kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Почемучка" для учащихся 4 класса по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Почемучка" для учащихся 4 класса по ФГОС»


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения ООП НОО, утв. Приказом МОиН РФ от 06 октября 2009 года № 373; -письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности муниципального автономного нетипового общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2», утв. приказом МАНОУ «Гимназия № 2» от от «30» августа 2016г. № 116

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально - исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Программа «Почемучки» основывается на принципах

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

Новизна программы «Почемучка» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Цели программы «Почемучка»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;


2. Общая характеристика программы

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;

  2. литературное чтение;

  3. окружающий мир;

  4. технология;

  5. изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок гимназии и учреждений дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.

 Содержание программы «Почемучка» предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

3. Описание места программы в плане внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельности МАНОУ «Гимназия №2» программа курса «Почемучка» для 4 класса рассчитана на 2 часа в неделю, всего-68ч.

                                                  . 

  4 .Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. 


5. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Почемучка»

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

-предвосхищать результат;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей.




6.Содержание программы


4 класс. “Этот мир придуман не нами”


1 раздел. “ Вселенная и наша планета ”. (10 часов)


Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека


Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”, “Только факты”. (Ридерз Дайджест”)


Практическая деятельность: наблюдение за Луной.


2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”. (12 часов)


Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.


Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные ископаемые.


Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.


3 раздел. “И на север и на юг …”. (8 часов)

Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам.


Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схему карту своего края или села.


Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.


4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (6 часов)

Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.


Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.


Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.


5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (12 часа)

Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?


Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.


Экскурсия: лыжный поход в зимний лес.


Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.


Проведение праздника “Осенний бал”.


6 раздел. “Мы - земляне”. (4 часов)

Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.


Демонстрация: генеологическое древо человека (таблица). Политическая карта мира. Карта России.


Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”


Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.


7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (8 часов)

Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека. Правила дорожного движения. Конституция – Основной закон жизни.


Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.


Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.


Игра “Зарница”.


8 раздел. “Я - сын своего народа”. (8 часов)


Моя страна - Россия. Гимн. Герб и Флаг России. Мой народ. Культура и быт моих предков.


Экскурсия в краеведческий музей города Самары


Практическая деятельность: проведение праздников “Масленица” и “Крещение”.


9 раздел. “Моя фамилия- моя гордость”. (7 часов)


Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеологическое древо. Лента времени жизни.


Демонстрация: генеологическое древо знаменитых людей


Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс “Моя родословная”.


Поисковая работа: “Тайны наших имён”.


Заключительное занятие- 1 ч



7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


№ п/п

Темы

Количество часов

1

Вселенная и наша планета

10

2

Земля – планета Солнечной системы

12

3

И на север, и на юг

8

3

Воздушная подушка нашей планеты

6

4

У природы нет плохой погоды-

12

5

Мы - земляне

4

6

...Человек – это звучит гордо!

8

7

Я - сын своего народа

8

8

Моя фамилия - моя гордость

7

9

Заключительное занятие

1


Итого:

68ч


























































8. Описание методического и материально – технического обеспечения

Для учителя:


  1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.


  1. Карташова Людмила. Места заповедные. Казань”. Идел-Пресс”. 2007.

  2. Мухерджее Мохит. Хартия Земли (учебное пособие). Казань. “Заман”. 2007.


  1. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.


  1. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге. Казань.

2010.


  1. Протащук И.Ю. Тематическое и поурочное планирование (по основам природоведения). Казань. Изд. “Хэтер”. 2009.

  1. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).

  2. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.


Для учащихся:


  1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.

  2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

  3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.

  4. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.

  5. Детские развивающие и познавательные журналы.


  1. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.


  1. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.

  2. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.

  3. Тукай Г. “Шурале”. Казань. Татгиз дат. 2009.

  4. Лях В. И. Физкультура - мой друг. Казань. “Идель-Пресс”. 2006.

  5. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.

  6. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.

  7. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.

  8. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.

  9. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008

  10. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.

  11. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.







Приложение


Календарно - тематическое планирование программы «Почемучка»

4 класс


урока

Название темы

Дата проведения

Корректировка даты



1-2

Вселенная и наша планета – 10ч

Вводное занятие. “…Да откроются тайны необъятного Мира!”

“…Да откроются тайны необъятного Мира!”



3-4

Что за слово “вселенная”? Где край Земли?



5-6

Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари.



7-8

Осенние и весенние работы в саду в огороде.



9-10

Практ. занятие “Светит месяц, светит ясный”. Наблюдение за ночным небом (видеофрагмент). Определение лунных фаз, новая и старая Луна



11

Земля - планета Солнечной системы- 12ч Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)



12-13

Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”

Экологические проблемы нефтяной промышленности



14

Игра-викторина “В гостях у хозяйки медной горы”



15-16

И на север, и на юг- 8ч

Глобус - макет планеты Земля. Ознакомление с мифами о сотворении мира.



17-18

“Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса)



19-20

Практическое занятие. Составление карты своей местности



21-22

Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” (наблюдение над ночным небом)(видеофрагмент)



23-24

Воздушная подушка нашей планеты-6ч

Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?



25-26

“Он сказал: Поехали!” (виртуальная экскурсия в музей космонавтики)



27-28

Практ. занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая….радуга- дуга”.



29-30

У природы нет плохой погоды-12ч

У костра месяцев- братцев. (Смена времён года).



31-32

Откуда что берётся?



33-34

Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства.



35-36

Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края)



37-38

Проведение акции “Птичья столовая”



39-40

Творческая работа-сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка-зима!”



41-42

Мы - земляне -4ч

Жизнь - это… Чудо! Происхождение жизни на земле.



43-44

“Ребята, давайте жить дружно!”. (Игра КВН, викторина )



45-46

...Человек – это звучит гордо!-8ч

Самое разумное существо на земле (ознакомление со строением тела человека). Человеческие возможности.



47-48

Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра)



49-50

Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.



51-52

Мы- участники дорожного движения. Соблюдаем правила дорожного движения.



53-54

Я - сын своего народа

Мой адрес - Россия, Символы России. Презентация Парламентского урока



55-56

Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы)



57-58

Экскурсия в краеведческий музей .



59-60

Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”.



61-62

Моя фамилия - моя гордость-7ч

Это моя семья. Информация обо всех родственниках.



63-64

Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени)



65-67

Практическая деятельность “Моя родословная”. (Составление генеологического древа своей семьи)



68

Заключительное занятие-1ч








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Почемучка" для учащихся 4 класса по ФГОС

Автор: Миронова Нина Михайловна

Дата: 20.09.2016

Номер свидетельства: 344818


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства