Рабочая программа внеурочной деятельности «Cuboro»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Cuboro»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Cuboro». Формирование у учащихся первоначальных конструкторских умений и навыков средствами конструктора «Cuboro».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Cuboro» обусловлена обновляющимся содержанием дополнительного образования детей. Оно должно осуществлять всестороннее развитие учащихся посредством обучения новым технологиям; удовлетворять индивидуальные потребности учащихся в научно-техническом творчестве и оказывать поддержку детям, которые проявляют развитые способности. Новое содержание дополнительного образования предполагает расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ технической направленности для учащихся.
Ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. В экспериментах и опытах с техническим конструктором учащийся имеет неограниченную свободу действий, творчества.
Педагогическая целесообразность программы «Cuboro» заключается в том, что ее содержание является интегративным, т.е. расширяются, систематизируются знания, умения и навыки нескольких учебных предметов: математика, геометрия, технология и информатика. Учащиеся в разных видах продуктивной учебной деятельности при использовании оптимальных образовательных технологий эффективно получают индивидуальные метапредметные результаты: развитие психических процессов (логическое, трёхмерное и комбинаторное мышление, пространственное представление, разные виды памяти, внимание; комбинаторные способности, навыки экспериментирования); качества личности (командность, самоорганизация, саморегулирование, самоопределение).
Новизна программы «Cuboro» заключается в применении нового средства обучения – конструктора «Cuboro» для сложения дорожек-лабиринтов различных форм; в последовательном составлении программного содержания от простого к сложному.
Цель: формирование у учащихся первоначальных конструкторских умений и навыков средствами конструктора «Cuboro».
Задачи:
Воспитывать у учащихся позитивное ценностное отношение к «Человеку. Творчеству»: интерес к конструированию и экспериментированию, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельность; профессии, которые связаны с конструированием.
Выучить учащимся основные термины конструктора «Cuboro». Познакомить учащихся с историей возникновения конструктора.
Осваивать чтение координатной сетки, чертежа, объемного изображения; алгоритм решения технических задач в процессе конструирования, технологию проведения конструкторских соревнований.
Развивать у учащихся трехмерное, оперативное и логическое мышление; формировать навыки публичной демонстрации кубических конструкций, работы в группе.
Ожидаемый результат
Учащиеся будут иметь опыт ценностного отношенияк «Человеку и Творчеству»:позитивного отношения к товарищам и взрослым, к процессу самостоятельного конструирования, положительного восприятия окружающего мира.
Учащиеся будут знать:терминологию,историю возникновения конструктора «Cuboro»; классификацию составных частей; основные комбинации кубических соединений; виды отверстий и тоннелей кубических элементов конструктора; координатную сетку, особенности работы с ней; главные ошибки в построении конструкций и пути их исправления.
Учащиеся будут уметь:создавать простые и сложные конструкции «Cuboro»; проводить конструкторские эксперименты, используя различные комбинации кубиков; конструировать индивидуальные и групповые работы.
Учащиеся будут иметь опыт: самостоятельного решения технических задач в процессе конструирования; презентации кубических конструкций «Cuboro» командой на соревнованиях.
Принципы образования по программе «Cuboro»: сознательность и доступность; связь теории с практикой; систематичность и последовательность; активность и прочность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Направленность – техническая.
Образовательный уровень - начальный.
Ориентация содержания – практическая.
Возраст учащихся – 9-12 лет.
Длительность обучения – 1 год.
Количество занятий в неделю – 1 час.
Количество учащихся – 10 человек.
Типы занятий: игра, соревнование.
Рекомендуемые образовательные технологии: игровая, групповой работы, рефлексия, интеллект-карта, информационно-коммуникационные, проектного обучения, работа в парах.
Учебно-материальное обеспечение:
а) материально-техническое: комплект учебной мебели (стулья, столы, учебная настенная доска, шкафы для хранения оборудования и материалов), комплекты конструкторов «Cuboro»;
Цель: формирование у учащихся первоначальных конструкторских умений и навыков средствами конструктора «Cuboro».
Задачи:
1. Воспитывать у учащихся позитивное ценностное отношение к «Человеку. Творчеству»: интерес к конструированию и экспериментированию, коммуникации в группе, трудолюбие, ловкость, выносливость, терпение; профессии, которые связаны с конструированием.
2. Выучить учащимся основные термины конструктора «Cuboro». Познакомить учащихся с историей возникновения конструктора.
Осваивать учащимся чтение координатной сетки, чертежа, объемного изображения; алгоритм решения технических задач в процессе конструирования, технологию проведения конструкторских соревнований.
3.Развивать у учащихся трехмерное, оперативное и логическое мышление; формировать навыки публичной демонстрации кубических конструкций, работы в группе.
Ожидаемый результат
Учащиеся будут знать:базовую терминологию,историю возникновения конструктора «Куборо»; классификацию составных частей; основные комбинации кубических соединений; виды отверстий и тоннелей кубических элементов конструктора.
Учащиеся будут уметь:создавать простые и сложные конструкции «Cuboro»; проводить конструкторские эксперименты, используя различные комбинации кубиков; конструировать индивидуальные и групповые работы.
Учащиеся будут иметь опыт: самостоятельного решения технических задач в процессе конструирования; презентации кубических конструкций «Cuboro» командой на соревнованиях.
Тема 1. Вводное занятие
Представление содержания программы. Правила охраны труда. Организационные вопросы. Презентация «История возникновения конструктора «Cuboro».
Практика. Игры на знакомство учащихся друг с другом и с педагогом дополнительного образования.
Тема 2. Простые фигуры
Основные кубические элементы «Cuboro». Нумерация кубиков. Классификация отверстий и ходов. Координатная сетка, особенности работы с ней. Построение начальных конструкций, направленных по горизонтали и вертикали.
Практика. Индивидуальная игра учащегося с конструктором. Игра «Определи на ощупь номер кубика» с целью: закрепление представлений о кубических элементах по тактильным ощущениям.
Тема 3. Построение фигур по чертежу
Определение названия кубика по номеру. Строительство конструкции из трех кубиков. Построение конструкций по заданной координатной сетке, по объемному изображению. Шарик и его значимость в игре. Основные правила начального движения шарика по поверхностям. Плавное и быстрое движение шарика по дорожке.
Практика. Построение простых конструкций из трех, пяти элементов.Построение тоннеля, желобка. Практическая работа: построение по координатной сетке, объемному изображению. Игра «Что лишнее в цепочке построения».
Тема 4. Создание фигур по основным параметрам
Строительство конструкции из пяти и более кубиков. Движение шарика по заданной поверхности: отверстие, дорожка, тоннель. Особенности построение тоннелей. Простые и сложные тоннели. Движение через тоннели. Движение шарика только по дорожкам; только по тоннелям. Строительство конструкции с двумя и тремя дорожками, с дорожками и тоннелями. Использование различных комбинаций в построении. Главные ошибки в построении конструкций и пути их исправления.
Практика. Самостоятельное построение конструкции из пяти и более кубиков. Создание различных вариантов конструкций с добавлением разных деталей. Практическое закрепление материала: медленное и быстрое движение шарика по дорожкам и тоннелям. Опыты с движением шарика по конструкциям с одной и несколькими дорожками, тоннелями. Работа в команде. Работа на заданное время.
Тема 5. Создание фигур по геометрическим параметрам
Строительство конструкции с использованием всех кубиков набора. Многоуровневые построения. Строительство конструкций с опорой на геометрические параметры: создание дорожек с помощью кубиков с прямым и изогнутым желобом. Понятие симметрия в строительстве. Симметрия законченных конструкций и контуров фигур. Построение конструкции по времени. Главные ошибки при построении конструкции по времени и пути их исправления.
Практика. Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с использованием всех кубиков набора.Изменение постройки двумя способами: заменой одних деталей на другие или надстройкой их в высоту, длину. Симметричные построения с использованием минимального и максимального набора элементов. Командная работа на время.
Тема 6. Создание фигур по заданному контуру
Строительство конструкций по заданному контуру и размеру. Подбор кубиков, которые соответствуют заданному контуру и размеру. Варианты использования дорожек и тоннелей при заданной конструкции.
Практика. Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с опорой на схему, объемное изображение. Построение дорожек и тоннелей по заданному контуру. Практическое закрепление материала с использование карточек-заданий. Самостоятельная и групповая работа на заданное время.
Тема 7. Экспериментирование
Группировка кубиков по группам. Понятие «эксперимент». Различные эксперименты с направлением движения, временем движения шарика и набором. Строительство конструкций из определенного набора кубиков. Зависимость скорости движения шарика от объема и сложности конструкции. Главные ошибки при работе в команде, пути их исправления.
Практика.Задания на построение конструкций по координатной сетке, чертежу, объемному изображению. Проведение опытов и экспериментов с построением, движением шарика. Проведение соревнований среди команд объединения.
Тема 8. Создание фигур по собственному замыслу
Особенности создания конструкций по собственному замыслу. Конструкции с наименьшим количеством кубиков и конструкции с использованием всех кубиков набора. Создание произвольных конструкций по заданным задачам: количество кубиков и уровней; количество дорожек и тоннелей; сложность конструкции.
Практика. Самостоятельная практика по созданию конструкций. Индивидуальная и групповая работа по разработке схем произвольных конструкций.
Тема 9. Опыты
Движение шарика по заданной траектории, по наклонной плоскости. Плавный и быстрый бег шарика. Различные опыты с разнообразным движением шарика.
Практика. Индивидуальная и групповая работа по проведению опытов с движением и ускорением шарика; движением шарика по заданной и произвольной траектории.
Тема 10. Соревнования
Правила проведения соревнований. Правила поведения на соревнованиях. Работа в команде: цель и задачи команды, распределение обязанностей, ответственность каждого участника команды. Основные нарушения при работе в команде, на соревнованиях.
Практика. Участие в соревнованиях.
Тема 11. Итоговое занятие
Практика. Конструирование по собственному замыслу. Выставка конструкций учащихся.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
Название разделов и тем
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Простые фигуры
3
1
2
3
Построение фигур по чертежу
4
1
3
4
Создание фигур по основным параметрам
4
1
3
5
Создание фигур по геометрическим параметрам
4
1
3
6
Создание фигур по заданному контуру
5
1
4
7
Экспериментирование
5
1
4
8
Создание фигур по собственному замыслу
4
1
3
9
Опыты
2
-
2
10
Соревнования
3
1
2
11
Итоговое занятие
1
1
-
Всего
36
10
26
Список рекомендуемой литературы
Алябьева Е.А. Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет. - М.: Сфера, 2018. – 112 с.
Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Учебник. ФГОС. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 176 с.
Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 176 с.
Шумак С.Е. Развиваем логическое мышление. Тетрадь для учащихся 1-2 классов. - М.: Белый ветер, 2018. – 40 с.
Филипов С.А. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 176 с.
https://www.cuboro.ru
http://www.cuboro-webkit.ch
Приложение 1
Методические материалы
Таблица 1. «Система критериев для оценки конструкции»
Критерии оценки
Критерии оценки не применяются, если не выполнено исходное условие конструкторской задачи
Кол-во
Балл
за один элемент
Итого
Критерии оценки
Все элементы конструкции
1
Элементы, формирующие движение
2
Элементы с двойным касанием шарика
4
Элементы с тройным касанием шарика
12
Базовые строительные и участвующие в формировании дорожки одновременно
4
ИТОГО
Словарик терминов
Примерный конспект занятия
Тема «Простые фигуры»
Продолжительность занятия: 1 ч 40 мин с перерывом 10 мин
Цель: формирование пространственного мышления у учащихся средствами конструктора «Cuboro».
Задачи:
1. Познакомить учащихся с классификацией, нумерацией, терминологией кубиков № 1-4.
2. Развивать пространственное и логическое мышление, умение работать в команде.
3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, точность в работе.
Тип занятия: изучение нового материала.
Образовательная технология: игровая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
1. Приветствует, проводит игру «Волшебный клубок», обращает внимание на эпиграф занятия.
2. Обращает внимание на содержание рабочего места учащихся
1. Включаются в деятельность.
2. Проверяют готовность рабочего места
2. Актуализация знаний
5
1. Проводит мозговой штурм:
- Приходилось ли вам раньше когда-либо встречаться с кубиками?
- Что вы с ними делали?
- Чем те кубики похожи на эти, которые лежат на ваших столах?
- В чем их отличие?
- Зачем на занятиях играть в кубики?
– Что, по вашему мнению, может развивать работа с такими кубиками, как Куборо?
2. Обобщает ответы учащихся
1. Учащиеся отвечают на вопросы
На столах лежат наборы конструктора Куборо (по одному на двух человек)
3. Изучение нового материала
35
1. Знакомит с видами кубиков № 1-4 с показом презентации, классификацией, нумерацией, терминологией с показом элементов кубика и терминов на доске.
2. Проводит контроль знаний.
дидактическая игра «Волшебный мешочек» с целью: определение сходства и различия между кубиками.
Действия: определить кубик на ощупь, назвать номер, найти такой же на столе.
Практическая деятельность
1. Рассматривают кубики, распознают, распределяют их на группы.
2. Обсуждают и описывают виды, названия, нумерацию кубиков.
3. Работа в тетради. Вклеивают в тетрадь изображения кубиков, зарисовывают схемы.
4. По очереди подходят к столу, определяют кубики на ощупь,
называют номер, находят точно такой же на столе
Презентация на интерактивной доске.
На доске написаны термины: «желоб», «тоннель», «перекресток»
Перерыв
10
4. Самостоятельная работа учащихся
40
1. Раздает учащимся карточки с заданиями.
- Соберите фигуру, показанную на рисунке. Что на ней изображено?
2. Осуществляет индивидуальную помощь учащимся.
3. Корректирует самостоятельную работу учащихся с включением самооценки учащегося
Работа в парах.
1. Конструируют по схеме.
2. Делают самооценку промежуточных результатов деятельности.
3. Устраняют недостатки
Примеры карточек:
5. Подведение итогов
5
1. Обобщает ответы учащихся по самоанализу построенных конструкций.
2. Проводит рефлексию
1. Демонстрируют готовые конструкции.
2. Рефлексируют выполнение заданий с опорой на предложения: «У меня получилось / я разобрался с…», «У меня не получилось…, потому что…».
3. Убирают рабочее место
Примечание.
Задания делятся по уровням сложности:
Первый уровень – подходит для детей дошкольного возраста и младших классов, детей с особенностями развития, а также для подготовки перед выполнением заданий второго уровня сложности.
Второй уровень – задания, которые требуют начального уровня подготовки или особенных навыков.
Третий уровень – «задания со звездочкой», задания более сложные, чем задания второго уровня, подходят также для детей с высокими способностями.