Золотой листопад.(7ч). И снова осень к нам пришла. Красота осенней природы Осень. Экскурсия в парк. «Осенние сказки лесной феи». Портрет Зайчика – огородника. Осенний пейзаж в произведениях художников. Любимые сказки и персонажи .(10ч) Любимые персонажи из сказки «Красная шапочка» Иллюстрация к сказке «Колобок». Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». Былинные богатыри. Илья Муромец. Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Рисунок-декорация «Сказочный домик». Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки». Мир в котором мы живем.(10ч). « Красота вокруг нас». Волшебные цветы Любимые животные. Рисуем дерево тампованием. Пейзаж и мир животных. «Мои друзья» (карандаш, акварель) Конкурс рисунков на тему: «Фантастические животные» (карандаши цветные). Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) Вишня в цвету (тычкование "Рисуем родную природу - рисование по памяти Весеннее пробуждение.(7ч) Как красиво весной (акварель). Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». Натюрморт Весенняя поляна. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ. И снова наступила осень.(8ч). Вводное занятие. Красота осенней природы русского леса Рисование с натуры. «Дары осени» Декоративная работа «Осенний узор» «Богатый урожай» Рисование на тему «В гостях у осени» Декоративная работа «Осенний узор» Изображение осеннего букета Осенние пейзажи (рисование по сырому) Сказка вокруг нас.(6ч). Праздник русской матрёшки Русская матрешка в синем уборе Дымковская игрушка Орнамент «Чудо-платье». «Мы рисуем сказочную птицу» Сказка на новый лад «Колобок». Готовимся к встрече сказки в действительности В мире волшебных красок.(12ч). Портрет мамы (цветные карандаши). Деревья зимой (акварель). Экскурсия в парк Веселые человечки. Рисование на природе. Мои мечты. Рисование на природе. Увлекательный космос. Жар – птица. Рисование на природе. Жар – птица. Роспись посуды. Вазочка Расписной платок, акварель, фломастер. Матрешка Весна уж к нам стучится.(8ч). Как красиво весной (акварель). Как красиво весной (акварель Рисование на природе. Весенний букет (цв. карандаши).Экскурсия в парк. Моя любимая игрушка. Рисование на тему «Наши весенние забавы». 4ГОД ОБУЧЕНИЯ. В мире изобразительного искусства.(7ч). Аудиторных занятий -4ч.Внеаудиторных -3ч. Вводное занятие.«Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта. Рисование на тему «Родина моя». Мой любимый сказочный герой. «Грустный дождик «Радуга над лужайкой» Сказочные герои. Мир фауны. (10ч). Птицы в полете. Рисование «древние люди» Деревья зимой (акварель). Экскурсия в парк Мои мечты. Рисование на природе. Сюжетная композиция «Кошка с котятами» «Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных. Веселые человечки. Рисование на природе. Любовь к искусству.(17ч). 1.Портрет (8ч).«Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица. «Портрет». Знакомство с жанром портрета. Портрет мамы (цветные карандаши). Многофигурная композиция. Человек и животное. «Как рисовать портрет». Рисование лица человека. Пропорция фигуры. Пропорция мелких частей рук,ног. 2.Природа вокруг нас.(9ч). Лето, здравствуй! Летний лес. Цветы летом. Поляна летом.Весенний букет. Свободная тема (творческая работа). Выставка IV.Предполагаемые результаты реализации программы. В результате изучения курса «Волшебный карандашик» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандашик»: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»: знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. V.Формы и виды контроля. Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов: 1) По источнику передачи и восприятия знаний: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов), практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы) 2) По характеру познавательной деятельности: репродуктивные (воспроизводящий) частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества); творческие (творческие задания по видам деятельности). 3) По степени самостоятельности:
репродуктивные (воспроизводящий) частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества); творческие (творческие задания по видам деятельности). 3) По степени самостоятельности: - работа под непосредственным руководством педагога; - совместная работа; - самостоятельная работа. Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Формы контроля: -выставки, -открытые занятия – -конкурсы - массовые мероприятия. VI.Методические рекомендации. 1 год обучения. Это начинающий этап в процессе приобретения знаний привитии умений и навыков. В эту группу входят учащиеся 1-х классов. На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научит: ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Здесь основными задачами являются: познакомить учащихся с изобразительными материалами с приемами их использования; изучение основных форм предметов и умение изобразить их на листе бумаги или вылепить; сочетание цветов (холодные, теплые). 2 год обучения. На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умению и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное . Вводится изображение человека, частей тела. умение составить композицию; понятие о пространстве 3 год обучения. Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках рисования карандашами, создание собственных проектов. Умение защитить свою работу, передать свои мысли и переживания в работе. Развивать и совершенствовать чувство цвета. 4 год обучения. Учащиеся четвертого года обучения, работают более самостоятельно. Здесь им больше дается времени на самостоятельные творческие работы, где они могут полностью раскрыться, показать свои мысли, чувства, переживания, выразить свои работы в какой-либо технике и, наконец, показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше времени отводится на свободные темы, где ребята могут свободно поработать, пофантазировать. Изобразительный материал по выбору учащихся. Привлекать, заинтересовывать к учению родителей. VII.Описание материально-технического обеспечения программы. № п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | 1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). | | | Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение». | 1 | | Барта Ч. «200 моделей для умелых рук» | 1 | | Ланг И. «Поделки из пуговиц». Москва «Айрис-пресс». | 1 | | Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». | 1 | | Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991. | 1 | | Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». | 1 | | Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». | 1 | 2. | Печатные пособия | | | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц. | 3 | 3. | Технические средства обучения. | | | Фотоаппарат. | 1 | | Телевизор. | 1 | | Видеомагнитофон. | 1 | | Мультимедиа-проектор. | 1 | | Компьютер. | 1 | | Аудиторная доска. | 1 | 4. | Экранно-звуковые пособия | | | CD "Пейзажи в произведениях русских живописцев" | 1 | | CD "Сказка в произведениях Виктора Васнецова" | 1 | | CD"Расскажи о человеке" (портрет) | 1 | | Видеофильм. Сказка про сказку. | 1 | 5. | Игры и игрушки | | | Мягкие игрушки | 8 | 6. | Оборудование кабинета. | | СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МОБУООШ №21 от ___________ 2013 года № 1 ___________Короткова М.И. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Чуйко И.Н « »_________ 2013 года. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________Чуйко И.Н. « 30 » августа 2013года. Муниципальное образование Новокубанский район, с.Камышеваха муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа №21 с.Камышеваха муниципального образования Новокубанский район Календарно-тематическое планирование кружка «Волшебный карандашик». Класс 4 Учитель Лихобабина Ирина Александровна Количество часов : всего 34 ч; в неделю 1 час Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Волшебный карандашик», утверждённой решением педсовета, протокол №1 от «31» августа 2013 года, председатель педсовета Гладушкина Т.А. |