kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская "Пирамида"" для 7 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модифицированная программа по формированию проектно-исследовательской компетенции школьников составлена на основе программы внеурочной деятельности "Проектная мастерская "Пирамида"". 5-9 классы. Оценочный и диагностический инструментарий программы в электронном приложении / авт.-сост. О.Ю. Писнова. - Волгоград: Учитель, 2016.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская "Пирамида"" для 7 класса.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»

городского округа Самара



Рассмотрено

на заседании

методического объединения

и рекомендовано к утверждению

протокол №1 от 30.08.2018 г.

Председатель м/о


Согласовано

Заместитель директора по УВР

Коробова Е.В.

30.08.2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Школы №27 г.о. Самара

К.Е.Ловичко

Приказ № 61-од

от 31.08.2018 г.




Рабочая программа внеурочной деятельности

«Проектная мастерская «Пирамида»»


Возраст: 7 класс

Направление: техническое

Срок реализации программы: 1 год






Учитель:

Сорокина Ольга Владимировна

Учитель

Первой квалификационной категории





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Пирамида»»

разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644)

  • Авторской программой. Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Пирамида»». 5-9 классы. / авт.-сост. О.Ю. Писнова. – Волгоград: Учитель. 2016. – 44 с.

1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современной парадигмой образования является обучение в деятельности. Понимание сущности деятельности как системы действий и операций, определённых общей внутренней мотивацией и направленных на достижение определённых целей, может происходить только в условиях взаимодействиях взаимодействия человека с окружающей действительностью: окружающей средой и социумом. В век бурно развивающихся информационных и производственных технологий обучение учащихся на основе интегрированной технологической подготовки может стать связующим звеном понимания целей образовательного процесса.

Новизной программы является форма педагогического управления исследовательской и проектной деятельностью обучающихся во внеурочное время: осуществление деятельности, связанной с освоением процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды в проектной группе. При этом само понятие проектная группа следует понимать как добровольно организованное объединение детей, обучающихся по различным направленностям, под руководством педагогов с целью осуществления исследовательской и проектной деятельности во внеурочное время.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на свободное развитие личности ребёнка, поддержание его физического и психического здоровья, формирование ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, здоровьесберегающей компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

Отличительная особенность данной программы от типовых программ заключается в интеграции отдельных самостоятельных учебных модулей различных направленностей, каждый из которых имеет свои творческие и практические задачи.

Основная идея программы - разработка системы групповой работы с детьми по освоению основ исследовательской и проектной деятельности, ознакомление с деятельностью по различным направленностям и планирование индивидуальной работы с учащимися по «индивидуальным образовательным маршрутам».

Направление деятельности проектной группы:

1.Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в соответствии с их творческими интересами.

2.Организация консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе выполнения исследований и разработки проектов учащимися.

3.Организация лекций-консультаций с педагогами по различным направленностям.

4.Распространение и пропаганда материалов о своей деятельности: методических материалов по систематизации опыта работы с проектной группой, исследований и проектов учащихся.

Программа «Проектная мастерская «Пирамида»» ориентирована на развитие у обучающихся творческих (изобретательских, организаторских, художественных, научных) и исследовательских способностей, включение детей 13-14 лет в практическое освоение проектной деятельности. В основу содержания программы заложены идеи педагогов-психологов П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для формирования целостной системы универсальных знаний, а так же опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевых компетенций, в исследовательской и проектной деятельности, обеспечивающих возможности для полноценного развития ребёнка во всём многообразии его запросов и интересов.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить целеполаганию, планированию и контролю;

  • обучить основам организации и ведению учебно-познавательной, исследовательской, проектной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся;

  • обучить навыкам использования различных методов исследования и способам сбора и первичной обработки информации: анализу, интерпретации и оценке достоверности, аннотированию, реферированию, компиляции;

  • сформировать умение составлять письменный отчёт о работе над исследованием и проектом.

Развивающие:

  • развить ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, здоровьесберегающие и компетенции личностного самосовершенствования;

  • сформировать умение планировать свою работу над проектом;

  • сформировать навыки выступления и аргументированного отстаивания своей позиции; сформировать навыки устной презентации;

  • сформировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом;

  • сформировать навыки сотрудничества.

Воспитывающие:

  • повысить уровень образованности учащихся за счёт формирования целостного представления об окружающем мире;

  • воспитать личность, способную к самоактуализации в постоянно изменяющихся социально-культурных условиях;

  • способствовать социализации учащихся в детском коллективе, в частности, и в современном мире в целом.

Формы организации учебной деятельности

Для организации занятий используются следующие формы:

  • коллективная форма обучения;

  • групповая форма обучения;

  • парная форма работы;

  • индивидуальная форма работы;

Используемые виды контроля:

  • вводный контроль исходного уровня готовности к освоению программы;

  • промежуточный контроль (по разделу, по итогам полугодия, по модулю);

  • итоговый (по программе в целом).

Методы контроля

Используемые формы контроля

  • Устный контроль;

  • самоконтроль;

  • практический контроль;

  • тестовый контроль;

  • комбинированный

  • Опрос;

  • наблюдение;

  • практическая работа;

  • тестирование;

  • защита проекта/исследования



1.2. ОПИСАНИЕ МЕСТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На проведение занятий внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Пирамида»» отводится 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС (34 часа в год).

1.3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

1.Сформированность широкой мотивационной основы и внутренней личностной позиции на уровне положительного отношения к исследовательской и проектной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

2.Сформированность учебно-познавательного интереса;

3.Готовность к эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

4.Сформированность основ экологической культуры: принятие ценности природного мира;

5.Понимание ценности здорового образа жизни;

6.Сформированность осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство;

7.Сформированность устойчивого интереса к технологической составляющей образования как значимой сферы человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

1.Готовность к проявлению познавательной инициативы в сотрудничестве с педагогом;

2.Формирование умения ставить новые учебные, исследовательские и проектные задачи;

3.Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

4.Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

5.Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6.Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7.Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

8. Формирование умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты отражены в каждом учебном модуле отдельно:

  1. В учебном модуле «Методика проектной и исследовательской деятельности»

у учащихся будут сформированы знания:

  • о понятиях и терминологическом аппарате исследовательской и проектной деятельности;

  • методах исследования и планировании проектов, правилах успешной презентации исследования и проекта;

  • методике осуществления сбора, обработки информации и отображения мыслительных процессов с помощью логических операций;

  • понятии технологического процесса и особенностях исследования и проектирования в технологическом процессе и о задачах организации проектных групп;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • анализировать текстовый материал с позиции исследования или проектирования предлагаемой темы;

  • прорабатывать основные этапы исследования и проекта;

  • развивать способности к принятию решений;

  • моделировать творческий процесс и разрабатывать небольшие технологические проекты на основе сюжетно-ролевой игры «Фабрика»;

  • тренировать нестандартное мышление для решения творческих задач.

  1. В учебном модуле «Конструирование и моделирование»

у учащихся будут сформированы знания:

  • об изображении геометрических тел на плоскости;

  • об основных понятиях в черчении: эскиз, технический рисунок, рабочий чертёж,

начертание и назначение линий на чертеже, инструменты для выполнения чертёжных работ, развёртка поверхностей предметов;

  • о понятиях «конструирование» и «моделирование»;

  • о методах решения творческих задач: метод проб и ошибок, «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, метод

фокальных объектов, ТРИЗ и АРИЗ, функционально-стоимостный анализ,

функционально-физический метод поискового конструирования;

  • о материаловедении и способах обработки различных материалов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять чертежи объёмных фигур в аксонометрической и прямоугольной проекции;

  • читать, анализировать и выполнять чертежи объёмных фигур;

  • конструировать и моделировать объекты с применением методов решения творческих задач;

  • разрабатывать технологическую карту изготовления изделия;

  • осуществлять анализ свойств различных материалов и технологии их обработки.

  1. В учебном модуле «Основы компьютерной грамотности»

у учащихся будут сформированы знания:

  • о понятии информация и информационные технологии;

  • возможностях текстового редактора Microsoft Word: назначение, возможности форматирования текстовой информации;

  • возможностях графического редактора Microsoft PowerPoint: назначение, возможности форматирования графической информации;

  • способах создания и форматирования таблиц, диаграмм и объектов SmartArt в текстовом редакторе Microsoft Word;

  • способах создания и форматирования электронных публикаций средствами Microsoft Publisher.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять безопасный поиск информации с помощью ресурсов сети Интернет;

  • форматировать текстовый материал в редакторе Microsoft Word: набор и редактирование текста, работа с фрагментами текста, изменение параметров, нумерация и границы страниц, вставка изображений;

  • форматировать графический материал в редакторе Microsoft PowerPoint: макет, фон, дизайн слайда, моделирование вкладки слайда;

  • форматировать таблицы, диаграммы и объекты SmartArt в текстовом редакторе Microsoft Word;

  • форматировать электронные публикации средствами Microsoft Publisher.

Воспитательные результаты деятельности учащихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение учащимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.



Содержание внеурочной деятельности 7 класс

Учебный модуль «Методика проектной и исследовательской деятельности» (14 ч)

Проектная и исследовательская деятельность. Фундаментальные отличия и основные составляющие. Планирование исследования. Методы исследования. Планирование проекта. Формы представления проектной деятельности. Обработка информации. Оценка идей, выделение главного и второстепенного. Исследование и проектирование в технологическом процессе. Творческое и социальное проектирование. Формы организации проектных групп на предприятиях. Учебный проект как управляемая система образовательного процесса.

Учебный модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч)

Знакомство с формой. Изображение объёмных фигур на плоскости. Основы черчения. Развёртка геометрических тел. Конструирование и моделирование из объёмных тел. Основы материаловедения.

Учебный модуль «Основы компьютерной грамотности» (10 ч)

Информация: понятие, виды источников, способы обработки и информационное моделирование. Обработка информации. Текстовый редактор Microsoft Word. Работа с текстом. Работа с таблицами. Работа с диаграммами и объектами SmartArt. Графический редактор Microsoft PowerPoint. Создание презентаций в Microsoft PowerPoint. Создание электронных публикаций средствами Microsoft Publisher.





Учебно - тематический план 7 класс

п/п

Модуль

Кол-во часов

Основные виды деятельности

(на уровне учебных действий)

1

Учебный модуль «Методика проектной и исследовательской деятельности»

14

Формирование умений:

  • анализировать текстовый материал с позиции исследования или проектирования предлагаемой темы,

  • прорабатывать на предлагаемых примерах основных этапов, характерных для исследования: постановка проблемы; изучение теории, посвящённой данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала; анализ и обобщение собранного материала; выводы,

  • выделять и обозначать парадоксы,

  • проектировать пути дальнейшего изучения объекта,

  • прорабатывать на предлагаемых примерах условий проектной деятельности,

  • вырабатывать представления о конечном продукте деятельности;

  • разрабатывать этапы проектирования: выработать концепцию, определять цели и задачи проекта, определять доступные и оптимальные ресурсы деятельности, создавать план и организовывать деятельность по реализации проекта,

  • реализовывать проект, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности,

  • работать с текстом: выделять главное и второстепенное в предлагаемом материале; выделять из текста основные понятия; классифицировать предметы, процессы, явления и события; сравнивать и сопоставлять предложенный материал по определённой теме,

  • ознакомиться с методами тренировки нестандартного мышления при решении творческих задач: методом шести мыслительных шляп, веером концепций,

  • моделировать творческий процесс по методике «Пять шагов до креативной идеи»

2

Учебный модуль «Конструирование и моделирование»

10

  • выполнять чертежи (эскизы) объёмных фигур в системе аксонометрической проекции,

  • анализировать геометрическую форму предмета,

  • читать чертёж (эскиз) детали и её описание,

  • определять необходимое и достаточное количество видов на чертеже;

  • выбирать главный вид и масштаб изображения,

  • анализировать чертежи на соответствие изготовления планируемого изделия,

  • разрабатывать технологическую карту (объект по выбору),

  • анализировать технологии обработки различных материалов (дерево, металл, потолочная плитка, стекло),

  • составлять таблицы «Свойства материалов и технологии их обработки»,

  • находить творческое решение задачи конструирования и моделирования с использованием изученных методов

3

Учебный модуль «Основы компьютерной грамотности»


10

  • использовать правила безопасной работы с ресурсами сети Интернет;

  • выполнять практическую работу в сети Интернет,

  • искать информацию с помощью интернет-браузера,

  • искать и анализировать информацию по направлениям: история создания сети Интернет, способы подключения к Интернету, интерфейс интернет-браузера, электронные почтовые службы,

  • создавать почтовый ящик;

  • вводить и форматировать текст по заданным параметрам,

  • обменивать информацию с помощью электронных носителей,

  • компоновать отдельные части задания в единый документ,

  • создавать презентацию: выделять основные идеи из предложенного текстового материала, моделировать внешнее оформление презентации;

  • просматривать видеоматериалы с защитой проектов и исследований;

  • анализировать эффективность презентационных материалов при защите проектов и исследований,

  • форматировать табличную вкладку в текстовом документе с помощью Microsoft Word;

  • вносить текстовые данные и вставку изображения в таблицу;

  • форматировать диаграммы в текстовом документе по заданным параметрам;

  • форматировать объекты SmartArt по заданным параметрам;

  • создавать электронный буклет с помощью шаблона публикации в программе Microsoft Publisher: вводить текст, изменять дизайн публикации;

  • самостоятельно изучить возможности Microsoft Publisher;

  • подготовить мини-проект;

  • презентовать возможности Microsoft Publisher: написать текстовый доклад, разработать презентацию к защите,

  • публично защитить на мини-конференции


ИТОГО

34


Тематическое планирование

№ заня

тия

Названия разделов и тем

Общее количество

часов

Часы теоретических занятий

Часы практических занятий

Форма проведения занятия


7 класс


I.Учебный модуль «Методика проектной и исследовательской деятельности»

14

5

9


1.

Проектная и исследовательская деятельность. Фундаментальные отличия и основные составляющие

1

1


лекция

2.

Проектная и исследовательская деятельность. Фундаментальные отличия и основные составляющие

1

1


семинар

3.

Планирование исследования. Методы исследования

1

1


лекция

4.

Планирование исследования. Методы исследования

1


1

практическое

занятие

5.

Планирование проекта. Формы представления проектной деятельности

1

1


лекция

6.

Планирование проекта. Формы представления проектной деятельности

1


1

практическое занятие

7.

Обработка информации. Оценка идей, выделение главного и второстепенного

1

1


круглый стол

8.

Обработка информации. Оценка идей, выделение главного и второстепенного

1


1

работа в группах

9.

Исследование и проектирование в технологическом процессе

1


1

практическое занятие

10.

Исследование и проектирование в технологическом процессе

1


1

работа в группах

11.


Творческое и социальное проектирование


1



1

практическое

занятие


12.

Творческое и социальное проектирование

1


1

работа в группах

13.

Формы организации проектных групп на предприятиях

1


1

практическое занятие

14.

Учебный проект как управляемая система образовательного процесса

1


1

работа в группах


II.Учебный модуль «Конструирование и моделирование»

10

2

8


15.

Вводное занятие. Знакомство с формой

1

1


лекция

16.

Изображение объёмных фигур на плоскости

1


1

практическое

занятие

17.

Основы черчения. Развёртка геометрических тел

1

1


лекция

18.

Основы черчения. Развёртка геометрических тел

1


1

практическое

занятие

19.

Конструирование и моделирование из объёмных тел


1


1

практическое

занятие

20.

Конструирование и моделирование из объёмных тел


1


1

работа в группах

21.

Конструирование и моделирование из объёмных тел


1


1

практическое

занятие

22.

Конструирование и моделирование из объёмных тел


1


1

работа в группах

23.

Основы материаловедения

1


1

практическое

занятие

24.

Основы материаловедения

1


1

работа в группах


III.Учебный модуль «Основы компьютерной грамотности»


10

3

7


25.

Информация: понятие, виды источников, способы обработки и информационное моделирование

1

1


лекция

26.

Информация: понятие, виды источников, способы обработки и информационное моделирование

1


1

практическое

занятие

27.

Обработка информации. Текстовый редактор Microsoft Word.

Работа с текстом

1

1


семинар

28.

Обработка информации. Текстовый редактор Microsoft Word. Работа с текстом

1


1

практическое

занятие

29.

Графический редактор Microsoft PowerPoint. Создание презентации в Microsoft PowerPoint

1

1


семинар

30.

Графический редактор Microsoft PowerPoint. Создание презентации в Microsoft PowerPoint

1


1

практическое

занятие

31.

Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word

1


1

практическое

занятие

32.

Работа с диаграммами и объектами SmartArt в текстовом редакторе Microsoft Word

1


1

практическое

занятие

33.

Создание электронных публикаций средствами Microsoft Publisher

1


1

практическое

занятие

34.

Создание электронных публикаций средствами Microsoft Publisher

1


1

практическое

занятие




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • информационно-коммуникационные средства (справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения);

  • технических средств обучения (мультимедийное оборудование);

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • цифровые образовательные ресурсы


Литература:

  1. Писнова О.Ю. Исследовательская деятельность в проекте – условие развития творческой личности: методические рекомендации для педагогов / авт.-сост. О.Ю. Писнова. - Воркута, 2015.

  2. Писнова О.Ю. Исследовательское обучение: что, как, когда? Методические рекомендации для педагогов / авт.-сост. О.Ю. Писнова. - Воркута, 2015.

  3. Писнова О.Ю. Проектное обучение: что, как, когда? Методические рекомендации для педагогов / авт.-сост. О.Ю. Писнова. - Воркута, 2015.

  4. Писнова О.Ю. Компетентностно - ориентированные задания как фактор обеспечения нового качества образования: методические рекомендации для педагогов / авт.-сост. О.Ю. Писнова. - Воркута, 2014.


Литература для детей и родителей:

  1. Заграничная Н.Я. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде: учебно-методическое пособие / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – М.: Интеллект-Центр, 2013.

  2. Коновалова В.Б. Сборник заданий для развития творческой активности подростков в технологическом образовании: учебно-методическое пособие.-Киров: ВятГГУ, 2003.


Содержание электронного приложения:

Методическое обеспечение программы.

Методы и приёмы обучения.

Этапы педагогического контроля.

Этапы определения уровня сформированности компетенций учащихся проектной группы.

Диагностический инструментарий.

Оценочный компонент обучения проектной группы:

Мотивационный критерий оценивания.

Когнитивный критерий оценивания.

Деятельностный критерий оценивания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сорокина Ольга Владимировна

Дата: 24.02.2019

Номер свидетельства: 501202

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства