РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования среднее (полное) образование общеобразовательный уровень кружка «Умелые руки»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования среднее (полное) образование общеобразовательный уровень кружка «Умелые руки»
Актуальность курса обучения декоративно- прикладному искусству заключается в развитие творческих начал в человеке, так как именно это качество в человеке является движущей силой нашего современного мира, что в свою очередь сопряжено с формированием высокой духовности и высокой нравственности.
В нашем современном обществе основными критериями отношения к труду, людям всегда был, есть и будут нравственные критерии, без которых невозможно дать настоящею оценку даже самому яркому мастерству, ведь нравственность является основой человеческих взаимоотношений, жизни человека в современном обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования среднее (полное) образование общеобразовательный уровень кружка «Умелые руки»»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Городского округа «ВОРКУТА»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
среднее (полное) образование
общеобразовательный уровень
кружка
«Умелые руки»
Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа составлена
педагогом дополнительного
образования ЛуценкоЛ.И.
Воркута
2012
пояснительная записка.
Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.
Своевременное выявление одаренных детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития такие дети достигают высокого уровня развития, и результат их деятельности имеет уникальный характер. Их творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл для развития нашего общества.
Концепция совершенствования структуры и содержания образования, в частности дополнительной образовательной области «Искусство», рассматривает воспитание как систему деятельности педагогов, учащихся и родителей. Функционирование этой системы направленно на развитие творческого потенциала и духовности детей на основе отечественных и общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.
Актуальность курса обучения декоративно- прикладному искусству заключается в развитие творческих начал в человеке, так как именно это качество в человеке является движущей силой нашего современного мира, что в свою очередь сопряжено с формированием высокой духовности и высокой нравственности.
В нашем современном обществе основными критериями отношения к труду, людям всегда был, есть и будут нравственные критерии, без которых невозможно дать настоящею оценку даже самому яркому мастерству, ведь нравственность является основой человеческих взаимоотношений, жизни человека в современном обществе.
Новизна программы заключена в:
активизации самостоятельного мышления, при просмотре и анализе художественного произведения;
создание условий для детей, чьи таланты и творческие возможности не могли быть выявлены с помощью ранее существующих методов, включение таких детей в особые группы, для занятий по специальным или индивидуальным программам, с целью развития их творческих способностей;
программа предусматривает связь учебного материала с близкими учебными предметами общеобразовательной школы, что важно и необходимо для осуществления всестороннего, эстетического воспитания обучающего, формирования их духовной культуры, а также для повышения интереса к обучению.
Основная цель программы - это развитие мотивации к творчеству, развитие индивидуальности личной культуры и коммуникативных способностей ребенка.
Таким образом, программа по декоративно-прикладному искусству включает в себя все основные виды деятельности декоративно-прикладного творчества. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью общества, где на общем основании каждый вид имеет особенное неповторимое значение.
Задачи программы:
Образовательные:
Формировать основы художественной грамоты. Овладение обучающегося знаниями элементарных основ построения композиции, формирования навыков конструирования, моделирования, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации.
Познакомить с традиционной культурой и декоративно – прикладным искусством народов России, для формирования представления о безграничности сферы художественного общения.
Формировать умение выражать свои зрительные представления и впечатления и представления об украшение предмета.
Расширить знания и представления детей о народных художественных промыслах и о современном декоративно – прикладном искусстве.
Дать представления о работе декоративных искусств, их связи с красотой природы, влияния её красоты на творчество художника.
Развивающие:
Развивать у детей эстетические чувства, понимания прекрасного поэтические начала в мышлении.
Развивать интерес к народному, былинному, сказочному творчеству.
Развитие у детей творческих способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса.
Развивать в детях чувство гармонии цвета, линии, формы.
Развитие навыков самостоятельного поиска композиции ( вертикаль, горизонталь, сочетание больших элементов и маленьких).
Развивать инициативу, любознательность и интерес к народному искусству.
Воспитывающие:
Воспитание эстетического чувства, понимания прекрасного, интереса и любви к искусству.
Воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательное отношение и любовь живой природе.
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, национальным традициям и обычаям мастерам народного творчества.
Воспитывать интерес и любовь к культуре родного края
В основу программы положено :
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания учитывая интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучение в творческой деятельности детей, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и принимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным - декоративным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей ( музыка, труд, литература и т. д.), что позволяет почувствовать практическую направленность кружковой работы и их связь с жизнью.
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно- оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов и т. д.
Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбирать разнообразные материалы.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» ОТ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ.
Данная Программа составлена на основе типовых общеобразовательных программ по изобразительному искусству:
1. «Изобразительное искусство 5-9 класс» В.С. Кузин Москва, Дрофа 2001г
2. «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменский. Москва, Дрофа 2001 г;
3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство» (Основы народного и декоративно – прикладного искусства 1-8 класс) Москва, Дрофа 2001г;
1. Изменение критериев оценивания.
2. Большее количество часов и их вариативность.
3 .Больше упражнений на развитие творческих способностей, фантазии, использование различных техник выполнения работы.
4. Программа создает возможность углубления знаний учащихся по декоративно -прикладному искусству.
5. Овладение художественными навыками строится поступенчато от простого к сложному.
6. Программа дает широкие возможности для изучения особенностей национального региона.
7. Программа создаёт условия для творческого подхода к распределению часов по темам, соблюдая логику их взаимодействия.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Тип - дополнительная образовательная программа.
Вид - модифицированная.
Направленность - художественно-эстетическая.
Классификация по признаку: специализированна
По характеру деятельности - развивающая художественную одаренности.
По возрастному принципу – разновозрастная.
По масштабу действия – учрежденческая.
По срокам реализации - 1-год обучения
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Основной формой учебно – воспитательного процесса является групповое занятие. Занятия посещают по желанию дети обучающиеся в школе. Возраст обучающихся 8 – 14 лет. Оптимальное количество детей в группе 6-10 человек.
Ожидаемые результаты обучения
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- современные декоративно-прикладные виды искусства ( флористика, икебана, соленое тесто, лоскутная техника);
- истоки и специфику образного языка декоративно- прикладного искусства;
-несколько народных промыслов России и различать их.
Учащиеся должны уметь:
-различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство;
- выявлять в произведения декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В практической работе обучающиеся должны;
-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного общения;
-передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
-умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмичного повтора изобразительных и геометрических элементов;
использования фактуры, цвета, формы, объема. Пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
-владеть навыком работы в конкретном материале.
Нормы и критерии оценки по декоративно-прикладному искусству
«ВЫСОКИЙ» - Учащийся должен:
1) Самостоятельно анализировать произведения декоративно – прикладного искусства с использованием
терминологии, а также свободно включаться в беседу.
Знать ряд выдающихся народных промыслов.
Знать декоративно - прикладное искусство разных времён и народов.
2) Умение применять накопленные знания при выполнении творческих работ (индивидуально и коллективно).
3) Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
4) Знать и по технике исполнения уметь отличит один народный промысел от другого. Знать основные виды и жанры изобразительного искусства.
5) Знать и владеть основными средствами художественной выразительности в декоративно – прикладном искусстве.
6) Использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.
7) Уметь самостоятельно создавать различные композиции декоративно – прикладного искусства.
«СРЕДНИЙ» - Учащийся должен:
1) С помощью наводящих вопросов анализировать произведения декоративно – прикладного искусства с использованием терминологии.
Знать минимум выдающихся народных промыслов (по программе). Знать декоративно – прикладное искусство разных времён и народов.
2) Умение применять накопленные знания при выполнении творческих работ (индивидуально и коллективно).
3) С помощью учителя применять практические навыки выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в конкретном материале плоскостных ним объёмных декоративных композиций.
4) Знать основные виды декоративно – прикладного искусства и жанры изобразительного искусства.
5) Знать и владеть основными средствами художественной выразительности в декоративно – прикладном искусстве.
6) Уметь самостоятельно создавать различные композиции декоративно - прикладного искусства.
«НИЗКИЙ» - Учащийся должен:
1) С помощью учителя анализировать произведения декоративно – прикладного искусства.
2) С помощью учителя обучающийся составляет композицию.
3) Использует художественные материалы на доступном уровне при создании декоративной композиции.
4) Знать основные виды декоративно – прикладного и жанры изобразительного искусства.
5) На доступном уровне владеть художественными средствами.
6) С помощью учителя учащийся выполняет композиционную работу.
содержание.
1.Декоративная работа.
Теория Обучение декоративно- прикладному искусству строится через познание художественной и утилитарной функции произведений, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного и современного декоративно-прикладного искусства.
Организация рабочего места, материалы и принадлежности. Вводная беседа об изделиях из природного материала. Демонстрация плоских и объемных композиций (открытки из цветов, семян, соломки, фигурки из плодов, веток, коры, корней). Разновидности природных материалов: растительные и минеральные (части растений, камни, ракушки и др.).
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, дети от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Использование цветов. Демонстрация открыток из засушенных цветов и букетов из них.
Практика.
1.Экскурсия: Сбор цветов и листьев (экскурсия на природу), подготовка к работе. (Собирают только сухие (не влажные).
2.Подготовка природного материала к работе ). Цветы и листья, для объемных композиций их сушат, подвешивая цветами в низ; для плоски - сушат под прессом.
3.Растение, форма, структура Создание композиции из высушенных красивых по форме листьев с дополнением различных элементов (например: ягода, цветы, бабочка и т д.). Работа выполняется в графике.
4. Создание различных композиций из природного материала.
5.Искусство «Флористики» Создание композиции из сухих цветов.
6.«Искусство икебаны» Создание объёмных композиций из веток сухостоя и т.д.
7.Современное декоративное искусство Создание своей авторской работы с использованием полученных знаний по пройденному материалу.
2.»Бумажная пластика»
Теория
Конструктивные искусства в ряду пластических искусств.Общее и личное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств.
Беседа о происхождении бумаги и основных ее свойствах, инструменты и материалы. Художественное моделирование, конструирование из бумаги.
Практика.
1. Бумажные заготовки на все случаи. Приёмы сгибания и вырезания различных заготовок.
2. Объёмные композиции из бумаги. Куб, конус, цилиндр, призма.
3. Изготовление подвесных украшений.
4. Бумажные витражи.
3.«Народная игрушка»
Теория. Единство формы и декора. Живучесть древних образов коня, птице, бабы в современных народных игрушках, их сказочный реализм, особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежавших различным художественным промыслам.
Практика.
1.Лепка из солёного теста сувениров на тему анималистического жанра.
2.Скульптура как вид искусства «Моя кукла».
3.Рельеф, барельеф, контррельеф. Лепка различных композиций из соленого теста.
4. «Декоративно-прикладное искусство »
Теория . Беседа об истоках языка декоративно прикладного искусства . Единство конструкций и декора.
Беседа о технике узора, о разновидностях узоров, о способах их выполнения.
Практика.
1.Лоскутная техника. Печворк. Инструменты и материалы.
2.Лоскутная картотека. Подбор лоскутов по цвету и фактуре .
3.Выполнение работ из лоскутов. Виды швов, инструменты и материал
5.«Знаменитые промыслы России»
Теория . Беседа о роли народных художественных промыслов в современной жизни. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быте и интерьере.
Практика.
Выполнение упражнений на повтор основных элементов росписи орнамента. Перенос рисунка. Основы композиций. Принципы построения орнамента.
1.Гжель.
2.Хохлома.
3.Городец.
4.Жостово.
6.« Работы на свободную тему»
Выполнение работ из подручного материала и в различных техниках.
тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Количество
часов
1
«ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА»
Введение. Организация рабочего места. Материалы и принадлежности
2
Экскурсия (сбор природного материала)
3
Подготовка природного материала к работе.
4
«Растение, форма, структура»
(тушь, перо)
5
Создание различных композиций из природного материала. (сухие цветы, листья)
6
«Искусство флористики»
7
«Искусство икебаны»
Создание объемных композиций.
8
Современное декоративно -прикладное искусство»
(Многообразие материалов, техник)
9
«БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»
Введение. Материалы и принадлежности.
10
Бумажные заготовки на все случаи жизни. (Приемы сгибания и вырезания различных заготовок)
Лепка из соленого теста. Анималистический жанр в изобразительном искусстве.
(Простейшие приемы лепки)
16
Скульптура как вид изобразительного искусства.
«Моя кукла»
17
Рельеф, барельеф, контррельеф. Лепка различных композиций из соленого теста.
18
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУСCТВО»
Введение. Культура, быт, обычаи, промыслы.
19
«Лоскутная техника» «Печворк». Инструменты и материалы.
20
Лоскутная картотека.
21
Выполнение работ из лоскутов. Виды швов, инструменты и материалы.
22
«ЗНАМЕНИТЫЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ»
Гжель. Хохлома, Городец, Жостово.
23
«РАБОТЫ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ»
Выполнение работ из подручного материала и в различных техниках.
24
Итоговое занятие
Методическое обеспечение программы
Для успешного обучения и воспитания, обучающихся необходимо применять важнейшие дидактические принципы.
• Принцип систематического и последовательного обучения— это то общее, что связывает изобразительное искусство с другими видами обучения, т. к. нельзя овладеть предметом обучения, если изучать его от случая к случаю, отрывочно и нерегулярно. Занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета проводится последовательно, согласно логике развития данного предмета, а последовательность применяемых методов и их систематичность имеет важное значение для формирования художественных знаний, умений и навыков, развития художественных способностей и эстетического вкуса. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым; изложение от простого к сложному, от легкого к трудному, с раскрытием между ними причинно-следственных связей и с подведением к необходимым обобщениям.
• Принцип сознательного усвоения знаний, творческой активности, самостоятельности обучающихся декоративно – прикладному искусству требует умения самостоятельно разобраться в средствах художественной выразительности.
Сознательная работа помогает выработать и постепенно сформировать у обучающегося собственный подход к своей творческой работе, индивидуальный метод организации работы, в итоге приводит к самостоятельности мышления и интерпретации.
Способствует формированию знаний и развитию детей, их социальному росту, воспитанию.
• Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил- это последовательное накопление и закрепление художественных знаний и умений обучающихся, для чего необходимо сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому предмету.
Следует добиваться проявления обучающимися интеллектуальной, познавательной активности, правильного планирования количества и периодичности заданий, повторения и закрепления изучаемого материала.
• Принцип доступности обучениясвязан с необходимостью учитывать возрастные особенности обучающихся. Доступность связана больше с индивидуальными особенностями обучающихся, уровнем их одаренности, общим и художественным развитием, способностью к усвоению нового материала.
• Принцип наглядности обученияслужит внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями» (А. Н. Леонтьев).
В изобразительном искусстве используется два основных вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение. Цель показа - создание представления о художественном произведении, о личности автора, его творческом облике.
Простота и очевидность рассматриваемых основных дидактических принципов объясняется логикой педагогического процесса и тем, что они вытекают из системы и сущности обучения, целей, содержания, закономерных связей между отдельными сторонами и компонентами учебного процесса и являются актуальными как, и для преподавания изобразительной деятельности так и для общей педагогики.
• Принцип научности содержания— отражает взаимосвязь с современными научными знаниями и демократического устройства общества и требует, чтобы содержание соответствовало эстетическим представлениям об общественной художественной культуре, возрастным познавательным возможностям современных школьников.
• Принцип связи музыкального обучения с жизнью- является основой существования художественного искусства. Оно отражает жизнь человека в её разных проявлениях, позволяет понять сложные жизненные явления, социальную направленность.
• Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы - предполагает использование разнообразных форм художественной деятельности.
Данный принцип требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать конкретные знания в решении практических задач, анализировать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
Особенности художественного обучения выдвинули еще два дидактических принципа: принцип индивидуального подхода и принцип активности.
• Принцип индивидуального подходаставится в художественной деятельности на первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую художественную индивидуальность.
• Принцип активностивыдвигается как признание ведущей роли педагога в художественном развитии и как необходимость активной деятельности учащегося на всех стадиях учебного процесса.
Методы и приемы обучения по программе
« декоративно – прикладное искусство»
Формирование художественной культуры детей предполагает использование различных методов. Различные методы обучения - это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это ключ к достижению триединой цели урока, содержащий необходимые для этого сведения. Это самый подвижный, самый динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. Естественно, что без знания основных характеристик методов обучения глубоко анализировать урок просто невозможно.
словесные методы.
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова педагог может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ.
Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
- рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
- содержать только достоверные и научно проверенные факты;
- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение
Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение - это монологическая форма изложения. Использование метода объяснения требует:
точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; •
последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и
доказательств;
использования сравнения, сопоставления, аналогии;
привлечения ярких примеров;
безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных
возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением
учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями обучающихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа
Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности обучающихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
На занятиях по истории искусства широко применяется эвристическая беседа (от слова "эврика" - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы педагог, опираясь на имеющиеся у обучающихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у обучающихся состояние готовности к познанию нового.
Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному обучающемуся (индивидуальная беседа) или всей группе (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группой в целом, так и с отдельными обучающимися. Особенно полезно организовывать собеседование с обучающимися более старшего возраста, т.к. подростки проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным педагогом на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются педагогом группе, чтобы все обучающиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль обучающихся. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа "да" или "нет".
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
- активизирует обучающихся;
- развивает их память и речь;
- делает открытыми знания обучающихся;
- имеет большую воспитательную силу;
- является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
- требует много времени;
- содержит элемент риска (ребенок может дать неправильный ответ, который воспринимается другими обучающимися и фиксируется в их памяти);
- необходим запас знаний.
Дискуссия
Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда обучающиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция
Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старшем звене и занимает все или почти все занятие. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия обучающимися учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.
Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. С обучающимися младшего школьного возраста работа с книгой осуществляется главным образом на занятиях под руководством учителя. В дальнейшем обучающиеся все больше учатся работать с книгой самостоятельно.
Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий; плакатов, репродукций картин, схем, таблиц и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией кинофильмов, диафильмов, видеофильмов, музыки.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту обучающихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия;
в) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
г) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстраций;
д) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием
материала;
е) привлекать самих обучающихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии.
практические методы
Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, слуховой анализ, работа с нотами.
Упражнения.Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение. Умственного или практического действия с целью овладения им или повышения качества.Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них обучающиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности обучающихся при выполнении упражнений выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления -воспроизводящие упражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения;
Устные упражненияспособствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражненияиспользуются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениямотносятся работы учащихся по составлению схем, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными
и решают единые учебные задачи.
Применение их помогает обучающимся
лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал.
Кроме традиционных дидактических методов на занятиях декоративно – прикладного искусства используются методы:
Метод педагогической драматургии, который обеспечивает медленное втягивание детей в роль изображенного сказочного героя. Этот метод позволяет детям становится то зрителями, то участниками действа.
Поисковый метод работы активизирует познавательный интерес обучающихся и способствует развитию их самостоятельности.
Метод контрастных сопоставлений, способствует осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляет эмоциональную отзывчивость, развивает воображение, творчество.
Метод слухового анализа основан на формировании и развитии умения отмечать в звучащей музыке отдельные элементы ее звуковой интонации и через художественные выразительные средства передавать их в рисунке
Метод поэтапных открытий, который обеспечивает постепенность, медленность
втягивания обучающих в осознание темы (четверти, года) через переживание
основных граней.
Оценка планируемых результатов
Основная форма текущего контроля на занятиях декоративно – прикладного искусства - устная выборочная проверка знаний художественной грамоты.
Итоговый и рубежный контроль осуществляется в конце года в виде контрольного занятия или творческого отчета. Для того чтобы получить определенное представление о запасе знаний, полученных обучающимися, как в классе, так и в самостоятельно, можно проверить при выполнение отчетной работы по пройденной теме.
Контрольное занятие может быть проведено в виде викторины, конкурсов, конкурсных выставок и других нетрадиционных форм, где лучшие творческие работы поощряются не в оценочной форме, а в призовой.
Итоговым результатом обучения являются участие творческих работ обучающихся в выставках, конкурсах.
Знания и умения обучающихся оцениваются как высокий, средний и низкий уровень оценки. Вид оценивания зависит от формы и целей педагогического контроля.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
При правильной организации учебно-воспитательного процесса в кружковой работе у детей развивается творческие способности, происходит расширение диапазона чувств, эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование целостного восприятия окружающегося мира посредством художественного образования. Воспитание нравственных качеств личности ребенка, обеспечивает успех познания материальных и духовных культурных ценностей, способных сохранить и развить народные традиции в культуре, искусстве, возрождать все ценное, что создано в родном крае и Отечестве.
Составной частью воспитания и развитие личности является нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование ребенка. Эмоционально-чувственное восприятие действительности, художественное творчество – самые благоприятные факторы в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения декоративно – прикладного и изобразительного искусства, отношения к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.
Литература для учителя.
1.Соленое тесто. Изольда Кискальт. Москва «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2003 г.
2.Энциклопедия рисования. Москва «РОСМЕН» 1999 г.
3.Моя маленькая мастерская. Т.А. Чернухина. Киев «ВЕСЕЛКА» 1987 г.
4.150 уроков труда в 1-4 классах. Методические рекомендации к планированию занятий. Т.М.Геронимус. «НОВАЯ ШКОЛА» Москва, 1994 г.
5.Творческая мастерская. 4 класс. Н.Т.Пораснякова. «ФЕДОРОВ» 2004 г.
6. Основы народного и декоративно-прмкладного искусства. Ю.Г. дрожин . «Мезенская роспись» , « Хохлома», « Сказочная гжель»,
« Городетская роспись», Москва, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»
7.Рисование 1-я, 2-я книга. «У-ФАКТОРИЯ» г. Екатеринбург, 1998 г.
8.Народное декоративное искусство. Ю. Арбат. «СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК» Москва ,1963 г.
9.Традиционная культура народа КОМИ. Сыктывкар, 1994г.
10.Что можно сделать из природного материала. Э.К.Гульянц, И.Я. Базик. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991г.
11.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1979г.
12.Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
Н.Н.Ростовцев. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1980г.
13. Русская народная живопись. С.К.Жегалова. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1975г.
14. Учитель изобразительного искусства и его работа. Г.И.Орловский. Москва, «»ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1972г.
15.Аппликация. М.А.Гусакова. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1982г.
16. Программы. Начальные классы. 2-я часть. Москва,
«ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002г.
17.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство
В.С.Кузин, Б.Неменский 5-9 классы. Москва, «ДРОФА»2001г.
18.Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы 1-3 класс. В. Мырасаев. Москва, «АКВАРИУМ» 1998г.
19. «Портрет» (как научится рисовать). ЗАО «Издательство»
«ЭКСМО-Пресс» 2001г.
20. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
по изобразительному искусству.1-11 классов. Москва,
«ДРОФА» 2001г.
Литература для обучающихся.
1.Соленое тесто. Изольда Кискальт. Москва, «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2003 г.
2.Энциклопедия рисования. Москва, «РОСМЕН»1999 г.
3.Твоя маленькая мастерская. Т.А. Чернухина.Киев, «ВЕСЕЛКА» 1987 г.
4.150 уроков труда в 1-4 классах.
Методические рекомендации к планированию занятий. Т.М.Геронимус. «НОВАЯ ШКОЛА» Москва, 1994 г.
5.Творческая мастерская. 4 класс. Н.Т.Пораснякова. «ФЕДОРОВ» 2004 г.
6. Основы народного и декоративно-прмкладного искусства. Ю.Г. дрожин . «Мезенская роспись» , « Хохлома», « Сказочная гжель»,
«Городетская роспись». Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Москва, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»
7.Рисование 1-я, 2-я книга. «У-ФАКТОРИЯ» г. Екатеринбург, 1998 г.
8.Народное декоративное искусство. Ю. Арбат.«СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК» Москва ,1963 г.
9. Что можно сделать из природного материала. Э.К.Гульянц, И.Я. Базик. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991г.
10. Русская народная живопись. С.К.Жегалова. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1975г.
11.Аппликация. М.А.Гусакова. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1982г.