Рабочая программа по духовно-нравственному направлению
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению «Уроки нравственности» с учётом: авторской программы «Азбука нравственности» Э.П. Козлова, И.С. Хомяковой, В. И. Петровой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по духовно-нравственному направлению»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов № 74» города Кирова
Утверждаю:
Директор
МБОУ средняя школа № 74
г. Кирова
________Г. П. Шумихина
Приказ № от
Согласовано:
Согласовано
Заместитель директора
по ВР
__________Е. А. Кондакова
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно- нравственному направлению
«Уроки нравственности»
для 3 класса
Разработала:
Бабкина Г. В..
2018
Программа «Уроки нравственности»
(духовно-нравственное направление)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» разработана:
в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2009г (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
с учётом:
- авторской программы «Азбука нравственности» Э.П. Козлова, И.С. Хомяковой, В. И. Петровой
- Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 74» города Кирова.
Общая характеристика курса:
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизнапрограммы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель рабочей программы внеурочной деятельности младших школьников заключается в формировании у них системы культурных жизненно-важных знаний, социально-значимых умений и ценностных отношений, приобретении первоначального опыта гармоничного взаимодействия с окружающим социумом.
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
Место курса в плане внеурочной деятельности:
Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ средней школы № 74 г. Кирова на реализацию программы «Уроки нравственности» в 3 классе отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год.
Результаты освоения программы:
Цельюданной программы является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Школьник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Познавательные универсальные учебные действия:
Школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание:
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
Календарно–тематический план внеурочной деятельности
обучающихся 3-го класса по духовно-нравственному направлению
№
п/п
Тема занятия
Содержание
Всего часов
Теор.
зан
Практ.
зан
Характеристика
деятельности обучающихся
Форма проведения
Дата проведения
Плановая
Фактическая
1
Этикет разговора.
Изучают этикет разговора; учатся
отказывать в чем-либо; разговаривают по телефону, используя правила этикета, проигрывают роль воспитанного человека в сценках, просматривают мультфильмы.
Знакомятся с обращением к разным людям. Учатся проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать, делать открытия о себе.
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
2
Обращение к разным людям.
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать, делать открытия о себе.
Познавательная беседа, презентация
3
Обращение к разным людям.
1
1
Принимать участие в инсценировке различных жизненных ситуаций
Мини-театр
4
Вежливый отказ, несогласие.
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать, делать открытия о себе.
Познавательная беседа, презентация
5
Этикетные ситуации.
1
1
Участвовать в обсуждении увиденного, давать оценку поступкам.
просмотр и обсуждение видеоматериала
6
Этикетные ситуации.
1
1
Уважительное отношение к мнению других людей, стремление к творчеству и созиданию.
интеллектуально-познавательная игра
7
Афоризмы.
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию.
Познавательная беседа, презентация
8
Разговор по телефону.
1
1
Уважительное отношение к результатам своего и чужого труда, стремление к творчеству и созиданию.
Сюжетно-ролевая игра
9
Играем роль воспитанного человека.
1
1
Принимать участие в инсценировке различных жизненных ситуаций
творческий конкурс
10
Что значит быть вежливым?
Знакомятся с вежливыми словами,
упражняются в их употреблении в
играх, в жизни; дают оценку своему поведению. Повторяют изученные заповеди и афоризмы.
Выясняют, каким должен быть воспитанный человек. На практике применяют методы самовоспитания и самоконтроля
Учатся уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
1
1
Участвовать в обсуждении увиденного, давать оценку поступкам.
просмотр и обсуждение видеоматериала
11
Мои достоинства и недостатки.
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать, делать открытия о себе.
Познавательная беседа, презентация
12
Мои достоинства и недостатки.
1
1
Слушать, выяснять, узнавать, делать открытия о себе.
Тренинг
13
Большое значение маленьких радостей.
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию.
просмотр и обсуждение видеоматериала
14
О хороших и дурных привычках.
1
1
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Творческая работа
15
О хороших и дурных привычках.
1
1
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Творческая работа
16
Афоризмы о самовоспитании.
1
1
Участвовать в обсуждении увиденного, давать оценку.
Презентация
17
Заповеди: как мы их исполняем.
Рассказывают о том, как исполняют в жизни заповеди; просматривают фильмы о добре и зле, смотрят видеофрагменты; изготавливают открытки для ветеранов, пожилых людей.
Учатся различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев,
уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию.
Познавательная беседа, презентация
18
О сострадании и жестокосердии.
1
1
Слушать, запоминать, задавать вопросы. Обсуждать проблемы жестокости в мире, делать предположения.
Познавательная беседа, просмотр видеороликов
19
О сострадании и жестокосердии.
1
1
Слушать, запоминать, задавать вопросы. Обсуждать проблемы жестокости в мире, делать предположения.
Презентация, сюжетно – ролевая игра
20
Лгать нельзя, но если...?
1
1
Стремление к познанию и истине.
Слушать, выяснять, узнавать новое.
Познавательная беседа
21
Лгать нельзя, но если...?
1
1
Слушать, выяснять, узнавать новое.
Презентация, сюжетно – ролевая игра
22
Всегда ли богатство счастье?
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию.
Разбор конкретных этических ситуаций
23
Всегда ли богатство счастье?
1
1
Узнавать правила составления поздравительной открытки, творчески применять свои знания
просмотр и обсуждение видеоматериала
24
Спешите делать добро.
1
1
Узнавать правила изготовления и вручения подарков, творчески применять свои знания
Творческая работа
25
Спешите делать добро.
1
1
Узнавать правила составления поздравительной открытки, творчески применять свои знания
Творческая работа
26
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
1
1
Обсуждать презентацию, рассматривать рисунки товарищей, делать выводы и обобщения.
Конкурс рисунков
27
«Как сердцу высказать себя?»
Учатся разрешать трудные ситуации; учатся договариваться, принимать иное мнение, высказывать свою точку зрения, участвовать в диалогах.
Приводить примеры из прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих
нравственных убеждений. Учатся быть сострадательными к чужому горю.
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию.
сюжетно-ролевая игра
28
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию.
Познавательная беседа, презентация
29
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
1
1
Участвовать в обсуждении услышанного, давать оценку поступкам.
Разбор конкретных трудных ситуаций
30
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию.
Просмотр и обсуждение видеороликов
31
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию.
Познавательная беседа, презентация
32
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
1
1
Принимать участие в инсценировке различных жизненных ситуаций
Мини-театр
33
Афоризмы.
1
1
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию.
Познавательная беседа, презентация
34
Чему мы научились на уроках этики.
1
1
Уважительное отношение к мнению других людей.
викторина
Итого:
34
18
16
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение:
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя», М., ВАКО, 2003
Ярёменко Е. О. «Родительские собрания в 1 – 4 классах», М., 2008.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны
знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст: 1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация: Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация: Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция: "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы: 1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
Какие качества твоего характера родителям нравятся?
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
Как тебя поощряют, за что?
Как тебя наказывают, за что?
Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
Стараешься ли контролировать свое поведение?
Каких поощрений ждешь от родителей?
Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
Хватает ли тебе общения с родителями?
Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?