нормативные правовые документы и материалы, на основе которых
составлена программа
сведения о программе
указание отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой
срок реализации программы
используемые формы и методы занятий, способы и средства проверки и
оценки результатов обучения по данной рабочей программе: ……стр 3-5
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ……………………………………………...стр 5-11
Содержание программы……………………………………...……стр 12
требования к уровню подготовки учащихся, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………………. ……….....стр 12
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………….. стр15
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………стр.16-17
Приложение:
Календарно- тематический план
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Работа в кружке «Радужная палитра» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Данная программа раскрывает перед ребенком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества, приобщает к большому разнообразному миру искусства, удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества, позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих;
Цель программы: развитие мотивации студийцев к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с технологией лоскутной пластики, макраме, бисероплетения, вышивания, вязания, аппликации, изонити, изготовления мягкой игрушки.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.
Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться. Многообразие видов деятельности и форм работы с ребятами стимулирует их интерес к занятиям и является необходимым условием формирования личности ребенка. По данной программе обучается группа детей 12-13 лет. Численность группы - 12 человек. Количество часов – 108 в год ( 2 раза в неделю по 1,5ч). Набор детей в группы осуществляется независимо от их способностей и умений. В основе обучения лежат групповые занятия.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Утвержденный план дополнительного образования МБОУ «СШ№1» на 2017-2018 учебный год
Сведения о программе
Настоящая рабочая программа создана на основе авторской программы: Л.В.Горновой «Программа двухгодичного комплексного массового обучения прикладному творчеству с элементами клубной работы» М., Учитель, 2008г.
Указание отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам рукодельных искусств, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать художественные изделия, но при этом в процессе обучения не используются трудоёмкие и материалозатратные техники.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.В.Горновой, но модифицирована и упрощена с учетом отведенного в 2017-2018уч.году времени на кружок «Радужная палитра» - 3 часа в неделю.
Некоторые основные разделы авторской программы, такие как: кружевоплетение и работа с соломкой удалены из программы из-за невозможности приобретения инструментов и материалов для работы. Содержание теоретического материала некоторых разделов уменьшено в связи с недостатком времени на изучение этих разделов, Темы практических работ видоизменены и отобраны по сложности их выполнения.
Срок реализации программы: 1 учебный год. В соответствии с учебным планом определено 3 часа в неделю.
В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года 39 недель. Итоговое количество часов в год составляет 108 часов.
Используемые формы и методы занятий, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе
В процессе занятий в кружке «Радужная палитра» используются различные формы занятий:
традиционные,
комбинированные
практические занятия;
лекции,
игры,
праздники,
конкурсы,
соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
-наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный– дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый– участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский– самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группах;
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Оценка результатов учебной деятельности
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- составление коллекции лучших работ,
- составление коллекции лучших проектов;
- проведение выставок работ учащихся и творческих отчётов: в классе, в школе;
- участие в муниципальных, региональных, Всероссийских и международных выставках и конкурсах детских творческих работ.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
Месяц
№ занятия
Часы
Тема, особенности содержания.
Практическая работа
Сентябрь
1
2
Введение в предмет(2ч)
Цель и задачи объединения, режим работы, план занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ППБ.
2
2
Осенние подарки (20ч)
Показ изделий для осенних подарков. Подбор бумаги по фактуре.
3
1
Выполнение шаблонов кленовых листьев. Инд.работа.
4
2
Выполнение листьев для декорирования. Инд.работа.
5
2
Изготовление кленовых листьев. Инд.работа.
6
1
Изготовление кленовых листьев. Инд.работа.
7
2
Декорирование листьев красками.
8
2
Изготовление шаров из ниток. Инд.работа.
9
1
Изготовление цветов для декорирования шара из ниток. Инд.работа.
10
2
Изготовление цветов для декорирования шара из ниток. Инд.работа.
Теория: знакомство с разновидностью торцевания, показ готовых работ. Подготовка материалов.
15
1
Нарезание бумаги в соответствии с выбранными цветами. Упражнения в торцевании на пластилине.
16
2
Изготовление кактуса в технике торцевания. Групповая, инд.работа.
17
2
Изготовление декоративного кактуса в кашпо.
18
1
Цветочное панно. Коллективная работа.
19
2
Цветочное панно. Коллективная работа.
20
2
Айрис-фолдинг (28ч)
Знакомство с техникой, показ работ. Заготовка бумажных полос: разметка бумаги разной по фактуре, плотности и цвету, резание ножницами, сгибание бумажной полосы вдоль пополам.
21
1
Декоративная композиция «Лейка». Способ выкладывания полос – комбинированный («горизонтальный ряд», «вертикальный ряд»). Работа по предложенному айрис-шаблону. Инд.работа.
22
2
Декоративная композиция «Ваза». Способ выкладывания полос – комбинированный («горизонтальный ряд», «вертикальный ряд», «наклонный ряд»). Работа по предложенному айрис-шаблону. Инд.работа.
23
2
Декоративная композиция «Ящерица». Способ выкладывания полос – «зигзаг». Работа по предложенному айрис-шаблону. Цветовое решение. Подбор материала. Творческое оформление работы. Инд.работа.
24
1
Декоративная композиция «Конверт». Способ выкладывания полос – «диафрагма». Базовый элемент – ромб. Работа по предложенному айрис-шаблону. Творческое оформление работы. Инд.работа.
Построение шаблона для техники айрис-фолдинг. Инд.работа.
28
2
Самостоятельная разработка айрис-шаблона, в выбранном контурном изображении.
29
2
Декоративная композиция «Букет к празднику» . Айрис–шаблон вазы, корзинки, цветочного горшка выбирается из представленных вариантов или разрабатывается самостоятельно. Использование художественных техник: айрис -фолдинг, аппликация, квиллинг. Композиционное решение самостоятельное. Цветовое решение. Подбор материала.
30
1
Создание сюжетно-тематической композиции, открытка-сувенир на заданную тему. Инд.работа.
31
2
Создание сюжетно-тематической композиции, открытка-сувенир на заданную тему.
32
2
Создание сюжетно-тематической композиции, открытка-сувенир.
33
1
Создание сюжетно-тематических композиций на свободную тему.
34
2
Создание сюжетно-тематических композиций на свободную тему.
35
2
Создание сюжетно-тематических композиций на свободную тему.
36
1
Создание сюжетно-тематических композиций на свободную тему.
Декабрь
37
2
Новогодние приготовления (18ч)
Изготовление елочных шаров в технике «артишок».
38
2
Изготовление елочных шаров в технике «артишок». Инд.работа.
39
1
Изготовление елочных шаров в технике «артишок».
40
2
Выполнение украшений для оформления кабинетов к празднику. Коллективная работа.
41
2
Выполнение украшений для оформления кабинетов к празднику. Коллективная работа.
42
1
Изготовление упаковки для новогоднего подарка. Инд.работа.
43
2
Изготовление упаковки для новогоднего подарка. Инд.работа.
44
2
Изготовление сувениров для учителей к новому году. Коллективная работа, групповая работа.
45
1
Изготовление сувениров для учителей к новому году. Коллективная работа, групповая работа.
46
2
Изготовление сувениров для учителей к новому году. Коллективная работа, групповая работа.
47
1
1
Чаепитие, поздравление, обсуждение плана работы.
Оригами модульное (22ч)
Показ готовых работ –животные из модулей. Закрепление умения по складыванию треугольного модуля.
Январь
48
1
Экскурсия на «Рождественскую выставку» в Областной художественный музей.
49
2
Подбор бумаги по цвету в соответствии с выбранным животным. Нарезание бумаги.
50
2
Изготовление модулей. Индивидуальная ,коллективная групповая работа
Сборка изделий. Упражнения по расширению. Работа со схемами.
55
2
Сборка изделий. Упражнения по расширению. Работа со схемами.
56
2
Создание сюжетно-тематических композиций на свободную тему
57
1
Создание сюжетно-тематических композиций на свободную тему.
58
2
Создание сюжетно-тематических композиций на свободную тему.
февраль
59
2
Сборка, оформление изделий.
60
1
Сборка, оформление изделий.
61
2
Бумажный тоннель (20ч)
Теория: знакомство с техникой, показ готовых работ, разбор этапов работы.
62
2
Поиск картинок и сюжета для выполнения работы. Инд.работа.
63
1
Подбор бумаги и картона, выполнение эскизов.
64
2
Выполнение трехмерной открытки по своему сюжету.
65
2
Разбор способов соединения отдельных листов.
66
1
Выполнение бумажного тоннеля: вырезание необходимых элементов .
67
2
Выполнение бумажного тоннеля: вырезание необходимых элементов.
68
2
Выполнение бумажного тоннеля: вырезание необходимых элементов.
69
1
Выполнение соединительных элементов.
70
2
Выполнение соединительных элементов.
71
2
Сборка открытки.
Март
72
1
Оформление работы.
73
2
Пасхальные сувениры (20ч)
Обсуждение тематики пасхальных сувениров. Показ фото готовых работ.
74
2
Изготовление открыток к пасхе. Индивидуальная работа.
75
1
Изготовление открыток к пасхе. Индивидуальная работа.
76
2
Изготовление пасхальных яиц в разных техниках. Индивидуальная работа.
77
2
Изготовление пасхальных яиц в разных техниках. Индивидуальная работа.
78
1
Изготовление настенных панно на пасхальную тему в любой технике работы с бумагой, сочетании техник. Коллективная работа.
79
2
Изготовление настенных панно на пасхальную тему в любой технике работы с бумагой.
80
2
Изготовление настенных панно на пасхальную тему в любой технике работы с бумагой
81
1
Изготовление пасхальных композиций к выставке-конкурсу «Пасхальная радость». Коллективная работа.
82
2
Изготовление пасхальных композиций к выставке-конкурсу «Пасхальная радость».
83
2
Изготовление пасхальных композиций к выставке-конкурсу «Пасхальная радость».
Апрель
84
1
Оформление пасхальной выставки .
85
2
Бумагопластика (24ч)
Закрепление понятия , знакомство с понятием свит-дизайн,показ готовых изделий.
86
2
Упражнения по гофрированию бумаги. Инд.работа
87
1
Упражнения по гофрированию бумаги. Коллективная работа.
88
2
Создание композиции по образцу.
89
2
Создание композиции по образцу.
90
1
Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Инд.работа.
91
2
Изготовление цветов из гофрированной бумаги.
92
2
Варианты оформления конфет в бумагу.
93
1
Создание цветочно-конфетной композиции. Инд. и групповая работа.
94
2
Создание цветочно-конфетной композиции. Инд. и групповая работа.
95
2
Создание цветочно-конфетной композиции. Инд. и групповая работа
96
1
Сборка и оформление композиции.
97
2
Сборка и оформление композиции.
Май
98
2
Сборка и оформление композиции.
99
1
Творческий проект(14ч)
Разработка идей проекта. Изготовление подарка-сувенира. Самостоятельный выбор темы изображения. Свободный выбор сочетания техник исполнения(минимум 2).
100
2
Разработка эскиза, этапов проекта. Инд.работа.
101
2
Выбор технологии изготовления.
102
1
Изготовление проектируемого изделия.
103
2
Изготовление проектируемого изделия.
104
2
Изготовление проектируемого изделия.
105
1
Изготовление проектируемого изделия.
106
2
Защита проекта.
107
1
1
Защита проекта
Оформление выставки работ (2ч)
Организация выставки, обсуждения работы в течение года, чаепитие, награждение.
108
1
Оформление выставки работ (2ч)
Организация выставки, обсуждения работы в течение года, чаепитие, награждение.
Итого:
108
180
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
требования к уровню подготовки учащихся
По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях: конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Радужная палитра» направлена на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: Дети получат возможность для формирования:
- учебно – познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства, к творческой деятельности;
- чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; - навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважения к чужому труду и результатам труда; - дети смогут реализовать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществить самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; Метапредметные результаты Регулятивные: Дети получат возможность научиться:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
-решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества. -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные:
Дети получат возможность научиться: - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. - критически мыслить, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства; -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; Коммуникативные: Дети получат возможность научиться:
- осуществлять совместную продуктивную деятельность; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Инструменты и приспособления:
простые карандаши, линейки, фломастеры, угольники, циркули, цветные карандаши, портновские мелки, ножницы канцелярские, кисточки для клея и красок, иголки швейные, иглы для вышивания, пяльцы для вышивки , портновские булавки, шило, крючки, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв, утюги, сантиметровые ленты, рамки и пр.