Рабочая программа краткосрочного курса "Аргументация в дискуссии" для 5-6 классов
Рабочая программа краткосрочного курса "Аргументация в дискуссии" для 5-6 классов
В данной разработке содержится рабочая прогрмма краткосрочного курса "Аргументация в дискуссии". Курс разработан с целью работы над метапредметными и личностными результатами учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа краткосрочного курса "Аргументация в дискуссии" для 5-6 классов»
Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования. в т.ч.. к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, измеряемые посредством фронтального метапредметного курса и через испытания в рамках метапредметных олимпиад - как оценки высшего достижения учащихся.
Краткосрочные курсы «Аргументация в дискуссии», позволяющие оценить, в т.ч. сформированность ряда универсальных учебных действий, относящихся к регулятивным, познавательным, коммуникативным. В частности, испытание «Аргументация в дискуссии» направлено на оценку метапредметного результата: умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
На разных возрастных этапах логические операции проявляются в виде различных по сложности уровней: в младшем школьном возрасте это – объяснение, в подростковом – доказательство, в юношеском – опровержение. Каждый последующий уровень включает предыдущие.
Таким образом, например, у учащихся 5-6-х классов, на которых рассчитаны предлагаемые испытания, должны сформироваться умения аргументировать тезисы, подбирать аргументы к противоположным высказываниям одновременно, опираясь на понятийное мышление в решении поставленной интеллектуальной задачи.
Актуальность умения аргументировать различные точки зрения подтверждается, прежде всего, в процессе обучения, при решении сложных интеллектуальных задач, при выборе жизненного пути, при оценке поступков окружающих людей, а также своих, в различных видах деятельности.
Умение аргументировать противоположные точки зрения позволит учащимся научиться анализировать и сравнивать различные мнения, сопоставлять противоположные суждения, приводить доказательства, объяснения и примеры для обоснования противоположных тезисов. Кроме того, умение понять ту точку зрения, с которой они, возможно, не согласны, поможет учащимся либо укрепить свою аргументацию в споре, либо начать сотрудничать в разрешении какого-либо жизненного конфликта или проблемы.
Программа краткосрочного курса «Аргументация в дискуссии»
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным. Краткосрочный курс - 8 часов .
Способность к аргументации является одним из важнейших метапредметных результатов, которые должны быть достигнуты в основной школе. Развитие способности «формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение» должно происходить постепенно, с учетом когнитивной, эмоциональной, волевой зрелости учащихся. Исходной схемой для декомпозиции результата «аргументация» является схема «тезис – аргументы». Под тезисом понимается суждение (совокупность связанных между собой суждений), которое субъект формулирует и которое в дальнейшем требует обоснования, доказательства. Под аргументами понимаются суждения, приводимые в обоснование истинности тезиса, подтверждающие тезис, убеждающие других в необходимости принять данный тезис и следовать ему. Именно поэтому отправной точкой мониторинга является умение учащихся искать, подбирать, приводить аргументы в защиту тезиса на начальных этапах, до умения опровержения оппонента в дискуссии.
Умение обосновывать свою точку зрения является полезным в демократическом обществе, предполагающем равноправное сосуществование и столкновение разных позиций. Чтобы успешно участвовать в споре, нужно понимать, что нужно доказать и как это сделать.
Цель курса:
Развитие базовых способностей в аргументации.
Развитие коммуникативной компетенции, выражающейся в способности к публичному выступлению, конструктивной критике.
Развитие рефлексивной компетенции, способности к саморегуляции, саморазвитию, самооценке.
Задачи
1. Познакомить учащихся с основными понятиями .
2.Научить учащихся аргументировать свое мнение, находить контраргументы.
3. Научить учащихся эффективно и корректно вести различные диалоги, дискуссии, дебаты.
4. Познакомить с приемами ведения дискуссии, дебатов .
5. Разработать с обучающимися критерии оценивания дискуссии, дебатов.
6. Научить учащихся применять полученные знания в образовательной деятельности.
Планируемые результаты изучения курса:
Курс разработан с целью работы над метапредметными и личностными результатами учащихся.
На первом этапе организуется работа по подбору аргументов из одного источника (текста) в защиту уже сформулированного тезиса. В тексте учащийся находит фрагменты, подтверждающие тезис. Главная сложность – понять смысл тезиса и подобрать аргументы.
Объектом оценивания является созданное учеником устное высказывание, содержащее данный тезис, подобранные из текста аргументы и собственный пример, подтверждающий тезис. Высказывание по объему должно представлять собой не менее трех полных предложений. Устное выступление учащегося должно отражать понимание смысла тезиса, умение сопоставлять аргументы из текста со смысловым содержанием тезиса, отличать прямые аргументы в поддержку данного тезиса от фактов, не доказывающих тезис, и приводить аргументы в поддержку тезиса, исходя из своих знаний, представлений о мире, своего опыта.
После усвоения схемы «тезис – аргументы» развитие способности к аргументации идет по двум взаимосвязанным направлениям. Различие этих направлений обусловлено наличием или отсутствием адресата аргументации – того субъекта (или тех субъектов) к которым обращена аргументация. Следует различать два вида аргументации:
1. Безличная аргументация. Доказательство, обоснование тезиса проводится в отсутствие реального субъекта, которому оно адресовано, или адресат аргументации скрыт, не обозначен явно. Скрытым адресатом чаще всего выступает учитель, тьютор. При этом отсутствует обратная связь, ученик ни к кому не обращается.
2. Аргументация, имеющая адресата, аргументация в дискуссии. В этом случае обоснование тезиса, подбор аргументов проводится не вообще, а для конкретного субъекта или группы субъектов. Предполагаемое или физическое присутствие адресатов коммуникации изменяет сам строй доказательств, обоснований. Появляется иная точка зрения. Возникает ситуация столкновения различных тезисов, аргументов в их поддержку. Ученик, приводящий аргументы, должен и даже вынужден учитывать, что есть другая точка зрения.
Безличная аргументация Развитие способности к безличной аргументации также предполагает ряд этапов. В связке «тезис – аргументы» следующей ступенькой является необходимость самостоятельно сформулировать тезис при наличии проблемного вопроса – вопроса, который не предполагает однозначного ответа. Первоначальная схема тезис →текст → аргументы усложняется: текст → проблемный вопрос → тезис → аргументы Данная схема реализуется в направлении безличной аргументации, причем ее усложнение обусловлено предъявлением более высоких требований к аргументам: различением сильных и слабых аргументов, приоритетом сильных, аргументации с учетом жанра источника, приведением примеров, подтверждающих аргументы.
При развитии аргументации в дискуссии крайне важным является понимание учащимися того, что противоположные по смыслу тезисы, позиция и оппозиция имеют собственные ряды обоснований и доказательств. Именно поэтому сначала оценивается способность учащихся к формулировке и обоснованию собственной точки зрения при сравнении двух источников, в которых высказываются и обосновываются противоположные точки зрения. текст ↘ тезис → аргументы «анти-текст» ↗
Второй, более сложный уровень заключается в том, что учащемуся даются два противоположных тезиса, к каждому из которых он должен подобрать аргументы. При этом источники аргументов не даются в явном виде. Это могут быть знакомые учащемуся тексты, личный опыт. Данный вид мониторинга реализуется в следующей схеме: тезис → поиск и анализ источников → аргументы антитезис → поиск и анализ источников → аргументы.
Оценка аргументации в реальной дискуссии принципиально меняет объект оценивания. Им становится процесс дискуссии, в котором учащийся отстаивает собственный тезис, формулирует аргументы, приводит контраргументы, опровергает аргументы реального противника в реальной схватке. Условия реальной публичной дискуссии принципиально меняют как требования к объекту оценивания, так и критериальную базу. Главным становится не только и не столько поиск и формулировка аргументов, сколько удержание тезиса и предъявление аргументов, контраргументов и опровержений в ходе обмена репликами. Оцениванию подлежит аргументация собственного тезиса в ходе реальной дискуссии. Принципиальная схема: тезис → подготовка к дискуссии → аргументация собственного тезиса в дискуссии
Наконец, еще более высокий результат предполагает опровержение оппонента в дискуссии. Под «опровержением» понимается речевое высказывание, являющееся реакцией на те или иные аргументы оппонента и подвергающие сомнению его позицию. Опровержение оценивается в ходе реальной дискуссии, к которой группы учащихся готовятся заранее. Первый этап дискуссии, на котором предъявляются заранее подготовленные аргументы каждой из сторон, является тем исходным «текстом», который используется для опровержения противоположной точки зрения. Учащиеся должны записать, понять, обсудить аргументы противника и предложить собственные опровержения этих аргументов. Данный уровень развития способности к аргументации отличается высокой степенью ситуативности, требует от учеников активной работы «здесь и теперь». Приведем схему процедуры мониторинга: тезис → подготовка к дискуссии → первый этап дискуссии → опровержения антитезис → подготовка к дискуссии → первый этап дискуссии → опровержения.
Формат курсов - мастерская, по итогам деятельности обучающиеся создают образовательный продукт, в результате чего обеспечивается развитие универсальных учебных действий, осваиваются различные виды деятельности, демонстрируется личностный прирост.
К образовательным продуктам, созданным учащимися на КК «Аргументация в дискуссии», можно отнести процессы участия в дебатах и дискуссии, подлежащие оценке на основании заранее предъявленных учащемуся критериев. Оценка эффективностиработы в мастерской, результативности прохождения курса носит мониторинговый характер и предусматривает системность, цикличность и разносторонность. Особое место занимают процедуры оценивания, разработка критериев и параметров оценивания.