Краеведение в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей. Историческое краеведение – это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах развития. Все это в полной мере реализуется через предложенную краеведческую программу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению "Моя Самара"»
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Краеведение в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей. Краеведческое воспитание должно начинаться с малых лет. Сегодня очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных гражданских идеалах, а на примере из жизни родителей, соседей, на событиях из истории своего города, района, области. В жизни любых поколений обыденное переплетается с героическим, трагическим и даже фарсом. Но именно благодаря знакомству, можно сказать, погружению в прошлое, воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания, воссоединения с реальными историческими корнями, сохранения преемственности поколений.
Историческое краеведение – это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах развития. Оно является важным средством реализации концептуальных направлений, сформулированных и развитых в программных документах школьного образования: «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на 2006-2025 гг.», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».
Ведущая идея этих документов – органическое единство интересов личности, общества и государства в воспитании гражданина России с активной жизненной позицией. Эта идея в полной мере реализуется через предложенную краеведческую программу.
Данная программа предназначена для учащихся 5-6-х классов.
Цель программы:
Формирование эмоционально-ценностного отношения к истории своего края, семьи, страны в целом, а также воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся, путем знакомства с традициями и обычаями своей родной Земли.
Задачи:
- формировать у учащихся, адекватной современному уровню знаний, картины мира;
- воспринимать историю края как часть истории России;
- формировать у школьников основной школы когнитивных, гражданских и интеллектуальных компетенций;
- активизировать поисковую деятельность учащихся;
- вырабатывать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
-формировать у школьников навыки информационной культуры.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметныерезультаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
5) овладение навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
7) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
8) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Общее количество часов
В том числе
теория
практика
1
Что такое краеведение?
2
1
1
2
Древняя карта Самарской земли
2
1
1
3
Когда появилась Самарская крепость
2
1
1
4
Самара уездная
2
1
1
5
Самара губернская
2
1
1
6
Самара купеческая
2
1
1
7
Самара на рубеже XIX-XXвеков
2
1
1
8-10
История страны в истории края
6
2
4
11
Самара становится Куйбышевом
2
1
1
12
Куйбышев – запасная столица
2
1
1
13
Куйбышев - промышленный
2
1
1
14
Возвращение исторического имени городу
2
1
1
15
Самара космическая
3
2
1
16
Самара в наши дни
3
2
1
Содержание программы «Моя Самара» (34 часа)
Что такое краеведение? (2 часа)
Наука «история». Краеведение – раздел истории. Определение содержания нового предмета. Источники краеведения. Понятие малой и большой Родины. История семьи, школы, улицы, района, города, страны, человечества.
Может быть предложено задание учащимся по составлению «семейного древа», с последующей презентацией.
2.Древняя карта Самарской земли (2 часа)
Природа и климат Самарской области в древности, Племена, жившие на территории современной Самарской области. Их занятия, хозяйство, быт, нравы, верования, взаимоотношения с соседями.
Посещение музея археологии Самарской области
3. Когда появилась Самарская крепость (2 часа)
Волжская вольница. Самарская Лука – центр формирования волжского казачества Предания о вольной казацкой жизни. «Самар» и «Самарский городок». Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самары Г. И. Засекин.
Экскурсия по старой Самаре с посещением месторасположения крепости.
4. Самара уездная (2 часа)
Переименование крепости в город. Самара и восстание С. Т. Разина. Сказания, легенды и предания о С. Т. Разине. Новый облик города. Самара центр уезда. Появление Самарского герба.
Посещение краеведческого музея.
5. Самара губернская (2 часа)
Территория Самарской губернии в XIXвеке. Самые старые улицы города. 1851 год – образование Самарской губернии. Изменение статуса Самары в Российской империи. П. В. Алабин.
Может быть предложен проект по поиску старых названий улиц города и воссоздания истории одной из них с последующими презентациями.
6. Самара купеческая (2 часа)
Социальный состав Самары в XVIII- XIX веках. Роль купечества в жизни города и края. Быт и традиции Именитые самарские купцы.
Подготовка и презентация сообщений о самарских купцах.
7. Самара на рубеже XIX-XXвеков (2 часа)
Общественно-политическая и культурная жизнь самарского края на рубеже веков. Самара рабочая. Появление в Самаре первых крупных промышленных предприятий.
Подготовка и презентация учащимися материалов о первых самарских заводах и известных общественно-политических деятелях.
8-10. История страны в истории края (6 часов)
В истории города- отражение истории страны. Самарцы- участники русско-японской войны. Самара в годы революционных потрясений. Провозглашение Советской власти в Самарской губернии. Самара в годы гражданской войны. Самарский край в 1920-е годы
Подготовка проекта и оформление стенда «История страны в истории края в лицах»
11.Самара становится Куйбышевом (2часа)
Изменение территориальных границ области. Роль и значение В. В. Куйбышева в общественно-политической жизни края. Самара в годы репрессий. Развитие в предвоенные годы промышленности, науки и культуры.
Оформление стенда «Самара в 30-е годы».
12. Куйбышев – запасная столица (2 часа)
Г. Куйбышев в военные годы. Значение «запасной столицы». Ратный и трудовой подвиг куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны.
Возможен вариант проведения экскурсии в музее истории войск ПУРВО, или приглашение на классный тематический час участника войны, или написание творческой работы «Благодаря им - мы живём»
13. Куйбышев - промышленный (2 часа)
Восстановление страны в послевоенное время. Развитие оборонной и тяжёлой промышленности в Куйбышеве. Вклад куйбышевских предприятий в развитие страны. Куйбышевские заводы. Строительство ВАЗа в Тольятти. Куйбышевская область – центр автомобилестроения.
Разработка и презентация проектов «Гордость советской промышленности». В технологии группового сотрудничества подготовить и представить материал по одному из крупных промышленных предприятий 60-ых – начала 80-ых годов.
14. Возвращение исторического имени городу (2 часа)
Страна на переломном этапе. Страна сильна провинцией. Возрождение духовных, культурных и исторических традиций. Забота о культурном наследии прошлого. Охрана исторических и культурных памятников. Возвращение городу исторических наименований улиц.
Проведение исторической викторины внутри параллели 5-х классов «Знаешь ли ты город, в котором живёшь?»
15. Самара космическая (3 часа)
Из истории космонавтики (краткий экскурс). Самарский РКЦ Прогресс – важное звено в развитии отечественной космонавтики.
Посещение музея космонавтики.
16. Самара в наши дни (3 часа)
Современный облик города. Культурный уровень города: школы, ВУЗы, театры, музеи. Земляки – современники, которыми мы гордимся.
Оформление стенда или газеты «Наш город сегодня» .
Список литературы
1. Дубман Э. Л Князь Григорий Засекин ( хроника жизни и деятельности строителя волжских городов). Самара, 1995
2. Дубман Э. Л. Сказанье о первых самарцах: очерки по истории Самары 1586-1680 гг.- Самара, 1991.
3. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Бронзовый век. / Ред.: Колев Ю. И., Мамонов А. Е., Турецкий М. А. . – Самара, 2000.
4. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Каменный век. / Ред.: Выборнов А. А., Колев Ю. И., Мамонов А. Е. – Самара, 2000.
5. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Ранний железный век и средневековье/ Под ред.: Васильева И. Б. ,Матвеевой Г. И.. – М.,2000.
6. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. XVI- первая половина XIX века.. М,2000.
7. Матвеева Г. И. Археологические памятники железного века на территории Куйбышевской области.- Куйбышев, 1980
8. Самарская область. – Самара, 2001
9. Храмков Л. В. Введение в Самарское краеведение. – Самара, 2007