kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Библиотечно-библиографические и информационные знания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Библиотечно-библиографические и информационные знания" предназначена для работы с учащимися 1-10 классов, рассчитана на 46 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Библиотечно-библиографические и информационные знания"»


















Рабочая программа



Предмет: библиотечно-библиографические и информационные знания

Класс 1-10

Всего часов на изучение программы 46








Воронина Н.В.

педагог-библиотекарь

соответствие категории









2015-2016 учебный год



Пояснительная записка


Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы.

Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.

Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.

Вторая часть программы для 5 – 8 классов продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации. Третья часть программы разработана для 9 – 10 классов.


«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.


Цели

Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

Задачи


1.     Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2.     Научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой.
3.  Пропаганда ценности чтения и книги.


Формы контроля:


  • тестирование,

  • самостоятельное библиографическое разыскание,

  • час вопросов и ответов,

  • творческие задания.


Форма занятий:


  • беседы,

  • диспут,

  • лекция,

  • практические занятия,

  • урок – презентация.

На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.


Контроль качества образования:


  • конкурсы между командами,

  • тестирование,

  • изготовление книжки-малышки,

  • закладки,

  • написание отзыва, и т.д.

Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.


Содержание программы:

В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям.



Примерное тематическое планирование


Тема

Содержание темы

Использование ИКТ

Часы


1 класс





Первое посещение библиотеки. Экскурсия

Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом», с понятием «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал»

Видео ролик

1


Правила поведения в библиотеке, умение обращаться с книгой

Бережное отношение к книге, ознакомление с правилами обращения с книгой. Работа с плакатом «Убедительная просьба книги»

Слайд-презентация

1


Посвящение в читатели. Утренник

Дети становятся новыми читателями школьной библиотеки, получают в подарок буклеты


1





3


2 класс




1

Знакомство с библиотекой. Экскурсия

Продолжение разговора о библиотеке. Представление любимых книг.


1

2

Структура книги. Элементы книги

Внешнее и внутреннее оформление книги. Изучение основных элементов: обложка, корешок, переплет, титульный лист.

Слайд- презентация

1

3

Газеты и журналы для детей

Знакомство с понятиями газета, журнал, термины статья, корреспондент, журналист.


1

4

«Угадай книгу» викторина

В виде игры


1





4


3 класс




1

Структура книги.

Иллюстрации в книге

Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник», «художник-анималист»

Слайд-презентация

1

2

Выбор книг в библиотеке

Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители

Слайд-презентация

1

3

Твои первые словари и энциклопедии

Представление о справочной литературе, цели обращения, обучение работе с ними


1





3


4 класс




1

Справочная литература

Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями


1

2

Научно-познавательная литература для младших школьников

Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др.


1

3

«Путешествие в мир мультимедиа»

Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия)


1

4

Как читать книги

Работа с библиографическими пособиями

Слайд-презентация

1





4


5 класс




1

Чудо, имя которому - книга

Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека. Отличие книги от других источников информации. Рассказы учащихся о своих любимых книгах


1

2

История письменности

Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо, письмо в рисунках, письмо знаками. Буквенное письмо, возникновение алфавита. Древнеславянская письменность: история возникновения, её особенности

Слайд-презентация

3

3

Древние книги

Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность


1

4

Русская рукописная книга

Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних книг. Русская рукописная книга – исторический и художественный памятник

Презентация

2

5

На пути к новой книге

Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Деревянная печатная форма. История изобретения бумаги


1

6

История книгопечатания

Исторический опыт в использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и её структуры с развитием печатного дела


1

7

Русская печатная книга

Первые печатные книги на славянском языке. Причины появления книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Роль первых печатных книг в распространении просвещения на Руси в 16-17 в.


2

8

Древние библиотеки

Библиотеки Древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашурбанипала. Александрийская библиотека. Европейские библиотеки в Средние века. Монастырские, частные и публичные библиотеки. Библиотеки Древней Руси. Роль библиотек в сохранении культурного наследия

Видеофильм, презентация

1

9

Библиотеки города Новая Ладога

История создания первой библиотеки в городе. Отделы библиотеки, правила пользования библиотекой


1

10

Структура книги

Справочный аппарат книги. Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные. Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге


Презентация

1

11

Как работать с книгой

Понятия о целях и способах чтения научно- популярной, справочной, учебной литературы( просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение


2

12

Как пользоваться библиотекой

Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда. Книжно – иллюстрированная выставка, её цель.


1


6 класс



17

1

Справочная литература

Расширение знаний о справочной литературе. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.


1

2

Периодические издания для младших подростков

Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг.


1

3

Выбор книг: библиографические указатели

Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг


1

4

Тестирование

Проверка на усвоение материала в игровой форме


1





4


7 класс




1

Справочно – библиографический аппарат библиотеки

Структура, назначение, способы использования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска

Слайд - презентация

1

2

Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении

Занятие, углубляющее знание учащихся о справочном аппарате книги, развивающее навыки самостоятельной работы с книгой.


1

3

Чтение как удовольствие

Специфика чтения художественной литературы. Медленное чтение, перечитывание текста.


1

4

«Мультимедиа ресурсы»

Знакомство с электронными учебниками


1





4


8 класс




1

Естественнонаучная литература для подростков

Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы в систематическом каталоге и СКС.


1

2

Книги по искусству

Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биография, очерк, Монография, мемуары, альбомы


1

3

Методы самостоятельной работы с литературой

Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка


1





3


9 класс




1

Литература о литературе

Работа с критической литературой. Специфика поиска информации по литературоведению


1

2

Рецензия

Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий.


1





2


10 класс




1

Информационные ресурсы библиотеки

Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки


1

2

Информационно-поисковая система в библиотеке

Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки


1





2




Итого 1 – 10 классы

46



Требования к уровню подготовки учащихся


Программой предусматривается, чтобы к концу обучения каждый школьник:

  • испытывал потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;

  • умел определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре;

  • умел самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;

  • научился использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания;

  • умел применять библиотечно – библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.



Литература:

1. Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: изд-во «Кн.палата», 1989. – 216с.

2. Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. – С.41- 43

3. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-28.

4. Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.

5. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2001. – № 8. – С. 16 - 25.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа "Библиотечно-библиографические и информационные знания"

Автор: Воронина Наталья Вячеславовна

Дата: 11.06.2016

Номер свидетельства: 334072


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства