Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Остров Знаний"(знакомство с проектно-исследовательской деятельностью: гуманитарное направление)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Остров Знаний"(знакомство с проектно-исследовательской деятельностью: гуманитарное направление)
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и — в перспективе — во взрослой самостоятельной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Остров Знаний"(знакомство с проектно-исследовательской деятельностью: гуманитарное направление)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»
Чистопольского муниципального района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Остров Знаний"
(знакомство с проектно-исследовательской деятельностью:
гуманитарное направление)
направление развития личности обучающихся: интеллектуальное
уровень: 5 - 7 классы
Составитель: Семенова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Лицей № 1", г. Чистополя
Чистополь, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Остров Знаний» составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 года № 287;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413,
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675);
Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370;
Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371.
Закона РТ от 22.07.2013 N 68-ЗРТ «Об образовании» (принят ГС РТ 28.06.2013);
(Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034);
Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2022 годы», утверждённой постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 №794.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности "Остров Знаний"ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Важность реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Жизнь современного общества устроена таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований — в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по-настоящему стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам проектно-исследовательской деятельности
Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом — культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т. п.
Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности.
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и — в перспективе — во взрослой самостоятельной жизни.
Программа поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир:
навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату;
навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих творческих профессий;
навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной собственности;
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
навык работы со специализированными компьютерными программами, техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки.
ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа является учебно-методическим пособием по внеурочной деятельности для учителей общеобразовательной школы. Она может быть реализована в работе со школьниками 5 - 7 классов, когда учащиеся начинают создавать свои первые учебные проекты.
В силу возрастных особенностей школьников педагогу важно, чтобы ребенок познакомился с основами проектно-исследовательской деятельности и приобрёл навыки для создания своего первого проекта.
Программа курса рассчитана на 35 часов, в рамках которых предусмотрены такие формы занятий, как беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога, конкурс, итоговая научно-практическая конференция Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность.
Консультации для школьников по созданию исследовательских проектов и вопросам их оформления проводятся по необходимости в учебное и внеучебное время: в режиме личных и/или онлайн-встреч.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности "Остров Знаний" разработана с учетом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Примерной программе воспитания;
высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
ориентации школьников на подчеркиваемую Примерной программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и исследований;
интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается Примерной программой воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Остров Знаний" (знакомство с проектно-исследовательской деятельностью: гуманитарное направление)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:
готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами пользуется школьник во время проведения исследования или с которыми он вступает во взаимодействие во время реализации проекта;
активное участие посредством реализации социально ориентированных исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев — историков, психологов, социологов, педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально- этических принципов в деятельности исследователя;
готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе проектно-исследовательской деятельности, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.
В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности через практическую проектную и исследовательскую деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других);
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, формулировать собственные исследовательские или проектные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
использовать вопросы как исследовательский инструмент;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной проектной или исследовательской работы при решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать собственные действия с другими членами команды;
оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской и проектной работы (выявление проблемы, требующей решения);
составлять план действий и определять способы решения;
владеть приемами самоконтроля — осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов исследовательской или проектной работы;
вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности (основное общее образование) представлены с учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей, затрагиваемых в ходе проектно-исследовательской деятельности школьников.
Русский язык:
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения;
осознанное расширение речевой практики;
овладение основными нормами современного русского литературного языка.
Литература:
умение участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
умение использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи;
применение ИКТ, соблюдение правил информационной безопасности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Первый уровень результатов — школьники будут иметь первичное представление об исследовательских проектах и их представлении на научно-практических конференциях.
Второй уровень результатов — учащиеся познакомятся со всеми этапами работы над исследовательскими проектами и попробуют свои силы на каждом из этих этапов, выявят свои затруднения и смогут их решить во время внеурочных занятий по данному курсу или во время индивидуальных консультаций с учителем.
Третий уровень результатов — школьники научатся самостоятельно создавать исследовательские проекты и представлять их на нучно-практических конференциях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Остров Знаний" (знакомство с проектно-исследовательской деятельностью: гуманитарное направление)
I. Введение. В науку открываем дверь (2 ч.)
Виды проектов (Исследовательские, творческие, бинарные проекты. Индивидуальные и групповые проекты).
Знакомство со всероссийскими, республиканскими и муниципальными научно-практическими конференциями и конкурсами, на которых можно представить готовые проекты.
Знакомство с готовыми проектами учащихся, ставших победителями и призёрами
Секреты успешных проектов (встреча с учащимися-победителями и призёрами всероссийских, республиканских, муниципальных НПК и конкурсов).
Печатные издания и электронные книги: плюсы и минусы для работы над проектами.
II. Виды работ при создании исследовательских проектов. (19 часов)
Актуальность исследовательских проектов. Работа с "Календарём знаменательных и памятных дат". Определение актуальных тем проектов в предстоящем учебном году.
Темы проектов по русскому языку и литературе. Выбор темы проекта. Этапы выполнения исследовательской работы.
Цели исследовательских проектов.
Задачи исследовательских проектов.
Тезис. Аргумент. Вывод. Для чего необходимы выводы в исследовательской работе? Как оформляются выводы?
Источники информации для подготовки исследовательских проектов. Индивидуальные консультации.
Практическая значимость исследовательской работы.
Что такое "гипотеза" проекта?
Виды словарей, используемых при создании проектов. Как работать со словарями?
Этимология и лексикография изучаемого слова. Работа по определению этимологии и лексикографии слов.
Использование изучаемого слова в лексике и фразеологии. Лексические и фразеологические словари. Работа со словарями.
Первичное знакомство (в рамках подготовки школьных проектов) с Научным интернет-ресурсом "Национальный корпус русского языка". Использование возможностей данного интернет-ресурса для составления графиков по исследуемому слову (используем "Основной корпус", "Газетный корпус", "Поэтический корпус"). Поиск цитат по изучаемому слову в "Национальном корпусе русского языка". Обучение работе с графиками "Национального корпуса русского языка".
Эпиграф. Эпиграф к проектной работе.
Требования к оформлению готовых проектов.
Что такое ссылки и как они оформляются?
Цитаты. Способы оформления цитат. Важность использования цитат в исследовательской работе.
Для чего необходим при подготовке проекта список использованной литературы и интернет-источников? Как оформляется этот список?
"Приложения" к исследовательской работе. Какие материалы и для чего используют в "Приложении" к проекту? Оформление "Приложения". Ссылки в работе на материал в "Приложении".
III. Анкетирование и его использование в исследовательской работе (3 часа)
Кто такие респонденты?
Как провести анкетирование респондентов? Способы сбора информации у респондентов.
Насколько важно использовать анкетирование респондентов в исследовательской работе?
Необходимые требования при работе с респондентами.
Как составлять вопросы к проекту?
Открытые и закрытые вопросы.
Как правильно оформить в исследовательской работе результаты анкетирования?
Как создавать графики по результатам анкетирования?
Как правильно представить графики в исследовательской работе?
IV. Создание презентации к исследовательской работе (6 часов)
Для чего нужна презентация при защите проекта?
Знакомство с презентациями победителей и призёров НПК.
Требования к созданию презентаций.
Как создавать презентации к исследовательской работе? Оформление презентаций. Работа по поиску необходимых иллюстраций в Интернете.
V. Буклет к исследовательской работе (1 часа)
Что такое буклет?
Виды буклетов.
Как создавать буклет?
VI.Как правильно представить исследовательский проект (1 час)
Как успешно представить проект?
Выразительность устной речи при выступлении с проектом. Работа со зрителями.
Как отвечать на вопросы членов жюри и зрителей при защите проекта? Виды вопросов.
VII. Защита проектов учащимися (3 часа).
Защита учащимися индивидуальных и групповых проектов.
Вопросы по проектам.
Анализ выполненных проектов (групповое обсуждение проектов выступающих).
Рекомендации учителя.
Тематическое планирование курса программы
внеурочной деятельности "Остров Знаний" в 5-7 классах
№
п/п
Наименование
раздела (темы)
курса
Коли-
чество
часов
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Практические работы
Электронные учебно-методические материалы
1-2.
Введение. В науку открываем дверь
2
1. Виды проектов (Исследовательские, творческие, бинарные проекты).
Знакомство со всероссийскими, республиканскими и муниципальными научно-практическими конференциями и конкурсами, на которых можно представить готовые проекты.
Знакомство с основами проектно-исследовательской деятельности. Обсуждение ее роли в жизни человека и общества. Участие в общей беседе о мечтах, планах на будущее и детском опыте открытий и изобретений. Знакомство с проектами различных видов и возможностью их представления на всероссийском, республиканском, муниципальном уровнях. Участие в мозговом штурме по выдвижению идей конкретных проектов по каждому из предложенных педагогом видов.
КФУ НПК школьников им. Н.И.Лобачевского: https://malun.kpfu.ru/lob-konf
Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения: http://cloud.mail.ru/public/DWey/QGWqmJKSj
Исследовательские работы и проекты. Обучонок: https://obuchonok.ru/etapy?ysclid=lu5pgv5ymw207711663
2. Знакомство с готовыми проектами учащихся, ставших победителями и призёрами. Секреты успешных проектов (встреча с учащимися-победителями и призёрами всероссийских, республиканских, муниципальных НПК и конкурсов).
Печатные издания и электронные книги: плюсы и минусы для работы над проектами.
Знакомство с проектными работами учащихся, победивших или занявших призовые места в НПК и конкурсах. Обсуждение представленных работ. Встреча с учащимися, выполнявшими эти проекты. Согласование учащимися выбранных тем проектов с педагогом.
Бумага vs экран: https://skillbox.ru/media/education/bumaga-vs-ekran-pora-li-otkazatsya-ot-pechatnykh-uchebnikov/?ysclid=lu5pbylwjf146389925
3-21
Виды работ при создании исследовательских проектов.
19
3. Актуальность исследовательских проектов. Работа с "Календарём знаменательных и памятных дат". Определение актуальных тем проектов в предстоящем учебном году.
Работа с "Календарём знаменательных и памятных дат". Определение актуальных тем проектов в предстоящем учебном году. Обсуждение примеров описаний актуальности исследовательских и проектных работ, над которыми ранее работали другие
школьники, дискуссия об их сильных и слабых сторонах. Участие в деловой игре
«Проблемы, которые я хотел бы решить»: работа в парах — высказывание собственной позиции по актуальным проблемам, которые могут быть решены в рамках исследовательской деятельности, получение обратной связи в виде советов или предложений от партнера, выслушивание позиции партнера по проблемам, которые хотелось бы решать ему, помощь партнеру в виде советов или предложений, смена пары.
Вопросы школьника педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов обоснования актуальности своей работы. Беседа с педагогом по вопросам обоснования актуальности.
1
Календарь знаменательных и памятных дат: https://sch46.ru/public/users/602/DOC/20092022095422.pdf?ysclid=lu5r1kjwtn920337907
4. Темы проектов по русскому языку и литературе. Выбор темы проекта. Этапы выполнения исследовательской работы.
Цели исследовательских проектов.
Задачи исследовательских проектов.
1
Исследовательские работы и проекты. Обучонок: https://obuchonok.ru/etapy?ysclid=lu5pgv5ymw207711663
5. Тезис. Аргумент. Вывод. Для чего необходимы выводы в исследовательской работе? Как оформляются выводы?
Участие в коммуникативной игре «Никто не знает, что я…»: работа в кругу — завершение тезиса из названия игры с перечислением 1—3 самых значимых и мало известных другим школьникам собственных увлечений или интересов. Мозговой штурм: учимся делать выводы из полученной информации. Индивидуальные консультации педагога.
1
Фразы-шаблоны для исследовательской работы: http://inka66.ru/rabota/individ_proekt/frazi_vivodi.pdf
6. Источники информации для подготовки исследовательских проектов. Индивидуальные консультации. Консультации для школьников по вопросу определения проблемы, которую они хотели бы попытаться решить, и выбора соответствующего ей направления проектной или исследовательской деятельности
Вопросы ученика педагогу по поводу выбора направления проектной или исследовательской деятельности.
Формулирование своих интересов в сфере проектной или исследовательской деятельности. Описание конкретных практических или исследовательских проблем, требующих, по мнению ученика, решения. Аргументация необходимости и возможности их решения оригинальным способом.
Советы по поиску источников для исследовательских работ: https://blog.rosdiplom.ru/rd/pubdiplom/view.aspx?id=478&
7. Практическая значимость исследовательской работы. Что такое "гипотеза" проекта?
Участие в деловой игре: придумывание гипотез для тем проектов, предложенных учителем; определение практической значимости проектов по заданию учителя. Обоснование актуальности тем, придуманных группой-партнером. Индивидуальные консультации педагога.
1
Практическая значимость работы. Обучонок: https://obuchonok.ru/znachimost?ysclid=lu5q57p8zo472130501;
Гипотеза исследовательской работы. Обучонок: https://obuchonok.ru/node/5778?ysclid=lu8mm5yeh823974640
8-10. Виды словарей, используемых при создании проектов. Как работать со словарями?
Этимология и лексикография изучаемого слова. Работа по определению этимологии и лексикографии слов по словарям.
Использование изучаемого слова в лексике и фразеологии. Лексические и фразеологические словари. Работа со словарями.
Работа с различными видами словарей по заданию учителя в парах. Обучение определению этимологии и лексикографии слова по словарям. Деловая игра по поиску необходимой информации в словарях по заданиям учителя и групп-партнёров. Согласование сроков предоставления работ, очередности и времени консультаций.
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И.
Фёдоров. 2008: https://phraseology.academic.ru/
11-14. Первичное знакомство (в рамках подготовки школьных проектов) с Научным интернет-ресурсом "Национальный корпус русского языка". Использование возможностей данного интернет-ресурса для составления графиков по исследуемому слову (используем "Основной корпус", "Газетный корпус", "Поэтический корпус"). Поиск цитат по изучаемому слову в "Национальном корпусе русского языка". Обучение работе с графиками "Национального корпуса русского языка".
Знакомство (в рамках выполнения проектных работ начального уровня) учащихся с некоторыми разделами научного интернет-ресурса "Национальный корпус русского языка" для поиска необходимой информации и выполнения практических работ в НКРЯ по заданию учителя. Индивидуальные консультации педагога.
Национальный корпус русского языка: https://ruscorpora.ru/ НКРЯ. Газетный корпус (корпус современных СМИ): https://ruscorpora.ru/search?search=CgQyAggDMAE%3D
НКРЯ. Основной корпус: https://ruscorpora.ru/search?search=CgQyAggBMAE%3D
15. Эпиграф. Эпиграф к проектной работе. Требования к оформлению готовых проектов. Что такое ссылки и как они оформляются?
Знакомство учащихся с правилами оформления ссылок в проектных работах. Мозговой штурм: подбор эпиграфа (выбор афоризма) к предложенным учителем темам проектов. Участие в дискуссии о сильных и слабых сторонах приводимых педагогом примеров из проектных и исследовательских работ, выполненных другими школьниками. Индивидуальные консультации педагога.
Требования к оформлению проекта: https://shkola10surgut-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Kuracheva_OS/Trebovaniya_k_oformleniyu_proekta_kriterii_otsenivaniya_obraztsy.pdf
Что такое ссылка: https://neiros.ru/blog/marketing/chto-takoe-ssylka-i-28-raznovidnostey-url/?ysclid=lu5rhpifkh526264342
16-17. Цитаты. Способы оформления цитат. Важность использования цитат в исследовательской работе.
Обучение учащихся оформлению цитат разными способами. Дискуссия о культуре цитирования: «Идея принадлежит всем или ее автору?» Индивидуальные консультации педагога.
1
Основные способы цитирования: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/313-osnovnyesposobycitirovaniya.html?ysclid=lu5rkgpnn1359861454
18-19. Для чего необходим при подготовке проекта список использованной литературы и интернет-источников? Как оформляется этот список?
Беседа. Деловая игра "Корректор" по исправлению ошибок, допущенных в списке литературы и интернет-ссылок. Индивидуальные консультации педагога.
1
Список литературы исследовательской работы. Обучонок: https://obuchonok.ru/literatura?ysclid=lu5rmjb05m979756503
20-21. "Приложения" к исследовательской работе. Какие материалы и для чего используют в "Приложении" к проекту? Оформление "Приложения". Ссылки в работе на материал в "Приложении".
Беседа с элементами практической работы. Групповая работа: решение кейсов по составлению приложений на разные темы. Индивидуальные консультации педагога.
Анкетирование и его использование в исследовательской работе
3
22. Кто такие респонденты? Как провести анкетирование респондентов? Способы сбора информации у респондентов.
Насколько важно использовать анкетирование респондентов в исследовательской работе?
Необходимые требования при работе с респондентами. Как составлять вопросы к проекту? Открытые и закрытые вопросы.
23-24. Как правильно оформить в исследовательской работе результаты анкетирования?
Как создавать графики по результатам анкетирования?
Как правильно представить графики в исследовательской работе?
Практикум по составлению опросника для респондентов на заданную учителем тему и получения обратной связи от аудитории. Обучение созданию гугл-формы для проведения анкетирования и последующей обработке полученной информации для исследовательской работы. Деловая игра "К нам в гости пришёл корреспондент" (учимся правильно задавать вопросы и отвечать на них). Индивидуальные консультации педагога.
Обучение учащихся оформлению результатов анкетирования в проектной работе. Индивидуальные консультации педагога.
25.Для чего нужна презентация при защите проекта? Как создавать презентации к исследовательской работе? Знакомство с презентациями победителей и призёров НПК.
Знакомство с презентациями победителей и призёров НПК. Беседа. Обсуждение просмотренных презентаций: плюсы и минусы. Индивидуальные консультации педагога.
Правила оформления презентации проекта. Обучонок: https://obuchonok.ru/node/5826?ysclid=lu5rw3527y743325566
26-27.Требования к созданию презентаций. Оформление презентаций. Работа по поиску необходимых иллюстраций в Интернете.
Обучение составлению и оформлению презентаций. Повторение правил работы в сети Интернет. Индивидуальные консультации педагога по составлению презентаций к подготовленным проектам.
1
28-30. Создание презентаций.
Тренинги по созданию презентаций . Мозговой штурм: "Как сделать презентацию своим помощником при защите проекта?" Индивидуальные консультации педагога.
3
31
Буклет к исследовательской работе
1
31. Что такое буклет?
Виды буклетов.
Как создавать буклет?
Создание буклетов к своему проекту. Дискуссия на тему "Что интересного можно найти в буклетах к проектам?" Индивидуальные консультации педагога.
1
Технология создания буклетов. Обучонок: https://obuchonok.ru/node/3968?ysclid=lu5s0lhy91641107761
32
Как правильно представить исследовательский проект
1
32. Как успешно представить проект?
Выразительность устной речи при выступлении с проектом. Работа со зрителями.
Как отвечать на вопросы членов жюри и зрителей при защите проекта? Виды вопросов.
Тренинг по выразительному чтению текста на аудиторию. Индивидуальные консультации педагога.
1
Защита исследовательской работы. Обучонок: https://obuchonok.ru/node/5781?ysclid=lu5s392rnf697104558
33-35
Защита проектов учащимися
3
33-35. Защита учащимися индивидуальных и групповых проектов.
Вопросы по проектам.
Анализ выполненных проектов (групповое обсуждение проектов выступающих).
Рекомендации учителя.
Итоговая научно-практическая конференция. Защита индивидуальных проектов учащимися.
3
Литература:
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 120 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2017. -896 с.