Воронина Н.В.
Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы.
Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.
Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.
Вторая часть программы для 5 – 8 классов продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации. Третья часть программы разработана для 9 – 10 классов.
«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.
Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.
Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.
В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям.
№ | Тема | Содержание темы | Использование ИКТ | Часы |
| 1 класс | | | |
| Первое посещение библиотеки. Экскурсия | Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом», с понятием «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал» | Видео ролик | 1 |
| Правила поведения в библиотеке, умение обращаться с книгой | Бережное отношение к книге, ознакомление с правилами обращения с книгой. Работа с плакатом «Убедительная просьба книги» | Слайд-презентация | 1 |
| Посвящение в читатели. Утренник | Дети становятся новыми читателями школьной библиотеки, получают в подарок буклеты | | 1 |
| | | | 3 |
| 2 класс | | | |
1 | Знакомство с библиотекой. Экскурсия | Продолжение разговора о библиотеке. Представление любимых книг. | | 1 |
2 | Структура книги. Элементы книги | Внешнее и внутреннее оформление книги. Изучение основных элементов: обложка, корешок, переплет, титульный лист. | Слайд- презентация | 1 |
3 | Газеты и журналы для детей | Знакомство с понятиями газета, журнал, термины статья, корреспондент, журналист. | | 1 |
4 | «Угадай книгу» викторина | В виде игры | | 1 |
| | | | 4 |
| 3 класс | | | |
1 | Структура книги. Иллюстрации в книге | Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник», «художник-анималист» | Слайд-презентация | 1 |
2 | Выбор книг в библиотеке | Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители | Слайд-презентация | 1 |
3 | Твои первые словари и энциклопедии | Представление о справочной литературе, цели обращения, обучение работе с ними | | 1 |
| | | | 3 |
| 4 класс | | | |
1 | Справочная литература | Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями | | 1 |
2 | Научно-познавательная литература для младших школьников | Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др. | | 1 |
3 | «Путешествие в мир мультимедиа» | Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия) | | 1 |
4 | Как читать книги | Работа с библиографическими пособиями | Слайд-презентация | 1 |
| | | | 4 |
| 5 класс | | | |
1 | Чудо, имя которому - книга | Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека. Отличие книги от других источников информации. Рассказы учащихся о своих любимых книгах | | 1 |
2 | История письменности | Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо, письмо в рисунках, письмо знаками. Буквенное письмо, возникновение алфавита. Древнеславянская письменность: история возникновения, её особенности | Слайд-презентация | 3 |
3 | Древние книги | Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность | | 1 |
4 | Русская рукописная книга | Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних книг. Русская рукописная книга – исторический и художественный памятник | Презентация | 2 |
5 | На пути к новой книге | Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Деревянная печатная форма. История изобретения бумаги | | 1 |
6 | История книгопечатания | Исторический опыт в использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и её структуры с развитием печатного дела | | 1 |
7 | Русская печатная книга | Первые печатные книги на славянском языке. Причины появления книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Роль первых печатных книг в распространении просвещения на Руси в 16-17 в. | | 2 |
8 | Древние библиотеки | Библиотеки Древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашурбанипала. Александрийская библиотека. Европейские библиотеки в Средние века. Монастырские, частные и публичные библиотеки. Библиотеки Древней Руси. Роль библиотек в сохранении культурного наследия | Видеофильм, презентация | 1 |
9 | Библиотеки города Новая Ладога | История создания первой библиотеки в городе. Отделы библиотеки, правила пользования библиотекой | | 1 |
10 | Структура книги | Справочный аппарат книги. Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные. Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге | Презентация | 1 |
11 | Как работать с книгой | Понятия о целях и способах чтения научно- популярной, справочной, учебной литературы( просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение | | 2 |
12 | Как пользоваться библиотекой | Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда. Книжно – иллюстрированная выставка, её цель. | | 1 |
| 6 класс | | | 17 |
1 | Справочная литература | Расширение знаний о справочной литературе. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари. | | 1 |
2 | Периодические издания для младших подростков | Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг. | | 1 |
3 | Выбор книг: библиографические указатели | Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг | | 1 |
4 | Тестирование | Проверка на усвоение материала в игровой форме | | 1 |
| | | | 4 |
| 7 класс | | | |
1 | Справочно – библиографический аппарат библиотеки | Структура, назначение, способы использования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска | Слайд - презентация | 1 |
2 | Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении | Занятие, углубляющее знание учащихся о справочном аппарате книги, развивающее навыки самостоятельной работы с книгой. | | 1 |
3 | Чтение как удовольствие | Специфика чтения художественной литературы. Медленное чтение, перечитывание текста. | | 1 |
4 | «Мультимедиа ресурсы» | Знакомство с электронными учебниками | | 1 |
| | | | 4 |
| 8 класс | | | |
1 | Естественнонаучная литература для подростков | Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы в систематическом каталоге и СКС. | | 1 |
2 | Книги по искусству | Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биография, очерк, Монография, мемуары, альбомы | | 1 |
3 | Методы самостоятельной работы с литературой | Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка | | 1 |
| | | | 3 |
| 9 класс | | | |
1 | Литература о литературе | Работа с критической литературой. Специфика поиска информации по литературоведению | | 1 |
2 | Рецензия | Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий. | | 1 |
| | | | 2 |
| 10 класс | | | |
1 | Информационные ресурсы библиотеки | Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки | | 1 |
2 | Информационно-поисковая система в библиотеке | Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки | | 1 |
| | | | 2 |
| | | Итого 1 – 10 классы | 46 |
1. Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: изд-во «Кн.палата», 1989. – 216с.
2. Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. – С.41- 43
3. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-28.
4. Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.
5. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2001. – № 8. – С. 16 - 25.