РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «мини-баскетбол» для параллели 5 классов (спортивно-оздоровительное направление)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «мини-баскетбол» для параллели 5 классов (спортивно-оздоровительное направление)
Цель программы: обучение воспитанников игре мини-баскетбол, создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «мини-баскетбол» для параллели 5 классов (спортивно-оздоровительное направление)»
«Рассмотрено»
Руководитель кафедры
_________/ ФИО/
Протокол № ___
от «__»_____20__г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УР (или ВР)
__________/ФИО/
«____»_____20__ г.
Приложение № ___
к ООП ООО
МБОУ «Гимназия №32»
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Гимназия № 32»
___________/ Л.А.Якимова/
Приказ № ______
от «____» ________20__ г. от
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 32»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «мини-баскетбол»
для параллели 5 классов
(спортивно-оздоровительное направление)
Составитель:
учитель физической культуры
Киселева Мария Ивановна
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _______от
« »___________20___ г.
г.Нижнекамск
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «мини-баскетбол» для параллели 5 классов разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010г.
2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 32».
Цель программы: обучение воспитанников игре мини-баскетбол, создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.
Задачи программы:
1. Укрепление здоровья;
2. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
3. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
4. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровому образу жизни как к ценностям.
Сроки реализации программы: 35 дней
Общая характеристика курса
Программа составлена для обучающихся 5 классов, учащихся в экспериментальной площадке ФГОС и реализуется через внеурочную деятельность по разделу «мини-баскетбол» школьной программы.
Баскетбол – одна из самых зрелищных и захватывающих игр. Баскетбол зародился в Америке, и поэтому не удивительно, что самый эффектный баскетбол можно увидеть на играх Национальной Баскетбольной Ассоциации. Баскетбол является и в России одной из популярных спортивных игр. Прогресс баскетбола наблюдается ежегодно. В стране открываются специализированные отделения по баскетболу в ДЮСШ, СДЮСШОР, направленные как на развитие массового детско-юношеского направления в спорте, так и на спорт высших достижений. Существуют и проблемы развития баскетбола, одна из которых – повышение качества учебно– тренировочного процесса в общеобразовательных школах. Эта тенденция обусловлена высокими требованиями к двигательной и функциональной подготовленности учащихся школ, основы которой должны закладываться с детского и юношеского возраста.
Образовательная область данного предмета
Данная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности является адаптированной учебной программой по мини-баскетболу для общеобразовательных школ и рассчитана на 35 дней для возрастной группы 5 классов (по 1 занятию в неделю).
Цель образовательной программы:
Обучение воспитанников игре мини-баскетбол.
Основные задачи:
• укреплению здоровья учащихся;
• содействие гармоничному, физическому развитию учащихся;
• привитие потребности к систематическим занятиям физической культуры;
• подготовка для выполнения нормативов согласно возрасту;
• приобретение навыков судейства по данному виду.
• Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Описание места курса в учебном плане
Сроки реализации программы.
Количество занимающихся в каждой группе — не менее 10 человек.
Программа рассчитана на 35 дней для параллели 5 классов, в том числе на спортивно-оздоровительные мероприятия.
Отличительная особенность данной программы в том, что основной принцип работы в группах — универсальность. Основной показатель работы группы по мини-баскетболу — выполнение программных требований по уровню физической подготовленности учащихся. После прохождения учебного цикла по данной программе — воспитанники могут продолжить своё обучение в учебно-тренировочных группах по баскетболу.
Исходя из этого, для группы начальной подготовки ставятся следующие частные задачи:
• укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
• укрепление опорно-двигательного аппарата и развитее основных физических качеств (скорости, выносливости, силы, гибкости, ловкости)
• обучение основным техническим элементам (стойки, перемещения, ловля, передачи, ведению, броскам мяча)
• привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом;
В соответствии с перечисленными задачами происходит распределение учебного времени по видам подготовки. В группах основное внимание уделяется физической и технической подготовке.
На протяжении внеурочной деятельности удельный вес физической и технической подготовки меняется. Если в начале основное внимание уделяется физической подготовке, которая занимает до 60—70% времени, то в конце рекомендуется увеличение количества часов, отводимых на техническую подготовку.
Основной принцип тренировочной работы в учебно-тренировочных группах — дальнейшая всесторонняя подготовка учащихся, а также знакомство с элементами игровой специализации.
Задачи:
• укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
• содействие правильному физическому развитию;
• повышение уровня общей физической подготовленности;
• развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
• совершенствование техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и судейства соревнований;
В учебно-тренировочных группах на фоне уменьшения объема общей физической подготовки увеличивается объем тактической подготовки.
В целях лучшей реализации учебной программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия в секции с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, разработанному педагогом.
Контроль в группах осуществляется четыре раза, проведением контрольных испытаний по общей и специальной физической и технической подготовке. По данным контрольных испытаний дается оценка успеваемости каждому занимающемуся.
На занятиях учащиеся должны приобрести навыки судейства игры. С этой целью необходимо на каждом занятии назначать помощников и давать им задания проводить упражнения по обучению и совершенствованию техники и тактики игры.
Задачи этой учебной практики:
• научить строевым командам,
• методике проведения упражнений и отдельных частей занятий. Судейство учебно-тренировочных игр должны проводить сами учащиеся. Необходимо научить учащихся организовывать соревнования в группе.
Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки
Ожидаемые результаты
Общие:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение уровня физической подготовленности;
- сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания;
- развитие физических и нравственных качеств.
- стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол.
Личностные:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные:
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культуры;
- организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организация места занятий;
-планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровье, сдержанность, рассудительность.
Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся.
По окончании уровень знаний, умений и навыков обучающихся должен соответствовать требованиям контрольно-переводных нормативов.
Содержание учебного предмета
Во внеурочной деятельности учащиеся занимаются мини-баскетболом в спортивной секции, участвуют во внутришкольных соревнованиях по мини-баскетболу.
Основными задачами учебно-тренировочного процесса в школьной спортивной секции по мини-баскетболу являются:
Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию занимающихся;
Популяризация баскетбола, как вида спорта и активного отдыха (физической рекреации);
Формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
Обучение технике и тактики игры в баскетбол;
Развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
Формирование необходимых теоретических знаний;
Воспитание волевых и моральных качеств.
Учебный материал по теоретической части
Тема 1. Развитие баскетбола в России и за рубежом и его история.
Развитие баскетбола в России. Значение и место баскетбола в системе физического воспитания. История возникновения баскетбола. Ведущие спортсмены и тренеры.
Тема 2. Общая и специальная физическая подготовка.
Значение всесторонней физической подготовки как важного фактора укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма и систем. Воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена. Утренняя зарядка, индивидуальные занятия, разминка перед тренировкой и игрой.
Тема 3. Техническая подготовка.
Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической, физической подготовки баскетболистов. Классификация и терминология технических приемов.
Тема 4. Тактическая подготовка.
Понятие о стратегии, тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических вариантов игры. Тактика отдельных игроков (защитников, нападающих).
Тема 5. Морально-волевая и психологическая подготовка.
Моральные качества спортсмена: добросовестное отношение к труду, смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности, чувство ответственности перед коллективом, взаимопомощь, организованность.
Учебный материал по практической части
Тема 1. Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте. Переход на ходьбу, на бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений – сгибания и разгибания рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками разновременно, тоже во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания, отведения, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, подскоки из различных исходных положений ног; сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, из положения лежа на спине переход в положение сидя, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из исходного положения лежа, сидя в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса. Преодоление веса и сопротивление партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером. Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с высокой амплитудой движений. Упражнения с помощью партнера. Упражнения с гимнастической палкой. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках, лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий». С перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно, ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов. Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку. Эстафеты. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч. Плавание. Ходьба на лыжах. Марш-бросок. Туристические походы.
Тема 2. Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам. Бег за лидером. Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении. Прыжки в сторону. Бег и прыжки с отягощениями.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами. Передвижение в упоре на раках по кругу. Передвижение на руках в упоре лежа. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, теннисными мячами. Метание мячей различного веса и объема на точность, дальность, быстроту. Метание палок. Удары по летящему мячу. Бросок мяча в прыжке с разбега.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе, беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену и последующей ловлей. Ведение мяча с ударами о скамейку, о пол. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные упражнения в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры. Круговая тренировка.
Тема 3. Техническая подготовка.
Прыжок толчком двух ног, прыжок толчком одной ноги, остановка прыжком, остановка двумя шагами. Повороты вперед, повороты назад. Ловля мяча двумя руками на месте и в движении, в прыжке, при встречном движении, при поступательном движении, при движении сбоку, ловля рукой на месте. Ловля мяча одной рукой в движении. Передача мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди. Передача двумя руками снизу, с места. Передача мяча двумя руками в прыжке. Встречные передачи мяча. Передача мяча одной рукой сверху, от плеча, от груди. Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком. Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение мяча со зрительным контролем. Ведение мяча на месте, ведение мяча по прямой, ведение мяча по дугам, ведение мяча по кругам. Ведение мяча зигзагом. Броски в корзину двумя руками сверху. Броски в корзину двумя руками от груди. Броски в корзину двумя руками снизу. Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита. Броски в корзину двумя руками с места. И в движении. Броски в корзину двумя руками (ближние). Броски в корзину одной рукой от плеча. Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита. Броски в корзину одной рукой в прыжке. Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом. Броски в корзину одной рукой параллельно щиту.
Тема 4. Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Выход для получения мяча. Выход для отвлечения мяча. Розыгрыш мяча. Атака корзины. «Передай мяч и выходи». Наведение, пересечение.
Тактика защиты.
Противодействие получению мяча. Противодействие выходу на свободное место. Противодействие розыгрышу мяча. Противодействие атаки корзины. Подстраховка. Система личной защиты.
Инструктаж и соблюдение техники безопасности по правилам поведения в спортивном зале, в раздевалках, на улице, в автобусах. Техника пожарной безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях. Общие и родительские собрания. Проведение соревнований «Веселые старты», Новогодних праздников и т.п. Посещение турниров и матчей с участием спортсменов групп спортивного совершенствования.
Тема 6. Инструкторская и судейская практика.
Организация и проведение комплекса общеразвивающих упражнений, а также беговых разминочных упражнений. Вспомогательная беседа с младшими тренерами по основным правилам игры в баскетбол. Судейская практика в двусторонних играх команд младшей группы.
Тема 7. Участие в соревнованиях.
На этапе начальной подготовки предусматривается участие обучающихся в соревнованиях общефизической направленности («Веселые старты», соревнования по кроссу, тематические спортивные праздники) и специализированные соревнования (первенство школы, первенства СДЮСШОР, города, округа по баскетболу).
Тема 8. Сдача контрольных нормативов.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся предусматривается два раза в год в ноябре и апреле учебного года. Обучающихся аттестуют по дисциплинам:
- общая физическая и специальная физическая подготовка;
- техническая подготовка.
Сдача нормативов проводится в форме тестирования.
Тема 9. Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психологическим восстановлением учащихся.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Критерии диагностики знаний, умений и навыков учащихся
За основу определения общего уровня физической кондиции учащихся взяты, предложенные формулы и таблицы по президентским тестам, проводимых в целом по России.
Даны нормативы по видам программы по всем возрастным категориям в таблицах:
Возрастные оценочные нормативы для мальчиков
ТЕСТ
11 лет
12 лет
13 лет
1.
Челночный бег 3 х 10 м (сек.)
8.8
7.9
7.2
2.
Прыжок в длину с места (см.)
146
168
210
3.
Прыжки на скакалке за 15 сек (раз)
28
30
31
4.
Подъем туловища из положения лежа за 30 сек
15
17
20
5.
Подтягивание на высокой перекладине (раз)
5
7
8
Возрастные оценочные нормативы для девочек
ТЕСТ
11 лет
12 лет
13 лет
1.
Челночный бег 3 х 10 м (сек)
10.0
9.2
8.1
2.
Прыжок в длину с места (см)
137
156
178
3.
Прыжки на скакалке за 15 сек (раз)
29
31
33
4.
Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз)
14
16
19
5.
Отжимание в упоре лежа (раз)
10
12
14
Материально-техническое оснащение учебного процесса
по предмету «Физическая культура»
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения
Количество
Примечание
1
Демонстрационные печатные пособия
1.1
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности
1
1.2
Плакаты методические
5
Комплексы плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям
1.3
Портреты, выдающихся спортсменов, деятелей ФК, спорта и олимпийского движения.
4
2
Экранно-звуковые пособия
2.1
Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «ФК»
4
2.2
Аудиозаписи
3
Для проведения гимнастических комплексов, обучение танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников
3
Технические средства обучения
3.1
ПК Персональный компьютер
1
Технические требования: графическая операционная система, привод чтения-записи компакт дисков, аудио-видеовходы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ(текстовых. табличных. графических и презентационных)
4
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Спортивные игры
4.1
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
8
4.2
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой
8
4.3
Мячи баскетбольные
30
4.4
Сетка для переноса и хранения мячей
5
4.5
Жилетки игровые с номерами
10
4.6
Табло перекидное
1
4.7
Номера нагрудные
20
4.8
Компрессор для накачивания мячей
2
5 Средства доврачебной помощи
5.1
Аптечка медицинская
2
6
Спортивные залы(кабинеты)
6.1
Спортивный зал игровой
3
С раздевалками для мальчиков и девочек(шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики),душевыми , туалетами
6.2
Спортивный зал гимнастический
1
6.3
Зоны рекреации
2
Для проведения динамических пауз(перемен)
6.4
Кабинет учителя
2
Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные(полки),
шкафы для одежды
6.5
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
3
Включает в себя стеллажи. Контейнеры.
Учебно-тематическое планирование
Классы: 5а, 5б, 5в, 5г, 5д
Учитель: Киселева Мария Ивановна
Количество часов
Всего 35 часов.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования. Физическая культура. -М.: Просвещение, 2010.-.(Стандарты второго поколения).
Учебник «Физическая культура», для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений, под общей редакцией М.Я.Виленский – М.: Просвещение, 2011.
№
п/п
Наименование темы
Всего часов
1
Общая физическая подготовка
3
2
Специальная физическая подготовка
3
3
Техническая подготовка
18
4
Тактическая подготовка
6
5
Морально-волевая и психологическая подготовка
5
В нижней части таблицы часы суммируются
Итого:
35
Примерное распределение учебных часов
В секции по мини-баскетболу основной акцент в учебно-тренировочном процессе делается на развитие общей физической подготовки. Теоретическая подготовка составляет лишь небольшой фрагмент ознакомительной программы о понятии игры в баскетбол, об основных терминах (тактика и техника) и элементарных основах правил игры.
Специальной физической подготовке отводится так же немало времени. Воспитание таких качеств, как скоростно- силовые способности, общая выносливость вырабатывается в подвижных играх, эстафетах, конкурсах. Пройдя ознакомление этого материала, можно перейти к специализированным упражнениям на развитие скоростно- силовой подготовки.
В техническом оснащении в группе начальной подготовки применяются элементарные упражнения для овладения навыками передачи мяча и ведения мяча. Заметно усложняются определенным заданием и используются такие приемы, как обманные финты, ложный замах и т.д.
Технико-тактической подготовке уделяется меньше внимания на ранней стадии обучения баскетболу. Обучающие осваивают элементарные технико-тактические приемы и основные игровые положения. Для видимых результатов спортивного роста юных баскетболистов следует использовать задачу контрольно-переводных нормативов, роль которых, безусловно, очень важна для дальнейшего исследования индивидуальной тренированности учащихся.
Инструкторская и судейская практика представляет собой лишь основные принципы этих компонентов. Так баскетболисты могут показать младшим товарищам правильное выполнение ОРУ и некоторые гимнастические упражнения, а так же могут подсказывать элементарные основы правил игры на совместных занятиях.
Соревнования для групп начальной подготовки представляют собой товарищеские игры или турниры по упрощенным правилам, подвижные игры с элементами баскетбола («Два квадрата», «Баскетбольный обстрел», «Овладей мячом соперника» и т.п.), «Веселые старты».
Кроме того, следует уделять внимание работе с родителями и совместным мероприятиям.
В таблицах распределения часов тренер использует свое планирование учебно-тренировочного процесса групп начальной подготовки. Обучение начинается, где главной задачей является набор группы и ознакомление с элементарными правилами игры в баскетбол. В дальнейшем выполняется закономерное преобладание общей физической и специальной подготовки. В процессе тренировок появляется изучение теоретического материала и разнообразные виды соревновательной деятельности.
Все часы увеличиваются, но принцип тренировки сохраняются. Меняются лишь качество и требовательность к выполнению упражнений.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
3. Спортивная форма для занимающихся (костюмы спортивные тренировочные, кроссовки для баскетбола, футболки, майки, шорты).
Формы организации занятий
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
1. Групповые учебно-тренировочные занятия.
2. Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
3. Восстановительные мероприятия.
4. Участие в матчевых встречах.
5. Зачеты, тестирования.
6. Конкурсы, викторины.
Формы подведения итогов реализации программы
1. Сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов общей, специальной физической, технической подготовленности обучающихся.
2. Викторины по типу: «Веселые старты», «День здоровья».
3. Контрольные и товарищеские игры.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения
Общая физическая подготовка 3ч
1
Ходьба и бег
1
Инструктаж по ТБ. Чередование ходьбы и бега. Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. ОРУ (Общеразвивающие упражнения).
Умеютправильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегают с максимальной скоростью до 60 м.
2
Перемещения; ловля - передача мяча на месте
1
Выполняют технику бега боком вперед, спиной вперед, ловли и передачи мяча на месте.
3
Перемещения; ловля-ведение мяча на месте
1
Выполняют технику бега боком вперед, спиной вперед, ведения мяча на месте.
Специальная физическая подготовка 3ч
4
Передача одной рукой от плеча
1
Выполняют технику передач двумя руками от груди, одной рукой от плеча, поворотов на месте, ведение мяча в движении. Умеют выполнять изучаемые упражнения, применять в эстафете.
5
Передача мяча двумя руками над головой
1
Выполняют передачи одной и двумя руками, повороты на месте с мячом с последующим ведением в движении, передачи от груди.
6
Передача мяча двумя руками в движении
1
Выполняют перемещение с заданием, передачи двумя руками в движении, броски одной рукой с места; умеют применять изучаемые приемы в игре «борьба за мяч»
Техническая подготовка 18ч
7
Техника броска после ведения мяча
1
Выполняют перемещение в защитной стойке, передачи во встречном движении, передачи после поворотов на месте; умеют применять изучаемые приемы в учебной игре.
8
Техника поворотов в движении
1
Выполняют перемещение, передачи во встречном движении, броски после ведения, умеют применять изучаемые приемы в учебной игре на одной половине.
9
Техника ловли мяча, отскочившего от щита
1
Выполняют перемещение в игре, изучаемый прием, передачи в движении, броски с места, применяют изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке.
10
Техника броска в движении после ловли мяча
1
Выполняют ловлю мяча, отскочившего от щита, броски в движении после ловли мяча, броски с места, передачи после ведения, штрафные броски; Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке.
11
Техника броска в прыжке с места
1
Выполняют броски в движении после ловли мяча, изучаемый прием, передачи с отскоком от земли, штрафные броски;
Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке
12
Техника передач одной рукой сбоку
1
Выполняют броски одной рукой с боку, изучаемые приемы, броски в движении, ведение мяча с обводкой предметов; учебная игра
13
Техника передач одной рукой в прыжке
1
Выполняют броски в прыжке с места, изучаемые приемы, броски в движении, ведение мяча с обводкой предметов; учебная игра
14
Техника передач на месте и в движении
1
Выполняют передачи в парах, в тройках, передачи одной рукой в прыжке с поворотом на 180 гр.,
Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре
15
Техника бросков в прыжке после ведения мяча
1
Выполняют броски в прыжке после ведения мяча, ведение с обводкой линий штрафного броска;
Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре
16
Учет по технической подготовке
1
Выполняют на результат: штрафные броски, броски в прыжке с места, обводка области штрафного броска;
Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре
17
Техника передач и бросков в движении
1
Выполняют изучаемые приемы, ловли мяча в прыжке, броски в прыжке после поворотов;
Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре
18
Опека игрока без мяча
1
Выполняют изучаемые приемы;
Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре
19
Техника ведения и передач в движении
1
Выполняют ведение и передачи в движении, взаимодействие 2 х 2, бросок;
Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре
20
Техника передач одной рукой с поворотом
1
Выполняют передачи одной рукой с поворотом, взаимодействие с центровым игроком, броски в движении;
Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре
21
Техника передач с отвлекающим действием на передачу
1
Выполняют передачи с отвлекающим действиям на передачу, взаимодействие с центровым игроком, броски в движении;
Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре
22
Техника отвлекающих действий на передачу с последующим проходом
1
Выполнять отвлекающие действия на передачу с последующим проходом, отвлекающие действия на бросок, взаимодействие с центровым игроком, броски с большого расстояния;
Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре.
23
Техника отвлекающих действий на бросок
1
Выполняют отвлекающие действия на бросок перехват мяча, взаимодействие с центровым игроком, броски;
Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре
24
Техника передачи и ловли мяча одной рукой
1
Выполняют технику передач и ловли мяча одной рукой, выбивание и вырывание. Выполняют изучаемые приемы, опеку игрока, нормативы на результат.
Тактическая подготовка 6ч
25
Выбивание и вырывание
1
Выполняют технику выбивания и вырывания. Выполняют изучаемые приемы, опеку игрока, нормативы на результат.
25
Тактика выбивания мяча после ведения
1
Выполняют технику выбивания мяча после ведения. Умеют выполнять изучаемые приемы, передачи «убегающему игроку», ведение мяча, броски в движении.
27
Тактика атаки двух нападающих против одного защитника
1
Выполняют технику атаки двух нападающих против одного защитника.
Умеют выполнять изучаемый прием, ведение, передачи, броски левой рукой, ловля мяча, катящегося по площадке, взаимодействие 2 х 1; игра.
28
Выбивание мяча при ведении
1
Выполняют технику изучаемых приемов.
Умеют изучаемый прием - в парах выбивание мяча при ведении; атака трех нападающих против двух защитников; броски в прыжке с сопротивлением защитника. Штрафные броски. Учебная игра.
29
Передача одной рукой с поворотом
1
Выполняют технику изучаемых приемов.
Умеют выполнять передачи одной рукой с поворотом; броски двумя руками снизу; добивание мяча в корзину; броски в прыжке с сопротивлением защитника. Учебная игра.
30
Прием нормативов по тактической подготовке
1
Выполняют на результат: штрафной бросок; бросок в прыжке с места; добивание мяча в щит; обводка области штрафного броска
Морально-волевая и психологическая подготовка 5ч
31
Передача в движении в парах
1
Выполняют выбивание мяча при ведении, бег с ускорением по одной из боковых линий, после ускорения – бег в медленном темпе. Передачи в движении в парах; быстрый прорыв – в тройках; ведение мяча со сменой рук; броски с места – в парах, игроки соревнуются между собой. Учебная игра.
32
Передачи в тройках в движении
1
Выполняют передачи в тройках в движении (схема); быстрый прорыв – упражнения; перехват мяча; штрафные броски – 20 бросков. Учебная игра.
33
Передачи в тройках в движении
1
Выполняют передачи в тройках в движении (схема); быстрый прорыв; передачи на месте; ведение мяча с различной высотой. Учебная игра.
34
Закрепление передач в движении
1
Выполняют передачи в движении – упражнения; быстрый прорыв 2 х 1; 3 х 2; борьба за мяч, отскочившего от щита. Учебная игра
35
Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита
1
Выполняют упражнения: борьба за мяч, отскочившего от щита – 3 х 3; быстрый прорыв (схема); передачи через центрового; броски в прыжке с сопротивлением – в парах; Учебная игра.