Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе "В мире прекрасного"
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе "В мире прекрасного"
Программа "В мире прекрасного" является частью общекультурного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования, создана для занятий с обучающимися 5 классов, желающими повысить свой культурный уровень. Данный курс способствует формированию у воспитанников отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве: художественно-творческую активность, потребность к знаниям в области различных видов искусства. Содержание программы предполагает проведение занятий в кабинете в форме: беседы, видеопутешествия, игры, конкурса, викторины, творческой мастерской. т.п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе "В мире прекрасного"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КРУЖКА «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО»
Класс: 5А
Количество часов: 66
Педагог: Шеламова Елена Станиславовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что прекрасное облагораживает человека, делает его выше, лучше и чище. Путь человека в мир прекрасного начинается в семье, в детском коллективе. Ощущение красоты жизни входит в нас, когда мы только учимся делать свои первые шаги. Уже в это время важно сказать, показать ребенку: «Взгляни вокруг, как это прекрасно!». Первое ощущение красоты, возникающее у ребенка, хотя и смутное, но очень живучее: оно долго, а порой и всю жизнь направляет чувство прекрасного. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. «Если человек с детства воспитывается на чувстве прекрасного, то он способен творчески воспринимать жизнь» – пишет А.С.Макаренко. Учить детей создавать красоту, творить прекрасное, доброе необходимо с ранних лет. В.А.Сухомлинский говорил: «Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только, чтобы за призывами следовал труд. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества». Надо раскрывать перед глазами ребенка яркие панорамы, красоту разноцветного мира, это необходимо для возникновения чувства прекрасного. И чтобы за удивлением шел процесс познания, за познанием изучение всего, что воспринимает ребенок. И уже после изучения – процесс творчества, главный этап.
Широкие возможности в этом плане дает кружок «В мире прекрасного». Данный курс способствует формированию у воспитанников отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве: художественно-творческую активность, потребность к знаниям в области различных видов искусства.
Программа кружка создана для занятий с обучающимися 5 классов, желающими повысить свой культурный уровень. Данная программа является частью общекультурного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Актуальность программы очевидна. Ведущими принципами в области образования на современном этапе провозглашаются гуманистический характер образования - приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, человека культуры, воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Сегодня как никогда стала актуальна проблема «Ребенок и культура». Для реализации этих принципов, необходимо вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе приобщение его к искусству. Работая с детьми, когда души чисты, открыты и восприимчивы, мы должны заложить в эти души нравственные ориентиры, путем приобщения к искусству, к детскому творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, научить его ценить прекрасное, сопоставлять и размышлять о нем, создавать красоту своими руками.
Главная цель в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий большой художник. Без опыта такого отношения ребенку трудно стать гармонически развитым человеком. Важно научить маленького гражданина будущего мира правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и в искусстве, творить его – это значит обогатить его духовный облик такими существенными сторонами, без которых не может быть гармонически развитой личностью. Это и определило цели и задачи программы «В мире прекрасного».
Цель программы: создание условий для формирования гармонически развитой личности, способной понимать, ценить и творить прекрасное.
Задачи программы:
развивать у детей творчество и художественное восприятие окружающего мира;
формировать эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству, к народным традициям;
воспитывать творческую личность, человека культуры с культурой чувств и человеческих отношений.
Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:
Уважать личность ребенка, его позицию;
Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;
Отмечать достоинства каждого ребенка;
Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать, вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
Проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.
Содержание программы предполагает проведение занятий в кабинете в форме: беседы, видеопутешествия, игры, конкурса, викторины, творческой мастерской. На занятиях воспитанники знакомятся с классификацией видов искусств и их характеристиками, биографией знаменитых деятелей искусства, знакомятся с историей календарных праздников и готовятся к их проведению – разрабатывают сценарии, оформляют поздравительные открытки и газеты, готовят номера к праздничным концертам, выступления на классных и школьных мероприятиях (Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы и т.п.).
Занятия проводятся не только в стенах школы, но и за её пределами. Программа предполагает использование таких форм работы как экскурсии в парк культуры и отдыха, походы в выставочный зал, музей, библиотеку, театр, кинотеатр. Это даёт возможность воспитанникам получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно. Знакомство и посещение культурных центров даёт воспитанникам представление об историческом прошлом нашего народа и донского края, возможность познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах, экспонатах, экспозициях, театральных постановках, кинофильмах.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Программа кружка рассчитана на один год обучения по 2 часа в неделю (68 занятий в течение учебного года).
Условия организации занятий:
Кружок создается из обучающихся 5 классов, имеющих повышенный интерес к творческой деятельности, на добровольной основе. Занятия групповые, по 12-15 человек. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 2 занятия с перерывом 10 минут.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения воспитанники научатся:
• классифицировать виды искусства;
• изготавливать праздничные открытки.
По окончании обучения воспитанники получат возможность:
• использовать полученную во время экскурсий информацию на учебных занятиях;
• узнать историю календарных праздников, творческий путь великих деятелей искусства;
Итогом реализации программы являются: успешные выступления воспитанников на школьных и городских мероприятиях, а также подготовка и защита проекта, посвященного определенному виду искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Дата проведения занятия
Раздел, тема
Количество часов по теме
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
Пластические виды искусства
14
4
10
1
07.09.2015
Изобразительное искусство
2
1
-
2
07.09.2015
-
1
3
14.09.2015
Экскурсия в выставочный зал
2
-
2
4
14.09.2015
5
21.09.2015
Декоративно-прикладное искусство
2
1
-
6
21.09.2015
-
1
7
28.09.2015
Экскурсия в краеведческий музей
2
-
2
8
28.09.2015
9
05.10.2015
Архитектура
2
1
-
10
05.10.2015
-
1
11
12.10.2015
Фотография
2
1
-
12
12.10.2015
-
1
13
19.10.2015
Экскурсия в парк культуры и отдыха
2
-
2
14
19.10.2015
Динамические виды искусств
6
2
4
15
26.10.2015
Музыка
2
1
-
16
26.10.2015
-
1
17
09.11.2015
Литература
2
1
-
18
09.11.2015
-
1
19
16.11.2015
Экскурсия в библиотеку
2
-
2
20
16.11.2015
Временные виды искусства
14
5
9
21
23.11.2015
Хореография
2
1
-
22
23.11.2015
-
1
23
30.11.2015
Киноискусство
2
1
-
24
30.11.2015
-
1
25
07.12.2015
Экскурсия в кинотеатр
2
1
-
26
07.12.2015
-
1
27
14.12.2015
Украшение кабинета к празднику.
Оформление рисунков на окнах
2
-
2
28
14.12.2015
29
21.12.2015
Новый год. История праздника
2
1
-
30
21.12.2015
Подготовка праздничного мероприятия
-
1
31
11.01.2016
Театральное искусство
2
1
-
32
11.01.2016
-
1
33
18.01.2016
Экскурсия в театр
2
-
2
34
18.01.2016
Великие деятели искусства
16
6
10
35
25.01.2016
Художники
2
1
-
36
25.01.2016
-
1
37
01.02.2016
Композиторы
2
1
-
38
01.02.2016
-
1
39
08.02.2016
Подготовка праздничного мероприятия к 23 Февраля. Оформление газеты.
2
-
2
40
08.02.2016
41
15.02.2016
День защитника Отечества. История праздника. Конкурс «А ну-ка, мальчики»
2
1
-
42
15.02.2016
-
1
43
27.02.2016
Поэты и писатели
2
1
-
44
27.02.2016
-
1
45
29.02.2016
Подготовка праздничного мероприятия к 8 Марта. Оформление открыток.
2
-
2
46
29.02.2016
47
05.03.2016
Международный Женский день. История праздника. Конкурс «А ну-ка, девочки»
2
1
-
48
05.03.2016
-
1
49
14.03.2016
Актеры и артисты
2
1
-
50
14.03.2016
-
1
Народное творчество
6
2
4
51
28.03.2016
Частушки, пословицы, поговорки
2
1
-
52
28.03.2016
-
1
53
04.04.2016
Народные праздники
2
1
-
54
04.04.2016
-
1
55
11.04.2016
Экскурсия в музей донского казачества
2
-
2
56
11.04.2016
Творческий отчет
10
-
10
57
18.04.2016
Конкурс творческого мастерства «Минута славы»
2
-
2
58
18.04.2016
59
25.04.2016
Подготовка праздничного мероприятия ко Дню Победы. Оформление открыток.
2
-
2
60
25.04.2016
61
02.05.2016
Экскурсия в музей боевой славы
2
-
2
62
02.05.2016
63
16.05.2016
Экскурсия в парк культуры и отдыха
2
-
2
64
16.05.2016
65
23.05.2016
Защита творческих проектов
2
-
2
66
23.05.2016
Итог
66
19
47
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пластические виды искусств (14 часов)
Изобразительное искусство
Экскурсия в выставочный зал
Декоративно-прикладное искусство
Экскурсия в краеведческий музей
Архитектура
Фотография
Экскурсия в парк культуры и отдыха
Динамические виды искусств (6 часов)
Музыка
Литература
Экскурсия в библиотеку
Временные виды искусств (14 часов)
Хореография
Киноискусство
Экскурсия в кинотеатр
Украшение кабинета к празднику. Оформление рисунков на окнах
Новый год. История праздника
Подготовка праздничного мероприятия
Театральное искусство
Экскурсия в театр
Великие деятели искусства (16 часов)
Художники
Композиторы
Подготовка праздничного мероприятия к 23 Февраля. Оформление газеты.
День защитника Отечества. История праздника. Конкурс «А ну-ка, мальчики»
Поэты и писатели
Подготовка праздничного мероприятия к 8 Марта. Оформление открыток.
Актеры и артисты
Народное творчество (6 часов)
Частушки, пословицы, поговорки
Народные праздники
Экскурсия в музей донского казачества
Творческий отчет (10 часов)
Конкурс творческого мастерства «Минута славы»
Подготовка праздничного мероприятия ко Дню Победы. Оформление открыток.
Экскурсия в музей боевой славы
Экскурсия в парк культуры и отдыха
Защита творческих проектов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Т.Шпикалова. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2009.
Е.Коротеева. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 2007.
Е.В.Ефремова. Я вхожу в мир искусства. - М.: Просвещение, 2008.
Ю.М.Ашикова. Виды искусства и их классификация.
А. Персалл. Керамика и фарфор. Краткий экскурс в историю.
Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: ООО Издательский дом «Летопись», 2000.
Самин Д.К. Сто великих архитекторов мира. – М., 2000.
Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М., 2001.
Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2003.
Искусство: Живопись; Скульптура; Архитектура; Графика: Книга для учителя в 3-х частях / Сост. М.В.Алпатов и др. изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1987. – 288 с., ил.
Современный словарь – справочник по искусству. М., 1999.
Н.М.Сокольникова, В.Н.Крейн. История стилей в искусстве: учеб. пособие / – М.: Гардарики, 2006 – 395 с.
Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. – М.: Советская Россия, 1991.
Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.
Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.