kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности " Микромир вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности «Микромир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО от  06 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785), с учетом учебного плана МБОУ   СОШ №2 на 2014-2015 учебный.

Программа предполагает различные уровни познавательной активности и мыслительной деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " Микромир вокруг нас"»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Микромир вокруг нас».

для 4 классов

на 2015-2016 учебный год

















Учитель биологии:

Шаяхметова Надежда Евгеньевна






г. Нефтеюганск 2015г

Пояснительная записка

  1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

Программа курса внеурочной деятельности «Микромир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО от 06 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785), с учетом учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2014-2015 учебный.

Программа предполагает различные уровни познавательной активности и мыслительной деятельности учащихся.

Объем программы:

Программа рассчитана для учащихся 4 классов, на 1 год обучения.

На реализацию курса «Микромир» во 4 классах отводится 70 ч в год (по 2 часа в неделю ).

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся с использованием цифровых технологий (микроскоп и компьютер).

Задачи:

  • познакомить обучающихся с разнообразием микромира;

  • познакомить учащихся с видами микроскопов;

  • развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;

  • воспитывать интерес к окружающему миру;

  • формировать первоначальные знания о строении вещества, прослеживать межпредметные связи с биологией, географией, физикой и химией;

  • создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенным объектом окружающего мира. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о микромире, а также исследовать свои способности применяя цифровые технологии. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .

В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Формы занятий:

  • беседы

  • экскурсии

  • сюжетно-ролевые игры

  • элементы занимательности и состязательности

  • конкурсы

  • праздники


2. Содержание учебной программы

Курс рассчитан на 1 год, 2 часа в неделю. Всего 70 часов, из которых 3 часа резервного времени.

В 2015-2016 учебном году в школе вводится новый курс внеурочной деятельности для 4 классов.

раздела

Изучаемый раздел

Содержание

1

Введение.

Знакомство с предметом, техника безопасности на пришкольном участке.

2

Микроскопы.

Какие бывают микроскопы, правила работы с микроскопами.

3

Частицы микромира.

Молекулы, атомы, живые клетки, препараты.

4

Твердые и жидкие объекты неживого мира.

Изучение готовых препаратов и создание своих, наблюдение, краткие выводы в графической или табличной форме.

5

Растения

Изучение клеток растений и собственных препаратов растений, представление результатов в графическом виде.

6

Микробы и бактерии.

Наблюдение мельчайших живых организмов под микроскопом. Устный отчет о работе.

7

Насекомые.

Наблюдение препаратов насекомых под микроскопом. Графический отчет.

8

Обобщающее занятие

Творческий отчет учащихся о полученных знаниях за год.

9

Резерв.



3. Перечень учебно-методического обеспечения

Научно-познавательная литература для детей, энциклопедии, детские справочники, имеющиеся в школьной библиотеке.

Интернет-ресурсы, географические, биологические сайты.







4. Учебно-тематическое планирование

урока

Тема урока (РК)

Виды деятельности

Дата

Примечания

1-2

Макромир. Мегамир. Микромир (ТБ №1) (РК – экскурсия).

Экскурсия на пришкольный участок, сбор материала и гербария.

3.09-5.09


3-4

Телескоп и микроскоп.

Беседа, просмотр презентации, изучение приборов.

10-12.09


5-6

Какие бывают микроскопы.

Просмотр презентации, знакомство со школьным и цифровым микроскопом.

17-19.09


7-8

Молекулы и атомы.

Просмотр презентации, беседа.

24-26.09


9-10

Кристаллическая решетка.

Просмотр презентации, собирание модели кристаллической решетки.

01-03.09


11-12

Живая клетка.

Просмотр презентации, беседа.

08-10.10


13-14

Школьный микроскоп (ТБ№2).

Увеличение окружающих мелких предметов (волосы, шерсть животного, травинки, мелок, лист бумаги).

15-17.10


15-16

Цифровой микроскоп + компьютер (ТБ№3).

Работа с цифровым микроскопом и компьютером по алгоритму.

22-24.10


17-18

Препараты (ТБ№4).

Работа с препаратами на стекле, самостоятельное создание препаратов.

29-31.10


19-20

Песок и почва под микроскопом.

Изучение твердых неживых структур под микроскопом, устный отчет о проделанной работе.

12-14.11


21-22

Сахар, чай, кофе, крупы под микроскопом.

Изучение твердых неорганических продуктов питания под микроскопом, устный отчет о проделанной работе.

19-21.11


23-24

Ткани, шерсть, ворс под микроскопом.

Изучение текстильных продуктов под микроскопом, устный отчет о проделанной работе.

26-28.11


25-26

Пластик, бумага, чернила под микроскопом.

Изучение структуры школьных принадлежностей под микроскопом, устный отчет о проделанной работе.

03-05.12


27-28

Жидкости под микроскопом.

Просмотр презентации, беседа.

10-12.12


29-30

Лабораторная работа №1 «Создание препаратов воды, молока и масла»

Выполнение лабораторной работы, изучение препаратов под микроскопом, графический отчет о проделанной работе.

17-19.12


31-32

Обобщающий занятие по теме «Сравнительная характеристика твердых и жидких объектов неживого мира под микроскопом»

Беседа, просмотр презентации, отчет-таблица.

24-26.12


33-34

Какие бывают растения (ТБ№1). (РК – экскурсия).

Экскурсия на пришкольный участок, наблюдение в микроскоп за кристаллами льда (снегом), собирание веточек, коры кустарников и деревьев, беседа о растениях.

14-16.01


35-36

Клетки растений.

Просмотр презентации, беседа.

21-23.01


37-38

Трава и цветы под микроскопом.

Создание препаратов из собранного гербария осенью, наблюдение клеток травы и цветов под микроскопом, отчет-таблица.

28-30.01


39-40

Кора кустарников и деревьев под микроскопом.

Создание препаратов из собранной коры и веточек, наблюдение препаратов под микроскопом, отчет-таблица.

04-06.02


41-42

Листья кустарников и деревьев под микроскопом.

Создание препаратов из собранного гербария осенью, наблюдение клеток листьев под микроскопом, графический отчет.

11-13.02


43-44

Плоды кустарников и деревьев под микроскопом.

Создание препаратов из плодов акации, семечек и мякоти яблока, апельсина и персика, наблюдение этих препаратов в микроскоп, графический отчет.

18-20.02


45-46

Грибы и лишайники под микроскопом.

Изучение готовых препаратов, беседа, начинаем выращивать плесень (готовим хлеб в целлофане).

25-27.02

Д/З. Принести к следующему занятию марлевую повязку, фартук, перчатки и газету.

47-48

Плесень под микроскопом (ТБ№5).

Создаем препарат из плесени, образовавшейся на хлебе, работаем в фартуке, марлевой повязке и перчатках на газете, изучаем препарат, коллективное мытье рук, графический отчет.

04-06.03

Здоровьесберегающая технология

49-50

Бактерии и дрожжи.

Презентация, изучение готовых препаратов (амеба, эвглена зеленая, инфузория-туфелька, пивные дрожжи), беседа.

11-13.03

Д/З. Принести к следующему занятию марлевую повязку, фартук, перчатки и газету, зубочистку и ватную палочку.

51-52

Лабораторная работа №2 «Болезнетворные микробы и бактерии».

Делаем коллективные смывы в перчатках, фартуке и марлевой повязке со ступеней крыльца школы, с подошвы обуви, а также соскоб из-под ногтей, создаем и изучаем препараты, устный отчет о проделанной работе.

18-20.03

Здоровьесберегающая технология

53-54

Паразиты под микроскопом.

Изучение готовых препаратов червей, блок и клопов, беседа.


01-03.04


55-56

Какие бывают насекомые.

Просмотр презентации, беседа.

08-10.04


57-58

Крылья насекомых под микроскопом.

Изучение готовых препаратов, устный или графический отчет о проделанной работе по желанию учащихся.

15-17.04

Д/З. Принести к следующему занятию перчатки, спичечный коробок и маленькую стеклянную баночку с крышкой.

59-60

Насекомые в нашем дворе. (ТБ№6). (РК - экскурсия).

Экскурсия на пришкольный участок, сбор насекомых, личинок, куколок, беседа о проснувшихся насекомых.

22-24.04

Д/З. Принести к следующему занятию марлевую повязку, фартук, перчатки и газету, зубочистку и ватную палочку.

61-62

Лабораторная работа №3 «Сравнительная характеристика насекомых под микроскопом».

Создаем и изучаем препараты из собранных насекомых, отчет- таблица.

28-29.04


63-64

Обобщающее занятие «Микромир вокруг меня».

Беседа, заслушивание докладов.

06-08.05


65-66

Резерв.


13-15.05


67-68

Резерв.


20-22.05


69-70

Резерв.


27-29.05















  1. Материально- техническое обеспечение учебного предмета



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом, цифровые и аналоговые микроскопы








Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса

Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.








Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе. Планируемые результаты.


Учащиеся должны знать:

  • знать понятия «микромир», «макромир», «мегамир» и уметь их различать;

  • знать что такое препарат;

  • знать правила техники безопасности при работе за ПК и с препаратами.


Учащиеся должны уметь:

  • работать со школьным и цифровым микроскопом;

  • самостоятельно создавать препараты;

  • проявлять уважительное к окружающему миру.


Ожидаемые результаты прохождения курса:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

  • расширение кругозора о микромире,

  • заинтересованность в развитии своих способностей,

  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемым темам,

  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;

способность добывать новую информацию из различных источников


Личностные УУД

Правила поведения на занятиях и этические нормы работы в коллективе. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с коллективом.


Регулятивные УУД

Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Планирование и целеполагание

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

  • Поиск и выделение необходимой информации

  • Смысловое чтение

  • Постановка и формулировка проблемы

Логические универсальные действия

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.

  2. Синтез как составление целого из частей

  3. Построение логической цепи рассуждений:

Коммуникативные УУД

  1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.

  2. Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий.


14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности " Микромир вокруг нас"

Автор: Шаяхметова Нажия Джиганшевна

Дата: 27.03.2016

Номер свидетельства: 310847


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства