Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка работы с детьми ОВЗ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Рабочая программа
кружка работы с детьмиОВЗ«Настроение»
4 СКК
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Разработчик программы:
Теряева Ирина Павловна
учитель музыки начальных классов
г. Михайловск
Содержание
1.
Пояснительная записка
2.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
3.
Содержание тем учебного курса
4.
Календарно-тематическое планирование
5.
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления кружка «Настроение» для обучающихся специального коррекционного 4 класса разработана на основе Программы внеурочной деятельности начальных классов коррекционных образовательных учреждений под редакцией В.В.Воронковой. М.: Изд.«Просвещение», 2006 г.191с.
Вокальное творчество для учащихся начальных классов — главная ступень в работе с детьми с нарушенными интеллектуальными способностями. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специального коррекционного класса.
Цель предмета: установка на всестороннее развитие личности, которая предполагает развитие музыкальных вокальных умений и навыков, овладение детьми музыкальной вокальной культурой.
Задачи обучения:
Образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных вокальных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности:
Развивающие:
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память, способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки:
Коррекционные:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения:
Воспитательные:
помочь самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;
содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
способствовать формированию культуры поведения:
Целевая установка достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыки, с учётом его психофизических и интеллектуальных возможностей.
Принципы обучения:
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива образования;
индивидуализация и дифференциация процесса обучения:
Программа по развитию вокальных умений и навыков
состоит из двух разделов:
Раздел «Пение» включает в себя произведения для формирования вокально-ансамблевых навыков и умений в зависимости от уровня певческого развития. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-ансамблевого репертуара. Формирование вокально-ансамблевых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного занятия обычно исполняется 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением, группа знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. За учебный год класс разучивает 10-15 песен.
Раздел «Слушание» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Исполнение самим педагогом способствует созданию на уроке тёплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия школьников.
Структура урока:
● подготовительная часть урока. Основной её задачей является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов учащихся. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрых, весёлых песен танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойного, любимого всеми песенного материала лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение;
● основная часть — состоит из вышеуказанных разделов, объём которых может варьироваться в зависимости от темы и задач урока:
Этапы урока:
— организация начала урока;
— закрепление пройденного материала;
— подготовка учащихся к новым знаниям (беседа по теме, постановка цели урока);
— слушание музыки;
— подготовка к разделу «пение» — упражнения на постановку голоса, дикции, дыхания;
— пение;
— обобщение и систематизация знаний.
Применяемые технологии:
информационные;
объяснительно-иллюстративные;
здоровье — сберегающие;
модульные;
личностно-ориентированные;
игровые:
Применяемые методы:
рассказ;
объяснение;
упражнение;
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод художественного контекста;
беседа;
слушание музыкальных произведений (фрагментов), определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета, объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором;
наглядный;
метод активизации зрительного и слухового восприятия — сочинение рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке;
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
метод арт — терапии;
метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий):
Связь с другими предметами: ритмика, чтение, русский язык, математика, окружающий мир.
Из массовых форм проводятся следующие мероприятия: утренники, посвящённые календарным датам, конкурсы песен, смотры художественной самодеятельности, посещение концертов, спектаклей. Пение в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей.
Главным требованием, предъявляемым к вокальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно — развивающая направленность. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определённые ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента.
Место предмета в базисном учебном плане: на кружок вокального искусства «Настроение» в 4 классе выделяется 1,5 часа в неделю. Общее число часов за год обучения составляет 51 час.
Требования к уровню подготовки учащихся вокального кружка 4 СКК
Учащиеся должнызнать:
Классические, фольклорные, современные (зарубежные и отечественные детские песни для самостоятельного исполнения.
Особенности музыкального языка современной детской песни: её идейное и художественное содержание.
Учащиеся должныуметь:
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.
Петь ансамблем, выполняя требования художественного исполнения.
Ясно и чётко произносить слова в песнях подвижного характера.
Исполнять хорошо знакомые песни под фонограмму минус 1.
В процессе обучения учащиеся должны выучить не менее 8 песен.
Содержание тем учебного курса
№
Наименование темы
часы
1 четверть, 9занятий
1
Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1,5
2
Разучивание песен.
1,5
3
Работа над техникой дыхания.
1,5
4
Работа над дикцией.
1,5
5
Работа над артикуляцией
1,5
6
Работа над чистым интонированием.
1,5
7
Работа над фразировкой, динамикой.
1,5
8
Работа над характером произведения.
1,5
2 четверть, 8 занятий
1
Разучивание песен.
1,5
2
Работа над техникой дыхания.
1,5
3
Работа над дикцией.
1,5
4
Работа над артикуляцией
1,5
5
Работа над чистым интонированием.
1,5
6
Работа над фразировкой, динамикой.
1,5
7
Работа над характером произведения.
1,5
8
Концертная деятельность.
1,5
3 четверть, 9 занятий
1
Разучивание песен.
1,5
2
Работа над техникой дыхания.
1,5
3
Работа над дикцией.
1,5
4
Работа над артикуляцией
1,5
5
Работа над чистым интонированием.
1,5
6
Работа над фразировкой, динамикой.
1,5
7
Работа над звуковедением.
1,5
8
Работа над строем в ансамбле.
1,5
9
Работа над характером произведения.
1,5
4 четверть, 9 занятий
1
Разучивание песен.
1,5
2
Работа над техникой дыхания.
1,5
3
Работа над дикцией.
1,5
4
Работа над артикуляцией
1,5
5
Работа над чистым интонированием.
1,5
6
Работа над фразировкой, динамикой.
1,5
7
Работа над характером произведения.
1,5
8
Музыкальные игры.
1,5
9
Концертная деятельность.
1,5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (авторской программы И. В. Евтушенко «Музыка и пение») 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, 2012 г.
Емельянов В. Развитие голоса. – С-П, 1997.
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
Казачков С.А. От урока к концерту. Казань, Казанский университет, 1990.
Козлянинова И., Чарели Э. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, 1999.
Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа. Уч. пособие для ВУЗов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Струве Г. Школьный хор. М.,1981.
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990.