Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская "Пирамида"" для 7 класса.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская "Пирамида"" для 7 класса.
Модифицированная программа по формированию проектно-исследовательской компетенции школьников составлена на основе программы внеурочной деятельности "Проектная мастерская "Пирамида"". 5-9 классы. Оценочный и диагностический инструментарий программы в электронном приложении / авт.-сост. О.Ю. Писнова. - Волгоград: Учитель, 2016.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская "Пирамида"" для 7 класса.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа Самара
Рассмотрено
на заседании
методического объединения
и рекомендовано к утверждению
протокол №1 от 30.08.2018 г.
Председатель м/о
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Коробова Е.В.
30.08.2018 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Школы №27 г.о. Самара
К.Е.Ловичко
Приказ № 61-од
от 31.08.2018 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Проектная мастерская «Пирамида»»
Возраст: 7 класс
Направление: техническое
Срок реализации программы: 1 год
Учитель:
Сорокина Ольга Владимировна
Учитель
Первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Пирамида»»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644)
Авторской программой. Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Пирамида»». 5-9 классы. / авт.-сост. О.Ю. Писнова. – Волгоград: Учитель. 2016. – 44 с.
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современной парадигмой образования является обучение в деятельности. Понимание сущности деятельности как системы действий и операций, определённых общей внутренней мотивацией и направленных на достижение определённых целей, может происходить только в условиях взаимодействиях взаимодействия человека с окружающей действительностью: окружающей средой и социумом. В век бурно развивающихся информационных и производственных технологий обучение учащихся на основе интегрированной технологической подготовки может стать связующим звеном понимания целей образовательного процесса.
Новизной программы является форма педагогического управления исследовательской и проектной деятельностью обучающихся во внеурочное время: осуществление деятельности, связанной с освоением процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды в проектной группе. При этом само понятие проектная группа следует понимать как добровольно организованное объединение детей, обучающихся по различным направленностям, под руководством педагогов с целью осуществления исследовательской и проектной деятельности во внеурочное время.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на свободное развитие личности ребёнка, поддержание его физического и психического здоровья, формирование ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, здоровьесберегающей компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.
Отличительная особенность данной программы от типовых программ заключается в интеграции отдельных самостоятельных учебных модулей различных направленностей, каждый из которых имеет свои творческие и практические задачи.
Основная идея программы - разработка системы групповой работы с детьми по освоению основ исследовательской и проектной деятельности, ознакомление с деятельностью по различным направленностям и планирование индивидуальной работы с учащимися по «индивидуальным образовательным маршрутам».
Направление деятельности проектной группы:
1.Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в соответствии с их творческими интересами.
2.Организация консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе выполнения исследований и разработки проектов учащимися.
3.Организация лекций-консультаций с педагогами по различным направленностям.
4.Распространение и пропаганда материалов о своей деятельности: методических материалов по систематизации опыта работы с проектной группой, исследований и проектов учащихся.
Программа «Проектная мастерская «Пирамида»» ориентирована на развитие у обучающихся творческих (изобретательских, организаторских, художественных, научных) и исследовательских способностей, включение детей 13-14 лет в практическое освоение проектной деятельности. В основу содержания программы заложены идеи педагогов-психологов П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для формирования целостной системы универсальных знаний, а так же опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевых компетенций, в исследовательской и проектной деятельности, обеспечивающих возможности для полноценного развития ребёнка во всём многообразии его запросов и интересов.
Задачи:
Обучающие:
обучить целеполаганию, планированию и контролю;
обучить основам организации и ведению учебно-познавательной, исследовательской, проектной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся;
обучить навыкам использования различных методов исследования и способам сбора и первичной обработки информации: анализу, интерпретации и оценке достоверности, аннотированию, реферированию, компиляции;
сформировать умение составлять письменный отчёт о работе над исследованием и проектом.
сформировать умение планировать свою работу над проектом;
сформировать навыки выступления и аргументированного отстаивания своей позиции; сформировать навыки устной презентации;
сформировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом;
сформировать навыки сотрудничества.
Воспитывающие:
повысить уровень образованности учащихся за счёт формирования целостного представления об окружающем мире;
воспитать личность, способную к самоактуализации в постоянно изменяющихся социально-культурных условиях;
способствовать социализации учащихся в детском коллективе, в частности, и в современном мире в целом.
Формы организации учебной деятельности
Для организации занятий используются следующие формы:
коллективная форма обучения;
групповая форма обучения;
парная форма работы;
индивидуальная форма работы;
Используемые виды контроля:
вводный контроль исходного уровня готовности к освоению программы;
промежуточный контроль (по разделу, по итогам полугодия, по модулю);
итоговый (по программе в целом).
Методы контроля
Используемые формы контроля
Устный контроль;
самоконтроль;
практический контроль;
тестовый контроль;
комбинированный
Опрос;
наблюдение;
практическая работа;
тестирование;
защита проекта/исследования
1.2. ОПИСАНИЕ МЕСТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На проведение занятий внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Пирамида»» отводится 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС (34 часа в год).
1.3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
1.Сформированность широкой мотивационной основы и внутренней личностной позиции на уровне положительного отношения к исследовательской и проектной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
3.Готовность к эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
4.Сформированность основ экологической культуры: принятие ценности природного мира;
5.Понимание ценности здорового образа жизни;
6.Сформированность осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство;
7.Сформированность устойчивого интереса к технологической составляющей образования как значимой сферы человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
1.Готовность к проявлению познавательной инициативы в сотрудничестве с педагогом;
2.Формирование умения ставить новые учебные, исследовательские и проектные задачи;
3.Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
5.Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6.Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7.Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
8. Формирование умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты отражены в каждом учебном модуле отдельно:
В учебном модуле «Методика проектной и исследовательской деятельности»
у учащихся будут сформированы знания:
о понятиях и терминологическом аппарате исследовательской и проектной деятельности;
методах исследования и планировании проектов, правилах успешной презентации исследования и проекта;
методике осуществления сбора, обработки информации и отображения мыслительных процессов с помощью логических операций;
понятии технологического процесса и особенностях исследования и проектирования в технологическом процессе и о задачах организации проектных групп;
Учащиеся получат возможность научиться:
анализировать текстовый материал с позиции исследования или проектирования предлагаемой темы;
прорабатывать основные этапы исследования и проекта;
развивать способности к принятию решений;
моделировать творческий процесс и разрабатывать небольшие технологические проекты на основе сюжетно-ролевой игры «Фабрика»;
тренировать нестандартное мышление для решения творческих задач.
В учебном модуле «Конструирование и моделирование»
у учащихся будут сформированы знания:
об изображении геометрических тел на плоскости;
об основных понятиях в черчении: эскиз, технический рисунок, рабочий чертёж,
начертание и назначение линий на чертеже, инструменты для выполнения чертёжных работ, развёртка поверхностей предметов;
о понятиях «конструирование» и «моделирование»;
о методах решения творческих задач: метод проб и ошибок, «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, метод
фокальных объектов, ТРИЗ и АРИЗ, функционально-стоимостный анализ,
функционально-физический метод поискового конструирования;
о материаловедении и способах обработки различных материалов.
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять чертежи объёмных фигур в аксонометрической и прямоугольной проекции;
читать, анализировать и выполнять чертежи объёмных фигур;
конструировать и моделировать объекты с применением методов решения творческих задач;
разрабатывать технологическую карту изготовления изделия;
осуществлять анализ свойств различных материалов и технологии их обработки.
В учебном модуле «Основы компьютерной грамотности»
у учащихся будут сформированы знания:
о понятии информация и информационные технологии;
возможностях текстового редактора Microsoft Word: назначение, возможности форматирования текстовой информации;
возможностях графического редактора Microsoft PowerPoint: назначение, возможности форматирования графической информации;
способах создания и форматирования таблиц, диаграмм и объектов SmartArt в текстовом редакторе Microsoft Word;
способах создания и форматирования электронных публикаций средствами Microsoft Publisher.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять безопасный поиск информации с помощью ресурсов сети Интернет;
форматировать текстовый материал в редакторе Microsoft Word: набор и редактирование текста, работа с фрагментами текста, изменение параметров, нумерация и границы страниц, вставка изображений;
форматировать графический материал в редакторе Microsoft PowerPoint: макет, фон, дизайн слайда, моделирование вкладки слайда;
форматировать таблицы, диаграммы и объекты SmartArt в текстовом редакторе Microsoft Word;
форматировать электронные публикации средствами Microsoft Publisher.
Воспитательные результаты деятельности учащихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение учащимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Содержание внеурочной деятельности 7 класс
Учебный модуль «Методика проектной и исследовательской деятельности» (14 ч)
Проектная и исследовательская деятельность. Фундаментальные отличия и основные составляющие. Планирование исследования. Методы исследования. Планирование проекта. Формы представления проектной деятельности. Обработка информации. Оценка идей, выделение главного и второстепенного. Исследование и проектирование в технологическом процессе. Творческое и социальное проектирование. Формы организации проектных групп на предприятиях. Учебный проект как управляемая система образовательного процесса.
Учебный модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч)
Знакомство с формой. Изображение объёмных фигур на плоскости. Основы черчения. Развёртка геометрических тел. Конструирование и моделирование из объёмных тел. Основы материаловедения.
Информация: понятие, виды источников, способы обработки и информационное моделирование. Обработка информации. Текстовый редактор Microsoft Word. Работа с текстом. Работа с таблицами. Работа с диаграммами и объектами SmartArt. Графический редактор Microsoft PowerPoint. Создание презентаций в Microsoft PowerPoint. Создание электронных публикаций средствами Microsoft Publisher.
Учебно-тематический план 7 класс
№
п/п
Модуль
Кол-во часов
Основные виды деятельности
(на уровне учебных действий)
1
Учебный модуль «Методика проектной и исследовательской деятельности»
14
Формирование умений:
анализировать текстовый материал с позиции исследования или проектирования предлагаемой темы,
прорабатывать на предлагаемых примерах основных этапов, характерных для исследования: постановка проблемы; изучение теории, посвящённой данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала; анализ и обобщение собранного материала; выводы,
выделять и обозначать парадоксы,
проектировать пути дальнейшего изучения объекта,
прорабатывать на предлагаемых примерах условий проектной деятельности,
вырабатывать представления о конечном продукте деятельности;
разрабатывать этапы проектирования: выработать концепцию, определять цели и задачи проекта, определять доступные и оптимальные ресурсы деятельности, создавать план и организовывать деятельность по реализации проекта,
реализовывать проект, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности,
работать с текстом: выделять главное и второстепенное в предлагаемом материале; выделять из текста основные понятия; классифицировать предметы, процессы, явления и события; сравнивать и сопоставлять предложенный материал по определённой теме,
ознакомиться с методами тренировки нестандартного мышления при решении творческих задач: методом шести мыслительных шляп, веером концепций,
моделировать творческий процесс по методике «Пять шагов до креативной идеи»
2
Учебный модуль «Конструирование и моделирование»
10
выполнять чертежи (эскизы) объёмных фигур в системе аксонометрической проекции,
анализировать геометрическую форму предмета,
читать чертёж (эскиз) детали и её описание,
определять необходимое и достаточное количество видов на чертеже;
выбирать главный вид и масштаб изображения,
анализировать чертежи на соответствие изготовления планируемого изделия,
разрабатывать технологическую карту (объект по выбору),
анализировать технологии обработки различных материалов (дерево, металл, потолочная плитка, стекло),
составлять таблицы «Свойства материалов и технологии их обработки»,
находить творческое решение задачи конструирования и моделирования с использованием изученных методов
3
Учебный модуль «Основы компьютерной грамотности»
10
использовать правила безопасной работы с ресурсами сети Интернет;
выполнять практическую работу в сети Интернет,
искать информацию с помощью интернет-браузера,
искать и анализировать информацию по направлениям: история создания сети Интернет, способы подключения к Интернету, интерфейс интернет-браузера, электронные почтовые службы,
создавать почтовый ящик;
вводить и форматировать текст по заданным параметрам,
обменивать информацию с помощью электронных носителей,
компоновать отдельные части задания в единый документ,
создавать презентацию: выделять основные идеи из предложенного текстового материала, моделировать внешнее оформление презентации;
просматривать видеоматериалы с защитой проектов и исследований;
анализировать эффективность презентационных материалов при защите проектов и исследований,
форматировать табличную вкладку в текстовом документе с помощью Microsoft Word;
вносить текстовые данные и вставку изображения в таблицу;
форматировать диаграммы в текстовом документе по заданным параметрам;
форматировать объекты SmartArt по заданным параметрам;
создавать электронный буклет с помощью шаблона публикации в программе Microsoft Publisher: вводить текст, изменять дизайн публикации;
самостоятельно изучить возможности Microsoft Publisher;
подготовить мини-проект;
презентовать возможности Microsoft Publisher: написать текстовый доклад, разработать презентацию к защите,
публично защитить на мини-конференции
ИТОГО
34
Тематическое планирование
№ заня
тия
Названия разделови тем
Общее количество
часов
Часы теоретических занятий
Часы практических занятий
Форма проведения занятия
7 класс
I.Учебный модуль «Методика проектной и исследовательской деятельности»
14
5
9
1.
Проектная и исследовательская деятельность. Фундаментальные отличия и основные составляющие
1
1
лекция
2.
Проектная и исследовательская деятельность. Фундаментальные отличия и основные составляющие
1
1
семинар
3.
Планирование исследования. Методы исследования
1
1
лекция
4.
Планирование исследования. Методы исследования
1
1
практическое
занятие
5.
Планирование проекта. Формы представления проектной деятельности
1
1
лекция
6.
Планирование проекта. Формы представления проектной деятельности
1
1
практическое занятие
7.
Обработка информации. Оценка идей, выделение главного и второстепенного
1
1
круглый стол
8.
Обработка информации. Оценка идей, выделение главного и второстепенного
1
1
работа в группах
9.
Исследование и проектирование в технологическом процессе
1
1
практическое занятие
10.
Исследование и проектирование в технологическом процессе
1
1
работа в группах
11.
Творческое и социальное проектирование
1
1
практическое
занятие
12.
Творческое и социальное проектирование
1
1
работа в группах
13.
Формы организации проектных групп на предприятиях
1
1
практическое занятие
14.
Учебный проект как управляемая система образовательного процесса
1
1
работа в группах
II.Учебный модуль «Конструирование и моделирование»
Информация: понятие, виды источников, способы обработки и информационное моделирование
1
1
лекция
26.
Информация: понятие, виды источников, способы обработки и информационное моделирование
1
1
практическое
занятие
27.
Обработка информации. Текстовый редактор Microsoft Word.
Работа с текстом
1
1
семинар
28.
Обработка информации. Текстовый редактор Microsoft Word. Работа с текстом
1
1
практическое
занятие
29.
Графический редактор Microsoft PowerPoint. Создание презентации в Microsoft PowerPoint
1
1
семинар
30.
Графический редактор Microsoft PowerPoint. Создание презентации в Microsoft PowerPoint
1
1
практическое
занятие
31.
Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word
1
1
практическое
занятие
32.
Работа с диаграммами и объектами SmartArt в текстовом редакторе Microsoft Word
1
1
практическое
занятие
33.
Создание электронных публикаций средствами Microsoft Publisher
1
1
практическое
занятие
34.
Создание электронных публикаций средствами Microsoft Publisher
1
1
практическое
занятие
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
информационно-коммуникационные средства (справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения);
технических средств обучения (мультимедийное оборудование);
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
цифровые образовательные ресурсы
Литература:
Писнова О.Ю. Исследовательская деятельность в проекте – условие развития творческой личности: методические рекомендации для педагогов / авт.-сост. О.Ю. Писнова. - Воркута, 2015.
Писнова О.Ю. Исследовательское обучение: что, как, когда? Методические рекомендации для педагогов / авт.-сост. О.Ю. Писнова. - Воркута, 2015.
Писнова О.Ю. Проектное обучение: что, как, когда? Методические рекомендации для педагогов / авт.-сост. О.Ю. Писнова. - Воркута, 2015.
Писнова О.Ю. Компетентностно - ориентированные задания как фактор обеспечения нового качества образования: методические рекомендации для педагогов / авт.-сост. О.Ю. Писнова. - Воркута, 2014.
Литература для детей и родителей:
Заграничная Н.Я. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде: учебно-методическое пособие / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
Коновалова В.Б. Сборник заданий для развития творческой активности подростков в технологическом образовании: учебно-методическое пособие.-Киров: ВятГГУ, 2003.
Содержание электронного приложения:
Методическое обеспечение программы.
Методы и приёмы обучения.
Этапы педагогического контроля.
Этапы определения уровня сформированности компетенций учащихся проектной группы.