Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по внеурочной деятельности "Бусинка"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом школы Директор школы
«__»______20__г. ______________
/П.И. Новиков/
«__»______20__г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
БУСИНКА
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности художественно- -эстетической направленности «Бусинка» разработана на основе методических пособий: Молотобарова О. С. Кружокизготовления игрушек- сувениров: Пособие для руководителей кружков — М.:Просвещение, 1983, Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала:Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1991; Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — М.: Просвещение,1992. Декоративное прикладное творчество — неотъемлемая часть культуры, уходящей корнями в народное творчество, и непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Курс обучения по программе рассчитан на 1 год. Количество учебных часов. Всего —66 час. 1 класс: в год — 66 часов, в неделю - 2 час (с учетом каникулярного времени). Кружок «Бусинка» организуется для учащихся 7 лет, с 1 класса: в начальном звене 2 раза в неделю Цели программы: развивать творческие способности обучающихся, способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству обучающихся, формировать эстетический вкус. Задачи: -формировать умение работать в коллективе; -организовывать производительный труд, соединяя приобретённые знания и умения, навыки творчества; -научить разным способам использования материалов (бумага, ткань, соленое тесто, бисер и др.) при изготовлении изделий, работать с инструментами и приспособлениями, используемыми в декоративном творчестве; - научить разбираться в схемах, чертежах, выражать свой замысел с помощью эскизов, чертежей, - научить технике эксперимента для решения задач в процессе изготовления изделий: выбор последовательности кроя, сборки, раскладки и замены деталей и материала; -стимулировать находчивость, устойчивый интерес декоративно-прикладному творчеству, к поисковой деятельности. Фантазия — это общая объединяющая для разных видов народного творчества. Занятия в кружке открывают большие возможности для развития детской инициативы, творчества, позволяют соединить изобразительную (эскиз, чертеж, схема) и трудовую деятельность при выполнении мягкой игрушки, текстильных изделий, изделий из бумаги и бисера. Занятия в кружке способствует развитию вкуса, пробуждению положительных эмоций, выработке жизненно важных качеств: трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, патриотизма, умения работать самостоятельно. Работа с разными материалами дает возможность получить представление о разных свойствах, фактуре. Изделия, изготовленные руками детей, могут служить для младших - предметом игр, для старших - украшением одежды, интерьера. Разнообразие занятий помогает поддерживать у ребёнка высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребёнок получает возможность создать изделия с применением различной техники. Чередование занятий разными видами рукоделия даёт возможность ребёнку найти себя в одном из видов творчества. Наиболее полно реализовать в нём свои способности. На занятиях предусматривается следующие формы организации внеурочной деятельности: -фронтальная (одновременно со всеми) при обработке определённых технологических приёмов. - групповые, распределение обучающихся по группам для выполнения определённой работы. - индивидуальная, даётся самостоятельное задание с учётом возможностей обучающегося. Основными формами контроля за приобретенными знаниями и умениями являются выполнение каждым обучающимся контрольной творческой работы, выставки, конкурсы, ярмарки , оформление интерьера школы-интерната, жилых и учебных помещений результатами декоративно-прикладного творчества детей: картины, выполненные в различных техниках, панно из природного материала, поделки из бисера и соленого теста. Обучение по программе способствует овладению учащимися техникой бисероплетения, работе с тканью, формирует умение работать в коллективе, ценить труд, вложенный в работу, вырабатывает интерес к рукоделию. Содержание программы Программа кружка «Бусинка» включает следующие разделы: 1. Вводное занятие. 2. Работа с бумагой. 3. Работа с природным материалом. 4. Работа с бисером. 5. Работа с тканью. 6. Работа с соленым тестом. В разделе «Работа с бумагой» обучающиеся получают навыки работы с бумагой, знания о чертеже, эскизе, схеме, азы графической подготовки и понятия о световом спектре. Работа с природным материалом сближает ребенка с родной природой — это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат внимательно вглядываться в различные формы, развивать наблюдательность, помогает изучать и осваивать новый вид деятельности. Основным отличием аппликации из природных материалов и аппликации из бумаги является отсутствие предварительной разметки и вырезания — деталями в работе являются готовые формы (листья, семена и цветы). Раздел «Работа с бисером». Казалось бы, ничего общего с первыми разделами программы нет. Но прежде чем получить готовое изделие, необходимо: прочитать схему или сделать чертеж; подобрать контрастные или близкие цвета; использовать для основы материалы разных свойств (проволока, леска, нитки и т. д.); использовать бисер для украшения и отделки готовых игрушек (глаза, усы, точки, украшения одежды). Переходя к разделу «Работа с тканью», на основе полученных знаний и умений в работе с шаблонами идет усложнение задачи для учащихся: увеличение и уменьшение размеров чертежей и схем, дополнение и использование в работе шерстенных нитей, ткани, меха, кожи, разнообразные способы крепления деталей из нескольких материалов. Обучение идет от повторения за педагогом плану последовательности выполнения операций до самостоятельного их планирования и разработки новых изделий, шаблонов. Наиболее подходящим материалом для лепки является соленое тесто. Лепка — одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти ищут по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. На всех этапах обучающиеся привлекаются к изготовлению образцов, шаблонов, составлению композиций. Приветствуется самостоятельный поиск в различной литературе эскизов, схем, чертежей. Программа носит вариативный характер и зависит от интереса детей в группах, возраста, года обучения, поэтому возможен перенос изучаемых тем. Программой предусмотрено участие в районной выставке детского творчества, в областных выставках и др. Тематическое планирование1 класс
(66 час)
№
урока
Тема занятия
Количество часов
теоретических
практических
Вводное занятие
1
Работа с бумагой: -Разноцветный коврик -Кораблик в море -Родина -Петя-петушок -Бабочка
1
12
Работа с природным материалом.
1
12
Работа с бисером. -бусы для куклы -древний замок -вышивка салфетки