Рабочая программа по внеурочной деятельности "Скорочтение"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Скорочтение"
Рабочая программа «Скорочтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской методики по скорочтению Ш.Ахмадуллина и рассчитана на детей 9-10 лет. Программа данного курса представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Скорочтение"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Борисовская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»
«Рассмотрено»
на заседании методического совета МБОУ «Борисовская
СОШ №1 имени
А.М. Рудого»
протокол № ___
от «____»______2016 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«БСОШ №1 имени
А.М. Рудого»
Харитченко Л.А.
приказ № ___
от «___»____ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Скорочтение»
Возраст детей: 9 – 10 лет
Педагог:
Несветайло Ирина Владимировна
Борисовка - 2016
Образовательная программа: «Скорочтение» составлена на основе авторской методики Ш.Ахмадуллина-М:Билингва – 2015г.
Направленность программы – общеинтеллектуальная.
Автор программы: Несветайло Ирина Владимировна
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 2016 г., протокол № ______
Председатель _______________ _____________________________
подпись Ф.И.О.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Скорочтение» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской методики по скорочтению Ш.Ахмадуллина и рассчитана на детей 9-10 лет.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-
развивающих занятий для учащихся. Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего-34 ч
Программа курса «Скорочтение» реализовывается в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
При составлении программы использованы авторские теоретические и практические материалы.
Значение скоростного чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе скорочтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации удваивается каждые два года. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «процеживать», «пропускать» огромные ее объемы через себя, вычленять нужное и отбрасывать «мусор». Поэтому чем раньше овладеешь этим навыком — тем лучше.
Жизнь ученика по своей насыщенности и нагрузке не намного отличается от жизни взрослого человека. У ученика ежедневно в расписании большое количество уроков, не считая кружков и секций. К тому же каждый учитель считает свой урок самым важным и нужным, а выходные — тем временем, когда ученика не только можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не интересующегося ученика — в лидера.
Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные дети почти не читают. Это очень больной вопрос, требующий подробного изучения, но одно можно сказать точно: практически все учащиеся, обученные скорочтению, начинают любить книги.
Главное при обучении учащихся скорочтению - это помочь ученику стать более эффективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэтому необходимо корректировать его обучение.
Скорочтение» — это не обман и не магия, а всего лишь набор приемов и методик, это навык, который можно «встроить» в каждого ученика. После того, как ученик однажды научится «скорочитать», он будет делать это всю жизнь. Ведь этот навык крепко закрепляется. Почему навыку тяжело разучиться? Потому что при формировании навыка в мозгу создаются новые, устойчивые нейронные связи. То есть навык «прошивается» в мозг.
на основе диагностических фактов у учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.
Стандартно выделяют 5 основных причин медленного чтения:
- артикуляция (движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые участвуют в процессе чтения)
- регрессии ( возвратное движение глаз при чтении)
- «мало вижу - медленно читаю» ( малое пятно ясного видения). Ученик, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочтением, видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу.
- слабое внимание
- отсутствие плана при чтении
Немаловажное умение для ученика - это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея навыками скорочтения, будущий старшеклассник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившемся объеме учебной информации, а это одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую ступень образования.
Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.
Цели реализации программы:
создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышения скорости чтения
формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации
развитие интеллектуальных и творческих способностей в их взаимосвязи друг с другом.
Задачи:
- освоение приёмов и техник скорочтения;
- развитие памяти и внимания;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие речи
-развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей
-совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке
-создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся
-развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание
-формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности
- развитие концентрации внимания
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- системно-деятельностный подход;
- управляемость образовательным процессом;
Принципы обучения:
- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности
ребёнка при руководящей роли педагога;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;
- принцип связи обучения с жизнью;
- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии
Один из самых главных принципов обучения скорочтению — постоянно держать ребенка на грани его возможностей.
- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи
Освоение учащимися программы - «Скорочтение» должно обеспечить следующие предметные результаты: обучающийся научится:
-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное
--свободно читать тексты больших объёмов
-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста
- владеть техникой скорочтения
--читать с применением эффективных стратегий запоминания
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.
Содержание программы
Программа состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, вторая – практическая (тренинговая).
Теоретическая часть содержит достаточно много советов, которыми нужно будет пользоваться во время выполнения тренинговой части.
Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов. Выполнение этих шагов позволит ученику овладеть скорочтением.
Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга, проходить все тесты по указанному плану.
Теоретическая часть
Инструкция по прохождению тренинга
Первое ограничение — тренинг рассчитан на учеников, которые уже умеют читать про себя. Это значит, что небольшой текст (на полстраницы, страницу) ученик может прочитать и пересказать. Рассказать из текста основные моменты либо ответить на вопросы по тексту. Проходить этот тренинг детям, не умеющим читать, НЕЛЬЗЯ!
Учимся выполнять упражнения
До того как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения, чтобы контролировать правильное их выполнение учеником
Главное — знать, как правильно эти упражнения выполнять, доходчиво объяснить ученику методику их выполнения. Для этого необходимо понять, что и как делать. После того как будут изучены упражнения, нужно приступать к прохождению тренинга. В среднем тренинг будет занимать 1 занятие в неделю. Задача — следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения упражнений, тренинг проходил динамично, а мозг ученика быстро переключался. Именно в быстром переключении кроется невероятная эффективность этого тренинга.
На первом занятии измеряем начальную скорость чтения ученика. Это очень важно. И, соответственно, на последнем — конечную. Тексты очень похожи. После прочтения ученик отвечает на вопросы, приведенные в конце. Вопросы нужны, чтобы определить понимание прочитанного. Если ученик прочел текст и не понимает его, в таком чтении нет смысла. В тренинге, кроме увеличения скорости чтения, мы еще и работаем над увеличением понимания. Можно пойти еще дальше: после того как ученик ответил на вопросы к тексту, попросить его сделать краткий пересказ.
Заниматься лучше в одно и то же время, чтобы это у ученика вошло в привычку. Для начала неплохо бы создать мотивацию, пообещав ему за увеличение скорости, например в 2 раза, какой-нибудь приз. Таким образом, вы позволяете ученику почувствовать себя спортсменом, который добивается результатов. Причем результаты здесь объективные (никаких субъективных оценок, как в школе), и, естественно, о призе говорим уже после того, как ученик прочитает первый контрольный текст. Очень важно при прохождении тренинга не критиковать ученика, не высмеивать и не оскорблять.
Упражнения на внимание
Первое упражнение на внимание — это струп-тест.
Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано.
Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99
В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.
Упражнения на расширение поля зрения
Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке Есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.
Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то требуемое расстояние составит 30-40 см.
Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.
Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д.
Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные левши — личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга.
Рисование обеими руками.
Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него. Ученик показывает хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.
Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре и поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки.
В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.
Чтение с указкой
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.
В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательные упражнения
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять
скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на
пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев
левой и правой руки.
Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Практическая часть
Тренировочный текст первый (373 слова)
Волки, улитки и осы
(Французская народная сказка)
Раз волк шел по лесу и наступил на улитку. В те времена животные еще умели говорить как люди. Вот улитка ему и сказала:
Какой ты злой, волк! Зачем топчешь ногами слабых? И чем гордишься? Захочу, так побегу быстрее тебя. Давай побьемся об заклад, что ты и твои приятели волки запыхаетесь, догоняя меня!
Это тебя-то не догнать, убогая?
Да, меня, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра с восходом солнца, и посмотрим, кто из нас первый добежит до берега Гаронны.
Хорошо, придем, убогая.
Волк продолжал путь. Не прошел он и двадцати шагов, как наступил на осиное гнездо.
Какой ты злой, волк, зачем топчешь ногами слабых? Мы, осы, малы, но тебя не боимся. Хочешь, побьемся об заклад, что мы утопим и тебя и твоих приятелей волков?
Это вы-то, мелюзга этакая?
Да, мы, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра, когда взойдет солнце, и посмотрим, много ли нам понадобится времени, чтобы утопить вас в Гаронне!
Хорошо, придем.
Волк тотчас же пошел предупредить своих.
А улитка сказала осам: Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои улитки тоже все непременно соберутся на зов. Спрячьтесь в ветвях ив, что растут на берегу Гаронны. Мы пригоним вам волков, а вы в удобную минуту нападите на них и жальте, пока они не бросятся в воду.
Хорошо, улитка, будет сделано. И осы улетели, чтобы исполнить то, что обещали. А улитка разместила своих подружек на всем пути до берега Гаронны, через каждые пять шагов по улитке.
На другое утро с восходом солнца волки и улитка были уже на том месте, откуда решено было начать бег.
Ты здесь, улитка?
Здесь, волки. Начнем!
Волки помчались галопом. На бегу они кричали:
Где ты, улитка?
Здесь, волки, — отвечали улитки, расставленные по дороге через каждые пять шагов.
Когда волки добежали до берега Гаронны, осы тучей вылетели из листвы ив и, напав на зверей, принялись больно жалить их, громко жужжа:
Сильнее! Сильнее!
Бедные волки кинулись в реку и не смели высунуть из воды ничего, кроме кончика морды.
В нос, в нос! — жужжали осы, налетая на волчьи носы и усердно работая жалами.
Волки все утонули, а улитки и осы, очень довольные, воротились в лес.
Вопросы,
На кого вначале наступил волк?
На кого волк наступил во вторую очередь?
Как предложила посоревноваться улитка?
Как предложила посоревноваться оса?
Как называлась река, в которой оса хотела утопить волков?
На какую хитрость пошла улитка?
В листве какого дерева прятались осы?
Что принялись делать осы, когда волки попали в реку?
Какому народу принадлежит сказка?
Как называется сказка?
Завершающий текст (234 слова)
Разделите так, как делили работу
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.
Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить
водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.
Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.
Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду из игрушечного ведерка.
Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.
Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.
Но ни один из мальчиков не протянул руки.
Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.
Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.
Вопросы
1.
К кому пришли помогать мальчики?
2.
Кто их прислал помогать?
3.
Что попросил сделать мальчиков учитель?
4.
Какое ведро взял первый мальчик?
5.
Какое ведро взял второй мальчик?
6.
Как носил ведра первый мальчик?
7.
Как носил ведра второй мальчик?
8.
Как учитель решил отблагодарить мальчиков?
9.
Как назывался текст, который ты прочитал?
10
Какие выводы ты можешь сделать?
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.
5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
Отработка дикции
1.Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух
2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
3.Скороговорки
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто "Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
4.Чистоговорки
ай – ай – ай – авторучку дай.
ам –ам –ам –песенка для мам.
ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.
ал –ал –ал - скоро ли вокзал?
ла - ла - ла - очень острая игла.
лу - лу - лу - не валяйся на полу.
лы - лы - лы - наши девочки малы.
ло - ло - ло - прозрачное стекло.
да - да - да - там холодная вода.
ды — ды — ды — выходи - ка из воды.
ду - ду - ду - поскорей домой пойду.
де - де – де - подходить нельзя к воде.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. Каждое занятие рассчитано на 45 мин
3. Наращивание темпа выполнения заданий;
4. Смена разных видов деятельности.
Структура занятия
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45
минут. Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:
1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции
2. Упражнения на внимание
3. Упражнения на расширение поля зрения
4. Чтение с указкой
5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Формы организации учебного процесса: практическое занятие
Формы организации текущего контроля: замер скорости чтения
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п
Содержание материала
Кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)
1.
Развитие артикуляции и дикции
на каждом занятии
произносить звуки чётко, ясно, не торопясь;
соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки;
отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма;
выполнять технику дыхательных упражнений;
2.
Развитие внимания
на каждом занятии
внимательно читать про себя;
управлять своим вниманием;
тренировать внимание;
быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение;
3.
Расширение поля зрения
на каждом занятии
видеть ясным взором большую область текста;
выделять в тексте самое важное и необходимое;
находить боковым зрением цифры;
тренировать движение глаз;
расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»;
4.
Синхронизация обоих полушарий
на каждом занятии
заставить синхронно работать оба полушария мозга;
овладеть техникой рисования двумя руками;
быстро считать в уме и громко произносить ответы;
соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения;
5.
Чтение с указкой
на каждом занятии
читать с помощью указки;
избегать возвратных движений при чтении;
вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения;
Календарно - тематическое планирование
«Скорочтение» 34 ч.
№
п/п
Дата
Тема учебного занятия
Всего часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
1.
Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного.
1
беседа о пользе скорочтения
чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию
привитие любви к чтению
2.
Секретные упражнения в скорочтении.
1
сообщение о видах упражнений и техникой их выполнения
пробный тренинг с каждым видом упражнений
пробудить желание быстро читать
3.
Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой.
1
объяснение техники выполнения тренингового упражнения на увеличение «пятна ясного видения», тренировку внимания, особенности чтения с указкой
3.оборудование: книги, ручки, карандаши; секундомер, стакан воды (ученику нужно пить во время занятия)
4.материалы: тексты для чтения, таблицы, рисунки для запоминания
Учебно-методическое обеспечение: 1.Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.
2.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с
3. Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с.
4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол»
г. Челябинск, 2011г
5.Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г