___________И.В. Завьялова
Программа комплексной внеурочной деятельности классного руководителя для учащихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и «Методический конструктор внеурочной деятельности школьников» (авторы Д.В. Григорьев, к.п.н., П.В. Степанов, к.п.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО). Она может стать одним из механизмов достижения высоких воспитательных результатов школьников.
В соответствии с ФГОС количество часов внеурочной деятельности классного руководителя в 1 классе за учебный год на ступени основного общего образования составляет 68 часов (доля выбранных школьником аудиторных занятий при этом не должна превышать 50%). Программа может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках школьников одной возрастной группы.
Рабочая программа классного руководителя - индивидуальный инструмент классного руководителя, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и наиболее эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям Стандарта.
Комплексная образовательная программа предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
При проектировании внеурочной деятельности классного руководителя выработано согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьника, позволяет развивать его личность в рамках: спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.
Комплексная программа включает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и занятия крупными блоками — «интенсивами». Интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.
В программе внеурочной деятельности классного руководителя соблюдаются следующие принципы:
Знакомство с условиями конкурса. Распределение обязанностей в группах. Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа.
Подготовка к проведению масленицы, изготовление пасхальных поделок.
Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в классе. Фоторепортаж о проведении акции.
Подготовка, проведение и анализ поездки. Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Подготовка, проведение и анализ диспута.
Подготовка, проведение праздника. Изготовление праздничных открыток.
Подготовка, проведение дня здоровья. Фотоотчёт.
Подготовка, проведение дня здоровья. Фотоотчёт.
Подборка материала, изготовление поделок.
Подборка материала, изготовление поделок.
Подготовка, проведение праздника. Привлечение родителей
Подготовка, проведение праздника. Привлечение родителей
Организация силами школьников внутришкольных соревнований. Подготовка, проведение и анализ « Дня здоровья». Фотоотчет.
№ | Раздел (модуль) тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов | |
1. | Общекультурное направление «Искать, творить, стремиться к цели!» (система классных часов) | | | | | | |
1.1 | Единый Всекубанский классный час «Год культуры-история кубани в лица». | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Практическая работа, метод «мозговой атаки», метод активного диалога (диспут), игровой метод, индивидуально-коллективный метод | Презентация, фото поэтов, ватман, фломастеры | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Проектная деятельность | |
1.2 | Классный час, посвящённый трагедии в Беслане. | Занятие в учебном кабинете | Беседа, метод «круглого стола», игровой метод, инструктаж | Презентация | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат. | Проектная деятельность | |
1.3 | Классное собрание №1 «Выбор актива класса» | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Анкетирование, метод активного диалога (диспут), метод «круглого стола», инструктаж | Презентация | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, web-камера | Анкета | |
1.4 | «День образования Краснодарского края» | Занятие в учебном кабинете (тематическое) | Проектная работа, самостоятельная работа, метод активного диалога (диспут), индивидуально-коллективный метод, | Презентация, карта Краснодарского края, символика | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, web-камера | Конкурс рисунков | |
1.5 | «Режим дня ученика начальной школы» | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Практическая работа, самостоятельная работа, беседа, индивидуально-коллективный метод, | Мультфильм, карточки со словами | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Проектная деятельность | |
1.6 | Игровое занятие по ПДД « Мы идём в школу» | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, просмотрфильма | Диск | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Игра | |
1.7 | Практическое занятие по ПДД «Движение пешеходов по улицам и дорогам». | Кабинет ПДД | Беседа, просмотрфильма | Диск | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Практическое занятие | |
1.8 | Подготовка к конкурсу и участие в конкурсе «Минута славы» | Занятие в учебном кабинете (игровое) | Самостоятельная работа, метод активного диалога (диспут), игровые методы, индивидуально-коллективный метод, инструктаж | Диски с музыкой | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, музыкальное оборудование | Выступления учащихся. | |
1.9 | «Азбука вежливости» Инструктаж по ТБ на осенних каникулах. | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, просмотрфильма Инструктаж. | Диск | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Рисунки учащихся. | Викторина. |
1.10 | Классный час по ПДД «Дорожная разметка». | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, метод «мозговая атака», игровые методы, индивидуально-коллективный метод. | Таблица по оборудование, ПДД | Фотоаппарат, wеb-камераe | Маршрутные листы. | |
1.11 | Единый Всекубанский классный час, посвященный Дню Матери | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, практическая работа, метод «мозговая атака», стола, игровые методы метод «круглого стола» | Презентация, видеоролики | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Фотовыставка | |
1.12 | Беседа по ПДД «Сигналы светофора и регулировщика». | Кабинет ПДД | Беседа, просмотр фильма | Диск | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Викторина. | |
1.13 | Классный час «Главный закон страны», посвящённый Дню Конституции. | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, практическая работа, метод «мозговая атака», стола, игровые методы метод «круглого стола» | Презентация, видеоролики | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Фотовыставка | |
1.14 | «Светлый праздник – Рождество Христово» и «Новогодняя фантазия» -подготовка и участие в муниципальном этапе краевых конкурсов | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, наблюдение, игровые методы, бригадно-ролевой метод, инструктаж | Презентация | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, музыкальное оборудование | конкурс рисунков. | |
1.15 | Подготовка и проведение Новогоднего утренника. | Актовый зал. | Игровые методы, бригадно-ролевой метод. | Сценарий, костюмы сказочных героев. | Фотоаппарат, музыкальное оборудование | Фотоотчёт | |
1.16 | «Правила поведения на льду» Инструктаж по ТБ на зимние каникулах | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, метод «мозговая атака» | Видеоролик | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Беседа | |
1.17 | Классный час по ПДД «Правила перехода улиц и дорог». | Занятие в учебном кабинете (тематическое) | Беседа, практическая работа | Презентация, плакат со знаками. | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Беседа | |
1.18 | Классное собрание №3 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Тестирование, метод активного диалога (диспут), инструктаж | | Фотоаппарат | Собрание | |
1.19 | Игровое занятие по ПДД: Шесть дорожных «Почему?» | Занятие в учебном кабинете (тематическое) | Наблюдение, метод «мозговая атака», метод активного диалога (диспут), игровые методы, бригадно-ролевой метод | Мультфильм | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Викторина | |
| Открытие месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы | | | | | | |
1.20 | Конкурс инсценированной патриотической песни | Актовый зал | Метод «круглого стола, игровые методы | Презентация, видеоролик | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Конкурс песен. | |
1.21 | Урок – игра по ПДД «Путешествие в страну Дорожных Знаков». | Занятие в учебном кабинете (тематическое) | Наблюдение, метод «мозговая атака», метод активного диалога (диспут), игровые методы, бригадно-ролевой метод | Видеофильм | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Игровое занятие | |
1.22 | Спортивные соревнования «Богатырские потешки» | Занятие в спортивном зале | Наблюдение, инструктаж, беседа | Спортивный инвентарь | Фотоаппарат | Соревнования | |
1.23 | «Участие в неделе толерантности» | Занятие в учебном кабинете (тематическое) | Метод «мозговая атака | Видеоролик | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Беседа | |
1.24 | «Пусть всегда будет мама!» | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, метод «мозговая атака», игровые методы, индивидуально-коллективный метод | Презентация | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Конкурс рисунков | |
1.25 | Инструктаж по ТБ на весенних каникулах | Занятие в учебном кабинете (тематическое) | Метод «мозговая атака | Текст инструктажа, журнал инструктажей | | Беседа | |
1.26 | Практическое занятие по ПДД «Правила перехода улицы (дороги) при высадке из транспортных средств». | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, самостоятельная работа, бригадно-ролевой метод, инструктаж | Видеофилбп, плакат по ПДД | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, web-камера | Практическое занятие | |
1.27 | Классное собрание №4 «Школа наш дом, мы хозяева в нём» | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, тестирование. | Презентация | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, web-камера | Собрание | |
1.28 | Участие в акции «Птицы в городе» | Занятие в учебном кабинете (тематическое) | Беседа, практическая работа | Презентация, карточки с птицами | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Конкурс рисунков, кормушки | |
1.29 | Классный час по ПДД «Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта» | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, метод «круглого» стола , экскурсия. | Презентация | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Фотоотчёт | |
1.30 | «Ветераны! Оденьте ордена!» | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, метод «круглого» стола | Презентация | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Организация помощи ветеранам ВОв | |
1.31 | Классное собрание «Итоги года. Летние каникулы» | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, анкетирование, метод «круглого стола», инструктаж | Презентация | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Творческий отчет | |
1.32 | Подготовка к единому всекубанскому классному часу, посвященному Последнему звонку | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, метод «круглого стола, игровые методы | Презентация | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Конкурс рисунков | |
2. | Общеинтеллектуаль ное направление «Начиная путь, не теряй времени» (каникулы, день выходного дня, проектная деятельность) | | | | | | |
2.1 | Подготовка к фотоконкурсу «Осень золотая» | Занятие в учебном кабинете и экскурсия(тематическое) | Беседа, индивидуально-коллективный метод | Презентация | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Беседа | |
2.2 | Подготовка к фотоконкурсу «Слово о малой Родине» | Экскурсия, походы, практическое занятие на местности) | Беседа, наблюдение, самостоятельная работа, игровые методы, бригадно-ролевой метод, инструктаж | Фотографии | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, музыкальное оборудование | Организация походов и экскурсий с родителями, проектная деятельность, выставка | |
2.3 | Изготовление поделок для участия в конкурсе, посвященных Дню Матери | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, проектная деятельность, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, игровые методы, индивидуально-коллективный метод, инструктаж | Поделки, рисунки | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, музыкальное оборудование | Выставка, проектная деятельность. | |
2.4 | Подбор и оформление работ для участия в фотовыставке «Мороз и солнце день чудесный» | Занятие в учебном кабинете (комплексное), библиотека, кабинет информатики | Беседа, наблюдение, самостоятельная работа, игровые методы, бригадно-ролевой метод, инструктаж | Фотографии | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, музыкальное оборудование | Выставка, проектная деятельность. | |
2.5 | Подготовка и проведение весенних мероприятий | Занятие в учебном кабинете, экскурсия. | Беседа, проектная деятельность, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, игровые методы, инструктаж | Поделки, рисунки | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, музыкальное оборудование | Организация походов и экскурсий с родителями, защита проектов | |
3. | Социальное направление «Спешите делать добрые дела!» (акции, коллективно-творческие дела) | | | | | | |
3.1 | Осенняя экологическая акция «Сделаем школьный двор и хутор чище!» | Выездное занятие (практическое занятие на местности) | Беседа, практическая работа, наблюдение, инструктаж | с/х инвентарь | Фотоаппарат | Акция | |
3.2 | Операция «Уют». Уборка класса. | Занятие в учебном кабинете (тематическое) | Беседа, практическая работа, наблюдение, инструктаж | инвентарь | Фотоаппарат | Акция | |
4. | Духовно-нравственное направление «Чтобы недалеко ходить за примером, будьте примером сами!» (экскурсии, праздники, диспут) | | | | | | |
4.1. | Поездка в г. Приморско – Ахтарск на парад первоклассников. | Выездное занятие (экскурсия) | Беседа, наблюдение, индивидуально-коллективный метод, инструктаж | | Фотоаппарат | Организация поездки с родителями | |
4.2. | Классный час, посвящённый «Дню народного единства» | Занятие в учебном кабинете (тематическое) | Беседа, индивидуально-коллективный метод | Презентация | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Беседа | |
4.3. | Подготовка и проведение праздничного концерта ко Дню учителя | Занятие в учебном кабинете (комплексное) | Беседа, самостоятельная работа, метод «круглого стола. | Диски с музыкой. | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат | Беседа | |
4.4 | День здоровья под девизом «Молодёжь за ЗОЖ!» | Занятие в спортивном зале | Наблюдение, инструктаж, беседа | Спортивный инвентарь | Фотоаппарат | Соревнования | |
4.5 | Традиционные спортивные соревнования «Зимние забавы» | Занятие в школьном дворе | Наблюдение, инструктаж, беседа | Спортивный инвентарь | Фотоаппарат | Соревнования | |
4.6 | Конкурс Рождественских поделок | Актовый зал | Беседа, проектная деятельность, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, игровые методы, инструктаж | Поделки, рисунки | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат. | Выставка поделок | |
4.7 | Выставка поделок в рамках Недели искусств | Актовый зал | Беседа, проектная деятельность, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, игровые методы, инструктаж | Поделки, рисунки | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат. | Выставка поделок | |
4.8. | Утренник «Мы за чаем не скучаем!». Масленица. | Актовый зал | Беседа, проектная деятельность, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, игровые методы, инструктаж | Поделки, рисунки | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, музыкальное оборудование | Выставка поделок | |
4.9. | Праздник «Светлая Пасха» | Занятие в учебном кабинете. | Беседа, проектная деятельность, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, игровые методы, инструктаж | Поделки, рисунки | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, музыкальное оборудование | Выставка поделок | |
5. | Спортивно-оздоровительное направление «Быстрее, выше, сильнее!» (классные, общешкольные, районные соревнования, спортивные праздники, Олимпийские игры) | | | | | | |
5.1 | Спортивно-массовые мероприятия «За здоровый образ жизни» | Занятие в спортивном зале (комплексное) | Наблюдение, инструктаж, беседа | Спортивный инвентарь | Фотоаппарат | Соревнования | |
5.2 | День здоровья. | Занятие в спортивном зале | Наблюдение, инструктаж, беседа | Спортивный инвентарь | Фотоаппарат | Соревнования | |
Количество учебного оборудования исходя из его необходимого минимума. Для характеристики количественных показателей используется следующие обозначения:
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учеников).
Педагог вправе дополнять перечень материально-технического оборудования исходя из возможностей ОУ в специфики его деятельности.