kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса из бумаги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая  образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса из бумаги"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Звездненская средняя общеобразовательная школа»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Чудеса из бумаги»







Автор – составитель:

Генинг А.И.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Зведненская СОШ»









п.Звездный, 2016

Пояснительная записка


«Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).


Предлагаемая образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Эти программы, отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, конструирование, мозаика, аппликация).

На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

«Чудеса из бумаги» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.


Программа рассчитана на четыре года обучения: 34 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7- 11 лет.

В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.

Младший школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ. Занятия модульным оригами – это освоение практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.


Цель данной программы — создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.


Задачи программы:

Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.


Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.


Воспитательные:

- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.


Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.

А также различные методы обучения:

- в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

- в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).


Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).


Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Чудеса из бумаги», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.


Средства обучения:

- методические пособия и книги по оригами;

- готовые изделия в техниках: оригами, аппликации, мозаики;

- инструменты, материалы и принадлежности


Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

- применение индивидуальных, групповых форм обучения;

- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.


Предполагаемые результаты работы


К концу обучения учащиеся должны:


  1. Уметь организовывать свое рабочее место.

  2. Овладеть практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги.

  3. Знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.

  4. Уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  5. Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

  6. Работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности

  7. Знать историю возникновения техники оригами.

  8. Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

  9. Уметь четко работать с инструментами.

  10. Уметь читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, мозаики.

  11. Овладеть навыками культуры труда.

  12. Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

  13. Уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.

  14. Знать и уметь выполнять композиции в технике аппликации.

  15. Уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.


Формы и виды контроля

виды контроля

содержание

методы

сроки контроля

Вводный

Области интересов и склонностей. Уровень ЗУНов по искусству.

Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся

Сентябрь

Текущий

Освоение учебного материала по темам, разделам

Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения

По каждой теме

Творческий потенциал учащихся

Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в окружных, городских и краевых выставках: «Город мастеров», «Зеркало природы», «Портфолио».

Ноябрь

Декабрь

Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю

Наблюдение, тестирование, проектная деятельность

1 раз в полугодие

Коррекция

Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана

Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле

В течение года

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста

Зачетные, творческие работы. Создание портфолио учащихся. Выполнение творческого проекта

Апрель

Май



Учебно-тематический план образовательной программы

«Чудеса из бумаги»


п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

теоретическое

практическое

Первый год обучения

1

Модульное оригами.

34

19


1.

История развития техники модульного оригами.

1

1

-

2.

Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы.

1

1

-

3.

Правила техники безопасности.

1

1

-

4.

Волшебные свойства бумаги.

Базовая форма модульного оригами «Треугольник».

2

1

1

5.

Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации.

2

1

1

6.

Композиция «Пчела».

2

1

1

7.

Композиция «Заяц».

2

1

1

8.

Композиция «Лебедь».

2

1

1

9.

Композиция «Цветущий кактус».

2

1

1

10.

Композиция «Дед Мороз».

2

1

1

11.

Композиция «Снеговик».

2

1

1

12.

Новогодние снежинки.

2

1

1

13.

Композиция «Котенок».

2

1

1

14.

Композиция «Сова».

2

1

1

15.

Композиция «Лиса».

2

1

1

16.

Композиция «Лесовичек».

2

1

1

17.

Композиция «Казак и казачка».

2

1

1

18.

Композиция «Букет цветов».

2

1

1

19.

Выставка творческих работ.

2

1

2



п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

теоретическое

практическое


Второй год обучения

1

Аппликация

34

6

28

1

История возникновения техники аппликации.

2

2

-

2

Работа по трафарету, способы скрепления деталей.

2

1

1

3

Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету.

2

-

2

4

Аппликация «Аквариум».

4

1

3

5

Аппликация «Космос».

4

-

4

6

Аппликация «Цветы».

4

-

4

7

Полуобъёмная аппликация. Виды. Приемы крепления деталей.

2

1

1

8

Аппликация «Маки».

4

-

4

9

Аппликация «Букет цветов».

4

-

4

10

Аппликация «цветущая ветка».

2


2

11

Аппликация «Цветы и бабочки».

4

-

4



п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

теоретическое

практическое


Третий год обучения

1

Квилинг

25

7

18

1.

История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты.

1

1

-

2.

Правила работы с бумагой в технике квилинга.

1

-

1

3.

Композиция «Фрукты».

3

1

2

4.

Композиция «Ангелы».

3

1

2

5.

Композиция «Цветы и бабочки».

4

1

3

6.

Композиция «Снежинки».

4

1

3

7.

Композиция «Подсолнухи».

4

1

3

8.

Объемная композиция «Поросенок».

5

1

4


2

Объемное торцевание бумагой.

10

3

7

1

История возникновения техники. Приемы работы. Материалы и инструменты.

1

1


2

Композиция «цветущий кактус».

3

1

2

3

Композиция «Снеговик».

3

1

2

4

Композиция «Тигренок».

3

1

2








п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

теоретическое

практическое


Четвертый год обучения

1

Объемное конструирование из бумаги.

25

7

18

1

Материалы и инструменты. Приемы работы.

2

1

1

2

Композиция «Букет роз».

3

1

2

3

Композиция «Корзина с тюльпанами».

4

1

3

4

Композиция «Матрешки».

4

1

3

5

Композиция «Орел».

4

1

3

6

Композиция «Аист».

4

1

3

7

Композиция «Букет гвоздик».

4

1

3


2

Бумагопластика

10

5

11

1

Изготовление изделий на основе шара. Виды кусудам.

2

1

1

2

История появления кусудам и их значение в японской культуре.

1

1

-

3

Приемы складывания кусудам.

2

-

2

4

Цветочная кусудама.

6

1

6


Содержание программы:


Первый год обучения


Тема 1. Модульное оригами (34 часов).

История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. Композиции: «Пчела», «Заяц», «Лебедь», «Цветущий кактус», «Дед Мороз», «Снеговик». Новогодние снежинки. Композиции: «Котенок», «Сова», «Лиса», «Лесовичек», «Казак и казачка», «Букет цветов». Выставка творческих работ.


Второй год обучения

Тема 1. Аппликация (34 часа).

История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Аппликации: «Аквариум», «Космос», «Цветы». Полуобъемная аппликация. Виды. Приемы крепления деталей. Аппликации: «Маки», «Букет цветов», «Цветущая ветка», «Цветы и бабочки».


Третий год обучения

Тема 1. Квилинг ( 25 часов).

История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. Правила работы с бумагой в технике квилинга. Композиции: «Фрукты», «Ангелы», «Цветы и бабочки», «Снежинки», «Подсолнухи». Объемная композиция «Поросенок».

Тема 2. Объемное торцевание бумагой (10 часов).

История возникновения техники. Приемы работы. Материалы и инструменты. Композиции: «Цветущий кактус», «Снеговик», «Тигренок».

Четвертый год обучения


Тема 1. Объемное конструирование из бумаги (25 часов).

Материалы и инструменты. Приемы работы. Композиции: «Букет роз», «Корзина с тюльпанами», «Матрешки», «Орел», «Аист», «Букет гвоздик».

Тема 2. Бумагопластика (10 часов).

Изготовление изделий на основе шара. Виды кусудам. История появления кусудам и их значение в японской культуре. Приемы складывания кусудам. Цветочная кусудама.















Методические рекомендации


Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры.

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. Хорошо, если дети под руководством педагога посетят бумажную фабрику или типографию.


1-2 год обучения.


В первый год обучения у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.

Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги.

Результатом обучения в первый год является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов при такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.


3-4год обучения.


Этот год характеризуется, прежде всего, повышением творческого потенциала ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Этот период характеризуется углубленным изучением тем «Оригами», «Бумагопластика». Итогом работы второго года обучения является создание выставки детских творческих работ.

Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.

Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.

Наглядные пособия:

– стенды (Правила техники безопасности; Коллекция бумаги и др.);

– работы воспитанников;

– демонстрационные работы и образцы;

– схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);

– иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День Победы).

Видео-, аудио материалы:

– классические музыкальные произведения (П.И. Чайковский, М.И. Глинка и др.);

– музыкальные произведения и видеофильмы, посвященные военной и патриотической тематике;

– детские музыкальные произведения (песни);

Дидактические материалы:

– игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена»; игра «Найди ошибку», «Ты придумай сам» и др.;

– викторина «Я сделал так», «Инструменты и материалы», «Зимние загадки» и др.;

– развивающие игры: «Танграмм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Разминаем пальчики»;

– ребусы, загадки, шарады.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса из бумаги"

Автор: Генинг Анна Ивановна

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 379961


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства