kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Радостный старец. Преподобный Серафим Саровский».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта внеурочного занятия по православной культуре на тему «Радостный старец. Преподобный Серафим Саровский». 5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Радостный старец. Преподобный Серафим Саровский».»

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Православная культура»

Учитель:

Класс: 5

Предметная область: внеурочная деятельность

Тема урока: «Радостный старец. Преподобный Серафим Саровский».

Цель:формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из всех источников;

- формировать умение отбирать главное, синтезировать.

- оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; 

Регулятивные:

- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией.
- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- выдвигать предположения и доказывать их;

- понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнять;

работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний


Планируемый результат: Способствовать стремлению и потребности совершать добрые поступки и дела, формировать отношение к жизни, как к пути испытаний и самосовершенствования, побед над своими слабостями;


Основные понятия: «святой», «святость», старец, христианские добродетели, благочестивая жизнь

Ресурсы:

  • основные: кроссворд, листы с заданиями,С.И.Ожегов « Словарь русского языка»,В.И.Даль «Толковый словарь великорусского языка»; фото – иллюстрации

  • дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, экран, мультфильм «Преподобный Серафим Саровский чудотворец».

Организация учебного пространства: работа с классом, в группах, индивидуальная.




















Этапы занятия( по характеру деятельности обучающихся)

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

I.Эмоционально - установочный

Проблемная

ситуация


Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Добрый день!

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Начнем занятия?

Ребята, мы продолжаем с вами подниматься по ступенькам восхождения к добрым качествам души.

Сегодня мы с вами поднимемся на ступеньку «Веселье о Боге».





Дети: Да!







Слушают учителя, размышляют




Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

II. Подготовительный

Проблемная ситуация

Беседа


Путь, по которому мы идем в своей жизни, труден, ведь подъем всегда требует усилий. А, может быть, этот путь вообще невозможно пройти? Или все же возможно?

С детства мы слышим слова «святой», «святость», но всегда ли задумываемся над тем, что они означают.

Давайте посмотрим в словари русского языка Ожегова, Даля, и найдем значение слова «святой»


Святыми называют христиан, которые жили праведно, старались делать добро и не забывали о Боге. Святой – это угодник Божий, избранныйСамим Богом для молитвенного предстательства за свой народ, за всех людей, живущих на земле.

Некоторые из святых еще при своей жизни на земле творили чудеса. С Божьей помощью они давали людям мудрые советы, помогали в самых трудных ситуациях, лечили безнадежных больных. Святые своей благочестивой жизнью подают нам пример.

Для того, чтобы узнать о каком святом мы сегодняузнаем, нужно разгадать загадку. Попробуйте переставить слоги в слове.

(Анаграмма заранее записана на доске.)

ФИМ   РА  СЕ

Тема нашего занятия?

Правильно, сегодня мы поговорим с вами о преподобном Серафиме Саровском.

Показывает детям икону преподобного Серафима.

В середине 18 века в городе Курске в купеческой семье Мошниных родился мальчик, которого назвали Прохором. О том, как он рос, какие чудеса с ним совершались с детства, какова была его жизнь, мы узнаем из мультфильма «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец».

Смотрим внимательно мультфильм и запоминаем главные этапы жизни Серафима.


Дети, рассуждая над вопросом учителя, говорят о людях, которые прошли этот путь, это – святые.

Дети работают со словарем.

Высказывают свое мнение.







Дети слушают

Строят рассуждения.





























Самостоятельно выделяют и формулируют тему и цели занятия.

Рассматривают икону.








Смотрят мультфильм о Серафиме Саровском.





Перед учащимися поставлены вопросы.

Познавательные УУД:  формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли

III. Деятельностный


Беседа

Дискуссия

Практическая (исследовательская)работа


















Работа над проблемным вопросом:

Сейчас нам предстоит ответить на вопрос: «В каком состоянии души пребывал всегда святой Серафим Саровский?»

Чтобы ответить на вопрос, нужно разгадать кроссворд, и слово, полученное по горизонтали в кроссворде, назовет нам это состояние.

Приложение 1

Вопрос: Так в каком же состоянии всегда прибывал батюшка Серафим?

Вы правильно определили, что батюшка Серафим всегда радовался. Потому что имел глубокую веру в Бога и надежду на милость Божию.

Динамическая пауза

Вопрос: Что мы называем христианскими добродетелями?

Вопрос:Что такое страсти?

Задание: Подобрать добродетели, противоположные страстям.

Приложение 2

Святые такие же люди, как и мы с вами, только они сумели победить свои страсти и грехи. Преподобный Серафим Саровский в своей жизни сталкивался с теми же трудностями, что и мы, но он всегда их преодолевал.

А почему? Как вы думаете?

Как проявляется святость в человеке?

Исследовательская работа над раскрытием христианских добродетелей в жизни преподобного Серафима.

Ребята вы видите древо христианских добродетелей.

Ваша задача раскрыть как эти добродетели воплотились в жизни святого Серафима.

( на столах у детей карточки с выдержками из жития Серафима Саровского)

Приложение 3

Как проявляется святость в человеке?

Духовные подвиги: пост, молитва, воздержание, смирение, дар чудотворения, любовь к Богу и к людям; всеобщее почитание.

В нашей Белгородской области и далеко за пределами известен ещё один старец, носящий имя Серафим, это Серафим Тяпочкин.

( показывает фото отца Серафима (Тяпочкина)

В далеком городе Новый Двор Варшавской губернии родился мальчик Дмитрий, во время очередного посещения богослужения маленький Дмитрий увидел икону святого, которая поразила его, и он сказал отцу, что хочет быть таким, как этот святой. На иконе был изображен преподобный Серафим Саровский.

Годы служения Серафима после окончания духовной семинарии, пришлись на тяжелые времена гонения на церковь. В 1941 году батюшка был арестован и осужден на десять лет, где он продолжал свое служение. В 1961 году отец Серафим был направлен в Свято- Никольский храм посёлка Ракитное Белгородской области. С первых дней к нему потянулись со всех городов и сел его почитатели. Здесь раскрылись благодатные дары мудрого старца – наставника. Есть десятки и сотни фактов и свидетельств того, как по молитвам отца Серафима люди вновь обретали себя, и до сих пор к его могилке идут те, кто нуждается в его духовном подкреплении.

(демонстрирует фото)

Вопрос: Скажите, ребята, а нам есть чему научиться у великих старцев?







Отгадывают кроссворд, работают над проблемным вопросом

Ответы детей











Дети выполняют упражнения




Дети отвечают на вопросы

Работа над заданием






Ответы детей: Потому что батюшка Серафим был святым.


В проявлении христианских добродетелей.





Дети работают по группам

Читают выдержки из жития святого и подбирают соответствующие добродетели










Дети слушают















Отвечают на вопрос




Познавательные УУД: общеучебные умения:

умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

IV. Эмоционально-рефлексивный

Комментирование

Анализ

Эмоциональный коучинг






Ребята, давайте обратимся к Серафиму с молитвенной просьбой, помолится о нас.Приложение 4

«Радость моя!» - этими словами Батюшка Серафим встречал каждого приходящего к нему.В наши дни, когда в любом незнакомце люди склонны подозревать недруга, соперника, нам так необходимо помнить, что можно иначе относиться к окружающим.

Дорогие гости, мы с ребятами хотели бы вам в преддверии рождественских праздников подарить с большой радостью ангелочков на доброю память

Дорогие ребята! Мы с вами сегодня узнали о жизни великих старцев, подвижников Серафиме Саровском и Серафиме Тяпочкине. Желаю вам в своей жизни стараться быть похожими на них!

Дети поют детскую молитву «Батюшка Серафим»




Дарят гостям ангелов рождественских

Коммуникативные УУД: умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.










Приложение 1

По вертикали:

  1. В каком городе родился Серафим Саровский? (Курск)

  2. Кем с детства хотел стать Прохор? (Монах)

  3. Кто всегда исцелял святого Серафима? (Богородица)

  4. Какое имя дали Серафиму при крещении? (Прохор)

  5. Чем благословила мать Прохора, когда он уходил в монастырь? (Крест)

  6. Как мы называем Серафима Саровского за его благочестивую жизнь? (Святой)

  7. Животное, с которым дружил батюшка Серафим. (Медведь)

Ключевое слово: радость

Приложение 2

Гордость любовь

Гнев кротость

Жадность щедрость (нестяжание)

Лень труд

Ненависть смирение

Зависть милостыня

Обжорствопост (воздержание)



Приложение 3

Воздержание. Преподобный Серафим ел только один раз в день, и то кроме среды и пятницы. Часто, углубившись в молитву, он вообще забывал о еде на несколько дней. Пища его состояла из овощей и хлеба. А было время, когда он почти три года питался одной только травой.

Нестяжание. У преподобного Серафима было очень мало вещей. Когда разбойники ворвались в его келью, то нашли там только икону и несколько картофелин.

Кротость. Однажды в лесу к преподобному Серафиму подошли три человека и стали требовать у него денег. Святой им сказал: «Я ни у кого ничего не беру». Тогда разбойники кинулись на него. Обладая большой силой и к тому же будучи вооружен топором, он, без сомнения, смог бы от биться. Но святой спокойно преклонив колена, опустил на землю топор, скрестил на груди руки и сказал злодеям: «Делайте, что вам надобно».

Блаженный плач. Тысячу дней и ночей провел святой Серафим в молитве на камне. С воздетыми к небу руками повторял он молитву мытаря «Боже , милостив буди ко мне, грешнику!»

Смирение. Святой Серафим был очень смиренным. Он скрывал свои подвиги и просил других людей не рассказывать их.

Любовь. Святой Серафим любил людей. Об этом говорит его обращение с ними. При встрече преподобный Серафим кланялся пришедшему в ноги и говорил: «Радость моя, Христос воскресе!»


Целомудрие.С детства преподобный Серафим не любил мирских забав, он старался больше молиться и чаще ходить в церковь.

Трезвение. В детстве преподобный Серафим почти каждый день бывал в церкви, а когда он стал помогать брату, то вставал пораньше, чтобы побывать хотя бы на заутрене.











Приложение 4



Детская молитва «Батюшка Серафим»



Батюшка Серафим помолись о грешных,

Да пошлет Господь нам сил, чистоты сердечной.

Батюшка Серафим помолись о детках,

Помоги перенести трудности и беды.

Батюшка Серафим помолись о здравии,

Помоги нам жить в любви, помоги жить праведно.

Батюшка Серафим помоги нам вырасти добрыми и хорошими. Молись за нас всегда, всегда.

Батюшка Серафим дай благословение

Чтобы всё переносит с надеждой и смирением.

Батюшка Серафим радость наша светлая

Мы тебя благодарим любовию согретые.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Радостный старец. Преподобный Серафим Саровский».

Автор: Курочкин Олег Вячеславович

Дата: 07.09.2022

Номер свидетельства: 612670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства