МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Принята на заседании Утверждаю:
методического совета Вр. и. о. директора
МОБУ ДО ДДТ «Радуга» МОБУ ДО ДДТ «Радуга»
от «___»______20 ____г. _______ Козлицкая Е.А.
Протокол №______ «____»_______20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЦВЕТУЩАЯ РОССИЯ»
Возраст обучающихся: 10 – 12 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Ильина С.Е.,
педагог дополнительного образования
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом требований:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрированного в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированного в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707.
2. Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиНа 2.4.2.2821-10 Утвержденого постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6.
3. Санитарно-эпидемиологических правил и норматив «Санитарно-эпидемиологического требования к организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41, зарегистрированы в Минюсте России 20 августа 2014г.).
4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011г.).
5. Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня, БелРИПКППС, 2010г.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Характер программы определяется тем, что она ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности, патриотизма, заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре, готовности отдать силы, талант и энергию на благо общества и государства.
Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием в программе различных форм, включающих теоретические и практические занятия, тематические игры, конкурсы и викторины, а также экскурсии, проектно-исследовательскую деятельность.
Классификация программы.
По целевому назначению – общекультурная.
По содержанию и видам деятельности – комплексно-интегрированная.
По степени авторства – авторская.
По сроку реализации – одногодичная.
По особенностям развития – общая.
По уровню освоения – стартовый уровень.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и патриотического сознания школьника.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Педагогическая целесообразность в том, что работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и патриотического сознания у обучающихся.
Задачи программы:
Обучающие
формировать знания о Государственных символах России;
углублять знания об истории и культуре родного края;
углублять знания об Основных событиях Великой отечественной войны;
способствовать возникновению интереса и изучению учащимися истории своей семьи, истории своего края;
научить создавать и реализовывать творческие проекты;
научить заниматься поисковой работой.
Развивающие
развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;
формировать потребность в самопознании и самореализации;
формировать способы социального взаимодействия.
Воспитательные
Организационные условия реализации программы
Особенности группы детей.
Кружковое объединение «Цветущая Россия» посещают 15 обучающихся от 10 до 12 лет. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, а также практически полностью не связана со школьной программой. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. Состав группы постоянный. Круг интересов разнообразный: от музыкальных и художественных до интеллектуальных.
Общее количество часов – 62ч.
Периодичность и продолжительность занятий – вторник, среда - 15.30-16.15.
Нормы наполняемости группы – 1 группа – 15 человек.
Организационная форма – групповая.
Место проведения занятий – классный кабинет, актовый зал.
Санитарно-гигиенические нормы – соответствуют.
Нормы пожарной безопасности – соответствуют.
Техническое обеспечение – ноутбук, проектор.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | История процветания Древняя Русь, отсчёт российской истории Киевская Русь, Ярослав Мудрый Формирование Московского государства Династия Романовых. Царствование Петра I и Екатерины II. Российская империя Советский Союз как сверхдержава Победа в Великой Отечественной войне Кризис 90-ых, пути в лучшее будущее «Для меня Россия – вся моя жизнь!» - президент России В.В.Путин. Творческое задание. Сообщение о президентах России | 8 | 4 | 4 | Зачёт |
2 | Цветущая Россия Отрасли народного хозяйства в России Промышленность Сельское хозяйство Строительство. Грузовой транспорт и связь по обслуживанию производством Торговля, снабжение, заготовки, сбыт Непроизводственные отрасли Развитие науки, технологии и техники Человеческие ресурсы. Здоровье нации. Профессиональное образование. Тест «Выбор профессии» | 8 | 4 | 4 | Зачёт |
3 | Цветущий Башкортостан Немного истории, Башкортостан Развитие экономики. Промышленность Сельское хозяйство. Транспорт. Строительство Туризм в Республике Башкортостан Культурное наследие Республики Башкирская пчела и башкирский мёд Перспективы. Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов Экскурсия на мемориальный комплекс «Земля Юрматы» | 8 | 4 | 4 | Зачёт |
4 | Цветущие сады родины Природные зоны России. Какого цвета арктическая пустыня Когда тундра цветёт Лесная флора «Разубрана вся степь раздольная цветами…» Растения пустынь. Википедия Лекарственные растения Башкортостана Первоцветы нашего села. Красная книга Творческое задание. Работа с гербарием | 8 | 4 | 4 | Зачёт |
5 | Процветающие народные промыслы Керамика Гжели Хохлома Жостово Павлопосадские шали Вятская и богородская игрушка Народные промыслы в Республике Башкортостан Творческое задание. Аппликация «Башкирский ковёр» Экскурсия в школьный краеведческий музей | 8 | 4 | 4 | Зачёт |
6 | Цветущая семья Моя семья – моё богатство Родословие – история рода Вечера в кругу семьи. Семейные праздники и торжества Дом моей мечты Семейное хобби Правила счастливой семьи Займитесь спортом всей семьёй Творческое задание. Коллаж «Семья – мой дом, опора и защита» | 8 | 4 | 4 | Зачёт |
7 | Цветущее здоровье нации Выбирая спорт, выбираем здоровье Мир моих увлечений История спортивных олимпиад в России «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» Весенний кросс Десятка самых известных спортсменов России Знаменитые спортсмены Башкортостана Творческое задание. Интеллектуальная игра «Всё о спорте» | 8 | 4 | 4 | Зачёт |
8 | Цветущая планета будущего Фантастический проект «Школа будущего». Составление плана. Распределение докладов Защита доклада «Через сто лет школа будет выглядеть вот так…» Защита доклада «Пришкольная территория школы будущего» Защита доклада «Школьная форма будущего» Защита доклада «Техническое оборудование школы будущего» Защита доклада «Спортивно-оздоровительный корпус школы будущего» Защита доклада «Моя планета через сто лет» Творческое задание. Объединение докладов в общую презентацию | 6 | 2 | 4 | Отчётное занятие |
Содержание программы
Раздел №1 – История процветания – 8ч.
Теория. Здесь будут рассмотрены исторические аспекты развития нашей страны; исторические личности, повлиявшие на процветание России в тот или иной исторический период; важнейшие исторические события, н-р, события Великой Отечественной войны.
Практика. Работа с картой России, просмотр и обсуждение видеоматериалов, наблюдения за событиями в стране.
Раздел №2 – Цветущая Россия - 8ч.
Теория. В этом разделе мы рассмотрим современную Россию, какие прогрессивные тенденции присутствуют в строительстве, производстве, спорте, современных технологиях и т.д.
Практика. Трудовые дела, связанные с сельским хозяйством, наблюдения за событиями в стране, выполнение тематического сообщения.
Раздел №3 – Цветущий Башкортостан – 8ч.
Теория. Современный Башкортостан: общая характеристика, ресурсы природные и культурные, региональные аспекты социально-экономического развития. В отдельную тему будет выделена тема башкирской пчелы и башкирского мёда.
Практика. Трудовые дела, связанные с сельским хозяйством, подготовка показательного выступления (башкирские танцы, песни, стихи башкирских поэтов и т.п.), выполнение тематического сообщения.
Раздел №4 - Цветущие сады Родины – 8ч.
Теория. Здесь будут рассмотрены природные ресурсы каждой природной зоны России: Арктика, тундра, лес, степь, пустыня.
Практика. Выполнение тематического сообщения, работа с гербарием, работа по Красной книге.
Раздел №5 - Процветающие народные промыслы – 8ч.
Теория. Знакомство с керамикой Гжели, народными промыслами Хохломы и Жостово, изготовлением Павлопосадских шалей, Вятской и Богородской игрушкой.
Практика. Подготовка тематических выставок, выполнение творческой аппликации, экскурсия.
Раздел №6 - Цветущая семья – 8ч.
Теория. Беседы и творческие задания из раздела «Этика и психология семейной жизни».
Практика. Выполнение тематического сообщения, выставки рисунков, наблюдение за событиями в стране, эстафеты.
Раздел №7 – Цветущее здоровье – 8ч.
Теория. Беседы и творческие задания на тему здорового образа жизни.
Практика. Тренинги, кросс, интеллектуальная игра о спорте.
Раздел №8 - Цветущая планета будущего – 6ч.
Теория. Какой видят дети своё будущее, свой дом, свою планету. Рассматриваются темы профориентации и экологического здоровья родины.
Практика. Защита тематических докладов, выполнение презентации.
Прогноз результативности
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Приобретение новых социальных знаний. Приобретение знаний: - об окружающем мире: о своей семье, о малой Родине, о районе, крае, в котором он живёт; -о правилах ведения коммуникации, принятых в обществе нормах отношения к другим людям, правилах групповой работы, способах взаимодействия людей, способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. | Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям. Развитие ценностных отношений к другому человеку, стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях. Проявление чувств уважения к труду других, гордости за наследие (памятники культуры, искусства, истории) | Накопление опыта самостоятельного действия. Приобретение уч-ся опыта самоорганизации и организации общения с другими людьми и принятия на себя ответственности за них, опыта самоопределения в открытой общественной среде, опыта добровольческой деятельности в обществе. |
Методические условия реализации программы
Типы занятий:
Формы организации занятий
Теоретические занятия:
-беседы;
-лекции;
-сообщения
-встречи с интересными людьми;
-литературно – музыкальные композиции;
-просмотр и обсуждение видеоматериала;
-экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
-поездки, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия:
-творческие конкурсы;
-выставки декоративно-прикладного искусства;
-коллективные творческие дела;
-соревнования;
-показательные выступления;
-праздники;
-викторины;
-интеллектуально-познавательные игры;
-трудовые дела;
-тренинги;
-наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
-обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
-заочные путешествия;
-акции благотворительности, милосердия;
-творческие проекты, презентации;
-проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
-сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
Применяемые методы
Преподавания:
-информационный;
-объяснительный;
-стимулирующий;
-побуждающий;
-практический.
Учения (деятельность обучающегося):
-исполнительский;
-репродуктивный;
-проблемно-поисковый;
-исследовательский.
Применяемые приёмы
Наглядные:
-показ действий педагогом,
-использование карт;
-пример;
-помощь.
Словесные:
-объяснения;
-описания;
-поощрения;
-убеждения;
-использование художественного слова (пословицы, загадки, стихи, сказки).
Практические:
-совместное и самостоятельное изготовление поделок, рисунков, коллажей, работа с гербарием и т.п.
Применяемые технологии:
Личностно-ориентированное обучение
Здоровьесберегающие технологии
Новые информационно (компьютерные) технологии
Технологии проектной деятельности
Список используемой литературы
1. Нормативные документы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
4. Концепция развития дополнительного образования детей, от 04 сентября 2014 г. №1726-р.
5. Приложение №1 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
6. Гигиенические требования к условиям обучения в учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.
7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.
8. Целевая программа «Дети Башкортостана»:
Одаренные дети;
Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;
Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.
2. Педагогическая литература.
1. Педагогика /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007г.
2. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008г.
3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007г.
4. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006г.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008г.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006г.
7. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2013г.
8. Д. В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 2010 г.
9. Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005 г.
10. И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Волгоград, Учитель 2007 г.
11. Н.В. Мазыкина, Н.В. Горкина «Растим патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва, 2011г.
12. В. Н. Балязин. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. Москва, 1995г.
13. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2012г.
14. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2013г.
15. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2012г.
- Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2011 г.
16. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 2012г.
17. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2013г.
18. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2014г.
19. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2012г.
20. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи: Из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Семенова Г. С. – Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2008 г.
21. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2013г.
22. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2013г.