Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский»
РАССМОТРЕНО на заседании Методсовета Протокол от 31 августа 2015г. № 5 | УТВЕРЖДАЮ Директор _________ Е.А. Пакулев (подпись) Приказ от 31 августа 2015 г. №809 |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора Н.А.Нероева 31 августа 2015г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы от 31 августа 2015г. Протокол №8 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности общекультурного направления
«В Стране Этикета» на 2015-2016 учебный год
(для учащихся 1-4 классов)
Составитель: Пиунова Е.В.,
учитель начальных классов
СОШ № 1 г.Белоярский
г. Белоярский, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и методическими материалами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009г. №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г. №1060), с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ»;
Основная образовательная программа начального общего образования СОШ №1 г.Белоярский;
Положение от 21.04.2015г. №123 «О рабочей программе курса внеурочной деятельности»
Положение от 01.09.2014г. № 094 «Об организации внеурочной деятельности учащихся в рамках внедрения ФГОС»
Учебный план СОШ №1 г.Белоярский;
Программа А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах».
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Курс «В стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель настоящей программы:
освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем, взаимное доверие;
предоставлять возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
учить детей умению всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать в том, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Отличительные особенности программы
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1. Этика общения
Этикет
Этические нормы отношений с окружающими
Этика отношений в коллективе
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности
Место проведения занятий
Школа
Городской парк
Городской Выставочный зал
Городская «Школа искусств»
Городской краеведческий музей
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей и предназначена для учащихся 1-4 классов. Набор детей в группу осуществляется на свободной основе.
В соответствии с внеурочной деятельностью учащихся и программами начального общего образования курс занятий «В Стране Этикета» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (33ч. в 1-ых, 34ч. в год во 2-4-ых классах, всего 1-4 класс - 135 часов).
Результаты освоения программы «В Стране этикета»
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми, нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение учащимися опыта самостоятельной, общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми, нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы школы.
Ожидаемые результаты
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Формы учета оценки планируемых результатов
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
Анкетирование учащихся и родителей
Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
| Раздел № 1 Правила поведения в школе | 12 | | |
1. | Правила поведения на уроке и на перемене. | 2 | 1 | 1 |
2. | Правила поведения в общественных местах. | 2 | 1 | 1 |
3. | Правила поведения в гардеробе. | 2 | 1 | 1 |
4. | Правила поведения в столовой. | 2 | 1 | 1 |
5. | Правила поведения в библиотеке. | 2 | 1 | 1 |
6. | Правила поведения в школьном дворе. | 2 | 1 | 1 |
| Раздел № 2 О добром отношении к людям | 10 | | |
7. | Что такое «добро и зло». | 1 | | 1 |
8. | Что такое «добро и зло». | 1 | | 1 |
9. | «Ежели вы вежливы». | 1 | | 1 |
10. | «Ежели вы вежливы». | 1 | | 1 |
11. | Добрые и не добрые дела. | 1 | 1 | |
12. | Добрые и не добрые дела. | 1 | 1 | |
13. | Ты и твои друзья. | 1 | 1 | |
14. | Ты и твои друзья. | 1 | 1 | |
15. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | | 1 |
16. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | | 1 |
| Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | 7 | | |
17. | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | 1 | | 1 |
18. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | | 1 |
19. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | | 1 |
20. | Наш труд в классе. | 1 | 1 | |
21. | Наш труд в классе. | 1 | 1 | |
22. | Мой труд каждый день дома. | 1 | 1 | |
23. | Мой труд каждый день дома. | 1 | 1 | |
| Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. | 4 | | |
24. | Культура внешнего вида. | 1 | 1 | |
25. | Культура внешнего вида. | 1 | 1 | |
26. | Каждой вещи своё место. | 1 | 1 | |
28. | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 | | 1 |
| Итого | 33 | 17 | 16 |
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
| Раздел № 1 Культура общения | 9 | | |
1. | Этикет (повторение). | 1 | | 1 |
2. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | | 1 |
3. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | | 1 |
4. | Встреча и развлечение гостей. | 1 | | 1 |
5. | Встреча и развлечение гостей. | 1 | | 1 |
6. | Поведение в гостях. | 1 | 1 | |
7. | Поведение в гостях. | 1 | 1 | |
8. | Как дарить подарки. | 1 | | 1 |
9. | Как дарить подарки. | 1 | | 1 |
| Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности | 4 | | |
10. | Заповеди. | 1 | 1 | |
11. | Заповеди. | 1 | 1 | |
12. | Дал слово держи. | 1 | 1 | |
13. | Дал слово держи. | 1 | 1 | |
| Раздел № 3 Дружеские отношения | 11 | | |
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | | 1 |
15. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | | 1 |
16. | Преданный друг. | 1 | 1 | |
17. | О доброте и бессердечие. | 1 | 1 | |
18. | О доброте и бессердечие. | 1 | 1 | |
19. | Об уважительном отношении к старшим. | 1 | | 1 |
20. | О зависти и скромности. | 1 | 1 | |
21. | О зависти и скромности. | 1 | 1 | |
22. | О доброте и жестокосердии. | 1 | 1 | |
23. | В мире мудрых мыслей. | 1 | | 1 |
24. | В мире мудрых мыслей. | 1 | | 1 |
| Раздел №4 Понять другого | 10 | | |
25. | Золотые правила. | 1 | 1 | |
26. | Золотые правила. | 1 | 1 | |
27. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | | 1 |
28. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | | 1 |
29. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | | 1 |
30. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | | 1 |
31. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | 1 | |
32. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | 1 | |
33. | В мире мудрых мыслей. | 1 | | 1 |
34 | Обзор курса этики за год. | 1 | | 1 |
| Всего | 34 | 16 | 18 |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
| Раздел №1 Культура общения | 9 | | |
1. | Этикет разговора. | 1 | 1 | |
2. | Обращение к разным людям. | 1 | 1 | |
3. | Обращение к разным людям. | 1 | 1 | |
4. | Вежливый отказ, несогласие. | 1 | 1 | |
5. | Этикетные ситуации. | 1 | | 1 |
6. | Этикетные ситуации. | 1 | | 1 |
7. | Афоризмы. | 1 | | 1 |
8. | Разговор по телефону. | 1 | | 1 |
9. | Играем роль воспитанного человека. | 1 | | 1 |
| Раздел № 2 Самовоспитание | 7 | | |
10. | Что значит быть вежливым? | 1 | | 1 |
11. | Мои достоинства и недостатки. | 1 | | 1 |
12. | Мои достоинства и недостатки. | 1 | | 1 |
13. | Большое значение маленьких радостей. | 1 | 1 | |
14. | О хороших и дурных привычках. | 1 | | 1 |
15. | О хороших и дурных привычках. | 1 | | 1 |
16. | Афоризмы о самовоспитании. | 1 | | 1 |
| Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | | |
17. | Заповеди: как мы их исполняем. | 1 | 1 | |
18. | О сострадании и жестокосердии. | 1 | 1 | |
19. | О сострадании и жестокосердии. | 1 | 1 | |
20. | Лгать нельзя, но если...? | 1 | 1 | |
21. | Лгать нельзя, но если...? | 1 | 1 | |
22. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | | 1 |
23. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | | 1 |
24. | Спешите делать добро. | 1 | | 1 |
25. | Спешите делать добро. | 1 | | 1 |
26. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 1 | | 1 |
| Раздел № 4 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | 8 | | |
27. | «Как сердцу высказать себя?» | 1 | | 1 |
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 | | 1 |
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 | | 1 |
30. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | 1 | 1 | |
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | 1 | | 1 |
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 1 | | 1 |
33. | Афоризмы. | 1 | 1 | |
34. | Чему мы научились на уроках этики. | 1 | | 1 |
| Всего | 34 | 12 | 22 |
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
| Раздел №1 Культура общения | 9 | | |
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | 1 | | 1 |
2. | Культура общения в современной семье. | 1 | | 1 |
3. | Культура общения в современной семье. | 1 | | 1 |
4. | О терпимости к ближним. | 1 | | 1 |
5. | О терпимости к ближним. | 1 | | 1 |
6. | Культура спора. | 1 | | 1 |
7. | Этикетные ситуации. | 1 | 1 | |
8. | В мире мудрых мыслей. | 1 | 1 | |
9. | В мире мудрых мыслей. | 1 | 1 | |
| Раздел №2 Самовоспитание | 7 | | |
10. | «Познай самого себя». | 1 | 1 | |
11. | Самовоспитание. | 1 | 1 | |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 1 | 1 | |
13. | Как я работаю над собой. | 1 | | 1 |
14. | О терпении. | 1 | 1 | |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 1 | | 1 |
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | 1 | | 1 |
| Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | | |
17. | Об источниках наших нравственных знаний. | 1 | 1 | |
18. | Совесть - основа нравственности. | 1 | 1 | |
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 1 | | 1 |
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто». | 1 | 1 | |
21. | Заветы предков. | 1 | 1 | |
22. | Россияне о любви к Родине. | 1 | | 1 |
23. | Твоя малая родина. | 1 | | 1 |
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | 1 | | 1 |
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 1 | 1 | |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | 1 | | 1 |
| Раздел №4. Искусство и нравственность | 8 | | |
27. | Нравственное содержание древних мифов. | 1 | 1 | |
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | 1 | 1 | |
29. | Положительные герои в былинах и сказках. | 1 | | 1 |
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях. | 1 | | 1 |
31. | «Зло, как и добро, имеет своих героев». | 1 | | 1 |
32. | Искусство и нравственность. | 1 | 1 | |
33. | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 1 | | 1 |
34. | Обзор курса этикета. | 1 | | 1 |
| Всего | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы.
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (12) Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч) Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч) «Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (4ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. 2 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч) Заповеди. Дал слово держи. Раздел 3: Дружеские отношения (11ч) «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Раздел 4: Понять другого (10ч) Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. 3 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч) Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики. 4 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч) Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. | |
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Кадровое обеспечение
Учителя начальной школы, психолог, дефектолог, социальный педагог.
Материально-технические средства
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Лазерный принтер
Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
Сканер
Доска магнитно-маркерная с антибликовым покрытием
Информационно-коммуникативные средства.
iso.ntf.ru
school-collection.edu.ru
metodist.lbz.ru
Интернет-ресурсы.
www.fipi.ru
www.kpolakov.narod.ru
http://pedsovet.su
http://planeta.tspu.ru
www.1september.ru
http://www.klyaksa.net
http://www.uroki.net
http://www.edu.rin.ru
http://www.scholl-collection.ru
Рекомендуемая литература
Для учителя:
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательство: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Старункина Е.Л. Этика и этикет в начальной школе.-М.: Школьная пресса, 2004.
Для учащихся:
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.