Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Слагаемые выбора профиля обучения» (социальное направление) 9 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 54»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Слагаемые выбора профиля обучения»
(социальное направление)
9 класс
Составитель программы: учитель технологии
Чуйкова Л. П.
Согласовано: заместитель директора по УВР
_________ / /
« ___»__________
2019 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Слагаемые выбора профиля обучения» для 9 класса разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений "Твоя профессиональная карьера" Чистякова С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.М.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в том числе лекций - 4, семинарских (практических, лабораторных) занятий -25, учебная практика (профессиональные пробы) - 5.
В курсе "Слагаемые выбора профиля обучения" предоставлены школьникам знания об их общих, специальных способностях и профессионально значимых качествах личности, которые обеспечат принятие адекватного решения о выборе профиля обучения, будут способствовать активному самоопределению школьников.
Цели:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
развивать у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности, с новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами обучающихся, формируемыми при изучении содержания
являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности
в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - умение использовать знания в повседневной жизни;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит; - умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;
познавательный интерес к основам культуры питания.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей(производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в табли-
цу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения
в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, форму-
лирование своей точки зрения.
Регулятивные: - умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; - умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: - умение узнавать изученные объекты и явления живой природы; - умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; - умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания.
Коммуникативные: - умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - умение строить простейшие монологические высказывания; - умение задавать вопросы; - умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь. Содержание курса внеурочной деятельности
В результате изучения Слагаемые выбора профиля обучения учащийся должен знать/понимать:
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
знать значение профессиональногосамоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятия о профессиях и профессиональной деятельности;
понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором
профессии;
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности.
- уметь рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам в профессиональной деятельности, а также, о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального
образования.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие - 1 час.
Цели и задачи курса. Значение труда и выбора профессии в жизни человека. Содержание и специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессий как форма фиксации данных по курсу «основы выбора профессии». Практическая работа. Эссе на тему «Значение профессиональной деятельности в жизни человека».
Многообразие мира профессии - 1 час.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Практическая работа. Работа с информационными носителями. Составление словаря профессий.
«Хочу» - склонности, желания; интересы личности; «могу» - человеческие
возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности.
Личный профессиональный план. Практическая работа. Составление классификации профессий.
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») - 2 часа. Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Практическая работа. Анализ профессиональных возможностей личности.
Формирование образа «Я». Подготовка самопрезентации.
6. Социальные проблемы труда («надо») - 3 часа
Р азделение труда (1 ч.)
Общественное разделение труда, территориальное разделение труда. Формы — разделения труда на предприятии. Социальное перемещение. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы».
Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документамипо охране труда.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека - (3 часа).
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологическое состояние (монотонность, утомление, психическая напряженность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.
Практическая работа. Анализ особенностей реакции людей с различными темпераментами и типаминервной деятельности на производственные ситуации.
Эмоции и чувства, их функции и профессиональной деятельности. - 1 час.
Основные формы эмоциональных переживаний (настроение, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Вег ассоциаций», «Домино».
Особенности развития внимании - 1 час.
Общее представление о внимании (объём; устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
11. Современный рынок труда и его требования к профессионалу—3 часа
Разнообразные виды предприятий и форм собственности, акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения, кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.
Новый тип организации людей в производственной деятельности, в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость, самофинансирование.
Рынок и его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.
Занятость населения. Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
Развивающие профессуры. Деловая игра «Малое предприятие».
Практическая работа. Оценка возможностей индивидуальной трудовой деятельности. Составление резюме, портфолио.
Пути получения профессий - (1 час.)
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема иобучения в них. Подготовка рабочих на производство.
Средние специальные учебные заведения, их типа, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Возможности квалификационного роста.
Практическая работа. Проектирование индивидуальной профессиональной карьеры.
Моя профессиональная карьера - (3 часа).
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетенции.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».
Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
Оценка способности школьников к выбору профессии - (3 часа).
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.
Оценка способности к самоанализу, анализ профессии, самореализаций
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» (торговое дело, работа с детьми).
8
9
Возможности личности в профессиональнойдеятельности «могу».
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.
Оценка индивидуальных особенностей.
10
11
12
Социальные проблемы труда («надо»).
Разделение труда.
Содержание и характер труда.
Процесс и условия труда
13
14
15
16
Анализ профессий
Основные признаки профессиональной деятельности.
Классификация профессий.
Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек-техника» (швейное дело, слесарное дело).
Значение состояния здоровья в профессиональном определении.
17
18
19
20
Общее представление о психологии как науке,
изучающей внутренний психологический мирчеловека.
Темперамент в профессиональном становлении личности.
Эмоциональное состояние личности.
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-художественный образ» (ремесла, народное творчество).
Волевые качества личности.
21
22
23
Интеллектуальные особенности успешности профессионального труда.
Способность к запоминанию.
Способность быть внимательным.
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-знаковая система» (оператор ЭВМ, канцелярские работы).
24
25
26
Современный рынок труда и его требования к профессионализму.
Виды предприятий и форм собственности.
Рынок, его функции, структура. Развитие предпринимательства.
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе. Занятость населения.
27
Пути получения профессий
28
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа» (растениеводство).
29
30
31
Моя профессиональная карьера.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Индивидуальный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
32
33
34
Оценка способностей школьников к выбору профессий.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.
Диагностические процедуры. Тесты.
Профконсультационные услуги.
Творческий проект.
5. Источники информации.
Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2009.
Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера", книга для учителя. Под редакцией С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998.
Огнева А.Н. Пробы выбора профиля обучения. Пособие для учителей. Курск. Курский областной ИПК и ПРО. 2007.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. (8-11 классы). - М.: ВАКО. 2006.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Рабочая тетрадь учащегося. М.; Генезис, 2007.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое
пособие.- М.: Генезис, 2009.
Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Чистяковой С.Н. - М.:
Просвещение, 2006.
Технология профессионального успеха: учебник для 10-11 класса. Под редакцией С.Н.Чистяковой. - М.:Просвещение,2006.
Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия. Сборник текстов по профессиональной ориентации. - Ростов н/Д.: "Феникс", 20005.
Черникова Т.В. Профессиональная поддержка старшеклассников.: учебно-методическое пособие. - М.: Глобус, 2006.
Чистякова С.Н. и др. Слагаемые выбора профиля обучения и , траектории дальнейшего образования ( методическое пособие для 9 класса). Курск. Курское областное ИПК и ПРО, 2010.
Чистякова С.Н. и др. Твоя профессиональная карьера: методическое пособие; книга для учителя. - М. Просвещение, 2006.