Просмотр содержимого документа
«Рабочая програма внеурочной деятельности "Школа Здоровья" 3- 4 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Школа Здоровья» для третьего и четвёртого классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л. А.Обуховой, Н. А. Лемяскиной «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» для 1-4 классов. М: Вако, 2010 г., 2 –е издание.
Актуальность программы
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Новизна программы
Новизна программы состоит в получении результатов нового качества, которая дает возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний. Создание единого «человекоцентрического» предмета, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению.
Цель программы: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи программы:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Данная программа строится на принципах:
научности, в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
доступности, которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
системности, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы : коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Чего не надо бояться. Как воспитывать уверенность и бесстрашие?
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Учимся думать. Спеши делать добро.
Почему мы говорим неправду? Поможет ли нам обман? «Неправда - ложь» в пословицах и поговорках.
Почему мы не слушаемся родителей? Надо ли прислушиваться к советам родителей? Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
Надо уметь сдерживать себя? Все ли желания выполнимы? Как воспитать в себе сдержанность?
Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить себя от вредных привычек ?
Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок. Я дарю подарки.
Наказание. Как следует относиться к наказаниям?
Одежда. Как нужно одеваться.
Как вести себя с незнакомыми людьми? Ответственное поведение.
Боль. Как вести себя, когда что-то болит ?
Как вести себя за столом. Сервировка стола. Правила поведения за столом.
Как вести себя в гостях? Ты идёшь в гости.
Как вести себя в общественных местах? Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе.
«Нехорошие слова». Недобрые шутки. Умеем ли мы вежливо общаться? Умеем ли мы разговаривать по телефону?
Что делать, если не хочется в школу? Помоги себе сам.
Чем заняться после школы? Умей организовать свой досуг.
Как выбрать друзей? Что такое дружба? Кто может считаться настоящим другом?
Как помочь родителям? Как доставить родителям радость?
Как помочь больным и беспомощным? Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро.
Повторение. Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование).
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема
Количество часов
Как воспитывать уверенность и бесстрашие?
1
Учимся думать
1
Спеши делать добро
1
Поможет ли нам обман?
1
«Неправда - ложь» в пословицах и поговорках
1
Надо ли прислушиваться к советам родителей?
1
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
1
Все ли желания выполнимы?
1
Как воспитать в себе сдержанность?
1
Как отучить себя от вредных привычек ?
2
Я принимаю подарок
1
Я дарю подарки
1
Наказание.
Как следует относиться к наказаниям?
1
Одежда. Как нужно одеваться?
1
Ответственное поведение
1
Боль. Как вести себя, когда что-то болит ?
1
Сервировка стола
1
Правила поведения за столом
1
Ты идёшь в гости
1
Как вести себя в транспорте и на улице ?
1
Как вести себя в театре, кино, школе?
1
Умеем ли мы вежливо общаться ?
1
Умеем ли мы разговаривать по телефону?
1
Помоги себе сам
1
Умей организовать свой досуг
1
Что такое дружба?
1
Кто может считаться настоящим другом?
1
Как доставить родителям радость?
1
Если кому-нибудь нужна твоя помощь
1
Спешите делать добро
1
Огонёк здоровья
1
Путешествие в страну здоровья
1
Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование)
1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, включающие формирование УУД
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа Здоровья» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа Здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Авторская программа Л. А.Обуховой, Н. А. Лемяскиной «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» для 1-4 классов. М: Вако, 2010 г., 2 –е издание.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- Спб., 2011 г.
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- Спб., 2011 г.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– магнитная доска;
– ноутбук;
– принтер;
– мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия:
– слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по математике;
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.
Учебно-практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик, циркуль, транспортир и т.д.;
– материалы: бумага (писчая).
Оборудование класса:
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего.