Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерок" 9 класс»
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа «Мастерок» реализует общественно-полезное направление во внеурочной деятельности в 9-ом классе.
Программа «Мастерок» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Объединение «Мастерок» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью общественно-полезного направления внеурочной деятельности. Занятия практической деятельностью по данной программе решают не только задачи трудового воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Общая характеристика курса
Цель программы: активизация работы по формированию у обучающихся ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству; создание условий для самореализации и самовыражения каждому ребёнку, как в области материальной культуры, так и в социуме; формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Основные задачи программы:
- обучающие: приобретение общих представлений о материалах и проектной работе; усвоение элементарных знаний в области материаловедения, технологии обработки материалов; изготовление поделок и сувениров из различного материала; правильное использование цветовой гаммы; формирование у учащихся способности к планированию.
- воспитывающие: выработка адекватной самооценки; приобщение к общечеловеческим ценностям; помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа; воспитание качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремление к красоте и желания её создавать); воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
- развивающие: развитие моторных навыков, глазомера и точности движений; совершенствование интеллектуального потенциала личности; развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного; помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством, и их популяризацией.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учет возрастных особенностей
- сочетание и теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Содержание курса
Введение в декоративно-прикладное творчество.
Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Тема 2. Виды бумаги и картона: гофробумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрокартон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели.
Тема 3. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Тема 4. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.
Модуль 1. Волшебный мир квиллинга
Тема 1. Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы.
Тема 2. Композиция из цветов. Изготовление открытки ко Дню Учителя, применяя формы роллов: капля, глаз, полумесяц, завиток, стрела.
Тема 3. Цветочное панно. Изготовление бахромчатых цветов (астры, георгины) и создание осенней композиции на картоне.
Тема 4. Коллективный проект «Краски осени». Обсудить эскиз, разделившись на группы, сделать заготовки для цветов, листьев, ветки рябины, грибов, яблок. Познакомиться с литературными и музыкальными произведениями, в которых воспевается осенняя красота.
Тема 5. Объемный квиллинг. Изучить технику выполнения объемных фигур. Изготовление желудей, грибов и др. поделок.
Тема 6. В мире насекомых. Учимся делать бабочку, стрекозу, пчелу из роллов на плоскости и объемно.
Модуль 2. Скрапбукинг - фантазируем креативно
Тема 1. Что такое скрапбукинг? Как оформить фотоальбом креативно. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работы.
Тема 2. Готовим поздравительные открытки ко Дню матери, сочетая две техники: скрапбукинг и квиллинг.
Тема 3. Поделки на свободную тему предполагают полет детской фантазии при создании разнообразных панно и картин с применением бусин, пуговиц, ткани, кружев и бумаги. Просмотр иллюстраций детской энциклопедии.
Модуль 3.
Пейп-арт - удивительные краски!
Тема 1. Знакомство с новой техникой. Просмотр работ (презентация). Приемы скручивания. Оформление вазы для цветов, подставок под карандаши.
Тема 2. Рисуем картинки салфетками. Миниатюры на свободную тему. Выбор темы работы. Зарисовка эскиза. Выполнение работы.
Тема 3. Любимые герои сказок и мультфильмов. Раскрашиваем салфетками.
Тема 4. Подготовка к участию в городских, районных новогодних конкурсах «Мастерская Деда Мороза». Выполнение работ разными техниками. Изучение стихотворений о зиме.
Модуль 4. Увлекательное плетение из газетных трубочек
Тема 1. Скручивание трубочек. Прием плетения «веревочка», газетные трубочки наращивают в процессе работы, вставляя их друг в друга и приклеивая.
Тема 2. Плетем подставку под горячее путем скручивания готовых трубочек в колесико. Склеиваем детали клеем-пистолетом.
Тема 3. Мы едем, едем, едем…. Мастерим велосипед. Из старых газет можно сплести весьма оригинальные корзины круглой или прямоугольной формы, которые и станут тележкой для велосипеда. И хотя порядок их плетения одинаковый, лучше для начала плести корзину круглой формы, так сделать это немного проще. Можно предложить сделать веер из газетных трубочек, украшая его цветами, изготовленными в технике квиллинг.
Тема 4. Нужные в быту вещицы – плетем шкатулку для мелочей изученными приемами. Простое послойное плетение. Основных трубочек должно быть нечетное количество, переплетают их через одну, как бы послойно. Плетение делают под наклоном с более утолщенной стороны и постепенно по очереди закладывают первую трубочку с одной, вторую - с другой стороны. Вазы плетут по часовой стрелке. Основным признаком такого плетения является то, что при использовании трубочек они должны быть одной длины и толщины.
Модуль 5. Айрис-фолдинг – бумажная радуга
Тема 1. Учимся строить схемы. На листе чертим треугольник необходимых вам размеров. Теперь, двигаясь в одном направлении, от каждой вершины откладываем отрезок 1 см (или 1.5 см). Соединяем отмеченные нами точки и получаем новый треугольник. Далее работаем с треугольником, который внутри . Откладываем от каждой вершины отрезки по 1 см и соединяем Продолжаем построения точно так же), пока не получится маленький треугольник внутри .
Тема 2. Создание картинок с изображением. Необходимо перевести контур нашего рисунка при помощи копировальной бумаги на лист бумаги, который будет служить нам фоном. Дальше вклеиваем наш шаблон в вырезанную часть при помощи приклеивания сзади нашего листа - фона. И вот, в конце концов - изготовления наших полосок и приклеивания их поверх шаблона на базе обозначенных цветов и полосок.
Тема 3. Делаем открытку, применяя разные техники: айрис-фолдинг, скрапбукинг, квиллинг. Необходимо понять, что мы желаем получить в конечном итоге - будет ли это открытка для мамы, бабушки, папы либо дедушки. Создаем эскиз и приступаем к изготовлению отдельных деталей, затем составляем композицию и приклеиваем все детали.
Модуль 6. Ганутель – завораживающие букеты
Тема 1. Изучение техники кручения. ТБ при работе с проволокой. Просмотр презентаций. Создание эскизов.
Тема 2. Цветочный рай. Скручиваем лепестки, соединяем их в соцветие, делаем стебелек и листочки – вот и цветок. Существует два вида лепестков: круглые и острые. Как делать каждый из них узнаем поочередно. Делаем 5 цветочков – получился букет для мамы.
Тема 3. Ветка сакуры – красота и изящество. Плетем коллективно. Знакомство с некоторыми традициями страны Восходящего солнца.
Радуга творчества – завершаем учебный год
Тема 1. Творческая мастерская «Вот что я умею!» Изготовление поделок, совмещая разные техники. Фантазируем, мыслим креативно.
Щеблынин И.К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 2010 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Мастерок»
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Мастерок» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы в творческом объединении являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Итоги реализации программы могут быть представлены