Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Щашки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Щашки"
Структура программы
Рабочая программа внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности« Русские шашки » для 5 классов содержит следующие разделы: - пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения баскетболу в 5классе, дается общая характеристика учебного предмета;
- планируемые результаты, в том числе личностные, предметные и метапредметные;
-содержание, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
- тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности при изучении соответствующего материала; - учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Щашки"»
МБОУ СОШ № 7
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 города Новошахтинска
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
на заседании педагогического совета
протокол № 1
от « 30 » августа 2020 года
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 7 _______________Мальцева Н.В.
ФИО
Приказ № 94/10 от « 31 » августа 2020г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности
«Русские шашки»
на 2020– 2021 учебный год
Уровень общего образования: 5 Б класс
Количество часов: 31
Учитель: Барабаш Ольга Ивановна
Планирование составлено на основе:Федерального компонента государственного образовательного стандарта и Примерной «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2012);
2020-2021 год
Структура программы
Рабочая программа внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности« Русские шашки » для 5 классов содержит следующие разделы: - пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения баскетболу в 5классе, дается общая характеристика учебного предмета;
- планируемые результаты, в том числе личностные, предметные и метапредметные;
-содержание, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
- тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности при изучении соответствующего материала; - учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-спортивного направления составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивного направленности « Русские шашки» для учащихся 5 классов разработана на основе:- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов» под редакцией В. И.Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2012); и в соответствии положениями:
- Федерального Закона от 29.2.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г. №26-3С (в редакции Областных законов Ростовской области от 24.04.2015 N362-ЗС, от 06.05.2016 N527-ЗС, от 07.11.2016 N660-ЗС.)
-Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №89 от 29.2.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями);
-Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №7
- Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2020-2021 учебный год, в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений.
- «Физическая культура 5-9 классы. Рабочие программы» под редакцией В. И. Ляха, М. Я. Виленского (2012г.)
-Адаптированная программа для Детско-юношеской спортивной школы (2002г.)
Программа физкультурно-спортивного направления « Русские шашки» во внеурочной деятельности для учащихся 5 классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:
1. создание условий для самопознания, саморазвития и самореализации
детей
2.Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Основные задачи:
Обучающие:
1.Обучение основам шашечной игры;
2.Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
1.Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
3.Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
1.развитие стремления детей к самостоятельности;
2.Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
3.Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
4.Воспитание моральных и волевых качеств.
Программа Русские шашки » направлена на реализацию
следующих принципов: - принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными метапредметными и предметными результатами.
Личностными результатами внеурочной деятельности «Шашки» являются следующие умения:
1.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другихучастников группы и педагога, как поступить.
3.Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
4.Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий.
3.Учиться высказывать своё предположение (версию).
4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
5.Учиться работать по предложенному учителем плану.
6.задание от неверного.
7.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
8.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей групп.
3.Коммуникативные УУД:
4.Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
5.Слушать и понимать речь других.
6.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
7.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
1.описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
2.выделять существенные признаки предметов;
3.сравнивать между собой предметы, явления;
4.обобщать, делать несложные выводы;
5.классифицировать явления, предметы;
6.давать определения тем или иным понятиям;
7.выявлять закономерности и проводить аналогии.
8.уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
1.потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
2.умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
3.стремление индивида вовлечь в занятия баскетболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Место предмета в учебном плане.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса, рассчитанная на 34 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Программа будет реализована полностью за 31 час, согласно расписанию занятий на 2020- 2021учебный год.
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, в системе целого учебного дня 1раз в неделю.
Место проведения: 40 кабинет Особенности набора детей – учащиеся 5 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся – 25 человек. Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-презентация, урок-марафон Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.
Годовое планирование учебно-тренировочного материала
№ п/
Программный материал
Количество часов
1
Основы шашечной теории( в процессе занятий)
1
2
Техника и тактика шашечной игры( в процессе занятий)
14
3
Поддавки
3
4
Ходы дамок
3
5
Ход углом
3
6
Ловушки
3
7
Шашечные турниры
4
Итого
31
Содержание программы.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и
специальные упражнения.
Значение игры в шашки в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
Место и время проведения обще-развивающих и специальных упражнений во время тренировочных занятий.
Подбор упражнений и составление комплекса обще-развивающих и специальных упражнений для различных видов спорта.
Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее физическое воспитание и развитие основных физических качеств:
Для развития быстроты и выносливости - упражнения на быстроту двигательной реакции, выносливости
Предполагаемые результаты программы к концу обучения
- углубление теоретических знаний об игре в шашки;
- формирование личной системы психологической и физической подготовки;
- знание особенностей игры в шашки разных видов;
Содержание курса
5 класс
Модуль «Шашки»
Краткая история шашек
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Шахматная доска и фигуры
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов.
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
6 класс
Модуль «Шашки»
Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
Требования к знаниям и умениям, которые обучающиеся должны приобрести
в процессе реализации программы
В ходе реализации программы по физкультурно- спортивной направленностью « Русские шашки» обучающиеся должны усвоить и применять на практике:
– Историю рождения и развития игры шашки.
-основы шашечной игры
– Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. Правила соревнований
-Навыки судейства соревнований.
– Технические умения:
• шашечная доска;
• наименование диагоналей доски;
• ход;
• ходы шашки;
• первый ход;
• момент совершения хода;
• прикосновение к шашке;
• шашечная нотация;
• определение результата партии;
• различные виды проигрыша;
• различные виды ничьей;
• неправильности при ведении партии.
Правила проведения соревнований
– Тактические знания:
Индивидуальная тактика.
Тактика игры в защите.
Тактика игры в нападении.
Правила игры.
Шашечная терминология.
– Физическая подготовка:
Упражнения для развития выносливости.
– Морально – волевая подготовка:
В результате реализации программы внеурочной деятельностипо физкультурно- спортивному направлению « Русские шашки» у обучающихся развиваются такие качества как: товарищество, доброта, честность, трудолюбие, дисциплинированность, соблюдение порядка, ,привычки подчинять свои действия интересам коллектива, развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
По окончании курса обучающиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий по шашкам, сформировать первичные навыки судейства.
Материально-техническое обеспечение.
Подбор оборудования для занятий определяется задачами программы. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Шашки-15
Доски для игры в шашки-15
Часы
Физическая подготовленность
№ п/п
Содержание требований (виды испытаний)
Мальчики
Девочки
1
Бег 60м с высокого старта (с)
10.0
10.6
2
Поднимание и опускание туловища за 30сек
22
18
3
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
20
14
4
Прыжок в верх с места (см)
46
40
5
Прыжок в длину с места (см)
175
165
Челночный бег 3*10м
8.5
8.9
Техническая подготовленность
Наименование разделов
Характеристика деятельности обучающегося
Краткая история шашек
Шахматная доска
понимание шашек как части общечеловеческой культуры;
осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.
поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;
Ходы и взятие фигур
планирование хода игры;
- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.
Особенности хода «дамки»
-прогнозирование результата игры;
-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий
Игра «уголки»
-прогнозирование результата игры;
- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий.
Игра «поддавки»
поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;
- прогнозирование результата игры.
Цель и результат шашечной партии
- прогнозирование результата игры;
- находить и выбирать рациональный способ решения шашечных задач.
Тактические приемы и особенности их применения
-поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера;
- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.
Шашечный турнир
моделировать изученные шашечные зависимости
-прогнозирование результата игры;
-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий
Подведение итогов года
осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.
Всего
34 часа
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности
« Русские шашки» 5 класс
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
« Русские шашки» 5 класс
Темы
Всего часов
аудиторные
внеаудиторные
Характеристика деятельности обучающегося
Краткая история шашек
1
теория
Научится:
понимание шашек как части общечеловеческой культуры;
Получит возможность научится:
осознавать возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.
Шахматная доска и ходы
1
теория
Научится:
поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;
Ходы и взятие фигур
1
0,5теория
0,5 практика
Научится:
планировать хода игры;
Получит возможность научится:
моделировать различные ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.
Цель и резульат шашечной партии
1
1ч теория
Научится:
прогнозировать результаты игры;
Получит возможность научится:
находить и выбирать рациональный способ решения шашечных задач.
Особенности хода «дамки»
2
1 теория
1 практика
Научится: прогнозирование результата игры;
Получит возможность научится:
пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий
Игра«уголки»
прогнозирование результата игры;
- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий
Игра«поддавки»
поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;
прогнозирование результата игры.
Тактичские приемы и особенности их применения
Научится: поиску, обнаружению и устранению ошибок логического характера;
Получит возможность научится:
моделировать различные ситуации, воспроизводящих смысл шашечных действий.
пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий
Рекомендуемая литература .
1. Авербах Ю.Л. Школа середины игры. – М.: Тера-Спорт, 2000 – 128с.
2. Зак В.Г. Пути совершенствования. 2-е изд., М., 1989. – 207с.
3. Алаторцев В.А. проблема психической готовности спортсмена к соревнованиям: тезисы докладов Всесоюзного совещания по психологии физического воспитания и спорта. Тбилиси 2-5 октября 1967. – Тбилиси.
4. Блюменфельд В.М. К характеристике наглядно-действенного мышления// вопросы психологии восприятия и мышления // извести АПН РСФСР, 1ё948. – Вып. 13 С.175-203
5. Булич Е.В. Оздоровительные эффекты стимуляции умственной работоспособности в условиях учебной деятельности// Научная конференция «Здоровье человека: технология формирования здравостроителя в системах образования и здравоохранения Украины» Сборник научных трудов
6. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР 1959 №2
7. Ошорова Г.С., Ошорова Н.Б. Педагогические технологии в развитии ценностно-мировоззренческих ориентации учащихся. – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2005.