- оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Регулятивные:
- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией. - оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- выдвигать предположения и доказывать их;
- понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнять;
работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний
Планируемый результат: Способствовать стремлению и потребности совершать добрые поступки и дела, формировать отношение к жизни, как к пути испытаний и самосовершенствования, побед над своими слабостями;
Основные понятия: «святой», «святость», старец, христианские добродетели, благочестивая жизнь
Ресурсы:
основные: кроссворд, листы с заданиями,С.И.Ожегов « Словарь русского языка»,В.И.Даль «Толковый словарь великорусского языка»; фото – иллюстрации
Организация учебного пространства: работа с классом, в группах, индивидуальная.
Этапы занятия( по характеру деятельности обучающихся)
Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
I.Эмоционально - установочный
Проблемная
ситуация
Проверяет готовность обучающихся к занятию.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Добрый день!
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда,
Начнем занятия?
Ребята, мы продолжаем с вами подниматься по ступенькам восхождения к добрым качествам души.
Сегодня мы с вами поднимемся на ступеньку «Веселье о Боге».
Дети: Да!
Слушают учителя, размышляют
Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД: самоопределение.
II. Подготовительный
Проблемная ситуация
Беседа
Путь, по которому мы идем в своей жизни, труден, ведь подъем всегда требует усилий. А, может быть, этот путь вообще невозможно пройти? Или все же возможно?
С детства мы слышим слова «святой», «святость», но всегда ли задумываемся над тем, что они означают.
Давайте посмотрим в словари русского языка Ожегова, Даля, и найдем значение слова «святой»
Святыми называют христиан, которые жили праведно, старались делать добро и не забывали о Боге. Святой – это угодник Божий, избранныйСамим Богом для молитвенного предстательства за свой народ, за всех людей, живущих на земле.
Некоторые из святых еще при своей жизни на земле творили чудеса. С Божьей помощью они давали людям мудрые советы, помогали в самых трудных ситуациях, лечили безнадежных больных. Святые своей благочестивой жизнью подают нам пример.
Для того, чтобы узнать о каком святом мы сегодняузнаем, нужно разгадать загадку. Попробуйте переставить слоги в слове.
(Анаграмма заранее записана на доске.)
ФИМ РА СЕ
Тема нашего занятия?
Правильно, сегодня мы поговорим с вами о преподобном Серафиме Саровском.
Показывает детям икону преподобного Серафима.
В середине 18 века в городе Курске в купеческой семье Мошниных родился мальчик, которого назвали Прохором. О том, как он рос, какие чудеса с ним совершались с детства, какова была его жизнь, мы узнаем из мультфильма «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец».
Смотрим внимательно мультфильм и запоминаем главные этапы жизни Серафима.
Дети, рассуждая над вопросом учителя, говорят о людях, которые прошли этот путь, это – святые.
Дети работают со словарем.
Высказывают свое мнение.
Дети слушают
Строят рассуждения.
Самостоятельно выделяют и формулируют тему и цели занятия.
Рассматривают икону.
Смотрят мультфильм о Серафиме Саровском.
Перед учащимися поставлены вопросы.
Познавательные УУД: формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли
III. Деятельностный
Беседа
Дискуссия
Практическая (исследовательская)работа
Работа над проблемным вопросом:
Сейчас нам предстоит ответить на вопрос: «В каком состоянии души пребывал всегда святой Серафим Саровский?»
Чтобы ответить на вопрос, нужно разгадать кроссворд, и слово, полученное по горизонтали в кроссворде, назовет нам это состояние.
Приложение 1
Вопрос: Так в каком же состоянии всегда прибывал батюшка Серафим?
Вы правильно определили, что батюшка Серафим всегда радовался. Потому что имел глубокую веру в Бога и надежду на милость Божию.
Динамическая пауза
Вопрос: Что мы называем христианскими добродетелями?
Святые такие же люди, как и мы с вами, только они сумели победить свои страсти и грехи. Преподобный Серафим Саровский в своей жизни сталкивался с теми же трудностями, что и мы, но он всегда их преодолевал.
А почему? Как вы думаете?
Как проявляется святость в человеке?
Исследовательская работа над раскрытием христианских добродетелей в жизни преподобного Серафима.
Ребята вы видите древо христианских добродетелей.
Ваша задача раскрыть как эти добродетели воплотились в жизни святого Серафима.
( на столах у детей карточки с выдержками из жития Серафима Саровского)
Приложение 3
Как проявляется святость в человеке?
Духовные подвиги: пост, молитва, воздержание, смирение, дар чудотворения, любовь к Богу и к людям; всеобщее почитание.
В нашей Белгородской области и далеко за пределами известен ещё один старец, носящий имя Серафим, это Серафим Тяпочкин.
( показывает фото отца Серафима (Тяпочкина)
В далеком городе Новый Двор Варшавской губернии родился мальчик Дмитрий, во время очередного посещения богослужения маленький Дмитрий увидел икону святого, которая поразила его, и он сказал отцу, что хочет быть таким, как этот святой. На иконе был изображен преподобный Серафим Саровский.
Годы служения Серафима после окончания духовной семинарии, пришлись на тяжелые времена гонения на церковь. В 1941 году батюшка был арестован и осужден на десять лет, где он продолжал свое служение. В 1961 году отец Серафим был направлен в Свято- Никольский храм посёлка Ракитное Белгородской области. С первых дней к нему потянулись со всех городов и сел его почитатели. Здесь раскрылись благодатные дары мудрого старца – наставника. Есть десятки и сотни фактов и свидетельств того, как по молитвам отца Серафима люди вновь обретали себя, и до сих пор к его могилке идут те, кто нуждается в его духовном подкреплении.
(демонстрирует фото)
Вопрос: Скажите, ребята, а нам есть чему научиться у великих старцев?
Отгадывают кроссворд, работают над проблемным вопросом
Ответы детей
Дети выполняют упражнения
Дети отвечают на вопросы
Работа над заданием
Ответы детей: Потому что батюшка Серафим был святым.
В проявлении христианских добродетелей.
Дети работают по группам
Читают выдержки из жития святого и подбирают соответствующие добродетели
Дети слушают
Отвечают на вопрос
Познавательные УУД: общеучебные умения:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: определение критериев для сравнения.
Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
IV. Эмоционально-рефлексивный
Комментирование
Анализ
Эмоциональный коучинг
Ребята, давайте обратимся к Серафиму с молитвенной просьбой, помолится о нас.Приложение 4
«Радость моя!» - этими словами Батюшка Серафим встречал каждого приходящего к нему.В наши дни, когда в любом незнакомце люди склонны подозревать недруга, соперника, нам так необходимо помнить, что можно иначе относиться к окружающим.
Дорогие гости, мы с ребятами хотели бы вам в преддверии рождественских праздников подарить с большой радостью ангелочков на доброю память
Дорогие ребята! Мы с вами сегодня узнали о жизни великих старцев, подвижников Серафиме Саровском и Серафиме Тяпочкине. Желаю вам в своей жизни стараться быть похожими на них!
Дети поют детскую молитву «Батюшка Серафим»
Дарят гостям ангелов рождественских
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Приложение 1
По вертикали:
В каком городе родился Серафим Саровский? (Курск)
Кем с детства хотел стать Прохор? (Монах)
Кто всегда исцелял святого Серафима? (Богородица)
Какое имя дали Серафиму при крещении? (Прохор)
Чем благословила мать Прохора, когда он уходил в монастырь? (Крест)
Как мы называем Серафима Саровского за его благочестивую жизнь? (Святой)
Животное, с которым дружил батюшка Серафим. (Медведь)
Ключевое слово: радость
Приложение 2
Гордость любовь
Гнев кротость
Жадность щедрость (нестяжание)
Лень труд
Ненависть смирение
Зависть милостыня
Обжорствопост (воздержание)
Приложение 3
Воздержание. Преподобный Серафим ел только один раз в день, и то кроме среды и пятницы. Часто, углубившись в молитву, он вообще забывал о еде на несколько дней. Пища его состояла из овощей и хлеба. А было время, когда он почти три года питался одной только травой.
Нестяжание. У преподобного Серафима было очень мало вещей. Когда разбойники ворвались в его келью, то нашли там только икону и несколько картофелин.
Кротость. Однажды в лесу к преподобному Серафиму подошли три человека и стали требовать у него денег. Святой им сказал: «Я ни у кого ничего не беру». Тогда разбойники кинулись на него. Обладая большой силой и к тому же будучи вооружен топором, он, без сомнения, смог бы от биться. Но святой спокойно преклонив колена, опустил на землю топор, скрестил на груди руки и сказал злодеям: «Делайте, что вам надобно».
Блаженный плач. Тысячу дней и ночей провел святой Серафим в молитве на камне. С воздетыми к небу руками повторял он молитву мытаря «Боже , милостив буди ко мне, грешнику!»
Смирение. Святой Серафим был очень смиренным. Он скрывал свои подвиги и просил других людей не рассказывать их.
Любовь. Святой Серафим любил людей. Об этом говорит его обращение с ними. При встрече преподобный Серафим кланялся пришедшему в ноги и говорил: «Радость моя, Христос воскресе!»
Целомудрие.С детства преподобный Серафим не любил мирских забав, он старался больше молиться и чаще ходить в церковь.
Трезвение. В детстве преподобный Серафим почти каждый день бывал в церкви, а когда он стал помогать брату, то вставал пораньше, чтобы побывать хотя бы на заутрене.
Приложение 4
Детская молитва «Батюшка Серафим»
Батюшка Серафим помолись о грешных,
Да пошлет Господь нам сил, чистоты сердечной.
Батюшка Серафим помолись о детках,
Помоги перенести трудности и беды.
Батюшка Серафим помолись о здравии,
Помоги нам жить в любви, помоги жить праведно.
Батюшка Серафим помоги нам вырасти добрыми и хорошими. Молись за нас всегда, всегда.