Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Чип и Дейл спешат на помощь"»
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь».
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»на уровне начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия .
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы
внутренняя позиция обучающегося; адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут
умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и
передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в
сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия.
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Выпускник получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнёра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- проявление заботы о личной гигиене;
- потребность в физической активности;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.
Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).
В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.
Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.
Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.
В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты родного края.
Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
II. Содержание курса внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь».
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака.
Загадки под водой и под землей.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем.
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами.
Многообразие цветущих и не цветущих растений Краснодарского края. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Краснодарского края. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Краснодарском крае. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные Краснодарского края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Человек и природа.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края. Охранять природу - значит охранять здоровье.
4 класс – 35 часов(12 - теоретических, 23 – практических).
Выясняем, что такое экология.
Организм и окружающая среда.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);связи между природой и человеком.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.
Изучаем способы охраны природы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Мысленное путешествие ПО заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).
Выясняем роль неживой природы в жизни живого.
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
Открываем жизнь в почве.
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.
Изучаем экологические связи в живой природе.
Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух- осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными.
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
Мастерим домики для птиц . Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
Учимся передавать свои знания другим ребятам.
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ, и т. д.).
Обсуждаем примеры экологических катастроф.
Загрязнение природы.
Подводим итоги работы за год.
Обобщение основных теоретических знаний.
III. Тематическое планирование.
1 класс.
№п/п
Раздел, тема.
Кол-во часов
Теоретич.
Практич.
Введение.
1
1
I
Тайны за горизонтом.
7
4
3
II
Загадка смены времен года
9
5
4
III
Тайны круговорота веществ в природе
6
3
3
IV
Загадки круговорота воды в природе
7
4
3
V
Загадки под водой и под землей
10
6
4
VI
Загадки растений
10
6
4
VII
Планета насекомых
8
4
4
VIII
Что такое НЛО?
4
2
2
IX
Заключение.
4
2
2
ИТОГО
66ч.
37
29
2 класс.
№п/п
Раздел, тема.
Кол-во часов
Теоретич.
Практич.
Введение.
1
1
I
Тайны за горизонтом.
4
2
2
II
Загадка смены времен года
6
2
4
III
Тайны круговорота веществ в природе
4
2
2
IV
Загадки круговорота воды в природе
4
1
3
V
Загадки под водой и под землей
5
3
2
VI
Загадки растений
3
1
2
VII
Планета насекомых
5
2
3
VIII
Что такое НЛО?
1
1
IX
Заключение.
1
1
Резерв
1
1
ИТОГО
35ч.
15
20
3класс.
№п/п
Раздел, тема.
Кол-во часов
Теоретич.
Практич.
I
Изучение природы.
3
2
1
II
Условия, в которых мы живем.
6
2
4
III
Кто и как живет рядом с нами.
15
5
10
IV
Человек и природа.
10
2
8
Резерв
1
1
ИТОГО
35ч.
12
23
4 класс.
№п/п
Раздел, тема.
Кол-во часов
Теоретич.
Практич.
I
Выясняем, что такое экология.
2
2
II
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.
3
1
2
III
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.
1
1
IV
Изучаем способы охраны природы.
2
1
1
V
Выясняем роль неживой природы в жизни живого.
3
1
2
VI
Открываем жизнь в почве.
1
1
VII
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.
4
1
3
VIII
Изучаем экологические связи в живой природе
4
1
3
IX
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными.
5
2
3
X
Мастерим домики для птиц.
1
1
XI
Учимся передавать свои знания другим ребятам.
3
3
XII
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.
2
2
XIII
Обсуждаем примеры экологических катастроф.
1
1
XIV
Подводим итоги работы за год.
2
2
Резерв
1
1
ИТОГО
35ч.
12
23
Приложение 1.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь».
1 класс.
№
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Количество часов
Дата
Теоретические
Практические
план
факт
Введение
1
1
1
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
1
02.09
I
Тайны за горизонтом
7
4
3
2
Географические открытия в древности. Небосвод.
1
06.09
3
Перемещение солнца на небосводе.
2
09.09
13.09
4
Представление о форме Земли в древности. Земной шар.
2
16.09
20.09
5
Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
2
23.09
27.09
II
Загадка смены времен года
9
5
4
6
Вращение Земли вокруг своей оси.
1
30.09
7
Движение солнца над горизонтом.
1
04.10
8
Сутки, определение частей суток по разной деятельности.
1
07.10
9
Загадки. Год и времена года.
1
11.10
10
Названия месяцев на Руси.
2
14.10
18.10
11
История происхождения названий дней недели.
3
21.10
25.10
28.10
III
Тайны круговорота веществ в природе
6
3
3
12
Круговорот веществ в природе.
1
08.11
13
Живая и неживая природа.
1
11.11
14
Цепи питания.
2
15.11
18.11
15
Обитатели почвы.
2
22.11
25.11
IV
Загадки круговорота воды в природе
7
4
3
16
Загадки о состояниях воды.
4
29.11
02.12
06.12
09.12
17
Наблюдение в природе за водой
1
13.12
18
Природа дождевого облака
1
16.12
19
Природа снежного облака
1
20.12
V
Загадки под водой и под землей
10
6
4
20
Как изучают подводный мир.
2
23.12
27.12
21
Киты, дельфины, акулы.
2
10.01
13.01
22
История открытия гигантского кальмара.
2
17.01
20.01
23
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».
2
24.01
27.01
24
Жизнь в темных глубинах океана.
2
31.01
03.02
VI
Загадки растений
10
6
4
25
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.
2
07.02
10.02
26
Сказка о цветке-недотроге.
2
14.02
17.02
27
Образование плода. Многообразие плодов.
6
28.02
03.03
07.03
10.03
14.03
17.03
VII
Планета насекомых
8
4
4
28
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; рмзнообразие грибов и лишайников.
1
26.12
VIII
Изучаем экологические связи в живой природе
4
1
3
17
Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
1
09.01
18
Сеть питания, или пищевая сеть
1
16.01
19
Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
1
23.01
20
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой
1
30.01
IX
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными
5
2
3
21
Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания
1
06.02
22
Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений
1
13.02
23
Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны.
1
20.02
24
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.
1
27.02
25
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам
1
06.03
X
Мастерим домики для птиц
1
1
26
Мастерим домики для птиц.
1
13.03
XI
Учимся передавать свои знания другим ребятам
3
3
27
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.
1
20.03
28
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания.
1
03.04
29
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов.
1
10.04
XII
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека
2
2
30
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека . Пути попадания вредных веществ в организм человека
1
17.04
31
Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье
1
24.04
XIII
Обсуждаем примеры экологических катастроф
1
1
32
Загрязнение природы.
1
08.05
XIV
Подводим итоги работы за год
2
2
33
Обобщение основных теоретических знаний.
1
15.05
34
Экскурсия в природу совместно с родителями.
1
22.05
35
Резерв
1
1
29.05
Итого
35
12
23
Приложение 2.
Контрольно – измерительные материалы.
2 класс.
Викторина «Лесные загадки». Команды по очереди отвечают на вопросы. 1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы). 2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы). 3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери). 4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки). 5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук). 6. У кого на сучке кладовая? (У белки). 7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина). 8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока). 9. Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Бобры). 10. Скачет зверюшка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка). 11. Над рекою он в полёте, Этот чудо-самолётик. Над водой парит он гладкой, На цветке его посадка. (Стрекоза). 12. На спине я дом ношу, Но гостей не приглашу: В костяном моём дому Место только одному. (Черепаха). 13. Лежит верёвка, Шипит плутовка, Брать её опасно – Укусит. Ясно? (Змея). 14. Волны к берегу несут Парашют – не парашют Не плывёт он, не ныряет, Только тронешь – обжигает. (Медуза). конкурс «Четвёртый лишний». Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? 1 команда 1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как … 2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как … 3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как … 4. Осина, липа, дуб, ель. Так как … 2 команда 5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как … 6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как … 7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как … 8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
конкурс «Лесные правила» Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши. Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй. Только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь! Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, (да) И почаще вспоминай: Мусор с травки убирать! (да) Зря цветы не надо рвать! (да) Из рогатки не стрелять, (да) Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, (да) Топать, хлопать, палкой бить. (да) Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги. Пока жюри полдводят итоги, выступают учащиеся. 1. Давайте будем Дружить друг с другом, Как птица – с небом, Как поле – с плугом, Как ветер – с морем, Трава – с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами! Давайте будем К тому стремиться, Чтоб нас любили И зверь, и птица. И доверяли повсюду нам, Как самым верным Своим друзьям! 2. Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите! 3. Давайте вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна – Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима… Она у нас одна, одна такая!
3 класс.
Внимательно прочтите вопрос и выберите правильный ответ.
Правильных ответов может быть один или несколько. Выбранные ответы подчеркните.
Например:
Какие животные являются хищными?
а) заяц
б) лиса
в) олень
1. Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, жарко, холодно?
а) осадки
б) ветер
в) облачность
г) температуру воздуха
2. Каких животных называют домашними?
а) всех животных, которые живут рядом с человеком
б) животных, которых человек разводит и использует для своих нужд
в) всех животных, от которых человек получает продукты питания
3. Что сделано руками человека?
а) облака
б) космический корабль
в) стол
г) трава
д) воробей
е) Солнце
4. Как правильно закончить предложение? “Хвойные растения отличаются от лиственных тем, что ...”
а) всегда выше лиственных
б) растут только в лесу
в) не имеют листьев
г) имеют листья-хвоинки
5. Какие птицы Прикамья оседлые?
а) голубь
б) воробей
в) стриж
г) скворец
6. Какие растения имеют несколько одревесневших стеблей?
а) деревья
б) кустарники
в) травы
7. Как правильно расселить растения по этажам леса?
а) рябина - береза - мох - ландыш
б) береза - рябина - ландыш - мох
в) береза - мох - рябина - ландыш
8. Какая цепь питания составлена правильно?
а) сойка - желуди дуба - ястреб
б) желуди дуба - ястреб - сойка
в) желуди дуба - сойка - ястреб
9. Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок?