kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Азбука Смоленского края" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 3 класс»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

по азбуке Смоленского края


для 3 Г класса

начального общего образования


Рожковой Аллы Александровны

учителя высшей категории,


2016


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:

- Регионального компонента государственного стандарта начального общего образования по Азбуке Смоленского края, рекомендованного департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодёжной политики на основе решения областного экспертного совета протокол №2 от 30.05.2005г;

- Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);

- Учебного плана МБОУ СОШ № 9 на 2016-2017 учебный год;

-Примерной авторской программы С.А. Болотовой, рекомендованной департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике.

Программа «Азбука Смоленского края» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования.

Для реализации программного содержания используются УМК:

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.


Основные цели курса: формирование у учащихся цело­стной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников сдуховным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса:

1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памят­ных мест природы, культуры и истории нашего края; представ­лений об экологических проблемах края.

2. Развитие познавательной активности младших школь­ников, творческих способностей, любознательности, расшире­ние кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализи­ровать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историче­скими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.

3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за ге­роическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступ­ках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.

При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребенка.

В целом курс «Азбука Смоленского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенци­ал краеведческих знаний.

1.2. Принципы построения курса.

Региональный курс «Азбука Смоленского края» осно­вывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников. Рассмотрим эти принципы:

Краеведческий принцип:Отбор учебного материала выполнен таким образом, чтобы в наи­большей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия им особенностей своей малой родины.

Принцип научности:означает опору на науку как источ­ник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методах обучения.

Принцип научности требует изучения прочно установ­ленных в современном культурно-историко-природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться.

Однако при изучении отдельных тем учитель может и должен информировать учащихся о важнейших спорных, дискуссионных проблемах, о научных гипотезах.

Принцип доступности и посильности сводится к тому, чтобы изучаемый краеведческий материал по уровню трудности был доступен учащимся, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения.

Правильно определенная посильность обучения способ­ствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся.

Принцип наглядности. С целью реализации этого принципа на занятиях по ре­гиональному компоненту следует использовать слайды и диапо­зитивы, видеоматериалы, любительские кинофильмы, фотогра­фии и зарисовки памятников истории и культуры, физическую и историческую карты страны, карту г. Смоленска и Смолен­ской области, портреты или фотографии земляков, пользоваться экскурсионными буклетами, фотоальбомами, схемами-опорами, иллюстрациями учебного пособия «Азбука Смоленского края».

Принцип организации краеведческо-познавательной деятельности учащихся (принцип маятника). Этот прин­цип реализуется следующим образом: например, изучая свой город (село), учащиеся связывают его с историей и культурой Смоленского края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам по природе, культуре, истории родного села, города

Принцип природоохранной направленности осуще­ствляется через доступную природоохранную деятельность детей данного возраста и изучение современных экологиче­ских проблем.

Принцип интеграции: направлен на формирование у детей целостного представления о своей малой родине. Реализуется этот принцип в виде органически связанных между собой частей единого целого - природно-географического, духовного, культурно-исторического на­следия нашего края, отраженного в содержании программы и учебного пособия «Азбука Смоленского края».

Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей.

Для решения задач эстетического и нравственного вос­питания младших школьников в курсе «Азбука Смоленского края» раскрываются эстетический и нравственный принципы воспитания. Этим принципам большое внимание уделял рус­ский педагог К.Д. Ушинский.

Эстетический (художественный) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материа­ла. В «Азбуку...» включены произведения поэзии и прозы, в которых простота и доступность сочетаются с истинной худо­жественностью. Дети одновременно не только знакомятся с важнейшими событиями истории, культуры родного города(села) или особенностями местной природы, но и с художест­венным, эстетическим их воплощением в литературных произ­ведениях и произведениях русских художников.

Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. Рассказы, стихи, очерки направлены на воспитание патриоти­ческих чувств детей, чувства уважения и любви к героиче­скому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края.

Принцип вариативности отражен в структуре и объе­ме программы регионального курса. Кроме этого, в учебном материале курса интегрируются различные формы предъяв­ления учебной информации: текст, иллюстрация, карта-схема, дидактический рисунок, загадки, ребусы и др. Такой подход к представлению учебной информации предполагает вариативность в выборе форм, методов и приемов работы, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся клас­са. Система заданий отражает широкий спектр возможностей работы по теме, что позволяет применить вариативность в выборе заданий, как к отдельному этапу урока, так и к целому уроку. Количество уроков по теме также может меняться. Ва­риативен и способ использования регионального курса в практике работы школы.

1.3. Методы, формы и приемы работы.

Методы, формы и приёмы работы:

  • беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранов, героями, сбор материала для краеведческого уголка.

  • занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города Ярцево, уроки - путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и другие.

  • сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значений событий и др.; конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинения.

По итогам изучения тем каждого раздела программы ребята оформляют творческие отчеты, проводят конкурс ри­сунков и другие работы.

Предполагается проведение семейных вечеров с участием детей, родителей, бабушек, дедушек, учителей на темы «Богат­ство родной природы», «Праздники в нашей семье» и др.

Результативность работы по курсу «Азбука Смоленско­го края» во многом зависит от степени подготовленности пе­дагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назида­тельности, создавать на занятиях обстановку непринужден­ности и взаимопонимания.

Содержание программы курса «Азбука Смоленского края» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.


Место предмета «Азбука Смоленского края» в учебном плане:

Согласно учебному плану школы на 2016 – 2017уч.г. изучение курса «Азбука Смоленского края» осуществляется на самостоятельном уроке регионального компонента в 3-ем классе

В 3 классе на изучение азбуки Смоленского края отводится по учебному плану:

34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели)


  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, практические работы

Формы контроля

Блок I. Мир природы (12ч.)

Вводное занятие

1ч.

Введение в блок «Мир природы». Рассматривание книги «Мир природы», знакомство с ней.


Природные особенности.

5ч.

Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг.

Климат нашего края.

Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотистые. заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые. Их состав. Охрана почв.

Основатель научного почвоведения В.В. Докучаев.

Полезные ископаемые.

Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.

Водоемы.

Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.

Реки Смоленской области. Река Днепр, ее притоки: река Десна и река Сож. Река Каспля - приток Западной Двины. Ре¬ка Вазуза приток Волги.

Озера Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сашно и др.

Искусственные водоемы: пруды и водохранилища (Вазузское, Яузское, Деснинское).

Растения.

Разнообразие растительного мира нашего края. Расте¬ния хвойных и лиственных лесов. Растения гштивных, низин¬ных и суходольных лугов. Растительность верховых и низин¬ных болот. Охрана лесов, лугов, болот.


Грибы.

Грибы нашего края. Особенности строения и использования.

Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.


Смоленский лен.


Лен - культурное растение. Его виды: лен-долгунец, лен масличный. Выращивание льна на Смоленщине.

Продукция смоленского льнокомбината.

Музей «Смоленский лен».


Животные нашего края.

2ч.

Разнообразие животного мира нашей области: насеко¬мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопи¬тающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей).

Приспособленность животных к условиям жизни.

Редкие животные нашего края, меры по их охране.


Охрана природы.

1ч.

Представление об экологических проблемах нашего края.

Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы. Красная книга Смоленской области.

Категории охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные и восстановленные виды.

Законы об охране природы. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные парки и др. Правила поведения в природе.


Проверьте себя.


1ч.

Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.

Обобщение изученного материала.

Способность ориентироваться в понятиях и терми­нах: краеведение, природоведение, география, климатология, почвоведение, геология, гидрогеология, гидрология, лимно­логия, ботаника, микология, биология, зоология, ихтиология, орнитология, энтомология, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери), экология.

Практическая работа: нахождение объектов на географи­ческих картах или картах-схемах; наблюдение за изменениями природы в своей местности; рассматривание образцов полезных ископаемых; рассматривание образцов растений нашего края; рас­сматривание (или сбор) съедобных грибов; составление правил сбора грибов; наблюдение за животными родного края; деятель­ность по охране природы; изготовление кормушек для птиц.

Экскурсии (по возможности): на местный водоем, в лес (парк), в музеи «Смоленский лен», «Природа Смоленщины», в национальный парк «Смоленское Поозерье».



Провероч-ная работа №1

Блок II. Мир истории (12 ч.)


Вводное занятие


Введение в блок «Мир истории». Рассматривание книги «Мир истории» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края.



Наши предки.


Кривичи - предки смолян. Расселение кривичей. Их за­нятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыбо­ловство, смолокурение.

Смоленск - древний город кривичей.



«Из варяг в греки».


Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значе­ние в развитии нашего края. Торговые связи смолян.



Города Смоленщины.


Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смо­ленск (IX в.), Рославль (XII в.), Дорогобуж (XII в.), Ельня (XII в.), Вязьма (XIII в.), Рудня (XIV в.), Велиж (XV в.), По­речье (Демидов) - XV в.

История древнего города Вержавска.



Герб и флаг области.


Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев.



Смоленская крепостная стена.


Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.



Военное прошлое.


Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тес­ная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.

Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.

Война с Польшей 1609 — 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг. Главное значение Смоленского сражения.

Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины.

Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сраже­ние, его значение. Оккупация области. Партизанское движе­ние в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захват­чиков. День освобождения города (села) от немецко-фашистских захватчиков.



Награды Смоленщины.


Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и об­ласти. Смоленск - город-герой (1985 г.).



Места боевой славы.


Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.



Наши земляки.


Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки ком­позитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Алек­сандр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии-Михаил Пржевальский и другие.



Проверьте себя.


Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.

Обобщение изученного материала.

Способность ориентироваится в понятиях и терми­нах: предки (кривичи), потомки, история, археология, герб, флаг, геральдика, вексиллология, фалеристика.

Практическая работа: нахождение объектов на историче­ских картах или картах-схемах; рассматривание гербов городов Смоленской области; рассматривание башен крепостной стены; сопоставление фактов военного прошлого родного города (села); рассматривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечествен­ной войны I степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведе­ний поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине.

Экскурсии (по возможности) в исторический музей, по родному городу (селу), по Смоленской крепостной стене, в музей «Смоленск - щит России»; в музей «Смоленщина в Ве­ликой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», по местам боевой славы, в места рождения наших земляков, прославив­ших Смоленскую область.


Провероч-ная работа№2

Блок III. Мир культуры (10 часов).


Вводный урок

Введение в блок «Мир культуры». Рассматривание кни­ги «Мир культуры» и знакомство с ней. Проведение старто­вой диагностики знаний учащихся о культуре родного края.



Наши предки.




Жилища и предметы быта.


Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.



Как одевались в старину.



Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насов-ка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовле­ния. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.



Что ели наши предки.

Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.



Праздники.


Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения.



Игры и хороводы.


Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хо­роводы.



Письменность.


История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славян­ской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» - древнейший памятник русской письменности


Храмы и монастыри.


Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области


Культура Смоленщины сегодня.


Современная культурная жизнь нашего края. Театры, сту­дии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, худо­жественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.



Проверьте себя.



Обобщение изученного материалаСпособность ориентироваться в понятиях и терми­нах: утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, ле­топись, «гороушна», храм, монастырь, икона, экскурсия, экс­курсовод, экскурсант, экспозиция, экспонат, народоведение, кулинария, этнография, этимология, педагогика, социология.

Практическая работа: рассматривание предметов бы­та, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи на­ших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и упот­реблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города (села); разучивание игр и хороводов; рас­сматривание внутреннего устройства храма; составление пра­вил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии, рассматривание картин СИ. Иванова «Семья» и М. Нестерова «Святая Русь».

Экскурсии (по возможности): в районный краеведче­ский музей, в местный храм, в музей «Русская кузница», в музей «Теремок», в художественную галерею, в Центр по ох­ране и использованию памятников истории и культуры.

Заключительное занятие (1 час). Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по все­му курсу «Азбука Смоленского края».


Провероч-ная работа №3


  1. Тематическое планирование

п\п

Название темы

Количество часов

Резерв

Блок I. Мир природы .


12


Блок II. Мир истории.


12


Блок III. Мир культуры.


10


Итого


34




4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по азбуке Смоленского края

для 3 класса

(34 часа в год/ в неделю 1 час)


урока

Тема урока

Планируемое домашнее задание

Дата

Корректировка

КТП

Дополнительная информация

1

Вводное занятие. (1 час)

С. 5-11




Блок I. Мир природы (11 часов).


2

Природные особенности Смоленской области.

С. 12-25




3

Полезные ископаемые. Практическая работа.

С. 26-38




4

Водоемы Смоленщины.

С.39-50




5-6

Растения нашего края.

С. 51-60

С. 61-70




7

Грибы.

С. 71-76




8

Смоленский лен. Экскурсия.

С. 77-84




9-10

Животные нашего края.

С. 85-93

С.94-103




11

Охрана природы.

С. 104-123




12

Проверьте себя. Проверочная работа №1.


С. 124-127




Блок II. Мир истории (12 часов).


13

Вводный урок.





14

Наши предки.

С. 17




15

«Из варяг в греки».

С. 24




16

Города Смоленщины.

С. 33




17

Герб и флаг нашей области.

С. 44




18

Смоленская крепостная стена.

С. 66




19

Военное прошлое Смоленщины. Экскурсия.

С. 92




20

Награды Смоленщины и города Смоленска.

С. 97




21

Места боевой славы.

С. 112




22-23

Наши земляки.

С. 158




24

Проверьте себя. Проверочная работа №2.


С. 160-162




Блок Ш. Мир культуры (10 часов).


25

Вводный урок





26

Жилища и предметы быта.

С. 19





27

Как одевались в старину. Практическая работа.

С. 36




28

Что ели наши предки.

С. 47-48




29

Праздники.

С. 58-59




30

Игры и хороводы.

С. 70




31

Письменность.

С. 86




32

Храмы и монастыри Смоленщины.

С. 104




33

Культура Смоленщины сегодня. Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

С. 113




34

Урок-экскурсия «Проверьте себя».


С. 114-116






СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КОНТРОЛЯ УУД


Практические работы

Количество экскурсий

Проверочные работы

Контрольная работа

1

2

год

1

2

год

1

2

год

год

1

2

3

1

1

2

1

2

3

1


5. Планируемые результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)


Личностные:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Воспитывать уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Осваивать личностный смысл учения; желание продолжать свою учебу.


Метапредметные:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу и другие источники информации.

8. Оценивать своё задание по параметрам, заранее представленным.


Предметные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.


Процесс изучения особенностей родного края связыва­ется с формированием определенных знаний и умений по краеведению.

Усвоение младшими школьниками элементарных крае­ведческих представлений, знаний и умений необходимо для применения их в различных видах деятельности: познава­тельной, коммуникативной, трудовой и других. Оканчивая начальную школу, ученики должны не только владеть зна­ниями и умениями по краеведению, но и практически их применять.

Контроль за знаниями и умениями следует осуществ­лять систематически на всех этапах дидактического про­цесса - от начального восприятия знаний и до их практиче­ского применения. Контроль необходимо осуществлять с та­кой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать иуметь по краеведению. При этом можно использовать различные формы, методы и сред­ства контролирования, проверки, оценивания.

Материал для осуществления контроля заложен в мето­дический аппарат учебного пособия «Азбука Смоленского края»: контрольные вопросы в конце каждой темы, раздел «Проверь себя» в конце изучения каждого раздела программы «Мир природы», «Мир истории», «Мир культуры».

В конце учебного года необходимо провести итоговую проверку и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса по изучению «Азбука Смоленского края». Педагог, вынося оценку и отметку, должен каждый раз обосновывать их, руководствуясь логикой и существующими критериями в методическом письме Министерства общего и профессионального образо­вания РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 года «Контроль и оцен­ка результатов обучения в начальной школе».

В целом же итогом систематической работы по данной программе должны стать не узкоспециальные краеведческие знания и умения школьников, а их более высокий уровень общего развития и культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся


К концу изучения курса учащиеся получат возможность

УЗНАТЬ:

НАУЧИТЬСЯ:


По природно-географическому краеведению:

- географическое по­ложение, границы и территорию Смолен­ской области;

- определять, находить и показы­вать на географических картах или картах-схемах изученные геогра­фические объекты;

- особенности рельефа, климата, почв Смолен­щины;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

- названия важнейших полезных ископаемых родного края, их ис­пользование;

- различать распространенные в Смоленском крае растения и жи­вотных;


- названия некоторых рек, озер и водохрани­лищ Смоленской об­ласти;

- различать охраняемые растения и животных Смоленского края;

- названия некоторых растений, грибов, жи­вотных Смоленского края;

- выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходи­мость их соблюдения;

- меры по охране при­роды в Смоленской об­ласти;

- подготовить рассказ, сообщение-доклад, реферат природо-красведческого содержания на основе ма­териалов учебного пособия по краеведению, а также дополни­тельных источников;

- нахождение некото­рых особо охраняемых природных территорий Смоленской области;

- правила поведения в природе.

- проводить самостоятельные на­блюдения в природе;


оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и из­готавливать отдельные модели природно-географических объектов.

По культурно-историческому краеведению

- как называли предков смолян, основные их занятия;

- определять, находить и показы­вать на исторических картах, пла­нах города, картах-схемах истори­ческие и культурные объекты;

- торговые связи смо­лян в древности;

- подготовить рассказ, доклад, ре­ферат культурно-исторического (содержания на основе материала учебника, археологических источ­ников и другого справочного мате­риала;

- названия древних го­родов Смоленщины;

- проводить самостоятельные ис­торические исследования по задан­ному алгоритму;

- современную симво­лику Смоленщины (герб, флаг);

- оперировать с моделями и схема­ми, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели культурно-исторических объектов;

- причины возведения в Смоленске крепостной стены;

- сравнивать, обобщать, анализи­ровать и определять культурно-исторические события Смоленско­го края и их значение в развитии государства Российского;

- названия некоторых башен Смоленской кре­пости;


- героические страницы смоленской земли: битва с монголо-татарами, вой­на с Польшей 1609-1611 гг., Отечественная война 1812 года, война с Германией 1941-1945 гг.


- памятные места и па­мятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;


- награды Смоленска и области;


— имена некоторых земляком, прославив­ших родной край;


- виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;


- элементы костюма смолян в древности;


- названия некоторых блюд, которые любили наши предки;

- соблюдать правила поведения за обеденным столом;

- названия некоторых календарных, религиоз­ных, семейных праздни­ков;

- День города Смолен­ска;


- некоторые игры и хо­роводы прошлых лет;

- играть в подвижные игры, при­шедшие к нам из прошлого;

- историю возникнове­ния письменности у наших предков;


- виды православных храмов и их внутреннее устройство;

- название самой почи­таемой иа Смоленщине иконы;


- названия некоторых объектов культуры Смоленской области, созданных для детей:


- элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры.

- выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 3 класс

Автор: Рожкова Алла Александровна

Дата: 28.10.2017

Номер свидетельства: 435079

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства