kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности «Слагаемые выбора профиля обучения» (социальное направление) 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена рабочая программа внеурочной деятельности "Слагаемые выбора профиля обучения" для 9 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Слагаемые выбора профиля обучения» (социальное направление) 9 класс»

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»














 

 Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Слагаемые выбора профиля обучения»

(социальное направление)

9 класс






Составитель программы: учитель технологии

Чуйкова Л. П.


Согласовано: заместитель директора по УВР

_________ / /

« ___»__________

















2019 год


1.Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Слагаемые выбора профиля обучения» для 9 класса разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений "Твоя профессиональная карьера" Чистякова С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.М.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в том числе лекций - 4, семинарских (практических, лабораторных) занятий -25, учебная практика (профессиональные пробы) - 5.

В курсе "Слагаемые выбора профиля обучения" предоставлены школьникам знания об их общих, специальных способностях и профессионально значимых качествах личности, которые обеспечат принятие адекватного решения о выборе профиля обучения, будут способствовать активному самоопределению школьников.

Цели:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

  • развивать у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности, с новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами обучающихся, формируемыми при изучении содержания

являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к

Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на

стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на

признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности

в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости

поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

  • умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - умение использовать знания в повседневной жизни;

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит; - умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;

  • познавательный интерес к основам культуры питания.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные

способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных

ролей(производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных

критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных

источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в табли-

цу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно

познавательной и коммуникативной ситуации;

объяснение изученных положений на конкретных примерах;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом

мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения

в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых

норм, экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, форму-

лирование своей точки зрения.

Регулятивные: - умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; - умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: - умение узнавать изученные объекты и явления живой природы; - умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; - умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания.

Коммуникативные: - умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - умение строить простейшие монологические высказывания; - умение задавать вопросы; - умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь. Содержание курса внеурочной деятельности

В результате изучения Слагаемые выбора профиля обучения учащийся должен знать/понимать:

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов,

приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

знать значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

правила выбора профессии;

понятия о профессиях и профессиональной деятельности;

понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором

профессии;

понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности.

- уметь рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными

инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной

профессии;

составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам в профессиональной деятельности, а также, о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

пользоваться сведениями о путях получения профессионального

образования.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

  1. Вводное занятие - 1 час.

Цели и задачи курса. Значение труда и выбора профессии в жизни человека. Содержание и специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессий как форма фиксации данных по курсу «основы выбора профессии». Практическая работа. Эссе на тему «Значение профессиональной деятельности в жизни человека».

  1. Многообразие мира профессии - 1 час.

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Практическая работа. Работа с информационными носителями. Составление словаря профессий.

  1. «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») - 2 часа.

«Хочу» - склонности, желания; интересы личности; «могу» - человеческие

возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план. Практическая работа. Составление классификации профессий.

  1. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») - 2 часа. Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры. Карта интересов: опросник профессиональной

готовности.

Развивающие процедуры: актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной среды.

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» (торговое дело, работа с детьми).

  1. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») - 2 часа.

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.

Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных способностей.

Практическая работа. Анализ профессиональных возможностей личности.

Формирование образа «Я». Подготовка самопрезентации.

6. Социальные проблемы труда («надо») - 3 часа

Р
азделение труда (1 ч.)

Общественное разделение труда, территориальное разделение труда. Формы — разделения труда на предприятии. Социальное перемещение. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «кто нужен нашему городу».

Содержание и характер труда. (1ч.)

Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда, культура труда.

Практическая работа. Мини-маркетинговое исследование «Люди каких профессий необходимы нашему городу. Изучение рынка труда»

Процесс и условия труда (1ч.)

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.

Практическая работа. Письменная работа на тему. «Труд в современном обществе». С последующим обсуждением.

7. Анализ профессий ( 2 часа.)

Основные признаки профессиональной деятельности - (1 час.)

Предмет труда. Цель труда. Средства труда. Проблемность трудовых си­туаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа. Моделирование социального и психологического образа профессионала в различных сферах деятельности.

Классификация профессий - (1 нас.)

Способы классификации профессий. Профессия типа «Человек - человек», «че­ловек-техника», «человек-природа», «человек - знаковая система», «человек -художественный образ».

Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Составление формулы профессий.

  1. Здоровье и выбор профессии - (1 час.)

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприят­ные производственные факторы».

Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоро­вья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активно­го отдыха в зависимости от условий и режима работы.

Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными до­кументами по охране труда.

  1. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутрен­ний психологический мир человека - (3 часа).

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологическое состояние (монотонность, утомление, психическая напряженность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.

Практическая работа. Анализ особенностей реакции людей с различными темпераментами и типами нервной деятельности на производственные ситуации.

Эмоции и чувства, их функции и профессиональной деятельности. - 1 час.

Основные формы эмоциональных переживаний (настроение, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство - тревога», методи­ка «незаконченные предложения»

Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приёмами психи­ческой саморегуляции.

Практическая работа. Тренинг «Развитие саморегуляции».

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли -- 1 час

Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Диагностические процедуры. Опросник «какая у меня воля»

Практическая работа. Тренинг «Развитие волевой регуляции деятельности»

10. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

Способность к запоминанию -1 час.

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение).

Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности.

Условия развития памяти.

Диагностические процедуры.

Методики «воспроизведение рядов цифр» (выявление объёма кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания памяти» ( выявление объёма долговременной словесной памяти).

Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механиче­ского и смыслового запоминания; психотехнические игры «Вег ассоциаций», «Домино».

Особенности развития внимании - 1 час.

Общее представление о внимании (объём; устойчивость, распределение, избира­тельность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.

Диагностические процедуры.

Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба». Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».

11. Современный рынок труда и его требования к профессионалу—3 часа

Разнообразные виды предприятий и форм собственности, акционерные об­щества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения, кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятельности, в услови­ях рыночной экономики. Самоокупаемость, самофинансирование.

Рынок и его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регули­рования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Фор­мирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложе­ние). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

Развивающие профессуры. Деловая игра «Малое предприятие».

Практическая работа. Оценка возможностей индивидуальной трудовой деятельности. Составление резюме, портфолио.

  1. Пути получения профессий - (1 час.)

Система профессионально-технического образования. Типы профессио­нальных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на про­изводство.

Средние специальные учебные заведения, их типа, условия приема и обуче­ния.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Возможности квалификационного роста.

Практическая работа. Проектирование индивидуальной профессиональ­ной карьеры.

  1. Моя профессиональная карьера - (3 часа).

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетенции.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации про­граммы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профес­сии), «Профконсультация».

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

  1. Оценка способности школьников к выбору профессии - (3 часа).

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.

Оценка способности к самоанализу, анализ профессии, самореализаций

деятельности (профессиональных пробах).

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.

Диагностические процедуры: тесты: КОС-1, ДДО, ИХТ - consolite. Равена, Дж. Холланда.

Профконсультационные услуги - 2ч.

Виды профконсультации. Возможности получения профессиональной и ме­дицинской консультации.

Формы организации и виды деятельности

Рефлексия

Диагностика

Диагностика акцентуация характера

Упражнения

Тест IQ

Диагностика интересов

«Карта интересов»

Диагностика САН

Определение профессиональных целей

и ценностей

Диагностика мотивации достижений

Упражнения

Диагностика Дж. Голланд «Тип профессиональной среды»

Упражнения

Индивидуальная работа

Упражнения «Копилка моих любимых профессий»

Разработка профессиограммы

Тестирование по Климову

Компьютерная диагностика «Путь к успеху»

Индивидуальная работа

Упражнения «Копилка моих способностей»

Практическая работа с использованием информации интернета

Упражнения «Копилка моей профессиональной карьеры»

Сбор информации для профессиограмм.

Анализ научных и художественных источников, СМИ


4. Тематическое планирование


Дата планируемая

Дата фактическая

урока

Раздел, тема урока



1

Вводное занятие



2

Многообразие мира профессий





3


4

«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»)

Общие понятия о профессии, специальности, должности.


Личный профессиональный план.





5



6



7

Склонности и интересы в профессиональном выборе «хочу».

Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов.


Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.


Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» (торговое дело, работа с детьми).






8



9

Возможности личности в профессиональной деятельности «могу».

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.


Оценка индивидуальных особенностей.





10


11


12

Социальные проблемы труда («надо»).

Разделение труда.


Содержание и характер труда.


Процесс и условия труда




13


14


15




16

Анализ профессий

Основные признаки профессиональной деятельности.

Классификация профессий.


Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек-техника» (швейное дело, слесарное дело).


Значение состояния здоровья в профессиональном определении.






17



18


19



20

Общее представление о психологии как науке,

изучающей внутренний психологический мир человека.

Темперамент в профессиональном становлении личности.


Эмоциональное состояние личности.


Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-художественный образ» (ремесла, народное творчество).


Волевые качества личности.






21


22


23

Интеллектуальные особенности успешности профессионального труда.

Способность к запоминанию.


Способность быть внимательным.


Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-знаковая система» (оператор ЭВМ, канцелярские работы).





24


25



26



Современный рынок труда и его требования к профессионализму.

Виды предприятий и форм собственности.


Рынок, его функции, структура. Развитие предпринимательства.


Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе. Занятость населения.



27

Пути получения профессий



28

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа» (растениеводство).




29




30



31

Моя профессиональная карьера.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.


Индивидуальный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.


Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.






32


33


34

Оценка способностей школьников к выбору профессий.

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.


Диагностические процедуры. Тесты.


Профконсультационные услуги.

Творческий проект.


5. Источники информации.


  1. Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2009.

  2. Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера", книга для учителя. Под редакцией С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998.

  3. Огнева А.Н. Пробы выбора профиля обучения. Пособие для учителей. Курск. Курский областной ИПК и ПРО. 2007.

  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. (8-11 классы). - М.: ВАКО. 2006.

  5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Рабочая тетрадь учащегося. М.; Генезис, 2007.

  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое

пособие.- М.: Генезис, 2009.


  1. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Чистяковой С.Н. - М.:

Просвещение, 2006.


  1. Технология профессионального успеха: учебник для 10-11 класса. Под редакцией С.Н.Чистяковой. - М.:Просвещение,2006.

  2. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия. Сборник текстов по профессиональной ориентации. - Ростов н/Д.: "Феникс", 20005.

  3. Черникова Т.В. Профессиональная поддержка старшеклассников.: учебно-методическое пособие. - М.: Глобус, 2006.

  4. Чистякова С.Н. и др. Слагаемые выбора профиля обучения и , траектории дальнейшего образования ( методическое пособие для 9 класса). Курск. Курское областное ИПК и ПРО, 2010.

  5. Чистякова С.Н. и др. Твоя профессиональная карьера: методическое пособие; книга для учителя. - М. Просвещение, 2006.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чуйкова Лариса Петровна

Дата: 22.07.2020

Номер свидетельства: 554976


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства