kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Радостный старец. Преподобный Серафим Саровский».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта внеурочного занятия по православной культуре на тему «Радостный старец. Преподобный Серафим Саровский». 5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Радостный старец. Преподобный Серафим Саровский».»

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Православная культура»

Учитель:

Класс: 5

Предметная область: внеурочная деятельность

Тема урока: «Радостный старец. Преподобный Серафим Саровский».

Цель:формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из всех источников;

- формировать умение отбирать главное, синтезировать.

- оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; 

Регулятивные:

- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией.
- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- выдвигать предположения и доказывать их;

- понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнять;

работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний


Планируемый результат: Способствовать стремлению и потребности совершать добрые поступки и дела, формировать отношение к жизни, как к пути испытаний и самосовершенствования, побед над своими слабостями;


Основные понятия: «святой», «святость», старец, христианские добродетели, благочестивая жизнь

Ресурсы:

  • основные: кроссворд, листы с заданиями,С.И.Ожегов « Словарь русского языка»,В.И.Даль «Толковый словарь великорусского языка»; фото – иллюстрации

  • дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, экран, мультфильм «Преподобный Серафим Саровский чудотворец».

Организация учебного пространства: работа с классом, в группах, индивидуальная.




















Этапы занятия( по характеру деятельности обучающихся)

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

I.Эмоционально - установочный

Проблемная

ситуация


Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Добрый день!

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Начнем занятия?

Ребята, мы продолжаем с вами подниматься по ступенькам восхождения к добрым качествам души.

Сегодня мы с вами поднимемся на ступеньку «Веселье о Боге».





Дети: Да!







Слушают учителя, размышляют




Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

II. Подготовительный

Проблемная ситуация

Беседа


Путь, по которому мы идем в своей жизни, труден, ведь подъем всегда требует усилий. А, может быть, этот путь вообще невозможно пройти? Или все же возможно?

С детства мы слышим слова «святой», «святость», но всегда ли задумываемся над тем, что они означают.

Давайте посмотрим в словари русского языка Ожегова, Даля, и найдем значение слова «святой»


Святыми называют христиан, которые жили праведно, старались делать добро и не забывали о Боге. Святой – это угодник Божий, избранныйСамим Богом для молитвенного предстательства за свой народ, за всех людей, живущих на земле.

Некоторые из святых еще при своей жизни на земле творили чудеса. С Божьей помощью они давали людям мудрые советы, помогали в самых трудных ситуациях, лечили безнадежных больных. Святые своей благочестивой жизнью подают нам пример.

Для того, чтобы узнать о каком святом мы сегодняузнаем, нужно разгадать загадку. Попробуйте переставить слоги в слове.

(Анаграмма заранее записана на доске.)

ФИМ   РА  СЕ

Тема нашего занятия?

Правильно, сегодня мы поговорим с вами о преподобном Серафиме Саровском.

Показывает детям икону преподобного Серафима.

В середине 18 века в городе Курске в купеческой семье Мошниных родился мальчик, которого назвали Прохором. О том, как он рос, какие чудеса с ним совершались с детства, какова была его жизнь, мы узнаем из мультфильма «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец».

Смотрим внимательно мультфильм и запоминаем главные этапы жизни Серафима.


Дети, рассуждая над вопросом учителя, говорят о людях, которые прошли этот путь, это – святые.

Дети работают со словарем.

Высказывают свое мнение.







Дети слушают

Строят рассуждения.





























Самостоятельно выделяют и формулируют тему и цели занятия.

Рассматривают икону.








Смотрят мультфильм о Серафиме Саровском.





Перед учащимися поставлены вопросы.

Познавательные УУД:  формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли

III. Деятельностный


Беседа

Дискуссия

Практическая (исследовательская)работа


















Работа над проблемным вопросом:

Сейчас нам предстоит ответить на вопрос: «В каком состоянии души пребывал всегда святой Серафим Саровский?»

Чтобы ответить на вопрос, нужно разгадать кроссворд, и слово, полученное по горизонтали в кроссворде, назовет нам это состояние.

Приложение 1

Вопрос: Так в каком же состоянии всегда прибывал батюшка Серафим?

Вы правильно определили, что батюшка Серафим всегда радовался. Потому что имел глубокую веру в Бога и надежду на милость Божию.

Динамическая пауза

Вопрос: Что мы называем христианскими добродетелями?

Вопрос:Что такое страсти?

Задание: Подобрать добродетели, противоположные страстям.

Приложение 2

Святые такие же люди, как и мы с вами, только они сумели победить свои страсти и грехи. Преподобный Серафим Саровский в своей жизни сталкивался с теми же трудностями, что и мы, но он всегда их преодолевал.

А почему? Как вы думаете?

Как проявляется святость в человеке?

Исследовательская работа над раскрытием христианских добродетелей в жизни преподобного Серафима.

Ребята вы видите древо христианских добродетелей.

Ваша задача раскрыть как эти добродетели воплотились в жизни святого Серафима.

( на столах у детей карточки с выдержками из жития Серафима Саровского)

Приложение 3

Как проявляется святость в человеке?

Духовные подвиги: пост, молитва, воздержание, смирение, дар чудотворения, любовь к Богу и к людям; всеобщее почитание.

В нашей Белгородской области и далеко за пределами известен ещё один старец, носящий имя Серафим, это Серафим Тяпочкин.

( показывает фото отца Серафима (Тяпочкина)

В далеком городе Новый Двор Варшавской губернии родился мальчик Дмитрий, во время очередного посещения богослужения маленький Дмитрий увидел икону святого, которая поразила его, и он сказал отцу, что хочет быть таким, как этот святой. На иконе был изображен преподобный Серафим Саровский.

Годы служения Серафима после окончания духовной семинарии, пришлись на тяжелые времена гонения на церковь. В 1941 году батюшка был арестован и осужден на десять лет, где он продолжал свое служение. В 1961 году отец Серафим был направлен в Свято- Никольский храм посёлка Ракитное Белгородской области. С первых дней к нему потянулись со всех городов и сел его почитатели. Здесь раскрылись благодатные дары мудрого старца – наставника. Есть десятки и сотни фактов и свидетельств того, как по молитвам отца Серафима люди вновь обретали себя, и до сих пор к его могилке идут те, кто нуждается в его духовном подкреплении.

(демонстрирует фото)

Вопрос: Скажите, ребята, а нам есть чему научиться у великих старцев?







Отгадывают кроссворд, работают над проблемным вопросом

Ответы детей











Дети выполняют упражнения




Дети отвечают на вопросы

Работа над заданием






Ответы детей: Потому что батюшка Серафим был святым.


В проявлении христианских добродетелей.





Дети работают по группам

Читают выдержки из жития святого и подбирают соответствующие добродетели










Дети слушают















Отвечают на вопрос




Познавательные УУД: общеучебные умения:

умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

IV. Эмоционально-рефлексивный

Комментирование

Анализ

Эмоциональный коучинг






Ребята, давайте обратимся к Серафиму с молитвенной просьбой, помолится о нас.Приложение 4

«Радость моя!» - этими словами Батюшка Серафим встречал каждого приходящего к нему.В наши дни, когда в любом незнакомце люди склонны подозревать недруга, соперника, нам так необходимо помнить, что можно иначе относиться к окружающим.

Дорогие гости, мы с ребятами хотели бы вам в преддверии рождественских праздников подарить с большой радостью ангелочков на доброю память

Дорогие ребята! Мы с вами сегодня узнали о жизни великих старцев, подвижников Серафиме Саровском и Серафиме Тяпочкине. Желаю вам в своей жизни стараться быть похожими на них!

Дети поют детскую молитву «Батюшка Серафим»




Дарят гостям ангелов рождественских

Коммуникативные УУД: умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.










Приложение 1

По вертикали:

  1. В каком городе родился Серафим Саровский? (Курск)

  2. Кем с детства хотел стать Прохор? (Монах)

  3. Кто всегда исцелял святого Серафима? (Богородица)

  4. Какое имя дали Серафиму при крещении? (Прохор)

  5. Чем благословила мать Прохора, когда он уходил в монастырь? (Крест)

  6. Как мы называем Серафима Саровского за его благочестивую жизнь? (Святой)

  7. Животное, с которым дружил батюшка Серафим. (Медведь)

Ключевое слово: радость

Приложение 2

Гордость любовь

Гнев кротость

Жадность щедрость (нестяжание)

Лень труд

Ненависть смирение

Зависть милостыня

Обжорствопост (воздержание)



Приложение 3

Воздержание. Преподобный Серафим ел только один раз в день, и то кроме среды и пятницы. Часто, углубившись в молитву, он вообще забывал о еде на несколько дней. Пища его состояла из овощей и хлеба. А было время, когда он почти три года питался одной только травой.

Нестяжание. У преподобного Серафима было очень мало вещей. Когда разбойники ворвались в его келью, то нашли там только икону и несколько картофелин.

Кротость. Однажды в лесу к преподобному Серафиму подошли три человека и стали требовать у него денег. Святой им сказал: «Я ни у кого ничего не беру». Тогда разбойники кинулись на него. Обладая большой силой и к тому же будучи вооружен топором, он, без сомнения, смог бы от биться. Но святой спокойно преклонив колена, опустил на землю топор, скрестил на груди руки и сказал злодеям: «Делайте, что вам надобно».

Блаженный плач. Тысячу дней и ночей провел святой Серафим в молитве на камне. С воздетыми к небу руками повторял он молитву мытаря «Боже , милостив буди ко мне, грешнику!»

Смирение. Святой Серафим был очень смиренным. Он скрывал свои подвиги и просил других людей не рассказывать их.

Любовь. Святой Серафим любил людей. Об этом говорит его обращение с ними. При встрече преподобный Серафим кланялся пришедшему в ноги и говорил: «Радость моя, Христос воскресе!»


Целомудрие.С детства преподобный Серафим не любил мирских забав, он старался больше молиться и чаще ходить в церковь.

Трезвение. В детстве преподобный Серафим почти каждый день бывал в церкви, а когда он стал помогать брату, то вставал пораньше, чтобы побывать хотя бы на заутрене.











Приложение 4



Детская молитва «Батюшка Серафим»



Батюшка Серафим помолись о грешных,

Да пошлет Господь нам сил, чистоты сердечной.

Батюшка Серафим помолись о детках,

Помоги перенести трудности и беды.

Батюшка Серафим помолись о здравии,

Помоги нам жить в любви, помоги жить праведно.

Батюшка Серафим помоги нам вырасти добрыми и хорошими. Молись за нас всегда, всегда.

Батюшка Серафим дай благословение

Чтобы всё переносит с надеждой и смирением.

Батюшка Серафим радость наша светлая

Мы тебя благодарим любовию согретые.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Радостный старец. Преподобный Серафим Саровский».

Автор: Курочкин Олег Вячеславович

Дата: 07.09.2022

Номер свидетельства: 612670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства