РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Школьная газета «Переменка» для обучающихся 5 классов по ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Школьная газета «Переменка» для обучающихся 5 классов по ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьная газета "Переменка" для обучающихся 5 класса по ФГОС. Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального самосовершенствования. Задачи курса:
1) освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий;
2)получение знаний и умений по созданию печатного издания;
3)развитие творческих способностей обучающихся, их индивидуальности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Информационные процессы в российском образовании сегодня проходят в русле глобальных образовательных тенденций. Возрастающая доступность образовательных ресурсов стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и постоянному обновлению. Поэтому успех современного человека зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, его инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания. Соответственно, и образовательная деятельность ориентируется на активное освоение человеком способов добывания новой информации.
Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования.
Задачи:
1. Получение знаний и умений по созданию печатного издания.
2. Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
3. Развить творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
4 Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
5. Развитие навыков установления межпредметных связей.
6. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий.
7. Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения.
8. Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
9. Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.
10. Организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми.
11. Формирование активной жизненной позиции.
12. Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
13. Формирование эстетических навыков.
14. Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.
15. Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций:
коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),
познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),
информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),
общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере),
ценностно – смысловых (ценностные представления человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков)
личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и
интеллектуального саморазвития).
Важным механизмом реализации проекта является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, учащимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков. Школьная газета – воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Программа работы творческого объединения составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объём работы.
Программа включает в себя:
изучение основ истории журналистики;
обзор современных средств массовой информации;
знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
изучение методов сбора и обработки информации;
изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);
освоение методов работы со словом.
К концу обучения журналистике учащиеся должны уметь:
выявлять интересные события повседневной жизни;
собирать информацию из разных источников и работать с ней;
различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих
жанрах;
общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.
Занятия в кружке проводятся в форме круглого стола, сюжетно-ролевой игры, практической работы.
Формы работы: групповые, индивидуальные консультации.
Методы и приёмы:
словесные;
наглядные;
игровой;
анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
практический (создание, издание и распространение школьной газеты);
проблемный;
диалоговый;
лабораторные работы;
экскурсии.
Редакционные обязанности.
Главный редактор осуществляет контроль, планирует, рецензирует, корректирует и подвергает цензуре поступающие материалы.
Дизайнер проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.
Журналисты: в качестве кандидатов на работу корреспондентами филологи (гуманитарии) должны рассматриваться в первую очередь.
Фотокорреспонденты
Верстальщики: важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, информатика), в ней чётко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание ученической газеты.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.
Личностные, метапредметные, предметные результатыосвоения курса «Школьная газета»
познавательные учебные действия
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
личностные учебные действия
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ожидаемые результаты:
регулярный выпуск номеров школьной газеты, участие в городских и областных конкурсах.
Активизация органов самоуправления, позитивного отношения к миру учащихся школы.
Создание банка творческих работ учащихся.
Содержание программы по внеурочной деятельности:
Вводный раздел
Вводный раздел состоит из следующих занятий:
1.Вводное занятие. Цель этого занятия – заинтересовать детей работой в объединении, познакомиться с детьми, узнать какими навыками работы с компьютером, с текстом они уже владеют, чем интересуются.
Знакомство детей с режимом работы объединения и его программой. Знакомство с газетами, технологией изготовления.
Инструктаж по технике безопасности. Познакомить детей с инструкцией по технике безопасности, с правилами поведения при работе с компьютером, правила внутреннего распорядка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: организация рабочего места (рациональное расположение за столом, за компьютером).
Журналистика
2. История журналистики: формирование и развитие печати; исторические типы журналистики, СМИ в современном мире.
3. Техника и технология СМИ. Развитие СМИ (техника радиовещания, путь к цифровому ТВ)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: работа на компьютере.
4.Результативность журналистики. Интерактивность.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Составление макета газеты, основные рубрики.
Правовые и этические нормы журналиста
5. Правовое поле.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: деловая игра «Права человека, права журналиста»
6. Этика журналиста.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: создание норм, правил школьного журналиста.
Школьные СМИ
7. Школьная газета. История создания, традиции, новизна.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Подготовка к выпуску газеты
8. Рубрики школьной газеты.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: подготовка статей для газеты.
Основные понятия и жанры журналистики
9.Понятие жанра в публицистике, виды жанров (аббревиатура, абзац,, альманах, верстка, афишка, брошюра, буклет, вводка)
10 Особенности написания разных жанров
11. Информационные публицистические жанры
12. Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью
29. Статья ( как результат выше изученного). Актуальность статьи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: написание статьи.
Рассказ
30.Рассказ с необычным построением. Композиция, замысел, приемы построения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: написание статьи.
31.Юмористический рассказ. Особенности.
32. Фельетон. Особенности фельетона как сатирического жанра, создание фельетона.
Культура речи
33-34. Понятие о культуре письменной речи. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм.
Рассмотрение не только вопросов соблюдения языковых норм, но и умение употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
Учебно – тематический план
Перечень разделов и тем
теория
практика
общее
Перечень универсальных действий обучающихся
Вводный раздел
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
0,5
0,5
1
учатся планированию, контролю, формулированию проблемы
ЖУРНАЛИСТИКА
-
История журналистики
0,5
-
1
Ищут информацию, слушают товарищей и вступают в диалог
Техника и технология СМИ. Результативность журналистики
0,5
-
учатся целеполаганию, учатся полно выражать свои мысли
Результативность журналистики
1
-
1
учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Правовые и этические нормы журналиста
Правовое поле
0,5
0,5
1
учатся оценивать адекватно себя и сверстников
Этика журналиста
0,5
0,5
1
слушают и вступаюют в диалог
Школьные СМИ
Школьная газета
1
1
2
овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией: собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать
Рубрики школьной газеты
1
1
2
овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);
Основные понятия и жанры журналистики
Понятие жанра в публицистике, виды жанров
1
1
слушают и вступают в диалог
Особенности написания разных жанров
1
1
овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)
Информационные публицистические жанры
1
1
овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)
Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью
1
1
овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)
Аналитические публицистические жанры
1
1
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)
Основные понятия и термины газетного дела
Словарь газетного дела
1
1
выполняют задание по схеме
Основные понятия и термины газетного дела
1
1
учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Литературное редактирование
Основные цели редактирования
1
1
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме
Виды редактирования
0,5
0,5
1
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме
Требования к редактированию
0,5
0,5
1
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме
Собирание и систематизация материала
Фотография как способ передачи информации
0,5
0,5
1
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме
Цитирование.
-
1
1
учатся полно выражать свои мысли
Записные книжки
0,5
0,5
1
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Репортаж
0,5
0,5
1
учатся полно выражать свои мысли
Интервью
0,5
0,5
1
учатся полно выражать свои мысли, выделять нравственный аспект написания интервью
Статья. Совершенствование написанного
Совершенствование написанного
1
1
учатся полно выражать свои мысли
Библиография. Аннотация
1
1
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме
Отзыв и рецензия
1
1
учатся полно выражать свои мысли.
Очерк. (Портретный очерк)
0,5
0,5
1
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме:
учатся полно выражать свои мысли.
Рассуждение
1
1
1
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме:
учится полно выражать свои мысли.
Статья (как результат выше изученного)
1
1
1
Рассказ
Рассказ с необычным построением
0,5
0,5
1
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме:
учатся полно выражать свои мысли.
Юмористический рассказ
0,5
0,5
1
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме:
учатся полно выражать свои мысли.
Фельетон
0,5
0,5
1
Культура письменной речи
Понятие о культуре письменной речи. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм
1
1
слушают и вступают в диалог
Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения курса
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
разработки по темам;
карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
тематический материал периодической печати;
справочники;
словари;
Различные периодические печатные издания.
Тексты для редактирования
Технические средства:
компьютеры,
фотоаппарат,
мультимедийный комплекс.
У каждого обучающегося - блокнот, ручка.
Планируемые результаты изучения курса «Школьная газета»
Мыслительные умения и навыки:
• анализ разносторонней информации в учебной и внеклассной учебно- познавательной работе;
• выделять главное для выявления системы понятий и свертывания информации с помощью
• делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам; обобщать данные, полученные в процессе сравнения;
• понимать предложенную проблему;
• оценивать проблемную ситуацию;
• формулировать проблему, аналогичную данной;
• на основе наблюдений, опытов, анализа различной информации формулировать и обосновывать гипотезу:
• осуществлять доказательство сформулированной гипотезы: строить план решения задачи:
• комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывая возможные
• альтернативы;
• сравнивать различные способы решений, осуществлять поиск новых:
• переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем П.Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации:
• самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники;
• выполнять задания творческого характера с преобладанием творческих элементов;
• устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний;
• использование приемов анализа и синтеза, применение их к материалу межпредметного характера;
• умение выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа;
• владение приемами доказательства;
• умение определять структуру текста (соответствие литературной формы содержанию текста);
• использование различных форм фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики):
• писать рецензии на книгу, фильм, спектакль
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи:
• анализировать смысл и характер вопросов:
• развивать мысль в логике поставленного вопроса;
• аргументировать свою позицию:
• умение строить доказательство и опровержение;
• применение приемов индуктивно-дедуктивного доказательства по аналогии;
• логично излагать материал межпредметного характера, взятый из различных дисциплин, при раскрытии одного вопроса; применять средства наглядности (ТСО. записи, чертежи, зарисовки) во время ответа;
• понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры;
• знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизаци
• уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;
• уметь логично в реферативной форме (письменно и устно) излагать культурологическую проблематику;
• оценивать своеобразие, ценность и уникальность всякой культуры;
• ориентироваться в сложных проблемах современной культурной ситуации.
Коммуникативно-речевые умения:
• Умение вести диалог, брать интервью.
• Редактирование статьи, очерка и т.п.
• Приобретение элементарных дизайнерских навыков.
• Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
• Развитие устной и письменной речи учащихся.
• Отстаивать свою точку зрения.
• Сопоставлять различные точки зрения.
• Работать с различными источниками информации
Учащиеся должны знать:
особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
структуру текста (заголовок, смысловые части);
основные жанры журналистики: заметка, статья, репортаж, интервью, фоторепортаж;
принципы оформления газеты.
Учащиеся должны уметь:
анализировать источники информации;
набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
написать газетную заметку, статью, репортаж; взять интервью;
составлять фоторепортаж.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения __________
учителей гуманитарного цикла « » 2015 г.
от « » 2015 г.
Руководитель МО
___________
Приложение № 1
Календарно- тематическое планирование
по курсу «Школьная газета» ( 5 класс, 34 часа, 1ч. в неделю)
№ урока
Раздел
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Кол-во
часов
Дата прохождения темы
(план/факт)
1
Вводный раздел (1ч)
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
учатся планированию, контролю, формулированию проблемы
1
2
ЖУРНАЛИСТИКА (3ч)
1.История журналистики
2.Техника и технология СМИ. Результативность журналистики
3.Результативность журналистики
Ищут информацию, слушают товарищей и вступают в диалог
учатся целеполаганию, учатся полно выражать свои мысли
учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
1
1
1
3
Правовые и этические нормы журналиста
(2ч)
1.Правовое поле
2.Этика журналиста
учатся оценивать адекватно себя и сверстников
слушают и вступают в диалог
1
1
4
Школьные СМИ (2ч)
1.Школьная газета
2.Рубрики школьной газеты
овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией: собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать
овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)
1
1
5
Основные понятия и жанры журналистики
(5ч)
1.Понятие жанра в публицистике, виды жанров
2. Особенности написания разных жанров
3. Информационные публицистические жанры
4. Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью
5. Аналитические публицистические жанры
слушают и вступают в диалог
овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)
овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)
овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)
1
1
1
1
1
6
Основные понятия и термины газетного дела
(2ч)
1.Словарь газетного дела
2.Основные понятия и термины газетного дела
выполняют задание по схеме
учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
1
1
7
Литературное редактирование(3ч)
1.Основные цели редактирования
2.Виды редактирования
3.Требования к редактированию
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме
1
1
1
8
Собирание и систематизация материала
(5ч)
1.Фотография как способ передачи информации
2. Цитирование.
3. Записные книжки
4. Репортаж
5. Интервью
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме
учатся полно выражать свои мысли
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
учатся полно выражать свои мысли, выделять нравственный аспект написания интервью
1
1
1
1
1
9
Статья. Совершенствование написанного
(6ч)
1.Совершенствование написанного
2. Библиография. Аннотация
3. Отзыв и рецензия
4. Очерк. (Портретный очерк)
5. Рассуждение
6. Статья (как результат выше изученного)
учатся полно выражать свои мысли
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме:
учатся полно выражать свои мысли
1
1
1
1
1
1
10
Рассказ
(3ч)
1.Рассказ с необычным построением
2. Юмористический рассказ
3. Фельетон
строят логическую цепь рассуждений;
выполняют задание по схеме:
учатся полно выражать свои мысли
1
1
1
11
Культура письменной речи (2ч)
1.Понятие о культуре письменной речи.
2.Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм
слушают и вступают в диалог
1
1
итого
34ч
Литература:
Журналистика.
Газетный дизайн /Тим Харроуэр
Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2004 год – 368 с.
Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» - М.: РИП – холдинг, 2003 – 222 с.
Информационные технологии в журналистике – Ростов м/Д: Феникс, 2004 (серия «Волшебный образ») – 160 с.