Просмотр содержимого документа
«рабочая программа кружка "Заочные экскурсии по Эрмитажу"»
Неёлова Марина Викторовна, МКОШИ «Алеховщинская школа-интернат», учитель обществознания и истории
Программа внеурочной деятельности
для 7 класса
«Заочные экскурсии по Эрмитажу»
(по ФГООС)
Пояснительная записка:
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса «Заочные экскурсии по Эрмитажу» составлена на основе ФГОС НОО.Автор программы: учитель обществознания МКОШИ «Алеховщинская СОШИ» Неелова Марина Викторовна. Направление данной программы: общекультурное.
Актуальность программы
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через искусство и историю. Целый ряд специальных заданий на изучение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.Систематическая работа с учащимися по изучению исторического и культурного наследия необходима и потому, что многие семьи не всегда имеют возможность, а иногда и желание воспитывать детей и развивать их в данном направлении.
Новизна программысостоит в том, что в процессе обучения учащиеся постепенно погружаются в мир изобразительного искусства, учатся видеть связь искусства с жизнью человека. Каждое занятие - новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального), так и через практическую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно. Данный год обучения направлен на углубленное знакомство с историей музея, его залами, творчеством великих мастеров прошлого и их образным языком.
Программа опирается на следующие принципы:
· «от жизни через искусство к жизни»;
· целостность и неспешность освоения материала каждой темы;
· единство восприятия и созидания;
· непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания;
· гуманизм в межличностных отношениях;
· индивидуализации и дифференциации процесса образования и воспитания;
· интеграции интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.
Работу по развитию важно осуществлять комплексно. Работа, как правило, переносится в блок совместной деятельности взрослого и детей.
Основная цель программы:
создание условий для формирования творческой личности, развития в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы:
приобщение учащихся к художественной культуре как форме материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; эмоционально-ценностного отношения к жизни;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
воспитание интереса к изобразительному, декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах; эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности;
воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении творческих заданий;
воспитание патриотизма и уважения к мировой истории и культуре;
расширение словарного запаса, кругозора;
создание ситуации успеха, гармонизация психики детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 7-й класс, каждая параллель занимается отдельно.
Сроки реализации рабочей программы: рассчитана на 1 год обучения.
В структуру программывходят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения по теме), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, проектное задание, открытка и т.д.).
Формы и режим занятий:
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результатами коллективного художественного труда обучающихся могут быть конференция на заданную тему, защита проекта, оформление выставки. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Методы обучения.
Применяются такие методы, как лекция, демонстрация, объяснения, игры, конкурсы, выставки, защита проекта, дискуссия, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Режим занятий:
35 часов в год, 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
В течение учебного года возможно изменение количества часов на изучение тем программы, несоответствие дат по «плану» и «фактически» в связи с совпадением занятий расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Формы и средства контроля
подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:
- конкурсы;
- защита проектов;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
Учебно-тематический план кружка:
неделя
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
Форма организации деятельности учащихся
1.09-5.09,
8.09-12.09
Знакомство с музеем
( история создания, основные этапы становления)
2
1
1
Лекция,
Семинар
15.09-19.09,
22.09-
26.09
Интересные факты о музее
( а знаете ли вы, что…)
2
2
Проектное задание (презентация)
29.09-
17.10
Виртуальная экскурсия по музею
3
3
Просмотр фильма
20.10-
28.11
Залы Эрмитажа
5
3
2
Лекция,
Проектное задание по теме: « Мой любимый зал, экспонат»
01.12-
19.12
Живопись Эрмитажа
3
1
2
Лекция,
Проектное задание по теме: « Мой любимый художник».
22.12-
16.01
Екатерина Великая –основатель музея.
3
1
2
Лекция,
Семинар по теме : « Роль Екатерины Великой в истории и создании Эрмитажа»
19.01-
05.02
За что нужно любить Эрмитаж….
3
3
Сообщение -рассуждение
09.02-
27.02
Экскурсия по музею
3
3
Экскурсия (самостоятель-ная разработка маршрута; я- экскурсовод Эрмитажа)
02.03-
06.03
«Конверт вопросов»
1
1
Обмен мнениями
09.03-
20.03
Декоративно-прикладное творчество
3
3
Изготовление группового коллажа
30.03-
17.04
Защита проектов
3
3
Презентации
20.04-
30.04
Поздравление Эрмитажу с 250-летием
2
2
Изготовление открытки
11.05-
15.05
Выставка лучших работ
1
1
Конкурс
18.05-
22.05
Итоговое занятие.
1
1
Рефлексия
Содержание курса:
Содержание данной программы опирается на теоретический материал, а также практические знания. Теория:
- Екатерина Великая ( ее эпоха, особенности исторического времени);
- взгляд в историю: век 18-21.
Практика:
- традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности учащихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области культуры и искусства, истории, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала.
Требования к планируемым результатам освоения программы:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к истории и мировой культуре, адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
- использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать ( выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность: