Рабочая программа естественно-научного кружка "Наука вокруг нас"
Рабочая программа естественно-научного кружка "Наука вокруг нас"
Знакомство детей с веществами, явлениями и объектами природы начинается еще в начальных классах. Однако к началу изучения биологии в 5 классе, физики в 7 классе и химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение данных наук на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала. С целью формирования основ биологического, физического и химического мировоззрения предназначена рабочая программа кружка для учащихся 5 – 7 классов. Увеличение доли эксперимента при работе кружка стало возможным благодаря созданию в школе центра «Точка роста».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«___» ___________20___ г. «___»__________20__г. «__»__________20___г.
Приказ № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
естественно-научного кружка
для 5-7 классов
«Наука вокруг нас»
Учебный год: 2021-2022
Программу разработал:
учитель химии и биологии Сахарова Анна Сергеевна
Пояснительная записка
Знакомство детей с веществами, явлениями и объектами природы начинается еще в начальных классах. Однако к началу изучения биологии в 5 классе, физики в 7 классе и химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение данных наук на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала. С целью формирования основ биологического, физического и химического мировоззрения предназначена рабочая программа кружка для учащихся 5 – 7 классов.
Цель кружка: подготовить учащихся к изучению учебных предметов: биология, физика, химия.
Задачи кружка:
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения научного эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- развить учебно-коммуникативные умения;
- формирование умения наблюдать и объяснять биологические, физические и химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
- формировать умение работать с веществами, живыми объектами, выполнять несложные опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- воспитывать элементы экологической культуры.
Занятия рассчитаны для проведения раз в неделю по 45 мин, всего 35 занятий за учебный год.
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
- интеграция учебного содержания;
- акцент на практические виды деятельности;
- связь науки с жизнью;
- отказ от обязательных домашних заданий;
- обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.
Увеличение доли эксперимента при работе кружка стало возможным благодаря созданию в школе центра «Точка роста».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки;;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
В области предметных результатов
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в лаборатории;
- применять методы научного познания для изучения различных объектов и явлений природы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению различных объектов и явлений природы (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ставить несложные эксперименты и объяснять их результаты;
- различать органы растений;
- описывать строение клеток;
- называть типы тканей растений и животных;
- показывать значение процесса фотосинтеза в жизни растений и в природе;
- определять всхожесть семян;
-понимать смысл некоторых физических понятий: электричество, магнитное поле, капиллярные явления;
- описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
- использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
- использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе;
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
В рабочую программу включено следующее обязательное количество контрольных и диагностических работ на выявление уровня достижения планируемых результатов
Вид работы
Количество
Демонстрации
1
Лабораторные работы
5
Проекты
1
СОДЕРЖАНИЕ естественнонаучного кружка (35 ч)
Введение (2 ч)
Правила техники безопасности при работе в лаборатории. Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, моделирование. Лабораторное оборудование: лупа, препаровальная игла, пинцет, предметное и покровное стекла, микроскоп, чашка Петри, лабораторная посуда (пробирка, штатив, химический стаканчик, зажим для пробирок, колба коническая, стеклянная палочка), нагревательные приборы (спиртовка, электрическая плита), цифровые лаборатории по химии, физике и биологии.
Основы проектной и исследовательской деятельности в школе. Выбор темы проекта, основные этапы работы на проектом, продукт проекта.
Лабораторная работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Биология – наука о живой природе (5 ч)
Органы растений: вегетативные (корень и побег) и генеративные (цветок, плод, семя).
Клеточное строение живых организмов. Многообразие клеток. Понятие об органоидах клетки. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра.
Понятие о фотосинтезе. Пластиды – органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани. Ткани растений: основная, механическая, проводящая, образовательная, покровная.
Строение и значение семени. Значение воды и воздуха для прорастания семян. Значение запасных питательных веществ в семени. Температурные условия. Роль света. Сроки посева семян. Всхожесть семян.
Понятие о кристаллах. Кристаллическая решетка. Кристаллизация.
Понятие об электричестве. Способы получения электроэнергии.
Понятие о магнитных полях Земли.
Понятие о капиллярных явлениях.
Лабораторная работа №7. Изготовление декоративной свечи.
Лабораторная работа 8. Очистка окрашенной соли для ванн.
Лабораторная работа №9. Разделение красителей из растений методом бумажной хроматографии.
Лабораторная работа №10. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Лабораторная работа №11. Изготовление модели ветряного генератора.
Лабораторная работа №12. Изготовление компаса.
Лабораторная работа №13.Окрашивание воды через капилляры салфетки.
Химия – наука о веществах и их превращениях (17 ч)
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Свойства и применение кислорода.
Понятие об оксидах. Свойства и значение воды и углекислого газа.
Понятие об основаниях, свойства и значение отдельных представителей.
Понятие о кислотах свойства и значение отдельных представителей. Понятие об органических кислотах.
Кислоты разбавленные и концентрированные. Техника безопасности при работе с кислотами. Правила разбавления кислот.
Знакомство с индикаторами. Изменение окраски индикаторов в щелочной и кислой средах.
Кислотно-щелочной баланс. Понятие о качественных реакциях.
Понятие о солях, свойства и значение отдельных представителей.
Основные компоненты пищи. Белки. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.
Основные компоненты пищи. Жиры. Растительные и животные жиры, их состав. Применение жиров.
Основные компоненты пищи. Углеводы, свойства, применение отдельных представителей.
Основные компоненты пищи. Витамины. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов.
Демонстрационные опыты: свойства концентрированной серной кислоты.
Лабораторная работа №14. Конструирование объемных моделей молекул воды, метана, углекислого газа и др.
Лабораторная работа №15. Признаки химических реакций.
Лабораторная работа №16. Свойства металлов.
Лабораторная работа №17. Получение и распознавание кислорода.
Лабораторная работа №18. Опыты с водой. Получение и распознавание углекислого газа.
Лабораторная работа №19. Свойства гидроксида натрия.
Лабораторная работа №20. Свойства соляной и серной кислот.
Лабораторная работа №21. Свойства лимонной и серной кислот.
Лабораторная работа №22. Определение рН различных косметических средств.
Лабораторная работа №23. Химические свойства солей.
Лабораторная работа №24. Свойства белков.
Лабораторная работа №25. Свойства жиров.
Лабораторная работа №26. Обнаружение крахмала в продуктах питания.
Лабораторная работа №27. Качественные реакции на витамины.
Проектная деятельность (4 ч)
Работа над проектами.
Защита проектов.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
Дата план
Дата факт
Форма проведения занятий
Введение (2 ч)
1
Правила ТБ. Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, моделирование. Лабораторная работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием.
1
Л. Р. №1
2
Основы проектной и исследовательской деятельности в школе.
1
Беседа
Биология – наука о живой природе (5 ч)
3
Органы растений. Лабораторная работа №2. Изготовление моделирастения (на выбор) из фетра.
1
Л. Р. №2
4
Клеточное строение живых организмов. Лабораторная работа №3. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
1
Л. Р. №3
5
Понятие о фотосинтезе. Ткани растений. Лабораторная работа №4. Рассматривание под микроскопом микропрепаратов тканей растений.
1
Л. Р. №4
6
Строение и значение семени. Лабораторная работа №5. Факторы, влияющие на прорастание семян.
1
Л. Р. №5
7
Ткани животных. Лабораторная работа №6. Рассматривание под микроскопом микропрепаратов тканей животных.
1
Л. Р. №6
Физика – наука об общих законах природы (7 ч)
8
Агрегатные состояния вещества. Лабораторная работа №7. Изготовление декоративной свечи.
1
Л. Р. №7
9
Способы разделения смесей. Лабораторная работа 8. Очистка окрашенной соли для ванн.
1
Л. Р. №8
10
Хроматография как метод разделения смесей. Лабораторная работа №9.Разделение красителей из растений методом бумажной хроматографии.
1
Л. Р. №9
11
Понятие о кристаллах. Лабораторная работа №10.Выращивание кристаллов поваренной соли.
1
Л. Р. №10
12
Понятие об электричестве. Способы получения электроэнергии. Лабораторная работа №11. Изготовление модели ветряного генератора.
1
Л. Р. №11
13
Понятие о магнитных полях Земли. Лабораторная работа №12. Изготовление компаса.
1
Л. Р. №12
14
Понятие о капиллярных явлениях. Лабораторная работа №13.Окрашивание воды через капилляры салфетки.
1
Л. Р. №13
Химия – наука о веществах и их превращениях (17 ч)
15
Понятие о химическом элементе. Химические формулы.
Лабораторная работа №14. Конструирование объемных моделей молекул воды, метана, углекислого газа и др.
1
Л. Р. №14
16
Относительная атомная и молекулярная масса.
1
Решение задач на расчет молекулярных масс
17
Понятие о химических реакциях. Лабораторная работа №15. Признаки химических реакций.
1
Л. Р. №15
18
Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
1
Просмотр учебного фильма, прослушивание сообщений учащихся
19
Понятие о металлах и неметаллах.Лабораторная работа №16. Свойства металлов.
Л. Р. №16
20
Свойства и применение кислорода. Лабораторная работа №17. Получение и распознавание кислорода.
1
Л. Р. №17
21
Понятие об оксидах. Свойства и значение воды и углекислого газа. Лабораторная работа №18. Опыты с водой. Получение и распознавание углекислого газа.
1
Л. Р. №18
22
Понятие об основаниях. Лабораторная работа №19. Свойства гидроксида натрия.
1
Л. Р. №19
23
Понятие о кислотах. Лабораторная работа №20. Свойства соляной и серной кислот.
1
Л. Р. №20
24
Понятие об органических кислотах. Лабораторная работа №21. Свойства лимонной и серной кислот.
Л. Р. №21
25
Кислоты разбавленные и концентрированные. Демонстрационные опыты:свойства концентрированной серной кислоты.
Беседа
26
Знакомство с индикаторами. Кислотно-щелочной баланс. Лабораторная работа №22. Определение рН различных косметических средств.
1
Л. Р. №22
27
Понятие о солях. Лабораторная работа №23. Химические свойства солей.
1
Л. Р. №23
28
Основные компоненты пищи. Белки. Лабораторная работа №24. Свойства белков.
1
Л. Р. №24
29
Основные компоненты пищи. Жиры.Лабораторная работа №25. Свойства жиров.
1
Л. Р. №25
30
Основные компоненты пищи. Углеводы. Лабораторная работа №26. Обнаружение крахмала в продуктах питания.
1
Л. Р. №26
31
Основные компоненты пищи. Витамины. Лабораторная работа №27. Качественные реакции на витамины.
1
Л. Р. №27
Проектная деятельность (4 ч)
32-33
Работа над проектами
2
Работа над проектами
34-35
Защита проектов
2
Защита проектов
ИТОГО
35
Список информационных источников
Буслаков В. В., Пынеев А. В. Реализация программ естественно-научной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста»: Методическое пособие.- Москва, 2021. – 156 с.
Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1987. —240 с.
Пасечник В.В. Биология. Методика индивидуально-групповой деятельности. — М.: Просвещение, 2016
Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. — М.: Яуза-пресс. 2011. — 208 с. 14.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).
Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия. Волгоград: Учитель,2009. 103 с.
Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]: — URL: https://rl.ru/
Круглый стол: Цифровые лаборатории в современной школе [Электронный ресурс]: — URL: https://www.youtube.com/watch?v=qBj-tolw2N4