Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьный театр «ВОПЛОЩЕНИЕ» Для 5-9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьный театр «ВОПЛОЩЕНИЕ» Для 5-9 классов
Данная программа направлена на приобщение к общечеловеческим духовным ценностям и формирование творческого отношения к действительности, с помощью средств и способов развития личностного потенциала через самопознание, самораскрытие и самореализацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьный театр «ВОПЛОЩЕНИЕ» Для 5-9 классов»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школьный театр «ВОПЛОЩЕНИЕ»
Для 5-9 классов
Рассчитан на 68 часов
Учитель: Керхер Ж.А.
Автор: Керхер Ж.А.
Место работы: МАОУ СОШ №1
С.Александровское, Томской области
С.Александровское
2022-2023год
Пояснительная записка.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом развития личностного потенциала через самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слышать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра – непременный атрибут театрального искусства, вместе с тем она позволяет обучающимся и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.
Программа относится к программам общекультурной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Актуальностьпрограммы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств человека, в формировании духовных, исторических ценностей личности. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию, приобщению к духовным ценностям. Театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, а проверка действием множества межличностных отношений.
Специфичностьпрограммы проявляется:
в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
Программа направлена на воспитание жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Цель и задачи программы
Цель программы «Школьный театр»: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением; воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусствутеатра, истории и культуры своей страны.
Задачи:
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка, его креативных способностей;
помочь овладеть навыками совместного взаимодействия и общения, кооперации в разновозрастном коллективе;
совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучать орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности, развивать коммуникативные способности;
совершенствование игровых навыков и решения творческой самостоятельности детей через постановку спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
развивать критическое мышление через оценивание, анализ и рефлексию своей деятельности и деятельности других ребят.
развивать эмоциональный интеллект. Учить размышлять о чувствах и поступках, проводить работу над ошибками, разбирать составляющие успеха и неудач;
через театр прививать интерес к мировой художественной культуре, истории России;
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Особенности реализации программы
Программа «Школьный театр» общекультурного направления с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 5-9 классов. Количество часов – 68 учебных часа в год.
Местопроведениязанятий – учебные кабинеты, актовый зал, зал ритмики, школьный музей, театр села, районная библиотека.
Срокреализациипрограммы – 1 год.
Формы и виды деятельности:
занимательная беседа, рассказ;
просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов, прослушивание музыки;
инсценировка ситуаций, прочитанных произведений;
викторины, сюжетно – ролевые игры, конкурсы;
тренинги и импровизации;
иллюстрирование;
мастерская костюма, декораций;
постановка спектакля;
посещение спектакля;
работа в малых группах;
экскурсия;
выступление.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование, написание мини – сочинений.
Ожидаемые результаты и способы их определения
Содержание программы внеурочной деятельности «Школьный театр», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлятьсвоимиэмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижениипоставленныхцелей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать и организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности;
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия:
находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий из разных источников;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, подготовке сообщений, иллюстрировании;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничать с группой сверстников, учитывать разные мнения и уметь выразить своё;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
ставить вопросы и обращаться за помощью;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
Обучающиесядолжнызнать:
особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусства;
историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театра «Глобус»;
историю появления первого театра под крышей;
современный театр и устройство зрительного зала;
известные театры России;
знать виды театров (кукольный, драматический и т.д.);
историю вертепного театра;
театральные профессии (актёр, гримёр, декоратор, режиссёр и т.д.);
создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;
пользоваться жестами и мимикой;
«превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
выполнять задания в парах, группах;
организовать игру и провести её;
выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
создавать пластические импровизации на заданную тему;
описать эмоции, которые испытывает герой этюда, дать толкование этим эмоциям;
описать собственные эмоции;
действовать с воображаемыми предметами;
разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, басням с использованием кукол, элементов одежды, декораций.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся и накопления материалов в портфолио.
Формами подведения итогов реализации программы выступают:
Рождественский Вертепный кукольный театр
Открытый урок в рамках Дня славянской письменности и культуры.
Календарно-тематическоепланирование (68часов).
Раздел
тема
Кол-во часов
Дата
Раздел 1 «Знакомство с театром» -10 часов
Вся наша жизнь - игра, а люди в ней - актеры. Знакомство.
1
Путешествие в «Закулисье».
1
Знакомство с театральными профессиями.
2
Жанры и виды театра.
2
Сочетание музыки, пластики, слова – средство воздействия на зрителя.
2
Просмотр отрывка спектакля. Беседа. Иллюстрирование
2
Раздел 2. «Основы актерского мастерства» -12 часов
К. Станиславский – создатель актерской системы.
1
Игры на развитие внимания и воображения
2
Выразительные средства звучащей речи. Основные понятия
1
Эмоции и образ слова.
1
Эмоциональная память
1
Выразительное чтение и обыгрывание сказок Корнея Чуковского
1
Искусство перевоплощения.
1
Имитация, пародия
1
Верю – не верю! Урок-обобщения
1
Посещение спектакля в районном театре.
1
Посещение спектакля в районном театре. Обсуждение. Анализ. Иллюстрирование
1
Раздел 3. «История театра» - 10 часов
Древнегреческий театр
1
Европейский театр.
1
Театр Шекспира «Глобус» в Англии.
1
Театр Востока
1
Театр в России
2
Вертепный театр
1
Необычные театры мира.
1
История театра в лицах
1
Викторина по истории театра
1
Раздел 4. «Наш спектакль» - 14часов
Работа над сюжетом. Погружение в Рождественскую историю
1
Распределение ролей
1
Работа с текстом
2
Работа с куклами
2
Постановка вертепного театра. репетиция
3
Изготовление театральной программки
1
Изготовление афиши
1
Выступление Рождественского вертепного театра.
2
Подведение итогов. Анализ работы
1
Раздел 5. «Кукольный театр» 12часов
Театр кукол в России
1
Театр Образцова.
1
Сценическая речь
1
Кукловождение
1
Выбор кукольного спектакля. Знакомство с сюжетом
1
Создание кукол
3
Работа над кукольным спектаклем.
4
Раздел 6. «Русская речь- наследие нашей культуры» 10часов
Показ фильма. «Кирилл и Мефодий. История праздника»
1
Живое слово мудрости. Культура речи
2
Развитие эмоционального переживания.
1
Декламирование стихов. «Моя Россия»
2
Постановка кукольного спектакля.
2
Изготовление афиши.
1
Открытый урок «Русская речь сегодня, сейчас - ее нужно сберечь!»
1
Ресурсы и литература:
Развитие актерского мастерства. https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/
Актерские упражнения на взаимодействия. https://www.elena-kantil.com
Как развивать речь с помощью скороговорок. http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-
скороговорок.php;
Сайт Википедия
Упражнения по системе К. Станиславского https://www.teatr-benefis.ru/staty/teatralnaya-sistema-stanislavskogo/