Программа курса внеурочной деятельности «Микромир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО от 06 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785), с учетом учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2014-2015 учебный.
Программа предполагает различные уровни познавательной активности и мыслительной деятельности учащихся.
Программа рассчитана для учащихся 4 классов, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Микромир» во 4 классах отводится 70 ч в год (по 2 часа в неделю ).
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенным объектом окружающего мира. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о микромире, а также исследовать свои способности применяя цифровые технологии. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Курс рассчитан на 1 год, 2 часа в неделю. Всего 70 часов, из которых 3 часа резервного времени.
В 2015-2016 учебном году в школе вводится новый курс внеурочной деятельности для 4 классов.
Научно-познавательная литература для детей, энциклопедии, детские справочники, имеющиеся в школьной библиотеке.
Интернет-ресурсы, географические, биологические сайты.
№ урока | Тема урока (РК) | Виды деятельности | Дата | Примечания |
1-2 | Макромир. Мегамир. Микромир (ТБ №1) (РК – экскурсия). | Экскурсия на пришкольный участок, сбор материала и гербария. | 3.09-5.09 | |
3-4 | Телескоп и микроскоп. | Беседа, просмотр презентации, изучение приборов. | 10-12.09 | |
5-6 | Какие бывают микроскопы. | Просмотр презентации, знакомство со школьным и цифровым микроскопом. | 17-19.09 | |
7-8 | Молекулы и атомы. | Просмотр презентации, беседа. | 24-26.09 | |
9-10 | Кристаллическая решетка. | Просмотр презентации, собирание модели кристаллической решетки. | 01-03.09 | |
11-12 | Живая клетка. | Просмотр презентации, беседа. | 08-10.10 | |
13-14 | Школьный микроскоп (ТБ№2). | Увеличение окружающих мелких предметов (волосы, шерсть животного, травинки, мелок, лист бумаги). | 15-17.10 | |
15-16 | Цифровой микроскоп + компьютер (ТБ№3). | Работа с цифровым микроскопом и компьютером по алгоритму. | 22-24.10 | |
17-18 | Препараты (ТБ№4). | Работа с препаратами на стекле, самостоятельное создание препаратов. | 29-31.10 | |
19-20 | Песок и почва под микроскопом. | Изучение твердых неживых структур под микроскопом, устный отчет о проделанной работе. | 12-14.11 | |
21-22 | Сахар, чай, кофе, крупы под микроскопом. | Изучение твердых неорганических продуктов питания под микроскопом, устный отчет о проделанной работе. | 19-21.11 | |
23-24 | Ткани, шерсть, ворс под микроскопом. | Изучение текстильных продуктов под микроскопом, устный отчет о проделанной работе. | 26-28.11 | |
25-26 | Пластик, бумага, чернила под микроскопом. | Изучение структуры школьных принадлежностей под микроскопом, устный отчет о проделанной работе. | 03-05.12 | |
27-28 | Жидкости под микроскопом. | Просмотр презентации, беседа. | 10-12.12 | |
29-30 | Лабораторная работа №1 «Создание препаратов воды, молока и масла» | Выполнение лабораторной работы, изучение препаратов под микроскопом, графический отчет о проделанной работе. | 17-19.12 | |
31-32 | Обобщающий занятие по теме «Сравнительная характеристика твердых и жидких объектов неживого мира под микроскопом» | Беседа, просмотр презентации, отчет-таблица. | 24-26.12 | |
33-34 | Какие бывают растения (ТБ№1). (РК – экскурсия). | Экскурсия на пришкольный участок, наблюдение в микроскоп за кристаллами льда (снегом), собирание веточек, коры кустарников и деревьев, беседа о растениях. | 14-16.01 | |
35-36 | Клетки растений. | Просмотр презентации, беседа. | 21-23.01 | |
37-38 | Трава и цветы под микроскопом. | Создание препаратов из собранного гербария осенью, наблюдение клеток травы и цветов под микроскопом, отчет-таблица. | 28-30.01 | |
39-40 | Кора кустарников и деревьев под микроскопом. | Создание препаратов из собранной коры и веточек, наблюдение препаратов под микроскопом, отчет-таблица. | 04-06.02 | |
41-42 | Листья кустарников и деревьев под микроскопом. | Создание препаратов из собранного гербария осенью, наблюдение клеток листьев под микроскопом, графический отчет. | 11-13.02 | |
43-44 | Плоды кустарников и деревьев под микроскопом. | Создание препаратов из плодов акации, семечек и мякоти яблока, апельсина и персика, наблюдение этих препаратов в микроскоп, графический отчет. | 18-20.02 | |
45-46 | Грибы и лишайники под микроскопом. | Изучение готовых препаратов, беседа, начинаем выращивать плесень (готовим хлеб в целлофане). | 25-27.02 | Д/З. Принести к следующему занятию марлевую повязку, фартук, перчатки и газету. |
47-48 | Плесень под микроскопом (ТБ№5). | Создаем препарат из плесени, образовавшейся на хлебе, работаем в фартуке, марлевой повязке и перчатках на газете, изучаем препарат, коллективное мытье рук, графический отчет. | 04-06.03 | Здоровьесберегающая технология |
49-50 | Бактерии и дрожжи. | Презентация, изучение готовых препаратов (амеба, эвглена зеленая, инфузория-туфелька, пивные дрожжи), беседа. | 11-13.03 | Д/З. Принести к следующему занятию марлевую повязку, фартук, перчатки и газету, зубочистку и ватную палочку. |
51-52 | Лабораторная работа №2 «Болезнетворные микробы и бактерии». | Делаем коллективные смывы в перчатках, фартуке и марлевой повязке со ступеней крыльца школы, с подошвы обуви, а также соскоб из-под ногтей, создаем и изучаем препараты, устный отчет о проделанной работе. | 18-20.03 | Здоровьесберегающая технология |
53-54 | Паразиты под микроскопом. | Изучение готовых препаратов червей, блок и клопов, беседа. | 01-03.04 | |
55-56 | Какие бывают насекомые. | Просмотр презентации, беседа. | 08-10.04 | |
57-58 | Крылья насекомых под микроскопом. | Изучение готовых препаратов, устный или графический отчет о проделанной работе по желанию учащихся. | 15-17.04 | Д/З. Принести к следующему занятию перчатки, спичечный коробок и маленькую стеклянную баночку с крышкой. |
59-60 | Насекомые в нашем дворе. (ТБ№6). (РК - экскурсия). | Экскурсия на пришкольный участок, сбор насекомых, личинок, куколок, беседа о проснувшихся насекомых. | 22-24.04 | Д/З. Принести к следующему занятию марлевую повязку, фартук, перчатки и газету, зубочистку и ватную палочку. |
61-62 | Лабораторная работа №3 «Сравнительная характеристика насекомых под микроскопом». | Создаем и изучаем препараты из собранных насекомых, отчет- таблица. | 28-29.04 | |
63-64 | Обобщающее занятие «Микромир вокруг меня». | Беседа, заслушивание докладов. | 06-08.05 | |
65-66 | Резерв. | | 13-15.05 | |
67-68 | Резерв. | | 20-22.05 | |
69-70 | Резерв. | | 27-29.05 | |
Правила поведения на занятиях и этические нормы работы в коллективе. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с коллективом.
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.