Рабочая программа внеурочной деятельности "Цветоводство и декоративное садоводство"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Цветоводство и декоративное садоводство"
Программа внеурочной деятельности "Цветоводство и деоративное садоводство" разработана в соответствии с АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рассмотрена на заседании методического объединения
Протокол № ___ от «____» ________20__г.
Утверждена на педагогическом совете
Протокол № ___ от «____» ________20__
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Цветоводство и декоративное садоводство»
для 5 – 9 классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993) и изменения №3 в санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 августа 2015 года, регистрационный N 38528);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г. Регистрационный № 35850);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант;
Авторская программа Е.Л. Ковалёвой «Цветоводство и декоративное садоводство» (сборник программ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011).
Программа направлена на решение общих и специфических задач профессионально-трудового обучения на этапе формирования и совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом уровня обученности учащихся на основе индивидуально-дифференцированного подхода и ориентирована не только на приобретение ими определенных знаний, умений и навыков, но и на коррекцию их психофизиологических особенностей.
Программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенном вводе нового. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что процесс трудового обучения носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Направленность трудовой деятельности, связанной с декоративным цветоводством, является социальной в своей основе. В данной деятельности сконцентрированы: социальная мотивация, опосредованное воздействие на окружающий мир для удовлетворения человеческих потребностей, активное использование всего опыта человечества в труде, постоянная необходимость решать самые разнообразные аналитико-синтетические задачи.
Новизна программы заключается в интеграции эколого-биологического образования и декоративно-прикладного творчества. В содержание программы добавлены темы, ориентированные на творческую деятельность. Значимость данной программы в том, что она даёт подросткам знания и опыт практической работы с цветочно-декоративными растениями. Обучающиеся в ходе занятий получают знания и знакомятся с профессиями: садовника, цветовода – декоратора, аранжировщика, озеленителя, фитодизайнера.
Педагогическая целесообразность программного материала содействует формированию у обучающихся практических знаний и умений, которые дети смогут использовать в повседневной жизни, украшая любимыми растениями окружающую среду, навыков работать на земле. От усвоения программного материала во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся, их практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду.
Для организации обучения школа располагает территорией, достаточной для разбивки цветников, посадки кустарников и деревьев. В самой школе под занятия отведён кабинет, в котором имеются все инструменты и материалы для практических работ. Занятия по цветоводству направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.
Программа не только способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные свойства, но и открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на качестве обучения. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы.
Программа определяет содержание предмета и последовательность его изучения, учитывает особенности познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержание программы направлено на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.
Важная часть занятий – формирование морально - этических норм поведения, выработка навыков сохранения природных ресурсов; развитие чувства прекрасного, художественного вкуса (при оформлении клумб, рабаток, цветников); развитие умения видеть красивое во внешнем и окружающем нас мире; чувство прекрасного при организации быта в моменты аранжировки помещений комнатными растениями. В программе содержатся практические советы по содержанию и выращиванию цветочно-декоративных растений, сухоцветов, экзотических растений, которые можно использовать на практических занятиях по флористике, фитодизайну.
Цель и задачи обучения, воспитания и развития учащихся
по реализуемому направлению внеурочной деятельности
Целью программы является подготовка обучающихся к трудовой деятельности по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях через систему специально организованных занятий и практической деятельности.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения специальностями, связанными с цветоводством;
коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;
формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности
цели и задачам адаптированной основной общеобразовательной программы, реализуемой в МКОУ «Краснинская школа-интернат»
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам адаптированной основной общеобразовательной программы, которая реализуется в школе-интернате: создание комплексной системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), обеспечивающей определённой суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков с целью подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.
Связь содержания программы с учебными предметами
(единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности)
Отличительной особенностью программы является то, что в содержание программы включены темы, соприкасающиеся с различными областями знаний: биология, почвоведение, сельское хозяйство и декоративно-прикладное творчество. Обучающиеся овладевают основными правилами и приёмами выполнения практических работ по размножению и выращиванию цветочно-декоративных растений, проведению минеральной подкормки, обработке растений против вредителей и болезней, соблюдая при этом правила техники безопасности и личной гигиены. Значительная часть учебного времени отводится на контакты обучающихся с окружающей природной средой, а также на практическую, исследовательскую и творческую деятельность.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках чтения, русского языка, математики, природоведения и других предметов (например, математика «Инвентарь для работы в цветнике»; труд «Изготовление тары для хранения крупных партий семян»; природоведение «Строение цветкового растения»; черчение «Разбивка цветника»).
Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторике детей (например, все операции, связанные с цветочными семенами). Учащиеся учатся выращивать рассаду цветковых культур для озеленения школьной территории, выполнять некоторые работы по уходу за парком школы. Кроме того, в процессе реализации занятий развивается мышление обучающихся, их способность к пространственному анализу, связная устная речь, внимание, память.
Особенности реализации программы:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется в режиме второй половины дня в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Место проведения занятий: учебный класс, пришкольный участок, цветник.
Формы работы:
работа с определителями и справочной литературой;
профилактический осмотр растений;
уход за комнатными растениями;
озеленение помещений школы;
практические занятия по пересадке, выращиванию, размножению растений;
паспортизация растений, создание тематических папок;
лекции, беседы;
экскурсии;
общественно-полезная практика;
социальные практики;
проекты;
исследования.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся в форме теоретических и практических занятий, самостоятельных работ.
Теоретические занятия.
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании профессиональных знаний учащихся (технических, цветоводческих, технологических и др.).
По содержанию теоретические занятия делятся на следующие группы:
1. Изучение устройства орудий труда.
2. Первоначальное усвоение новых технологических операций.
3. Изучение производственных технологических процессов.
Комплексные практические работы.
Происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Самостоятельные работы.
Самостоятельные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Методы воспитания:
- меты формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности;
- приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная ига, эмоциональное воздействие, поощрение);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Виды деятельности.
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Практическая деятельность (уход за комнатными цветами, посев однолетних цветов, высадка цветов в грунт).
- Трудовая деятельность (участие в общественно-полезном труде).
Срок реализации программы
Программа внеурочной деятельности реализуется с 5 по 9 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет:
5 класс 34 часа (1 час в неделю);
6 класс 34 часа (1 час в неделю);
7 класс 34 часа (1 час в неделю);
8 класс 34 часа (1 час в неделю);
9 класс 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе занятий по программе
Реализация программы внеурочной деятельности предполагает достижение следующих результатов.
Предметные результаты
Предметные результаты
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Обучающиеся должны знать:
основные правила ухода за комнатными растениями;
правила посева семян, полива, пикировки и ухода за рассадой;
основные виды декоративных растений;
правила безопасности при работе с садовыми инструментами.
признаки созревания плодов и семян цветковых растений;
способы хранения и просушки семян после сбора;
приёмы ухода за комнатными растениями;
приёмы ухода за однолетними цветковыми растениями.
приемы сбора сухих плодов с семенами;
классификационные признаки цветковых растений;
основные виды двулетних цветковых растений;
виды минеральных удобрений.
Основные правила ухода за цветником,
правила посева семян, полива, пикировки и ухода за рассадой;
основные виды декоративных растений;
правила безопасности при работе с садовыми инструментами.
признаки созревания плодов и семян деревьев и кустарников;
виды зелёных насаждений;
виды местные хвойных деревьев и кустарников, используемых в озеленении;
общие признаки групп цветковых растений;
основные виды вечнозеленых цветковых растений, используемых для озеленения помещений.
Обучающиеся должны уметь:
производить посев семян, полив;
пикировать рассаду;
распознавать изученные виды декоративных растений по внешним признакам.
распознавать виды зимующих многолетних цветковых растений;
рыхлить почву;
самостоятельно выбирать приём ухода за комнатным растением;
распознавать и называть органы цветкового растения.
производить резку стеблей и верхушек у растений,
осуществлять соотнесение цветкового растения к классификационной группе,
работать с пикировочным ящиком,
производить посадку комнатного растения,
работать с посевным ящиком,
выращивать однолетние цветковые растения.
производить посев семян;
пикировать рассаду;
работать с садовыми инструментами;
распознавать изученные виды декоративных растений по внешним признакам;
составлять цветочные букеты;
определятьвид кустарника по внешним признакам.
определять зрелые плоды и семена;
изготавливать гербарии;
осуществлять подготовку к зимнему хранению корнеклубней георгина;
делить корнеклубни георгина;
выращивать сезонноцветущие горшечные растения закрытого грунта;
распознавать виды комнатных вечнозелёных растений;
распознавать деревья и кустарники по цвету коры, ветвям, листьям, плодам, форме кроны и др. отличительным признакам;
определять принадлежность растения к той или иной классификационной группе по словесному описанию, рисунку, названию.
Результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Результаты первого уровня.
Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных общественных местах (театре).
Результаты второго уровня.
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества и приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты третьего уровня.
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия, развитие актёрских способностей и овладение способами самопознания, рефлексии.
Результаты четвёртого уровня.
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Критерии уровня подготовки учащихся к освоению программы
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
- отсутствие интереса к деятельности;
- отсутствие навыка произвольного внимания
- необходимость многократного повторения материала
- замкнутость, психологическая зажатость
- быстрая утомляемость
- наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей
- существует первоначальный навык произвольного внимания
- постепенное усвоение материала
- средняя утомляемость
- есть интерес к занятиям
- устойчивый навык произвольного внимания
- инициативность, активность в выполнении заданий
- работоспособность, увлечённость
Критерии уровня освоения обучающимися данной программы для итоговой аттестации
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия
- отсутствие увлечённости в выполнении некоторых заданий
- отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания
- иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми
- допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин
- не принимает участия в открытых занятиях
- низкая скорость решений
- положительная мотивация к занятию вообще
- увлеченность при выполнении заданий
- испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий
- не активен в работе малых групп
- пропускает занятия только по уважительной причине
- средняя скорость решений
- устойчивая мотивация именно к работе, связанной с цветоводством
- активность и увлеченность в выполнении заданий
- умеет конструктивно работать в малой группе любого состава
- творческий подход к выполнению всех заданий, изученных за определенный период обучения
- пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске
- высокая скорость решений
- всегда выполняют задания
Формирование базовых учебных действий
Основным объектом оценки результатов освоения программыслужит сформированность у учащегося личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Регулятивные учебные действия:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Личностные учебные действия:
осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
осознанно относиться к выбору профессии;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
В ходе освоения программы у учащихся будут сформированы следующие личностные результаты, которыевключают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащихся, социально значимые ценностные установки.
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Формы учёта знаний, умений, системы контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
Формы учёта знаний, умений: индивидуальная, работа в парах, групповая.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учащихся, устный фронтальный опрос, беседа, соревнование, игры, конкурсы, викторины, практические работы учащихся.
Текущая проверка знаний даёт возможность проконтролировать, как усвоен программный материал, выявить пробелы в знаниях учащихся, наметить пути их ликвидации в ходе дальнейшей работы. Она позволяет узнать, какими способами умственной деятельности и в какой степени овладевают учащиеся, в чем они испытывают трудности и каков характер этих трудностей. Текущая проверка приучает детей к систематической работе и обеспечивает формирование ряда важных нравственных и волевых качеств: настойчивости, организованности и др. На первых порах обучения надо проверять каждый шаг в работе детей. Не имея опыта и знаний в учении, они могут допустить много ошибок в своей работе не только в содержании, но и в методах выполнения. Многократное повторение ошибочных способов работы приводит к образованию неправильных навыков и привычек, которые потом трудно исправить.
Формы учёта оценки планируемых результатов
- педагогическое наблюдение за творческим ростом учащихся, их общей культурой, их профессиональным уровнем;
-открытое занятие;
- участие в конкурсах;
- участие в социальных проектах;
- беседы с родителями и классными руководителями.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный план
№
Направление
Кол-во часов
Форма контроля
5класс – 34 часа
1.
Цветоводство
Викторина
2.
Декоративное садоводство
Тест
3.
Профориентация
Коллаж
6 класс – 34 часа
1.
Цветоводство
Тест
2.
Декоративное садоводство
Викторина
3.
Профориентация
Защита профессии
7 класс – 34 часа
1.
Цветоводство
Конкурс
2.
Декоративное садоводство
Творческое задание
3.
Профориентация
Презентация
8 класс – 34 часа
1.
Цветоводство
Викторина
2.
Декоративное садоводство
Тест
3.
Профориентация
Защита профессии
9 класс – 34 часа
1.
Цветоводство
Тематические папки
2.
Декоративное садоводство
Тест
3.
Профориентация
Конкурс «Моя будущая профессия»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
( 34 часа, 1 час в неделю)
№
Разделы и темы занятий
Кол-во часов
Форма
деятельности
Дата
всего
теория
прак
тика
I четверть (9 час.)
1
Вводное занятие
Культурные цветковые растения
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов. Сравнение и объяснение наблюдаемых явлений.
Техника безопасности на уроках.
2
Профориентационное занятие «Профессии в цветоводстве»
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
3
Практическая работа.
Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
4
Практическая работа.
Осенние работы в цветнике: удаление отцветающих однолетних растений
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
5
Практическая работа.
Осенние работы в цветнике: обрезка многолетних растений
2
2
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
6
Практическая работа.
Заготовка земляной смеси для комнатных растений
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
7
Практическая работа. Плоское засушивание лепестков и листьев растений для гербария
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
Выставка работ.
8
Практическое повторение. Обобщающий урок.
1
1
Работа с практическим материалом. Выделение определённого материала по заданию учителя.
Интерактивн игра «Цветочная викторина»
II четверть (7 час.)
Бумажные пакеты для расфасовки семян
(практическая работа)
1
1
Мастер-класс.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью
(практическая работа)
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
Составление коллекции семян
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
Практическая работа.
Уход за комнатными растениями: правила и приёмы полива комнатного растения
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
Практическая работа.
Уход за комнатными растениями: удаление сухих частей растений, рыхление, полив.
2
2
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
Практическое повторение. Обобщающий урок.
1
1
Работа с практическим материалом. Выделение определённого материала по заданию учителя.
Интерактивная игра-тест «Чьи семена?»
III четверть (6 час.)
Профориентацион
ный урок «Зелёные профессии. Садовод»
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Перевалка комнатного растения
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций.
Практическая работа по перевалке комнатных растений
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
Практическая работа. Подготовка земляных смесей для выращивания кальцеолярии, цинерарии и др.
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
4
Практическая работа.
Пересадка рассады кальцеолярии и цинерарии в цветочные горшки.
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
5
Производственная классификация цветковых растений
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
6
Упражнения в классификации ранее изученных растений.
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
7
Обобщающий урок. Практическое повторение.
1
1
Тест «Классификация цветковых растений»
III четверть (6 часов)
1
Профориентацион
ный урок
«Моя будущая профессия»
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
2
Стили садово-паркового строительства
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
3
Элементы цветочно-декоративного оформления в различных стилях садово-паркового строительства.
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
4
Типичный парк культуры и отдыха в России.
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
5
Устройство садовых дорожек и площадок
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
6
Обобщающий урок.
1
1
Тест «Стили садово-паркового строительства»
IV четверть (6 часов)
1
Выращивание георгина
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
2
Подращивание георгина
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
3
Практическая работа. Весенние работы с многолетними георгинами.
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно
4
Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно
5
Охрана труда и правила безопасной работы
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно
6
Механизация труда в цветоводстве и декоративном садоводстве
1
1
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно
V четверть (6 часов)
1
Уход за однолетними цветковыми растениями
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
Выполнение практических работ.
2
Практическая работа по пикировке рассады
2
2
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
3
Практическая работа.
Виды цветников. Планирование цветника.
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
4
Практическая работа.
Весенние работы в цветнике
1
1
Слушание объяснений учителя.
Анализ проблемных ситуаций
Сравнение, объяснение наблюдаемых явлений.
Выполнение практических работ под руководством учителя и самостоятельно.
5
Итоговое занятие
1
1
Итоговая контрольная работа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Вводное занятие
Цветоводство. Цветковые растения: многообразие, декоративные качества. Содержание обучения в предстоящем учебном году.
Культурные цветковые растения
Теоретические сведения. Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях.
Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений
Теоретические сведения.Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.). Признаки созревания плодов и семян цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений (перевертывание без повреждения корней). Понятие семена-сырец. Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.
Практические работы.Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами. Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки. Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень и подвешивание в проветриваемом помещении для дозревания семян.
Работа в цветнике
Теоретические сведения. Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.
Заготовка земляной смеси для комнатных растений
Теоретические сведения.Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приемы составления смесей.
Практические работы.Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Заготовка перегноя (или закупка торфяной смеси в магазине). Смешивание перегноя (торфа) с землей по указанию учителя.
Бумажные пакеты для расфасовки семян
Теоретические сведения. Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями), форма, размеры. Форма заготовок испособы соединения деталей пакета.
Практические работы. Вырезка заготовок для пакета по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений цветков тех растений, чьи семена будут храниться в них.
Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью
Теоретические сведения.Значение и приемы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.
Практические работы.Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей. Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные). Насыпка определенного объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.
Уход за комнатными растениями
Теоретические сведения. Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы ивоздуха. Правила и приемы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кадке (на ощупь).
Практические работы. Заготовка поливной воды для отстаивания. Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений из детской лейки.
Практическое повторение. Узнавание семян указанного учителем цветочного растения.
Цветковые растения, размножаемые семенами
Теоретические сведения. Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Примеры размножения теми и другими видами. Пикировка рассады. Уход за рассадой. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.
Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке
Теоретические сведения.Виды бархатца (высокорослый, раскидистый). Сравнительная характеристика внешнего вида и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Выращивание рассады бархатца раскидистого.
Практические работы.Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов. Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки и стаканы по два семени в одну лунку. Укрытие пленкой и установка в теплое место горшков и стаканов с посеянными семенами. После всходов — оставление одного растения, умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений.
Перевалка комнатного растения
Теоретические сведения.Понятия перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.
Практические работы.Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.
Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений
Теоретические сведения.Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений (декоративные
качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.).
Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений
Теоретические сведения. Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии (высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков). Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян.
Практические работы. Разметка посевных рядков с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив (по необходимости).
Высадка рассады бархатца раскидистого
Теоретические сведения. Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых (уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.). Расстояния между посадками растений.
Практические работы.Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив (дальнейший по необходимости).
Практическое повторение. Уход за комнатными растениями.
6 класс
Вводное занятие
Осмотр и оценка состояния цветковых растений, посеянных весной. Задачи обучения в течение всего учебного года.
Сбор семян садовых цветковых растений
Теоретические сведения. Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте (космея, василек, дельфиниум, иберис и др.). Признаки созревания семян. Приемы сбора семян с вегетирующих цветочных растений. Садовые ножницы: приемы работы. Техника безопасности.
Практические работы. Определение растений для сбора семян. Срезка подсохших плодов с частью стебля. Размещение плодов в картонные коробки и установка на просушивание.
Цветковые культуры, размножаемые вегетативно
Теоретические сведения.Способы размножения растений (семенной и вегетативный). Цветковое растение, размножаемое вегетативно: виды, использование в цветнике.
Однолетние и многолетние цветковые растения
Теоретические сведения.Виды цветкового растения (однолетнее и многолетнее). Разница между видами. Примеры многолетних цветковых растений, дающих семена, но размножаемых вегетативно. Нецелесообразность семенного размножения этих растений.
Наблюдение. Многолетние цветковые растения в цветниках и других посадках.
Зимующие многолетние цветковые растения
Теоретические сведения.Виды многолетних цветковых растений (зимующие и незимующие). Разница между видами. Примеры местных зимующих многолетних цветковых растений (пионы, флоксы, ирисы или др.). Размножение зимующего многолетнего цветкового растения. Понятие деление многолетнего растения. Необходимость деления на части для многолетника.
Упражнение. Определение вида зимующего многолетнего цветкового растения.
Обмолот и расфасовка цветочных семян
Теоретические сведения. Обмолот семян мелкосемянных цветочных растений: цель, правила, приспособления. Правила безопасной работы с приспособлениями.
Практические работы. Заготовка бумажных пакетов для расфасовки семян. Разбор, очистка, сортировка и фасовка в бумажные пакеты семян.
Уход за комнатными цветковыми растениями
Теоретические сведения. Приемы ухода за комнатными растениями (рыхление уплотненной почвы, подсыпка почвенной смеси, удаление отмерших листьев). Случаи, когда следует укорачивать стебли. Признаки необходимости перевалки или деления растения.
Практические работы. Удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей и побегов с растений. Легкое рыхление поверхности почвы вокруг них. Добавка земляной смеси (по необходимости). Полив растений.
Практическое повторение. Определение и выполнение приемов ухода за комнатным растением, указанным учителем.
Строение цветкового растения
Теоретические сведения. Общее представление об органах цветкового растения (корни, стебли, листья, цветки). Разнообразие и форма стеблей и листьев. Виды листа (простой и сложный). Форма и окраска цветков. Особенности цветков растений (корневища, луковица, клубень, корнеклубни), назначение корневища, луковиц, клубня и корнеклубня у цветкового растения.
Упражнения. Определение растений с прямостоячими, вьющимися и стелющимися стеблями, с простыми и сложными листьями, с одиночными цветками и соцветиями.
Почвы
Теоретические сведения. Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет. Глинистые и песчаные почвы: вид, признаки, свойства (отношение к воде). Перегной почвы: образование, значение для выращивания растений.
Лабораторные работы. Отделение песка от глины в почве. Обнаружение перегноя в почве.
Упражнение. Определение песчаной и глинистой почв.
Практическое повторение. Уход за комнатными растениями. Распознавание форм стеблей и листьев, одиночных цветков и соцветий, корней и корневищ у разных цветковых растений.
Посев семян однолетних цветковых растений
Теоретические сведения. Выбор однолетних цветковых растений для выращивания в местных условиях, декоративные качества, биологические особенности. Величина семян выбранных растений и глубина их заделки при посеве. Расстояния между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков.
Практические работы. Рыхление и выравнивание почвы. Разметка рядков с помощью веревки или маркера, колышков и мерной ленты. Углубление посевных рядков по разметке. Раскладка семян в посевные борозды и заделка их.
Уход за однолетними цветковыми растениями
Теоретические сведения. Способность однолетних цветковых растений к образованию многочисленных боковых побегов. Причина, последствия боковых побегов. Зависимость расстояния между растениями в рядке от размеров растения в полном развитии. Необходимость прореживания некоторых однолетних цветковых растений.
Практические работы. Прореживание растений. Полив растений.
Практическое повторение. Уход за комнатными растениями. Распознавание форм стеблей и листьев, одиночных цветков и соцветий, корней и корневищ у разных цветковых растений.
7 класс
Вводное занятие
Задачи обучения в предстоящем году. Цветочное оформление и состояние растений в школьном цветнике.
Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады
Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, выращиваемые в местных условиях с помощью рассады; декоративные качества, биологические особенности, сроки созревания семян. Подготовка этих растений к сбору семян. Приемы сбора сухих плодов с семенами.
Практические работы. Выбор растений для сбора семян. Сбор созревших плодов на цветущих растениях. Срезка цветущих верхушек некоторых растений для ускоренного созревания семян. Срезка стеблей у этих растений, укладка в картонные коробки и установка в светлое проветриваемое помещение для просушки.
Классификация цветковых культур
Теоретические сведения. Классификационные признаки цветкового растения: место выращивания, длительность жизненного цикла, декоративные качества, отношение к зимним холодам и др. Цветковые растения открытого и закрытого грунта, однолетние, двулетние и многолетние. Однолетние цветковые растения красивоцветущие, декоративно-лиственные, вьющиеся, плетистые, сухоцветы, ковровые. Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие.
Упражнение. Определение цветкового растения.
Двулетние цветковые растения
Теоретические сведения. Сравнение цветковых растений с двулетним циклом развития (настоящие двулетники) и многолетних растений, выращиваемых как двулетние. Двулетние цветковые растения: особенности роста и развития, наиболее известные виды (маргаритки, анютины глазки, незабудка), использование в цветочном оформлении.
Минеральные удобрения
Теоретические сведения. Минеральные удобрения: виды (азотное, калийное и фосфорное), внешние признаки, свойства (растворимость в воде). Хранение. Элементы питания для растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Комплексные минеральные удобрения: виды (аммофос, нитрофоска и др.), достоинства. Различие видов минерального удобрения по цвету, структуре и растворимости в воде. Смешивание минеральных удобрений с органическими: цель, использование в цветоводстве.
Экскурсия. Магазин. Ознакомление с ассортиментом минеральных удобрений.
Лабораторная работа. Определение степени растворимости в воде образцов минерального удобрения.
Упражнение. Определение вида минерального удобрения по цвету и растворимости в воде.
Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады
Теоретические сведения. Рациональные приемы обмолота, очистки и сортировки цветочных семян.
Практические работы. Обмолот, очистка, сортировка семян. Изготовление бумажных пакетов и расфасовка семян.
Размножение комнатных растений
Теоретические сведения. Виды комнатного растения: с опадающими листьями и вечнозеленые. Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.). Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.
Практические работы. Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы. Нарезка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др. Посадка в ящики и полив черенков. Устройство влажной камеры путем укрытия ящиков пленкой по каркасу. Установка камеры на светлое место. Периодический полив черенков. Наблюдение за укоренением черенков. Подготовка цветочных горшков к пересадке растений. Пересадка укорененных растений в горшки.
Посев семян однолетних цветковых растений
Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, для выращивания которых требуется ранний посев семян (львиный зев, георгин однолетний, вербена, петуния, сальвия, флокс однолетний и др.). Сроки посева семян. Состав почвенной смеси. Размер посевных ящиков. Особенности посева семян некоторых из однолетних цветковых растений. Условия для получения равномерных всходов. Уход за сеянцами сразу после всходов. Особенности полива сеянцев.
Практические работы. Подготовка ящиков для посевов. Набивка посевных ящиков земляной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Насыпка на дно рядка чистого речного песка. Раскладка, заделка песком или почвой, осторожный полив семян. Укрытие пленкой, установка в темное теплое место ящиков. Сразу после всходов снижение температуры, установка ящиков на светлое место. Полив - после подсыхания почвы в междурядья.
Выращивание рассады цветковых культур
Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, семена которых высевают для получения рассады в более поздние сроки (цинния, немезия, астра и др.). Выращивание рассады (с пикировкой и без нее). Условия для получения дружных всходов. Уход за растениями. Закалка растений перед высадкой в открытый грунт.
Практические работы. Подготовка посевных и пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Разреженный посев циннии в пикировочные ящики. Углубление рядков в посевных ящиках под посев. Раскладка и заделка песком семян астры. Осторожный полив посева. Размещение ящиков в теплом месте. Наблюдение за всходами. После всходов - снижение температуры и установка на светлое место. Полив посева после подсыхания почвы. Пикировка рассады астры. Вынос ящиков с рассадой на открытый воздух или открытие парника сначала на день, а затем и на ночь.
Практическое повторение.
8 класс
Вводное занятие
Задачи обучения в предстоящем году.
Цветоводство
Осенний уход за цветниками
Теоретическиесведения.Приемы ускорения созревания семян однолетних цветковых растений. Правила срезки цветков. Выбор маточных растений для пересадки. Приемы осеннего ухода за растениями канны.
Практические работы.Срезка верхушек с однолетних цветковых растений для ускорения созревания семян. Срезка цветков. Окучивание стеблей канн.
Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана
Теоретические сведения.Требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов. Расстояния между рядками при посадке. Глубина заделки луковиц.
Практические работы. Сортировка луковиц тюльпанов.
Составление букета
Теоретические сведения. Букет как группа специально подобранных цветков. Современные представления о букетах. Формы букетов. Аранжировочная зелень. Зависимость составления букета от назначения. Основные правила составления букетов. Несовместимые цветы.
Упражнение.Составление букетов для украшения школы.
гладиолуса. Сроки уборки. Послеуборочное и зимнее хранение клубнелуковиц.
Практическая работа. Сортировка по размерам и закладка на хранение клубнелуковиц и деток.
Декоративное садоводство
Осенний уход за кустарниками
Теоретические сведения. Разнообразие кустарников, используемых в декоративном садоводстве. Кустарники, выращиваемые в качестве живых изгородей (боярышник, акация желтая, шиповник и др.). Поддержание определенной формы и размеров кустарников путем обрезки побегов. Обрезка побегов: правила, сроки.
Цветоводство
Красивоцветущие кустарники
Теоретические сведения. Виды красивоцветущих кустарников, используемых в цветоводстве (роза, сирень, гортензия и др.). Роза: группы и сорта, их разнообразие. Группы и сорта розы, используемые в цветоводстве. Розовый куст: строение, форма, величина, окраска цветков. Трудности выращивания сортовых роз. Условия для выращивания сортовых роз на срезку. Местная роза: вид (высота куста, форма и окраска цветков, запах и др.).
Размножение розы
Теоретические сведения. Способы вегетативного размножения розы: прививка, зеленое черенкование, деление куста. Размножение сортовой розы одревесневшими черенками. Условия для укоренения черенков. Правила нарезки черепков розы. Инструмент для нарезки черенков розы: вид, правила безопасной работы. Подготовка почвы для посадки черенков. Расстояния между черенками при посадке. Уход.
Защищенный грунт в цветоводстве
Теоретические сведения. Назначение теплицы, парника и рассадника в цветоводстве. Теплица: виды (культивированная, разводочная, выгоночная), их краткая характеристика и использование. Парник и рассадник; их назначение, устройство. Теплица: виды (грунтовая, стеллажная). Использование. Защищенный грунт. Длительность использования, замена, обеззараживание. Приспособления для полива растений, поддержания необходимой температуры и влажности воздуха в теплицах, парниках и рассадниках.
Декоративное садоводство
Кустарники для декоративного озеленения
Теоретические сведения.Кустарники, используемые в качестве низких бордюров (кизильник, айва низкая, таволга и др.). Одиночные и групповые посадки кустарников на газонах (скумпия, спирея, чубушник золотистый и др.). Нестригущиеся живые изгороди и другие рядовые посадки (арония черноплодная, гортензия метельчатая, дерен белый, калина обыкновенная и др.). Кустарник, строение, форма, цвет листьев, цветков и соцветий, наличие и форма колючек, цвет побегов, форма почек. Основные признаки кустарника: высота, форма куста, характер побегов, форма и цвет листьев, цветков и соцветий.
Упражнение. Определениевида кустарника по внешним признакам.
Цветоводство
Выгоночные цветковые культуры
Теоретические сведения.Выгонка как комплекс агротехнических приемов. Цветковые культуры, пригодные для выгонки (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и Др.). Основные правила выгонки: предварительная подготовка растений, создание условий для зацветания в непривычное время года (зимой и ранней весной). Основные приемы выгонки некоторых растений.
Проращивание гладиолуса.
Теоретические сведения.Подготовка клубнелуковиц гладиолуса к проращиванию. Сроки посадки гладиолусных клубнелуковиц на проращивание.
Теоретические сведения. Разбивочный чертеж. Построение чертежей клумб разной формы в масштабе примерно 1:10.
Декоративное садоводство
Деревья для озеленения
Теоретические сведения.Дерево: строение, породы. Лиственные породы деревьев, используемые для озеленения территорий в местных условиях в средней полосе России (береза, клен, липа, ясень, рябина и др.), каштан, тополь пирамидальный, платан, кипарис и др. на юге России. Декоративные качества деревьев. Значение древесных насаждений для улучшения экологической обстановки в городе и поселке. Внешние признаки местных деревьев: форма и цвет листьев, форма кроны, цвет коры, цветки и плоды.
Упражнение. Определение вида дерева по листьям, цвету коры, форме кроны и ветвей.
Газон
Теоретические сведения.Газон; назначение, выбор места виды, используемая трава. Подготовка почвы под газон. Время посева трав на газоне.
Практическое повторение.
9 класс
Вводное занятие
Рабочие специальности — озеленитель и цветовод; значение, обязанности, условия труда.
Цветоводство
Осенний уход за цветником
Теоретические сведения.Характеристика цветника по элементам цветочного оформления и подбору растений. Оценка состояния растений. Приемы осеннего ухода за цветником.
Практические работы. Срезка стеблей, оставление пеньков высотой 10 см. Промывка корнеклубней розовым раствором маргаицево-кислого калия. Укладка в ящики и постановка на просушку.
Декоративное садоводство
Сбор плодов и листьев с деревьев и кустарников, используемых в озеленении.
Теоретические сведения. Признаки созревания плодов и семян деревьев и кустарников. Способы засушивания листьев для изготовления гербария. Способы сбора плодов с высоких деревьев и кустарников. Правила безопасной работы с шестом для огибания веток.
Практические работы.Сбор листьев с изучаемых деревьев и кустарников. Укладка листьев между листами газет под пресс. Сбор плодов и семян. Укладка их в картонные коробки с этикетками, где указаны названия деревьев или кустарников. Просушка плодов и семян. Изготовление гербария для упражнений в распознавании деревьев и кустарников: прикрепление на лист картона высохших листьев, безлистных побегов, плодов и семян от каждого из изучаемых деревьев и кустарников.
Посадка дерева и кустарника
Теоретические сведения.Строение саженца дерева или кустарника: расположение корневой шейки, корни вертикальные и горизонтальные. Правила посадки дерева и кустарника.
Цветоводство
укрытие роз, выращиваемых в открытом грунте
Теоретические сведения.Роза, выращиваемая в открытом грунте, подлежащая укрытию на
Горшечные цветковые растения
Теоретические сведения. Сезонноцветущие горшечные растения закрытого грунта: виды (цикламен, кальцеолярия, примула, цинерария и др.), общая характеристика, условия выращивания, использование. Сроки цветения.
Практические работы.Подготовка земляных смесей для выращивания кальцеолярии, цинерарии и др. Заполнение 13-сантиметрового горшка земляной смесью. Пересадка рассады кальцеолярии и цинерарии в цветочные горшки. Размещение горшков в прохладном светлом помещении (температура от +4° до +6°). Редкий полив. С февраля постепенное повышение температуры. При появлении бутонов подкормка.
Декоративное садоводство
Виды зеленых насаждений
Теоретические сведения.Зеленые насаждения: виды (общего и ограниченного пользования), значение (санитарно-гигиеническое, культурно-просветительское, архитектурно-художественное). Деревья и кустарники в парке, лесопарке, саду, сквере, виды посадок (массив, группа, аллея, рядовая посадка, одиночный, живая изгородь; опушка и подлесок), характеристика видов.
Деревья и кустарники лиственных пород
Теоретические сведения.Породы деревьев и кустарников. Лиственные и хвойные. Двойное название деревьев и кустарников. Ознакомление с местными деревьями и кустарниками, которые принадлежат к следующим семействам: ивовые (ива белая, тополь бальзамический), березовые (береза бородавчатая), чубушниковые (чубушник обыкновенный), розоцветные (пузыреплодник калинолистный, рябина обыкновенная, кизильник блестящий, спирея острозубчатая, боярышниккроваво-красный и черноплодный, шиповник морщинистый, роза собачья), кленовые (клен остролистный и татарский), липовые (липа мелколистная и крупнолистная), маслинные (сирень обыкновенная, ясень обыкновенный), жимолостные (жимолость татарская, калина обыкновенная, снежноягодник кистецветный). Характеристика внешнего строения и отличительных признаков этих растений. Защита зеленых насаждений.
Упражнения.Определение дерева и кустарника по листьям, плодам, побегам коры, форме кроны и другим отличительным признакам. Составление гербария из засушенных ранее листьев, плодов, побегов.
Цветоводство
Производственная классификация цветковых растений
Теоретические сведения.Деление цветковых растений на группы по сходным биологическим свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению в зеленом строительстве. Цветковые растения открытого и закрытого грунта. Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения. Красивоцветущие и декоративнолиственные, горшечные и выгоночные растения, а также грунтовые цветковые растения закрытого грунта (гвоздика, калла и др.). Общие признаки групп цветковых растений. Краткая характеристика некоторых представителей этих групп.
Упражнения.Классификация изученных ранее растений. Определение принадлежности к той или иной классификационной группе растения по словесному описанию, рисунку, названию.
Подращивание георгина
Теоретические сведения.Оценка состояния перезимовавших корнеклубней георгина. Сроки постановки корнеклубней на проращивание. Условия для проращивания. Правила и приемы деления корнеклубней. Способы посадки деленок.
Практические работы. Выемка корнеклубней георгина из подвала. Осмотр, выбраковка больных корнеклубней. Укладка здоровых корнеклубней в ящик для проращивания. Наблюдения за появлением ростков. Подготовка посадочного ящика (просушивание, заполнение почвой). Деление корнеклубней (разрезание острым ножом так, чтобы в каждой деленке было два—три ростка и часть стебля). Присыпка места разреза толченым углем. Посадка деленок в ящики с почвой. Заделка корнеклубней наполовину. Умеренный полив. Поддержание пониженной температуры. Закалка деленок перед высадкой в открытый грунт.
Декоративное садоводство
Красивоцветущие кустарники
Теоретические сведения. Кустарник красивоцветущий: виды (роза, сирень, чубушник, калина стерильная и др.), декоративные качества видов, использование в озеленении. Роза: виды (садовая, парковая, дикорастущая), отличительные признаки (шипы на побегах, яркая зелень, крупные цветки, ярко окрашенные плоды). Морозостойкость дикорастущей розы. Парковые розы. Отличие культурных роз от дикорастущих. Сирень: виды, отличительные признаки. Калина стерильная (бульдонеж): отличительные признаки, свойства (приспособленность к городским условиям). Чубушник тонколистный: свойства, отличительные особенности. Уход за кустарниками.
Упражнение. Определение вида кустарника без листьев и с листьями по внешним признакам.
Стили садово-паркового строительства
Теоретические сведения. Строение парка: стиль (регулярный, пейзажный и смешанный), характеристика стилей. Элементы цветочно-декоративного оформления в регулярном, пейзажном и смешанном стилях садово-паркового строительства. Типичный парк культуры и отдыха в России. Составные части, устройство, оформление.
Упражнение. Определение паркового стиля по изображению.
Хвойные деревья и кустарники, используемые в озеленении
Теоретические сведения. Местные хвойные деревья и кустарники: виды (ель голубая, пихта, туя, можжевельник высокий), внешнее строение, отличительные признаки, использование в озеленении.
Упражнение.Определение вида хвойного дерева и кустарника по отличительным признакам.
Ранневесенний уход за деревьями и кустарниками
Теоретические сведения. Значение ранне-весеннего ухода за зелеными насаждениями. Виды обрезки деревьев и кустарников: формовочная, санитарная, омолаживающая.
Цветоводство
Вечнозеленые цветковые растения для озеленения помещения
Теоретические сведения.Общее представление о вечнозеленых цветочных растениях. Цветковые растения для озеленения недостаточно освещенного прохладного помещения (аспидистра, аспарагус, хлорофитум, кливия, плющ, традесканция, сансивьерия, папоротники (нефролепис, терис) и др.). Растения для озеленения помещения с повышенной температурой воздуха (от +20° до +22°) (бегония, антуриум, монстера, драцена, паперомия, кринуш и др.). Растения, наиболее подходящие для светлого помещения с сухим воздухом (кактусы, алоэ, каланхое и др.).
Упражнения. Определение вида вечнозеленого растения. Подбор цветковых растений для озеленения помещении с различными климатическими условиями.
Выращивание хризантемы
Теоретические сведения. Требования растений хризантем к условиям выращивания. Разница между выращиванием крупноцветной хризантемы и мелкоцветной на срезку. Главные операции при уходе за хризантемами: полив, подкормка, подвязка стеблей.
Выращивание георгина
Теоретические сведения. Георгин: биологические особенности, декоративные качества. Разнообразие форм и окраски цветков. Подготовка почвы под посадку георгина и удобрения. Сроки высадки подросших растений в открытый грунт. Расстояния между рядами и между растениями в ряду при посадке. Уход за растениями, если выращиваются на срезку и в групповой или одиночной посадке на клумбе или на газоне.
Декоративное садоводство
Стандартные саженцы
Теоретические сведения. Строение саженца дерева: расположение корневой шейки, виды корня (горизонтальный и вертикальный). Правила посадки саженцев. Понятие стандартный саженецдерева. Выращивание саженцев в питомнике.
Устройство садовых дорожек и площадок
Теоретические сведения.Формы и размеры садовой дорожки и площадки. Требования к дорожке и площадке в парке, сквере, саду, цветнике.
Уход за газоном
Теоретические сведения. Приемы ухода за газонами.
Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены
Теоретические сведения.Личная гигиена. Гигиенические требования к одежде и уход за ней. Производственная санитария. Краткая санитарно-гигиеническая характеристика условий труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии.
Охрана труда и правила безопасной работы
Теоретические сведения.Основные положения законодательства об охране труда. Основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии. Пожарная безопасность.
Механизация труда в цветоводстве и декоративном садоводстве
Теоретические сведения.Машины для сплошной обработки почвы. Тракторный ямокопатель. Машины и механизмы для скашивания травы и стрижки газонов. Моторная газонокосилка: назначение, общее устройство и принцип действия. Механизация полива цветников и газонов.
Практическое повторение.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для реализации цели и задач обучения декоративному цветоводству по данной программе используется литература:
Программа Е.Л. Ковалёвой «Цветоводство и декоративное садоводство» (сборник программ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.;
Н. Голубева «Самоучитель комнатного цветоводства». СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.- 128 с.: ил.
С. Кирсанова «Многолетние цветы в дизайне сада». – М.: ЗАО «Фитон+», 2006. – 144 л.:ил.
Йожеф Косо «Дизайн садового участка»
Наглядные, дидактические средства обучения, ИКТ:
индивидуальные карточки, памятки;
раздаточный материал;
учебные плакаты;
дидактические игры;
технологическая карта (изготовление пакетика для семян);