Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Лепка из глины"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по
Воспитательной работе
__________________/Радайкина Н.В./
«1» сентября 2021 г.
СОГЛАСОВАНО
Директор школы
______________________/Маркин В.И/
«1» сентября 2021 г.
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
«Лепка из глины»
Составитель: Жбанова А.Н.
П. Преображенский - 2021 год
Направления развития личности:
общекультурное
Модели реализации внеурочной деятельности
модель дополнительного образования
Формы организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность.
Формы учёта для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Итоги занятий могут быть подведены в форме итоговой выставки мастеров народных промыслов и ремёсел.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также с помощью различных кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания личности как носителя национальных культурных традиций.
Важное место среди видов изобразительного искусства принадлежит декоративно-прикладному искусству, которое органично сочетает в себе такие дисциплины, как изобразительное искусство и труд.
Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.
Одним из наиболее распространённых технологических приёмов в изготовлении керамических изделий является лепка.
Лепка как вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, совершенствует глазомер и тренирует способность к тонкой ручной работе.
Цель и задачи программы
Цель:
дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.
Задачи:
учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
ознакомление обучающихся с основными промыслами и традициями искусства керамики народов России и других стран;
развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в декоративно-прикладном и народном искусстве; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; обучение детей разнообразным художественным техникам в работе с глиной (пластилином): лепка изделий из одного куска, лепка при помощи пласта и др., роспись изделия ангобами, акварелью, гуашью, роспись по объёмному изделию и плоскому и т.д.
обучение правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемые в опыте мастеров.
Системно-деятельностный подход
Ведущими подходами при изучении курса «Лепка» являются деятельностный и проблемный.
Деятельностный подход предполагает: восприятие, проживание, освоение, осмысление культурных ценностей окружающего мира, развитие творческого потенциала.
Проблемный подход: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Метапредметные связи программы внеурочной деятельности
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, изобразительным искусством, музыкой, литературой, историей и с математикой.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Планируемые результаты освоения программы
Главными результатами обучения и воспитания в программе внеурочной деятельности «Лепка» является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Регулятивные УУД
целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
Предметные результаты программы внеурочной деятельности
Сформированность первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; уметь применять материалы и инструменты в практической деятельности; иметь навыки ручной лепки и декорирования различными способами.
Программа предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков:
Формирование представлений о лепке из глины.
Умение организовывать рабочее место, применять специальные инструменты и приспособления.
Знание правил безопасности работы с глиной, инструментами.
Овладение разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий.
Умение использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Умение обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Ознакомление с местным народным промыслом Ульяновской игрушкой, а также узнать о других ведущих промыслах России.
Умение трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Умение анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; развитие художественного вкуса через анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Основные направления содержания программы
Содержание процесса внеурочной деятельности
Содержание и структура программы построены с учётом соблюдения принципа интеграции изучения основ изобразительного искусства, художественного конструирования, орнаментики, истории народных традиций и промыслов, материаловедения, технологических приёмов лепки из глины с формированием у детей основ целостной эстетической культуры в процессе творческого труда. При этом используется принцип: «Главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы». Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке глиной (пластилином).
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности декоративно-прикладного искусства.
Учебно-тематический план
3 класс
№
Темы
Количество часов
п/п
Всего
Теор.
Практ.
Вводное занятие. Т. Б.
1
1
Скопинская игрушка
2
1
1
Балхарская игрушка
2
1
1
Гжельская керамика
2
1
1
Таволгская игрушка
2
1
1
Филимоновская игрушка
2
1
1
Сердечки-веночки
2
2
Абашевские свистульки
2
1
1
Тарелочка
2
2
Каргопольская игрушка
2
1
1
Фантазийное дерево
2
2
Дымковская игрушка
2
1
1
Собачки
2
2
Симбирская - Ульяновская игрушка
2
1
1
Конаковские (Калининские) игрушки
2
1
1
Поросята
2
2
17.
Торжокские игрушки
2
1
1
18.
Подведение итогов, выставка-просмотр
2
2
Итого:
35
12
23
Содержание курса
Тема 1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Беседа о задачах обучения в третьем классе. Организация работы. Подготовка глины к работе.
Тема 2.Скопинская игрушка.
Знакомство с народными промыслами России. Керамика Скопина: краткий исторический обзор развития скопинского промысла. Своеобразие форм и декора керамики Скопина. Связь производства игрушек и фигурных сосудов.
Знакомство с технологией задымленности в обжиге глины. Лаконичность лепки. Строгость расцветки.
Практическая работа: лепка и роспись игрушки.
Тема 4.Гжельская керамика.
Имитация керамики Гжели (мелкая пластика): традиционные формы и тематика; знакомство с технологическими приёмами гжельских мастеров мелкой пластики; подготовка эскизов.
Практическая работа: лепка и декорирование по эскизам.
Тема 5.Таволгская игрушка.
Технология приготовления глины: пропускание между двумя вращающимися железными валами. Последовательность работы над игрушкой: лепка, сушка, обжиг, глазуровка.
Практическая работа: лепка петушка.
Тема 6.Филимоновская игрушка.
Продолжение знакомства с древней русской игрушкой. Создание игрушки (импровизация формы) в соответствии с традициями промысла. Продолжение знакомства с традициями росписи глиняной игрушки. Нарядная декоративность игрушек.
Практическая работа: лепка и роспись барыни, кавалера и др.
Тема 7.Сердечки-веночки.
Лепка из пласта. Декорирование налепами. Скручивание. Простота в росписи.
Практическая работа: лепка и роспись сердечек.
Тема 8.Абашевские свистульки.
Сказочность существ «неведомой породы» мастера Зоткина. Сложные приёмы лепки и украшений. Необычность росписи: в один цвет яркими эмалевыми красками. Серебрение или раззолочение животных.
Практическая работа: лепка и роспись необычных и сказочных животных в стиле абашевских игрушек.
Тема 9.Тарелочка.
Технология выполнения формы. Шар. Лепёшка. Декорирование пальцами. Украшение налепами (розочки).
Практическая работа: лепка и роспись тарелочки.
Тема 10.Каргопольская игрушка.
Продолжение знакомства с творчеством народных мастеров. Технология выполнения игрушки. Древние мотивы в росписи.
Практическая работа: лепка и роспись животного: конь, двуглавый конь, мужичок-сеятель и др.
Тема 11.Фантазийное дерево.
Пластическая выразительность формы. Способы лепки «по частям». Применение фантазии (шоколадное дерево, дерево-монстр и др.). Навыки работы с акварелью, гуашью.
Практическая работа: лепка и роспись фантазийного дерева.
Декорирование игрушки. Повторение законов орнаментики.
Практическая работа: лепка и роспись игрушек (конь, баран, козёл).
Тема 13. Собачки.
Скульптурный способ лепки. Передача позы, пластики. Характерная окраска для породы. Пятнистость далматинца и т.д.
Практическая работа: лепка и роспись собачки.
Тема 14. Симбирская - Ульяновская игрушка.
Продолжение знакомства с рукотворными игрушками Надежды Асафьевой. Лепка игрушек из геометрических фигур: шар, цилиндр, конус. Завитки в налепах. Композиция «случайных» пятен в росписи.
Практическая работа: лепка и роспись животных (мышка, удавчик, свинка, большой баран и др.).
Тема 15.Конаковские (Калининские) игрушки.
Появление Конаковского народного промысла. Процесс изготовления керамических изделий. Художественное оформление конаковских изделий: разделка кистью или пером от руки.
Практическая работа: лепка и роспись тигрёнка, кошечки, собачки, слонёнка и др.
Тема 16.Поросята.
Продолжение знакомства с технологическим процессом лепки.
Особенность в росписи.
Практическая работа: лепка и роспись поросят.
Тема 17.Торжокские игрушки.
Продолжение знакомства с технологическим процессом лепки, налепами – чешуйки, оборки.
Особенность в росписи рельефных украшений в виде маленьких чешуек красным, синим, белым и др.
Практическая работа: лепка и роспись жар-птицы, царь-рыбы и др
Тема 18.Подведение итогов, выставка, просмотр.
Подготовка работ к выставке.
Практическая работа: подготовка работ к выставке.
Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Краски гуашевые, кисти беличьи и из щетины, ёмкости для воды, пластилин, глина, тряпки, подставки для лепки, стеки.
Модели и натурный фонд
Муляжи фруктов и овощей.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые геометрические тела.
Керамические изделия и предметы быта.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Фартуки и нарукавники.
Мыло и полотенце.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно-тематическое планирование
№
Темы
Количество
Тип, форма
Планируемые результаты
Дата проведения
часов
проведения
Освоение предметных знаний и умений
Метапредметные
УУД
Личностные
УУД
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вводное занятие. Т. Б.
1
Изучение нового материала
Узнают о лепке из глины. Сумеют организовывать рабочее место, применять специальные инструменты и приспособления. Узнают правила безопасности работы с глиной, инструментами.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Ставят цели и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Смыслообразование, т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Скопинская игрушка
2
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний.
Ставят и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Прогнозируют– предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р).
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Формулируют проблему, самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Ставят цели и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Смыслообразование, т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Гжельская керамика
2
Изучение нового материала
Узнают о лепке из глины объёмных предметов.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Управляют поведением партнера – контролируют, корректируют и оценивают его действия (К)
Прогнозируют – предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р)
Проводят анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки
Таволгская игрушка
2
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Осуществляют поиск необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Прогнозируют – предвосхищаются результатом и уровнем усвоения знаний, его временных характеристик (Р)
Приобретают умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности
Филимоновская игрушка
2
Изучение нового материала
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Структурируют знания (П).
Расширяют навыки общения, создают поиск и оценку альтернативных способов разрешении конфликта (К)
Оценивают – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения (Р)
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Выдвигают гипотезы и их обоснование (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Развивают эстетические чувства к красоте окружающего мира
Абашевские свистульки
2
Комбинированный
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят коррекцию – вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р)
Проводят анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки
Тарелочка
2
Комбинированный
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К) Структурируют знания (П). Планируют – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий (Р)
Ощущают чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
Каргопольская игрушка
2
Комбинированный
Сумеют трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (П)
Осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решения и его реализацию(К). Проводят саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий (Р)
Смыслообразование, т.е. устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Фантазийное дерево
2
Комбинированный
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности (П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Ставят цель и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Сумеют обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
(П). Ставят вопросы – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации(К). Проводят коррекцию – вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р)
Развивают свою нравственно-этическую ориентацию, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
Собачки
2
Изучение нового материала
Сумеют трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Синтезируют – составляют целое из частей, в том числе самостоятельно достраивают с восполнением недостающих компонентов (П).
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Планируют – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий (Р)
Развивают умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности
Симбирская - Ульяновская игрушка
2
Изучение нового материала
Овладеют разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления керамических изделий
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К). Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)
Развивают эстетические чувства к красоте окружающего мира
Конаковские (Калининские) игрушки
2
Комбинированный
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности (П). Ставят цель и учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (Р)
Ознакомятся с местным народным промыслом Ульяновской игрушкой, а также узнать о других ведущих промыслах России.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Оценивают – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения (Р)
Развивают свою нравственно-этическую ориентацию, в том числе и оценивание усваиваемого содержания
17.
Торжокские игрушки
2
Изучение нового материала
Сумеют использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации (П). Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяют цели, функции участников, способов взаимодействия (К).
Проводят саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий (Р)
Ощущают чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
18.
Подведение итогов, выставка-просмотр
2
Комбинированный
Сумеют анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.
Систематизируют знания (П) Управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий (К)
Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)