Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основного общего образования по внеурочной деятельности,,Риторика"»
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов
Руководитель МО ____________ /Бурцева О.Н./
Протокол №____ от «___» ____ 2020г
Утверждена на заседании педагогического совета
Протокол № ____ от «___» _____2020 г
Введена в действие директором школы
________________/Бурцева В.Н./ приказ № ____________
от «___» __________ 2020 года
.
Управление образования Администрации Тимского района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Введенская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа основного общего образования по внеурочной деятельности «Риторика» (5 класс)
Разработала учитель Цуканова Олеся Александровна
Курская область, Тимский район, село Введенка, 2020 год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности "Риторика" разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Федерельный государственный образовательный стандарт основного общего образования». Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Форма организации занятий – «Школа развития речи».
Программа "Риторика" дает возможность школьникам познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель занятий по программе курса внеурочной деятельности "Риторика"
Развитие умения общаться в разных ситуациях, решение различных коммуникативных задач, с которыми они сталкиваются в жизни.
Задачи:
формировать у детей универсальные учебные действие (личностные и метапредметные) на межпредметном уровне;
развивать у школьников качества личности, отвечающие требованиям информационного общества.
Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики с 5-го по
7-й класс, - 1 ч в неделю.
.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего, час
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Аудиторные
Внеаудиторные
Общение
9
1.
Что такое риторика?
1
2.
Общение. Умеешь ли ты общаться.
1
3.
Речевые роли.
1
4.
Коммуникативная задача.
1
5.
Виды общения.
1
6.
Жесты вместе с мимикой
1
7.
Учимся отвечать
1
8.
Учимся отвечать
1
9.
Игра «От души посоветовать»
1
Игра «От души посоветовать»
1
10.
Качества речи
6
11.
Достоинства и недостатки речи
1
12.
Соответствие стилю высказывания.
1
13.
Игра «Я – редактор»
1
14.
Игра «Я – редактор»
1
15.
Приемы осмысления учебного текста
1
Приемы осмысления учебного текста
1
16.
Необычные тексты
5
17.
Что в имени тебе моём?
1
18.
Заголовки вокруг нас
1
19.
Фотозарисовка. Фотография +слово
1
20.
Коллективный дневник.
Летопись класса
1
21.
Коллективный дневник.
Летопись класса
1
22.
Чужая речь в моём тексте
5
Что такое чужая речь? Для чего нужна цитата
1
23.
От отзыва к рецензии
1
24.
От отзыва к рецензии
1
25.
Деловой стиль
1
26.
Деловой стиль
1
27.
Учимся спорить
4
Настоящий спор и его основные признаки
1
28.
Настоящий спор и его основные признаки
1
29.
Игра «Добро пожаловать в страну Аргументацию»
1
30.
Игра «Спор или ссора?» Культура спора
1
31.
В информационном мире
4
32.
Информационные газетные жанры. Хроника. Заметка.
1
33.
Информационные газетные жанры. Хроника. Заметка.
1
34.
Репортаж и репортёры. Я – репортёр.
1
35.
Репортаж и репортёры. Я – репортёр.
1
Итого:
35
Содержание учебного предмета, курса
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Его задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
Эти практико-ориентированные занятия, выполняющие важный социальный заказ – учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс, который называется «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание курса, так и методы его преподавания.
Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.
Характеристика программы
В данной программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Кратко охарактеризую содержание каждого из блоков.
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.); речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения; определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные компонентыпервого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для меня это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так дети учатся подходам к творчеству.
Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений.
Большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в данную программу включён такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Мне представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
В предлагаемой программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека. (Пословица)
Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета за курс обучения
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Риторика":
личностные:
овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ-
ки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости;
метапредметные:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою
точку зрения;
предметные:
овладение представлениями о нормах русского литературного языка и
правилах речевого этикета;
умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях обще-
ния, выбирать языковые средства для успешного решения коммуника-
тивных задач.
5-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 5-м классе является формирование следующих умений:
осознавать роль речи в жизни людей;
оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса « Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной дея-
тельности;
реализовывать высказывание на заданную тему;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачно-
го и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недоста-
ток информации, использовать школьные толковые словари;
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в сов-
местной деятельности;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
3)Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 5-м классе является формирование следующих умений:
различать устное и письменное общение;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несло-
весного общения при взаимодействии людей, уместность использова-
ния различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;
уместно использовать несловесные средства в своей речи;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров
приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуа-
циях общения;
продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
сочинять сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
сочинять и исполнять считалки, подбирать рифмы в стихотворном тексте;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
6-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 6-м классе является формирование следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
знать приёмы сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
определять вид речевой деятельности, характеризовать особенности;
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
давать оценку невежливому речевому поведению.
7-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика»в 7 классе является формирование следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать тему урока;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план, конспект, тезисы;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио –, видео – ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста.
Формы и виды контроля
Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, "устные журналы", выполнение и защита проектов.
Формы подведения итогов:
Круглый стол: «Правила общения – правила моей жизни»
Методические рекомендации
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий (пишущий);
• что хотел сказать (написать);
• что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
Дети приучаются оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Приведу некоторые формулировки заданий для риторического анализа:
• восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;
• каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;
• что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;
• являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;
• может ли быть несколько правильных решений этой задачи;
• какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– почему (причина, мотив);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Набор портретов ученых-лингвистов
Набор таблиц
Репродукции картин русских художников
Магнитная доска
Классная доска
2 шкафа для хранения учебных пособий, дидактических материалов
Полка для книг
2 ученических стола с комплектом стульев
Стол учительский
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вербовая, Н.Н. Искусство речи. – М: 1977.
Волков, А.А. Основы риторики. М: 1996.
Грудцына, Л.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы, внеклассного чтения. М: Флинта:Наука, 1998.
Львов, М.Р. Риторика. Культура речи. – М: «Академия», 2002.
Максаков, А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1979.
Педагогическое речеведение: словарь-справочник \Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н.Мещерякова. М.: Флинта: Наука, 1998.
Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.
Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.
Скворцов, Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. - М.: Издательство «Знание», 1995
Смелкова, З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.