kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьный театр «ВОПЛОЩЕНИЕ» Для 5-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на приобщение к общечеловеческим духовным ценностям и формирование творческого отношения к действительности, с помощью средств и способов развития личностного потенциала через самопознание, самораскрытие и самореализацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьный театр «ВОПЛОЩЕНИЕ» Для 5-9 классов»









Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Школьный театр «ВОПЛОЩЕНИЕ»


Для 5-9 классов











Рассчитан на 68 часов

Учитель: Керхер Ж.А.

Автор: Керхер Ж.А.

Место работы: МАОУ СОШ №1

С.Александровское, Томской области











С.Александровское

2022-2023год

Пояснительная записка.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом развития личностного потенциала через самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слышать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра – непременный атрибут театрального искусства, вместе с тем она позволяет обучающимся и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.

Программа относится к программам общекультурной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств человека, в формировании духовных, исторических ценностей личности. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию, приобщению к духовным ценностям. Театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, а проверка действием множества межличностных отношений.

Специфичность программы проявляется:

  • в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;

  • в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;

  • в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.

Программа направлена на воспитание жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

    1. Цель и задачи программы

Цель программы «Школьный театр»: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением; воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра, истории и культуры своей страны.

Задачи:

  • способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка, его креативных способностей;

  • помочь овладеть навыками совместного взаимодействия и общения, кооперации в разновозрастном коллективе;

  • совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучать орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности, развивать коммуникативные способности;

  • совершенствование игровых навыков и решения творческой самостоятельности детей через постановку спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

  • развивать критическое мышление через оценивание, анализ и рефлексию своей деятельности и деятельности других ребят.

  • развивать эмоциональный интеллект. Учить размышлять о чувствах и поступках, проводить работу над ошибками, разбирать составляющие успеха и неудач;

  • через театр прививать интерес к мировой художественной культуре, истории России;

  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.


    1. Особенности реализации программы


Программа «Школьный театр» общекультурного направления с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 5-9 классов. Количество часов – 68 учебных часа в год.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, актовый зал, зал ритмики, школьный музей, театр села, районная библиотека.


Срок реализации программы – 1 год.


Формы и виды деятельности:
  • занимательная беседа, рассказ;

  • просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов, прослушивание музыки;

  • инсценировка ситуаций, прочитанных произведений;

  • викторины, сюжетно – ролевые игры, конкурсы;

  • тренинги и импровизации;

  • иллюстрирование;

  • мастерская костюма, декораций;

  • постановка спектакля;

  • посещение спектакля;

  • работа в малых группах;

  • экскурсия;

  • выступление.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование, написание мини – сочинений.


    1. Ожидаемые результаты и способы их определения

Содержание программы внеурочной деятельности «Школьный театр», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты:
    • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

    • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

    • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

    • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты:
  • Регулятивные универсальные учебные действия:

    • принимать и сохранять учебную задачу;

    • планировать и организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

    • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;

    • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

    • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

    • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

    • использовать речь для регуляции своего действия;

    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    • контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

    • находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий из разных источников;

    • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, подготовке сообщений, иллюстрировании;

    • строить сообщения в устной и письменной форме;

    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    • чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

    • участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничать с группой сверстников, учитывать разные мнения и уметь выразить своё;

    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • ставить вопросы и обращаться за помощью;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусства;

  • историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театра «Глобус»;

  • историю появления первого театра под крышей;

  • современный театр и устройство зрительного зала;

  • известные театры России;

  • знать виды театров (кукольный, драматический и т.д.);

  • историю вертепного театра;

  • театральные профессии (актёр, гримёр, декоратор, режиссёр и т.д.);

  • театральные термины («драматург», «пьеса», «инсценировка»,

«действие», «событие»);

  • жанры в драматургии (комедия, драма, трагедия);

  • роль зрителя в театре.

Обучающиеся должны уметь:

    • создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;

    • пользоваться жестами и мимикой;

    • «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;

    • выполнять задания в парах, группах;

    • организовать игру и провести её;

    • выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

    • пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

    • создавать пластические импровизации на заданную тему;

    • описать эмоции, которые испытывает герой этюда, дать толкование этим эмоциям;

    • описать собственные эмоции;

    • действовать с воображаемыми предметами;

    • разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, басням с использованием кукол, элементов одежды, декораций.


Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся и накопления материалов в портфолио.

Формами подведения итогов реализации программы выступают:

  1. Рождественский Вертепный кукольный театр

  2. Открытый урок в рамках Дня славянской письменности и культуры.









  1. Календарно-тематическое планирование (68часов).

Раздел

тема

Кол-во часов

Дата

Раздел 1 «Знакомство с театром» -10 часов


Вся наша жизнь - игра, а люди в ней - актеры. Знакомство.

1



Путешествие в «Закулисье».


1



Знакомство с театральными профессиями.

2



Жанры и виды театра.

2



Сочетание музыки, пластики, слова – средство воздействия на зрителя.

2



Просмотр отрывка спектакля. Беседа. Иллюстрирование

2


Раздел 2. «Основы актерского мастерства» -12 часов

К. Станиславский – создатель актерской системы.

1



Игры на развитие внимания и воображения


2



Выразительные средства звучащей речи. Основные понятия

1



Эмоции и образ слова.

1



Эмоциональная память

1



Выразительное чтение и обыгрывание сказок Корнея Чуковского

1



Искусство перевоплощения.

1



Имитация, пародия

1



Верю – не верю! Урок-обобщения

1



Посещение спектакля в районном театре.

1



Посещение спектакля в районном театре. Обсуждение. Анализ. Иллюстрирование

1


Раздел 3. «История театра» - 10 часов

Древнегреческий театр

1



Европейский театр.

1



Театр Шекспира «Глобус» в Англии.

1



Театр Востока

1



Театр в России

2



Вертепный театр

1



Необычные театры мира.

1



История театра в лицах

1



Викторина по истории театра

1


Раздел 4. «Наш спектакль» - 14часов

Работа над сюжетом. Погружение в Рождественскую историю

1



Распределение ролей

1



Работа с текстом

2



Работа с куклами

2



Постановка вертепного театра. репетиция

3



Изготовление театральной программки

1



Изготовление афиши

1



Выступление Рождественского вертепного театра.

2



Подведение итогов. Анализ работы

1


Раздел 5. «Кукольный театр» 12часов

Театр кукол в России

1



Театр Образцова.

1



Сценическая речь

1



Кукловождение

1



Выбор кукольного спектакля. Знакомство с сюжетом

1



Создание кукол

3



Работа над кукольным спектаклем.

4


Раздел 6. «Русская речь- наследие нашей культуры» 10часов

Показ фильма. «Кирилл и Мефодий. История праздника»

1



Живое слово мудрости. Культура речи

2



Развитие эмоционального переживания.

1



Декламирование стихов. «Моя Россия»

2



Постановка кукольного спектакля.

2



Изготовление афиши.

1



Открытый урок «Русская речь сегодня, сейчас - ее нужно сберечь!»

1




Ресурсы и литература:

  1. Развитие актерского мастерства. https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/

  2. Актерские упражнения на взаимодействия. https://www.elena-kantil.com

  3. Как развивать речь с помощью скороговорок. http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-

скороговорок.php;

  1. Сайт Википедия

  2. Упражнения по системе К. Станиславского https://www.teatr-benefis.ru/staty/teatralnaya-sistema-stanislavskogo/

  3. Страница ВКонтакте «Досуг православных детей» https://vk.com/dosug.prav.detey

  4. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

  5. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.

  6. Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.

  7. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.

  8. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.

  9. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

  10. http://www.kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы.

  11. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Керхер Жанна Александровна

Дата: 04.03.2023

Номер свидетельства: 626966


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства