Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по психологии на тему: «Размышляем, играем, творим» 1-4 классы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Томилинская средняя общеобразовательная школа №19»
Согласованно: Утверждаю:
Руководитель РМО Директор
Педагогов-психологов МОУ Томилинская СОШ №19
Адамова Л.И.___________ Кирьякова Т.Б. ___________
Август 2015г.
Рабочая программа
по психологии на тему:
«Размышляем, играем, творим»
1-4 классы
Педагог-психолог Картошкина И.Ю.
2015 год.
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Внеучебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно-познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.
Школьные уроки по-прежнему в своей массе нацелены на прохождение программы, а не на развитие мышления детей.
Между тем возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была основана еще в 30-е годы выдающимся русским психологом Л.В.Выготским. Его идею поддержали Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А.Цукер, А.В.Занков, И.С.Якиманская и др. Согласно этой теории современное построение учебных предметов должно способствовать формированию у школьников более высокого уровня мышления.
Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действий, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишены радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. При таком подходе, фактически ориентированного на среднего ученика, страдают наиболее способные дети, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их общеинтеллектуальная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
На помощь приходит внеучебная деятельность, где ребенок может раскрыть и преумножить свои способности.
В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Предлагаемое пособие предназначено для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Развивать образное мышление;
Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
Развивать творческие способности;
Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.
Тип образовательной программы:
Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня,по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников.
Программа имеет возрастную привязку:
для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности;
для 2-4-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
Особенности реализации программы.
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4 года, объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (34 часа), во 2-4 классах по 40 минут (34 часа). Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; – формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей. 2. Принцип научной организации 3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся 4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования 5. Принцип целостности 6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования 7. Принцип личностно – деятельностного подхода 8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка) 9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов 10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
трудовая деятельность.
Формы внеурочной воспитательной деятельности
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Система занятий по программе «Размышляем, играем, творим» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
воспитание межличностных отношений;
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности
Возрастные особенности достижения результатов воспитания
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 4 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатамиизучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
Объяснять (обосновывать)выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводитьспособ решения.
Сопоставлятьполученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализироватьпредложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оцениватьпредъявленное готовое решение.
Участвоватьв учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Конструироватьнесложные задачи.
Составлятьфигуры из частей. Определятьместо заданной детали в конструкции.
Выявлятьзакономерности в расположении деталей; составлятьдетали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Моделироватьобъёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития
Уровни результата воспитания
Показатели воспитанности и развития
Зона актуального развития
Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.
2 уровень результата
Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.
Зона ближайшего развития
Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы,аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
3 уровень результата
Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
рост активности обучающихся;рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии;
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания.
В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Тематическое планирование внеурочной
деятельности
1 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие
Тематический план
Цель: Развивать умение детей логично рассуждать и продуктивно мыслить.
Задачи:
Сформировать умение выделять свойства предметов, разбивать множество предметов на подмножества, характеризующихся общим свойством;
Умение сравнивать между собой предметы, явления и действия;
Умение обобщать предметы, группировать, выделять части и целое.
№
Перечень разделов и тем
Содержание
Кол-во часов
Теорет-х
занятий
Прак-х
занятий
1.
Вводное занятие.
Тест способностей.
Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Простые интеллектуальные игры.
1
0,5
0,5
2.
Знаете ли вы себя.
Ответы на вопросы о строении человеческого тела. Практическое задание: показать на себе спрашиваемые части тела.
1
0,5
0,5
3-4.
Игры с фигурами Дьенеша.
Игры с геометрическими фигурами: цвет, форма, размер, величина. Объединение по группам. Практическое задание: вырезание фигур, придумать свой вариант объединения предметов.
2
1
1
5.
Рисунок на асфальте
Развитие воображения
1
+
1
6.
Подвижные игры
Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости
1
+
1
7.
Скороговорки
Совершенствование звуковой стороны речи.Развитие интереса к правильной речи. Улучшение дикции.
1
+
1
8.
Сказки
По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.
1
0,5
0,5
9.
Объединение предметов по признакам.
Практическое задание: игра на умение группироваться по признаку.
1
0,5
0,5
10.
А ну – ка собери.
Объединение предметов по тематическому признаку.
1
+
1
11.
Подбери картинки. Составь пары.
Объединение предметов по тематическому признаку.
1
+
1
12.
Лото
Игра на развитие внимания
1
+
1
13.
Домино.
Объединение предметов по тематическому признаку.
1
+
1
14.
Логический поезд.
Упражнения на развитие логической связи. Проектная работа: составить свой «логический поезд»
1
0,5
0,5
15.
Логические задачи.
Упражнения на развитие логической связи. Творческая работа: придумать задачу.
1
0,5
0,5
16.
Пальчиковые игры
Развитие мелкой моторики.
1
+
1
17.
Раскрась по образцу
Развитие внимания, воображения
1
+
1
18.
Конструктор
Развитие внимания, мышления, воображения
1
+
1
19.
Пазлы
Развитие мелкой моторики, внимания, мышления
1
+
1
20.
Продолжи логический ряд.
Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд
1
+
1
21.
Назови одним словом.
Объединение предметов по признаку и его название.
1
+
1
22.
Найди общий признак. Загадочный ряд.
Проанализировать данные предметы и назвать признак. Практическая работа: придумать свой признак объединения предметов.
1
+
1
23.
Догадайся и дорисуй.
Найти правило по которому объединены предметы и нарисовать недостающий предмет. Подготовительная работа с матрицами Равена.
1
+
1
24.
Что лишнее и почему?
Найти правило по которому объединены предметы и найти лишний предмет.
1
+
1
25.
Найди логическую пару.
Найти логическую связь между предметами. Проектная работа: придумать и нарисовать свою пару.
1
+
1
26.
Что сначала, что потом?
Разложить карточки по порядку и объяснить, почему так. Творческая работа: самостоятельно составить свою схему.
1
+
1
27.
Шумящие коробочки.
Посредством слуха определить, какой предмет в коробочке.
1
+
1
28.
Поиск по признакам. Раздели по группам.
По данному признаку, продолжить ряд. Творческая работа: рисование отдельных предметов для игры.
1
+
1
29.
В мире животных.
Земля, вода, воздух, какие животные живут на суше, в воде, в воздухе.
1
+
1
30.
Так бывает или нет?
Игра.
1
1
+
31.
Загадки.
Назвать предмет по его признакам. Исследовательская работа. (Виды загадок, формы, назначения и т.д.)
1
1
+
32.
Настольные игры.
Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах
1
+
1
33.
Назови одним словом. Лишнее слово.
Назвать предмет по его признакам.
Практическая работа: из предложенных предметов найти лишнее и объяснить почему.
1
+
1
34.
Подведение итогов. Тест достижений.
Подвести итоги года.
1
0,5
0,5
2 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
Тематическое планирование
Цель: Развивать психические механизмы, которые лежат в основе
интеллектуального потенциала.
Задачи:
Способствовать развитию умственных действий ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация др.;
Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
№
Перечень разделов и тем
Содержание
Кол-во часов
Теорет-х
занятий
Прак-х
занятий
1.
Вводное занятие. Тест способностей.
Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.
1
0,5
0,5
2.
Литературная викторина.
Каждое занятие начинается с разминки, а затем выполняются задания. Данное занятие посвящено литературным произведениям. Назвать авторов, объяснить название произведения и др.
1
0,5
0,5
3.
Скороговорки
Совершенствование звуковой стороны речи.Развитие интереса к правильной речи. Улучшение дикции.
1
+
1
4.
Сказка.
По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.
1
0,5
0,5
5.
В мире слов.
Найти общее определение, скажи по-другому, с каким предметом ассоциируется, подбери подходящее по смыслу слово. Творческая работа: составление загадок.
1
0,5
0,5
6.
Растения.
Найди логическую связь и скажи одним словом. Объясни название растения. Упражнения на развитие памяти. По признаку назвать растение.
1
1
+
7.
Овощи. Фрукты. Ягоды.
Закончи рифму. Объедини слова в пары, объясни выбор. По признакам назови предмет. Творческая работа: опиши предмет.
1
0,5
0,5
8.
Настольные игры.
Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах
1
+
1
9.
Логические задачи.
Упражнения на развитие логической связи и мышления. Компьютерные игры.
1
0,5
0,5
10.
Явления природы.
Ассоциативные цепочки. Разгадывание загадок. Упражнения на развитие внимания. Творческая работа: продолжи песенку.
1
0,5
0,5
11.
Животный мир.
Назови одним словом группу предметов. Раздели по признаку. Кто где живет. Практическая работа: составь цепочку слов, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой последующего.
1
0,5
0,5
12.
Домашние животные.
Упражнения на развитие логического мышления. Слуховая зарядка. Творческая работа: разгадывание загадок.
Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои рассуждения. Произведения о профессиях. Найдите связь между словами.
1
+
1
16.
Семья.
Решение простых логических задач. Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Развитие творческих способностей. Проектная работа совместно с родителями: моя семья
1
+
1
17.
Мир предметов и вещей.
Развитие речи. Подбери подходящие по смыслу слова. Назови предметы, которые обладают определенными свойствами.
1
1
+
18.
Лото
Игра на развития внимания
1
+
1
19.
Вещи вокруг нас.
Назови одним словом. Предмет из предмета, путем удаления составной части. Практическая работа: ассоциации.
1
0,5
0,5
20
Аппликация
Развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей.
1
+
1
21.
Подвижные игры
Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости
1
0,5
0,5
22.
Транспорт.
По какому признаку объединили? Развитие образного мышления: на что похож предмет? Творческая работа: продолжи рифму.
1
0,5
0,5
23.
Родной край.
Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии, эссе.
1
1
+
24.
Урок творчества.
Составление разных лабиринтов.
1
+
1
25.
Человек и его поступки.
Развитие речи. Скажи наоборот. Решение логических задач.
1
+
1
26.
Разноцветный мир.
Знакомство с цветами: вишневый, салатный, ореховый, васильковый и др. творческая работа: волшебные кляксы.
1
0,5
0,5
27.
Ориентировка во времени.
Развитие временного мышления. Назови одним словом. Практическая работа: решение ребусов, логических задач.
1
0,5
0,5
28.
Форма. Направления.
Развитие мышления. Раздели квадрат на равные части разными способами. Назови противоположные по смыслу слова. Развитие образного мышления. На что похоже.
1
+
1
29.
Количество и счет. Величина.
Развитие внимания и памяти. Математические задачки. Компьютерные игры.
1
0,5
0,5
30.
Ото всюду обо всем.
Практическая работа: решение проблемных ситуаций. Отвечай быстро.
1
0,5
0,5
31.
Буквы.
Развитие координации внимания. Слова туда и обратно. Волшебные буквы. Творческая работа: придумать ребус.
1
0,5
0,5
32.
Школа.
Продолжи закономерность. Расшифруй.
1
+
1
33.
Логические задачи.
Решение логических задач.
1
+
1
34.
Итоговое занятие. Тест достижений.
Подвести итоги кружка. Чему научились? Что умеем? Что понравилось? и.т.д.
1
1
+
3 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Тематическое планирование.
Цель: Развивать абстрактное мышление
Задачи:
Способствовать развитию методов мышления: индукции и дедукции, обобщении и конкретизации, анализа и синтеза, классификации и систематизации, абстрагирования, аналогии;
Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения;
Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информацию.
№
Перечень разделов и тем
Содержание
Кол-во часов
Теорет-х
занятий
Прак-х
занятий
1.
Вводное занятие. Тест способностей.
Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.
1
0,5
0,5
2-3.
Матрицы Равена
Развивать умение последовательного рассуждения.
2
+
2
4.
Скороговорки
Совершенствование звуковой стороны речи.Развитие интереса к правильной речи. Улучшение дикции.
1
+
1
5.
Игры на листе бумаги
«Крестики-нолики», «Морской бой»
1
+
1
6.
Подвижные игры
Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости
1
+
1
7.
Конструктор
Развитие внимания,мышления, воображения
1
+
1
8.
Игры с пуговицами
Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики
1
+
1
9.
Игры со спичками
Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики
1
+
1
10.
Лото
Игра на развития внимания
1
+
1
11.
Домино
Объединение предметов по тематическому признаку.
1
+
1
12.
Поделки из крупы
Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики
1
+
1
13.
Лепим из пластилина
Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики.
1
+
1
14.
Ребусы, головоломки
Развитие внимания, логического мышления, памяти
1
+
1
15.
Пальчиковые игры
Развитие мелкой моторики
1
+
1
16.
Сказки
По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.
1
0,5
0,5
17.
Стихи
Развитие памяти. Определить смысл стихотворения. Сочинить рифмы, стихотворение
1
0,5
0,5
18.
Раскрась по образцу
Развитие внимания, воображения
1
+
1
19.
Лабиринты
Развитие внимание, памяти, мышления
1
+
1
20.
Цепочки.
Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д.
1
0,5
0,5
21.
Пазлы
Развитие мелкой моторики, внимания, мышления
1
+
1
22-23.
Анаграммы.
Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.
2
+
2
24-25.
Числовые тесты
Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест.
2
+
2
26-27.
Числовые ребусы.
Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.
2
1
1
28-29.
Настольные игры
Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах
2
+
2
30.
Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Карточки (учитель-ученик, директор»
1
+
1
31-32.
Логические задачи
Решение логических задач, задачи на смекалку.
2
+
2
33.
Выпуск стенгазеты.
Самостоятельная работа.
1
1
34.
Итоговое занятие. Тест достижений.
Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году?
1
1
+
4 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Тематическое планирование.
Цель: Развивать когнитивные способности учащихся.
Задачи:
Развивать умение самостоятельно создавать алгоритм решения проблем творческого и поискового характера.
Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения;
Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информацию.
№
Перечень разделов и тем
Содержание
Кол-во часов
Теорет-х
занятий
Прак-х
занятий
1.
Вводное занятие. Тест способностей.
Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.
1
1
+
2.
Подвижные игры
Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости
1
+
1
3.
Маргинальный прием.
Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текста.
1
+
1
4.
Стихи
Развитие памяти. Определить смысл стихотворения. Сочинить рифмы, стихотворение
1
0,5
0,5
5.
Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны?
Упражнения на развитие восприятия.
Проектная работа: составление своего рисунка.
1
+
1
6.
Сказки
По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.
1
0,5
0,5
7.
Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет».
Практическая работа: упражнение на развитие умения концентрировать внимание.
1
+
1
8-9.
Матрица Ландольта.
Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.
2
+
2
10-11.
Двухцветные цифровые таблицы.
Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц.
2
+
2
12.
Игры со спичками
Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики
1
+
1
13.
Вербальная фантазия.
Упражнения на развитие речевого воображения. Творческая работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе.
1
+
1
14.
Методика «Рисунок»
Упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Компьютерная графика.
1
+
1
15-16.
Методика «Скульптура»
Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки.
2
+
2
17.
Слуховая и зрительная память.
Упражнения на развитие памяти у учащихся.
1
+
1
18.
Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры.
Упражнения на развитие памяти.
1
+
1
19.
Структурирование. Кодировка. Ассоциации.
Практическая работа: упражнения на развитие памяти.
1
+
1
20.
Конструктор
Развитие внимания,мышления, воображения
1
+
1
21.
Стенография. Мнемонология.
Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Проектная работа: придумать свой шифр.
1
+
1
22.
Поделки из крупы
Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики
1
+
1
23.
Устный счет.
Упражнения на развитие мышления.
1
+
1
24.
Пазлы
Развитие мелкой моторики, внимания, мышления
1
+
1
25.
Кубик Рубика
Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Практическая работа: сборка кубика.
1
+
1
26.
Настольные игры
Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах
1
+
1
27.
Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Карточки (учитель-ученик, директор»
1
+
1
28.
Матрицы Равена.
Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления.
1
+
1
29.
Лабиринты
Развитие внимание, памяти, мышления
1
+
1
30.
Назови слова.
Игра для определения активного словарного запаса.
1
+
1
31.
Понятия.
Игра на объяснение понятия слова. Творческая работа: зашифруй предмет, с помощью понятий.
1
+
1
32.
Подробное описание.
Серия картинок, по которым ребенок должен составить подробный рассказ.
1
+
1
33.
Интеллектуальные игры.
Компьютерные игры.
1
+
1
34.
Итоговое занятие
Тест достижений.
Подведение итогов.
1
1
+
Список литературы:
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Молчанов Л.П. «Головоломки», Москва, «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1990 .
Труднев В.П. «Внеклассная работа в начальной школе». – Москва, «Просвещение», 1975 .
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Кардемский Б.А. «Математическая смекалка. Государственное издательство физико-математической литературы. Москва, 1959 .
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
Шаехова Р.К. Ступеньки к творчеству. Казань, 2000
Григорьева Г.И. Логика в начальной школе. Волгоград 2002
Шаехова Р.К. Играя – размышляем. Казань, 2004
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. Москва «Владос» 1999
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для учителей. Яроялавль, 1998
Рудик Г.А. Развивающая педагогика. Ижевск,1997
Немов Р.С. Психология. Москва «Владос» , 2001
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Житомирский В.Г., Шверин Л.Н. «Геометрия для малышей», Москва, «Педагогика», 1978.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Нешков К.И., Пышкало А.М. Математика в начальных классах. Часть 1/ под редакцией А. И. Маркушевича. – М.: Просвещение, 1968.
Никитин Б.П. «Развивающие игры». – М.: Педагогика, 1981.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера. Саратов: «Лицей», 2002