Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ»
В настоящее время, в связи с сокращением срока срочной службы по призыву, созданием профессиональной контрактной армии, оснащением армии и флота новой техникой, а значит и значительно усложнившейся задачей обучения и воспитания молодых воинов, и ввиду технического прогресса, резко снижается двигательная активность ребенка, особенно актуальной становится необходимость ранней профессиональной ориентации и подготовки молодежи к профессии военного, а также укрепления их здоровья и всестороннего развития физических качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ»»
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей…………..…………………….. МБОУ«Средняя школа №27» протокол №…от «…»……….2020г
Руководитель ШМО..... (.........................)
Согласовано
З Заместитель директора по ВР
МБОУ «Средняя школа №27» ...................
«.....» ...................2020г.
Утверждаю
директор школы МБОУ
«Средняя школа №27»
..................А.В. Чечуков
Приказ № от «....»...............2020
Г.М.Назаров _________________
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«ЮНАРМИЯ»
Направление: Общекультурное.
Вид деятельности:
Возраст школьников: 10-17 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов по плану: всего в год 68 часов, в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе примерной программы....................................................................................
Разработчик: учитель ОБЖ Тонеев В.С.
2020-2021 учебный год
г. Ульяновск
Аннотация
к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности.
Рабочая программа Юнармия разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ (редакции от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015).
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 (редакции от 29.12.2014 № 1644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
4. Приказа Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 (редакции от 24.11.2015 № 81) СанПиН 2.4.22821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
5. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
6. Программы внеурочной деятельности в 1-11 классах (по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и среднего общего образования) МБОУ «Средняя школа № 27».
7. Плана внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа № 27» на 2020 – 2021 учебный год.
8. Примерной программы __________________________________________________
Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа № 27» курс внеурочной деятельности «..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................» относится к техническому направлению и на его изучение отводится 68 часов (34 учебных недель), из расчета 2 часа в неделю.
Актуальность программы. В настоящее время, в связи с сокращением срока срочной службы по призыву, созданием профессиональной контрактной армии, оснащением армии и флота новой техникой, а значит и значительно усложнившейся задачей обучения и воспитания молодых воинов, и ввиду технического прогресса, резко снижается двигательная активность ребенка, особенно актуальной становится необходимость ранней профессиональной ориентации и подготовки молодежи к профессии военного, а также укрепления их здоровья и всестороннего развития физических качеств.
Адресат программы – обучающиеся 10-17 лет.
Объем программы – 68 часов
Форма обучения и виды занятий. Программа рассчитана на очную форму обучения, занятия групповые.
Данная программа базируется на следующих принципах дидактики:
- сознательности и активности;
- наглядности;
- последовательности;
- связи теории с практикой;
- разноуровневости;
- прочности;
- гуманизации.
Принцип сознательности и активности подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной творческой деятельностью учащихся.
Принцип наглядности обучения - опора на реальные представления учеников.
Принцип систематичности и последовательности обучения - получение знаний в системе, последовательное усвоение знаний.
Принцип прочности - основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти и на практике.
Принцип доступности обучения - это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности обучающихся: от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Принцип гуманизации - использование индивидуального подхода к ребёнку.
Принцип разноуровневости - связан с уровнем подготовки группы, программа даётся на разных уровнях сложности.
Принцип связи теории с практикой реализуется через связь «знания – жизнь».
Режим занятий. Занятия проходят 1 раза в неделю по 2 часа (по 45 минут с обязательным перерывом не менее 10 минут).
Цель и задачи программы
Цели программы Создание условий для всестороннего развития и патриотического воспитания детей 10-17 лет.
Задачи.
- воспитание у детей беззаветной преданности Отечеству и выработка у них высокого сознания общественного долга и дисциплинированности;
- изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведческих знаний, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины
- развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
- формирование положительной мотивации у молодых людей к прохождению военной службы и подготовка юношей к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
- укрепление здоровья и физической выносливости, физическая закалка;
- активное приобщение молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству.
- привитие чувства необходимости качественного овладения военной специальностью
- подготовка детей к поступлению в высшие военные образовательные учреждения
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 год обучения
№
Название раздела, тема
Всего
часов
Количество часов
Формы аттестации, контроля
теория
практ.
Вводное занятие
1
1
опрос
I.
Основы военной службы (ОВС)
68
21
47
тест
ИТОГО
68
21
47
Учебный план «Основы военной службы» 1 год обучения
№
Название раздела, тема
Всего
часов
Количество часов
теория
практ.
Формы контроля
I.
Вводное занятие
1
1
Опрос
1.1
Правила использования оборудования и инвентаря. Правила поведения. Правила безопасности на занятиях. Рассказ об учебной дисциплине «ОВС»
1
1
тест
II.
История ВС РФ
8
8
тест
III.
Основы тактической подготовки
12
12
тест
IV.
Общевоинские уставы ВС РФ
10
10
тест
V.
Огневая подготовка
12
12
тест
VI.
Радиационная, химическая и биологическая защита
12
3
9
тест
VII.
Строевая подготовка
12
12
тест
ИТОГО:
68
23
45
Содержание учебного плана 1 года обучения
Содержательная часть раздела конкретизирует содержание тем, дается последовательность изучения тем раздела с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Раздел предусматривает ознакомление обучающихся с историей создания и развития Вооруженных сил России, боевыми традициями, символами воинской чести, воинской обязанностью граждан и службой в Вооруженных силах РФ, с нравственными ценностями. Занятия направлены на воспитание уважения к Вооруженным силам РФ, формирование морально-психологических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы, а также на проведение военно-профессионального ориентирования в выборе профессии офицера – защитника Отечества.
Тема № 1 - Вводное занятие.
Правила использования оборудования и инвентаря. Правила поведения. Правила безопасности на занятиях. Рассказ об учебной дисциплине «ОВС»
Тема № 2. История Вооруженных сил Российской Федерации.
Дни воинской славы России. Основные этапы развития вооруженных сил России и СССР. Русско-японская война 1904-1905 гг. I мировая война и ее влияние на развитие отечественных вооруженных сил. Гражданская война в России 1918-1922 гг. Развитие вооруженных сил СССР 1923-1941 гг. II мировая война. Развитие вооруженных сил СССР и России с 1945 г. по настоящий период.
Тема №3. Основы тактической подготовки.
Понятие о тактике как составной части военного искусства. Организационная структура ВС РФ. Организация подразделений мотострелковых и танковых войск СВ ВС РФ. Общие понятия и характеристики современного общевойскового боя и видов боевых действий. Организация, вооружение и тактика действий подразделений армий основных стран - участниц блока НАТО. Общие понятия об боевом и материально - техническом обеспечении боевых действий. Действия мотострелковых отделения и взвода в наступлении и в обороне. Виды и основные характеристики вооружения и военной техники, состоящих на вооружении мотострелковых и танковых подразделений СВ ВС РФ. Практические действия в составе мотострелковых отделения и взвода в наступлении и в обороне. Общие понятия о военной топографии, практические действия по ориентированию на местности и определению своего местоположения. Общие понятия о военно-инженерной подготовке, практические действия по оборудованию индивидуального окопа для стрельбы лежа, с колена и стоя, инженерное оборудование позиции мотострелкового отделения в обороне.
Тема № 4. Общевоинские уставы.
Положение о Боевом знамени воинской части. Требования Военной Присяги. Правовые основы военной службы. Взаимоотношения между военнослужащими. Начальник и подчиненный. Понятие о воинской дисциплине. Взыскания и поощрения. Военная форма одежды. Воинские звания и знаки различия. Общие обязанности военнослужащих. Воинская вежливость. Организация гарнизонной и караульной службы. Служба внутреннего наряда. Внутренний порядок и распорядок дня части. Порядок участия подразделений в общественных мероприятиях. Отдание воинских почестей.
Тема № 5. Огневая подготовка.
Виды стрелкового оружия состоящего на вооружении ВС РФ. Устройство и тактико-технические характеристики автомата АК-74 и ПМ. Порядок неполной разборки и сборки АК-74 и ПМ. Условия выполнения начального упражнения и 1 УУС. Стрелковые тренировки.
Тема № 6. Радиационная, химическая и биологическая защита.
Ядерное, химическое и биологическое оружие, их поражающие факторы. Индивидуальные средства РХБЗ. Противогаз, общевойсковой защитный комплект. Условия выполнения нормативов по надеванию индивидуальных средств защиты. Тренировки в выполнении нормативов одевания средств индивидуальной защиты.
Тема № 7. Строевая подготовка.
Обязанности солдата и командира перед построением и в строю. Выполнение строевых приемов на месте и в движении, с оружием и без него, в одиночном порядке и в составе подразделения. Строи отделения, взвода и роты. Передвижение на поле боя. Строевые тренировки.
1.4. Ожидаемые результаты обучения.
- воспитание у обучающихся беззаветной преданности Отечеству и выработку у них высокого сознания общественного долга и дисциплинированности;
- привитие чувства необходимости качественного овладения военной специальностью, стремление добросовестно выполнять обязанности кадета;
- подготовка детей к поступлению в высшие военные образовательные учреждения.
В результате изучения курса «Основы военной службы», подросток должен:
1.Знать и понимать:
а. историю развития Вооруженных сил РФ, военного искусства в том числе историю кадетских корпусов и суворовских военных училищ России и СССР, основные этапы их развития;
б. правовые и морально-психологические основы военной службы;
в. основные положения военного законодательства РФ и ОВУ ВС РФ;
г. общую структуру ВС РФ;
д. организацию подразделений мотострелковых и танковых войск СВ ВС РФ и общую тактику их действий в различных видах боевых действий;
е. основные характеристики вооружения и военной техники, состоящие на вооружении этих подразделений;
ё. определение и характеристики современного общевойскового боя в различных видах боевых действий;
ж. общие понятия о военной топографии;
з. общие понятия о военно-инженерной подготовки войск;
и. поражающие факторы оружия массового поражения и способы защиты от него.
2. Уметь:
а. действовать в составе мотострелковых отделения и взвода во всех видах боевых действий;
б. выполнять начальное упражнение и 1 УУС Курса подготовки из стрелкового оружия;
в. выполнять неполную разборку и сборку АК-74 и ПМ, производить их техническое обслуживание;
г. оборудовать стрелковый окоп для стрельбы лежа, с колена и стоя в соответствии с установленными нормативами;
д. применять средства индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормативами; е. выполнять строевые приемы на месте и в движении с оружием и без оружия.
ё. нести службу в составе суточного наряда роты в качестве дежурных и дневальных;
ж. передвигаться на поле боя;
з. оказывать доврачебную помощь средствами войсковой аптечки раненому на поле боя.
3. Выполнять:
а. Норматив № 1 (тактическая подготовка) . Выбор места для стрельбы и трассировка окопа. Условия: по команде руководителя занятия «К бою», обучаемый передвигается к указанному рубежу на расстояние 50 м переползанием различными способами и перебежками от укрытия к укрытию. Прибыв на огневой рубеж, обучаемый трассирует окоп для стрельбы лежа занимает его и докладывает "К бою готов". Оценка: «отлично»: 1 мин. 30с., «хорошо»: 1 мин.40м., «удовлетворительно»: 2 мин.
б. Норматив № 2 (тактическая подготовка). Передвижение на поле боя. Условия: по команде руководителя «На огневой рубеж - Марш», обучаемый преодолевает расстояние в 60 м: перебежкой – 25 м, переползанием по-пластунски – 15 м, перебежкой – 20м. Оценка: «отлично» - 50 с., «хорошо» - 55 с., «удовлетворительно» - 1 мин.
в. Норматив № 3. (огневая подготовка). Неполная разборка 5,45 мм автомата АК-74. Оценка: «отлично» - 15 с., «хорошо» - 16 с., «удовлетворительно» - 21 с.
г. Норматив № 4. (огневая подготовка). Сборка 5,45 мм автомата АК-74 после неполной разборки. Оценка: «отлично» - 27 с., «хорошо» - 30 с., «удовлетворительно» - 36 с.
д. Норматив № 5. (огневая подготовка). Изготовка для стрельбы лежа. Условия: по команде руководителя «К бою», обучаемый выдвигается на огневой рубеж, принимает положение для стрельбы лежа, заряжает оружие, направляет его в сторону цели и докладывает «К бою готов». Оценка: «отлично» - 7 с., «хорошо» - 8 с., «удовлетворительно» - 10 с.
е. Норматив № 6. (огневая подготовка). Снаряжение магазина патронами. Условия: в магазин снаряжается 30 учебных патронов россыпью. Оценка: «отлично» - 35 с., «хорошо» - 40 с., «удовлетворительно» - 50 с.
- из положения лежа: «отлично» - 20м, «хорошо»- 15 м, «удовлетворительно» - 10 м;
- из положения с колена: «отлично» - 30 м, «хорошо» - 25 м, «удовлетворительно» - 20 м;
- из положения стоя: «отлично» - 40 м, «хорошо» - 35 м, «удовлетворительно» - 30 м.
ж. Норматив № 8. (РХБЗ). Действия при вспышке ядерного взрыва. Условия: по команде руководителя «Вспышка справа (слева, спереди, сзади)», обучаемый принимает положение лежа ногами к указанному направлению. Оценка: «отлично» - 2 с., «хорошо» - 3 с., «удовлетворительно» - 4 с.
з. Норматив № 9. (РХБЗ). Надевание противогаза. Условия: Противогазы обучаемых находятся в походном положении. По команде руководителя «Газы», обучаемые надевают противогазы. В процессе выполнения обучаемые задерживают дыхание и закрывают глаза. Оценка: «отлично» - 7 с., «хорошо» - 8 с., «удовлетворительно» -10 с.
и. Норматив № 10. (РХБЗ). Надевание защитного комплекта.
- По команде «Химическая тревога» Условия: средства защиты у обучаемых в походном положении. По команде руководителя обучаемые надевают противогазы и плащи защитного комплекта в виде накидки. Оценка: «отлично» - 35 с., «хорошо» - 40 с., «удовлетворительно» - 50 с.
- По команде «Плащ в рукава, чулки перчатки надеть. Газы. » Условия: средства защиты у обучаемых в походном положении. По команде руководителя обучаемые надевают противогазы, чулки, плащи в рукава и перчатки. Оценка: «отлично» - 3 мин., «хорошо» - 3 мин. 10 с., «удовлетворительно»- 4 мин.
- По команде «Защитный костюм надеть. Газы.» Условия: средства защиты у обучаемых находятся в походном положении. По команде руководителя обучаемые надевают противогазы, чулки, плащи в виде комбинезона, перчатки. Оценка: «отлично»- 4 мин. 35с., «хорошо» - 5 мин., «удовлетворительно» - 6 мин.
к. Норматив № 11. (военно-медицинская подготовка). Наложение резинового кровоостанавливающего жгута на бедро (плечо).Условия: обучаемый лежит возле «раненого», жгут находится у него в руках. Оценка: «отлично» - 18 с., «хорошо» - 20 с., «удовлетворительно» - 25 с.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график 1 год обучения
Nп/п
Тема занятия
Кол-во часов
Форма занятия
Форма контроля
Дата планируемая
(число, месяц)
Дата
фактическая
(число, месяц)
Причина изменения даты
1
Вводное занятие
2
теория
беседа
ОВС История ВС РФ
2
теория
опрос
ОВС История ВС РФ
2
теория
Беседа
ОВС. Основы тактической подготовки
2
практика
наблюдение
ОВС. Основы тактической подготовки
2
практика
тест
ОВС. Основы тактической подготовки
2
практика
наблюдение
ОВС. Основы тактической подготовки
2
практика
тест
ОВС. Основы тактической подготовки
2
практика
тест
ОВС. Основы тактической подготовки
2
практика
наблюдение
ОВС. Общевоинские уставы ВС РФ
2
теория
Беседа
ОВС. Общевоинские уставы ВС РФ
2
теория
Беседа
ОВС. Общевоинские уставы ВС РФ
2
теория
опрос
ОВС. Общевоинские уставы ВС РФ
2
теория
Беседа
ОВС. Общевоинские уставы ВС РФ
2
теория
опрос
Огневая подготовка
2
практика
наблюдение
Огневая подготовка
2
практика
наблюдение
Огневая подготовка
2
практика
тест
Огневая подготовка
2
практика
наблюдение
Огневая подготовка
2
практика
наблюдение
Огневая подготовка
2
практика
тест
Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ)
2
теория
Беседа
Радиационная, химическая и биологическая защита
2
Компл.
тест
Радиационная, химическая и биологическая защита
2
практика
наблюдение
Радиационная, химическая и биологическая защита
2
практика
наблюдение
Радиационная, химическая и биологическая защита
2
практика
тест
Радиационная, химическая и биологическая защита
2
практика
тест
Строевая подготовка
2
практика
наблюдение
Самбо Подвижные спортивные игры
2
практика
наблюдение
Строевая подготовка
2
практика
наблюдение
Кикбоксинг. Соревнования
Строевая подготовка
2
контроль
наблюдение
Самбо Подвижные спортивные игры
2
практика
наблюдение
Строевая подготовка
2
практика
наблюдение
Строевая подготовка
2
практика
наблюдение
2.2. Условия реализации программы.
Помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям закона о Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.4.3172(кабинет, спортзал).
Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по общеобразовательной общеразвивающей программе проводятся три вида диагностики:
входная диагностика – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);
текущая диагностика – в середине года (тест, практическое задание);
2.4. Оценочные материалы
Раздел 1:Промежуточная устная форма контроля текущий опрос по теме: «Основы законодательства в области образования, обороны государства и военной службы».
Предлагаемые вопросы к текущему опросу:
Понятие и сущность военной доктрины РФ.
3.Международная миротворческая деятельность ВС РФ.
4.Целевые ориентиры «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».
5.Стратегические цели совершенствования национальной обороны.
6. Конституция РФ об организации обороны страны.
7. Основные положения Федерального Закона «Об обороне».
8. Конституция РФ о руководстве Вооруженными силами.
9. Основные положения Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе».
10. Конституционные полномочия высших органов власти в области обороны.
11. Основные положения Закона РФ «О статусе военнослужащих».
Раздел 2: Промежуточная устная форма контроля зачет по теме: «Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной деятельности по формированию готовности обучающихся к служению Отечеству и его защите».
Предлагаемые вопросы к зачету:
1.Особенности психического развития в юношеский период.
3.Психолого-педагогические аспекты становления ценностных ориентаций личности юношеского возраста.
4.Психолого-педагогические формы и методы подготовки юношей к военной службе.
5.Технология обучения навыкам межличностного взаимодействия в процессе адаптации к военной службе.
6. Структура коммуникативных способностей, средства и способы их развития у педагога.
7.Характеристика развития личности обучающихся юношеского возраста.
8. Проблемы формирования ценностных ориентиров личности обучающихся.
9.Условия формирования гражданской ответственности подрастающего поколения.
10. Особенности психологии межличностных взаимоотношений в процессе адаптации к военной службе.
2.5. Список литературы.
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
3. Федеральный закон "О статусе военнослужащего".
4. Общевоинские уставы ВС РФ. Воениздат М. 2012 г.
5. Наставление по ведению боевых действий подразделениями сухопутных войск. Часть 1. Воениздат М. 1996 г.
6. Военная топография. Воениздат М. 1994 г.
7. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков сухопутных войск. Воениздат М. 1985 г.
8. Учебник "Военная история" Воениздат М. 2008 г.
9. Учебник сержанта войск РХБЗ. ВУ РХБЗ. Кострома 2004 г.
10. Наставление по стрелковому делу 9 мм ПМ. Воениздат М. 1982 г.