталью является та, где содержание хрома не менее 13%. К сожалению, чем выше коррозийная стойкость, тем ниже режущие свойства сплава. Это не касается элитных, дорогих видов стали, например, порошковых, которые сейчас самые модные на мировом ножевом рынке, но они для нас практически не доступны. У нас же в основном используются отечественные сорта «нержавейки», такие как 40Х13, 65Х15, 95Х18. Работают с ними в основном уже опытные мастера, легированные стали более «капризны» на всех этапах изготовления ножа, и по своим режущим свойствам в большинстве случаев будут уступать углеродистому собрату.
Из любимых признанными мастерами сталей можно отметить 95х18, ШХ-15, которые иногда удается купить в пластинах АУС-8, 440с и т.д. Но наиболее интересно им работать с авторским дамаском и булатом. Заготовки в пластинах их дамаска и булата поставляют кузницы лучших российских мастеров. Это Архангельский, Кукин, Сосков и целый ряд других кудесников кузнечного дела мирового уровня. Так, работая с булатом Архангельского, признанный мастер Николай Потапов изготовил нож с клинком твердостью 75 единиц по шкале Рокуэлла. Он с легкостью и без ущерба для клинка царапал стекло. Таким ножом можно освежевать пару лосей, а затем побриться. Но это элитная, единичная продукция.
Распространенный способ изготовления ножа в кустарных условиях.
В данной работе показан способ изготовления якутского ножа с клинком для правши. Размеры: общая длина ножа - 282 мм, размеры клинка: 140/25/4 мм. Сталь у10.
Приступаем к слесарной обработке клинка на абразивных лентах;
Полируем войлочным материалом с применением пасты ГОИ;
Клинок обработан и готов к дальнейшей работе.
2. Нанесения узора на лезвии ножа в кустарных условиях (см. главу 2.3.)
3. Пошаговое описание изготовления рукояти ножа:
Высверливаем в деревянном бруске отверстие под хвостовик;
Кончик хвостовика нагреваем и вставляем в паз в деревянном бруске;
Теперь заливаем в паз в деревянном бруске эпоксидный клей и вставляем клинок;
Клинок обматываем изолентой (защищает клинок от случайного попадания наждачной бумагой во время шлифовки рукояти);
Шлифуем рукоять;
Итак, рукоять готова.
4. Пошаговое описание изготовления деревянного вкладыша:
Готовим половинки деревянного вкладыша;
Размечаем паз под клинок с небольшим запасом;
Выбираем паз стамеской. Этой же стамеской скоблим дол;
Рубанком обтачиваем половинки деревянного вкладыша (можно для этой операции использовать нож);
Теперь собираем половинки деревянного вкладыша вместе на клей;
Делаем выкройку будущих ножен из бумаги;
Вырезаем заготовку из кожи (отмечаем начала разметки с обеих сторон ножен);
Сверлим отверстия тонким сверлом;
Начинаем шить ножны;
Промазываем деревянный вкладыш клеем. Вкладываем вкладыш в кожу и продолжаем шить;
Ровняем шов;
Делаем отверстие для подвеса;
Устанавливаем подвес.
Готово.
Применение гальванического метода для нанесения узора на лезвии ножа в кустарных условиях.
Существует и применяется на практике большое число современных технологий. Однако наибольшее применение нашли различные варианты гальванических методов. У каждого из этих вариантов имеются как свои достоинства, так и недостатки. Так, например, любые из технологий, предполагающие существенный нагрев деталей, особенно локальный, при поиске оптимального процесса, были отвергнуты. Причина - риск возникновения остаточных напряжений и изменения физико-химических свойств поверхностных слоев материала детали, появления микротрещин как в поверхностных слоях самой детали, так и в объеме покрытия.
Технология применения гальванического метода для нанесения узора на лезвии ножа в кустарных условиях имеет свои преимущества:
1. Не требует применения дорогостоящего оборудования и материалов;
2. Не оказывает существенного влияния на физико-химические свойства материала детали;
3. Обеспечивает надежное нанесение узора на лезвии ножа;
4. Работает при невысокой (комнатной) температуре;
5. Возможно регулирование глубины нанесения узора;
6. Допускать возможность безопасности процесса.
Можете Вы привести более простую, чем эта, технологию с такими же возможностями? Рассмотрим, вкратце, основы этой технологии. Упрощенная схема соответствующей установки выглядит следующим образом:
Источник
постоянного тока
катод изделие
Для начала необходимо подготовить гальваническую ванну (дистиллированная вода – 10 литров и соль - 1 столовая ложка) и электрическую схему, как показано на рисунке. Как видно из приведенной схемы, «+» ток, идущий от источника постоянного тока, подключается к изделию, а «-» ток подключается к катоду. Очевидно, что при равных сопротивлениях потенциометров ток на выходе схемы будет иметь симметричную форму. В этом случае количество металла, отделенного с детали, будет равно количеству металла, растворенного в соляном растворе.
Как известно, отделение металла с детали происходит в том случае, если последняя будет иметь положительный потенциал, т.е. будет анодом, а растворяемый электрод - отрицательный, т.е. этот электрод будет являться катодом.
Что необходимо, с практической точки зрения, для применения этой технологии? В принципе, список необходимого оборудования можно ограничить приведенным на рисунке выше, добавив только предварительное обезжирование изделия, покрытие поверхности детали клинка ножа нитроэмалью и нанесение рисунка на высохшей краске посредством скобления.
Приведенные здесь списки оборудования и материалов, а также последовательность операций ориентированы на нанесение узора на лезвии ножа в кустарных условиях. Поскольку данная технология, как и любой другой гальванический процесс (пассивирование, никелирование, хромирование, меднение, серебрение, золочение), очень легко расширяема и может применяться для массы других покрытий, включая самые экзотические, то списки оборудования, материалов (в особенности), состав и последовательность операций дополняются в зависимости от конкретных требований.
Глава 3. Мастера – ножевики.
Якутские кузнецы.
Искусство кузнечного ремесла сохранилось у якутов от их предков и было развито уже в X-XII веках. Из металлов якутским мастерам были известны железо, медь, бронза, серебро, олово, свинец, золото. Именно в этой последовательности и ценились металлы. Железо имело самое большое распространение. И наоборот, золото якуты не любили, считая его медью с менее хорошими механическими свойствами. Русские казаки в XVII веке встретили сопротивление якутов, воевавших на конях и защищенных железными доспехами. На вооружении воина были лук с множеством разновидностей наконечников, железный меч «болот-палаш», копье ближнего боя – «YнYY», дротики – «кустук», «батас» - род ножа длиной около полуметра и «батыйа» - укороченный тип «батаса». Самым длинным оружием многофункционального назначения был «кылыс». Высоко ценилось качество железа, получаемого из руды якутскими кузнецами. Воевода Василий Пушкин в 1647 году, сообщая в Сибирский приказ о проверке русскими кузнецами якутского железа, отмечал, что признано . Позднее сами мастера гораздо реже занимались добычей и обработкой руды, т. к. в XVIII веке в Сибири стали открываться государственные заводы и металл можно было покупать или обменивать на меха.
Итак, якуты издавна имели развитое железоделательное и кузнечное ремесло, поэтому холодное оружие было в достатке.
Кузнецы Саха сохранили старинные способы термообработки железа и стали. Секреты мастерства и огонь сердца передают молодым кузнецам с надеждой, что никогда слава якутских мастеров — ножевиков — не померкнет.
Производившие его кузнецы почитались якутами наравне с шаманами. Кузнецы и шаманы - из одного гнезда, - гласит якутская пословица. Считалось, что мастера обладают даром исцеления и предсказания, но постоянно пребывают под угрозой со стороны злых духов.
Ведь ремесло свое кузнец получил не от кого-нибудь, а от злого божества Кыдаай Максина. Вот почему кузнец должен все время работать и поддерживать огонь - таким образом он отпугивает злых духов. Ремесло это передавалось из поколения в поколение. Считалось, что в девятом колене кузнец достигает таких высот мастерства, что ему по силам делать даже магические предметы, такие, как одеяние шамана и детали бубна. У такого мастера и инструменты необычные - они сами, подобно талисманам, способны отпугивать злых духов и издавать звуки. А уж ножи у этого мастера выходят на диво: если прикоснется человек таким клинком к медведю или другому зверю - тотчас падают они мертвыми. Эти ножи, известные под названием быhах, не менее загадочны, чем происхождение якутского народа.
Признанные мастера кузнечного дела Республики Саха (Якутия).
Привычный, точеный-переточеный, изношенный до невозможности, но очень удобный, незаменимый наш трудяга - якутский нож. Он является неотъемлемой частью нашего быта. Может быть, поэтому мы на него не обращаем особого внимания, как того он заслуживает.
От отца слышал, что на международных выставках якутский нож был признан одним из лучших охотничьих ножей, которые когда-либо были придуманы человечеством. Тому подтверждение – полученные нашим самым известным и признанным мастером по изготовлению якутских ножей Потаповым Николаем Ильичем дипломов победителя международных выставок в 2004, 2006, 2008 и 2012 годах на международном конкурсе клинкового оружия «Клинок — традиции и современность» в Москве.
Посетители XIII Международной выставки «Клинок – традиции и современность», который прошел в апреле месяце прошлого года в г. Москве пишут: «Чем запомнился нынешний «Клинок»? Ножи, выполненные в традиционной стилистике привез Николай Потапов (г. Якутск). Красивы, функциональны, они – подлинные, ничего выдуманного, потому и заняли заслуженное первое место в конкурсе туристических ножей».
Теперь трудятся молодые мастера, такие, как кузнец Сарыал Константинович Билюкин. На международных выставках члены оргкомитета неоднократно отмечали призами и грамотами его изделия. Среди поклонников и любителей ножевых изделий его работы пользуются спросом, и это еще одно подтверждение того, что дело, начатое предками, в надежных руках.
Готовцев Роман Ильич — народный мастер родился 3 сентября 1960 года в селе Танда, Усть — Алданского района. Работы Романа Ильича несколько раз выставлялись на ВДНХ в городе Москве. Много лет посвятил работе в фонде народных промыслов «Кудай Бахсы». В данное время работает мастером производственного обучения при Министерстве науки и профессионального образования РС(Я).
Роман Ильич занимается изготовления хомусов и косторезных работ, изготовлением якутских ножей, батыйа, а также всерьез занимается резьбой по дереву.
Достижения и награды:
Победитель Международного конкурса «Лучший варган мира», награжден дипломом II степени (г. Якутск, 1991, июнь);
Участник фольклорного фестиваля северных народов (Аляска, 1993);
Участник Международной выставки народных промыслов (Франция, Англия, 1994);
V Республиканская охотниче-рыболовная выставка «Байанай». Диплом II степени в номинации «За лучшее художественное оформление якутского ножа», Диплом III степени «За лучшее рабочее качество якутского ножа» (г. Якутск, 2009, апрель);
Победитель республиканского конкурса «Саха быһаҕын хатарыы» на Ысыахе Олонхо, Усть-Алданский улус. Сертификат. 1 место и денежный приз;
II Республиканский Форум народных мастеров и Республиканская выставка-ярмарка «Якутия мастеровая». Награжден Дипломом I степени в номинации «Кузнечное дело» и ценным призом. 5−7 марта, 2010 г.
Данилов Александр – ведущий инженер ИФТПС, автор и мастер метрового хомуса, изготовленного к VII международному конгрессу. Победитель республиканского конкурса якутских ножей в 2011 году, проведенного обществом «Байанай».
Пусть кузнечные меха сильнее подают тугую воздушную струю в горн, и огонь синим пламенем пылает в века, раскаляя сталь, которая превращается под умелыми действиями мастера в чудо изделие.
Заключение.
Современное кузнечное творчество мастеров-ножевиков Якутии – это синтез современного и традиционного восприятия мира. Использование технологии гальваники для нанесения узора на лезвие ножа в основном выполняется в производственных цехах. Наше исследование предполагает использование данной технологии в кустарных или полукустарных условиях.
В целом, при претворении в жизнь своего исследования, мы пришли к следующим выводам:
Якутский нож, наряду с такими знаковыми вещами как хомус, алмазы и мамонты является визитной карточкой Якутии, ее национальным достоянием;
Сохраняя традиционную технику изготовления якутских ножей в кузнечном искусстве, можно внести новые технологии (на нашем примере – гальваника) в целях позиционирования якутских ножей;
Можно использовать данную технологию в условиях сельской кузнецы при соблюдении правил техники безопасности;
Правильная фиксация времени гальванирования способствует эффективному украшению якутского ножа путем нанесения национального узора.
Достоверность выводов подтверждена всем ходом работы изготовления ножей. Экспериментально доказано, что синтез применения традиционных и современных технологий не разрушает целостность работы изготовления якутских ножей, и тем самым сохраняет национальную специфику традиционных ножей Саха.
Результаты, полученные в ходе исследования проблемы, позволяют утверждать, что гипотеза подтверждается.
Все выдвинутые в соответствии с целью и гипотезой исследования задачи решены.
В заключении хотим отметить, что мы, сохраняя идущие из глубин истории якутской земли традиции наших кузнецов в изготовлении ножей, создали якутский нож, отвечающий требованиям современного образа жизни и законов физики. Каноны национального ремесла следует продолжать, не теряя утилитарности якутского ножа, чистоты и качества их исполнения.
Нож «Саха» — один из древнейших видов орудия труда и охоты, удивительные клинки из глубины веков, которые сохранили до нашего времени свои особенности по назначению, конфигурации и применению не только в повседневной жизни. По оценке специалистов — это реликвия народа саха, так как реликвия - свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
Список использованной литературы:
1. В.Л.Серошевский. Якуты. Опыт этнографического исследования. Изд. 2. Якутск, 1993. 2. Ю.А.Мочанов. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии. Новосибирск, 1977. 3. А.Н.Алексеев. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. Новосибирск, 1996. 4. А.И.Мартынов. Археология. Учебник. М., 1996. 5. И.В.Константинов. Ранний железный век Якутии. Новосибирск, 1978. 6. Л.Г.Ивашина, Э.Л.Климашевский. Могильник Бухусан (Результаты работ 1970 г.) /Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1975. 7. М.А.Кирьяк. Древнее искусство Севера Дальнего Востока (Каменный век). Магадан, 2000. 8. С.А.Федосеева. Ымыяхтахская культура Северо-Восточной Азии. Новосибирск, 1980.