kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности общекультурного направления «В Стране Этикета» на 2015-2016 учебный год (для учащихся 1-4 классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Курс «В стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

 

Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, взаимное доверие;
  • предоставлять возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • учить детей умению всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать в том, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Отличительные особенности программы

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

1.Этикет

2.Этические нормы отношений с окружающими

3.Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КТП В Стране Этикета»

Приложение

Календарно-тематический план

1 класс


п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Перечень универсальных учебных действий (УУД)

Теоретическая часть

Практическая часть



Раздел № 1

Правила поведения в школе

12



Познавательные общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;


Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)


Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

  • Смыслополагание.

Самоопределение


1.


Правила поведения на уроке и на перемене.

2

фронтальная

индивидуальная

2.


Правила поведения в общественных местах.

2

фронтальная

индивидуальная

3.


Правила поведения в гардеро­бе.

2

фронтальная

индивидуальная

4.


Правила поведения в столо­вой.

2

фронтальная

индивидуальная

5.


Правила поведения в библио­теке.

2

фронтальная

индивидуальная

6.


Правила поведения в школь­ном дворе.

2

фронтальная

индивидуальная



Раздел № 2

О добром отношении к лю­дям

10



  1. 2.


Что такое «добро и зло».

1

групповая


  1. 3.


Что такое «добро и зло».

1


парная

  1. 4.


«Ежели вы вежливы».

1

фронтальная


  1. 5.


«Ежели вы вежливы».

1


групповая

  1. 6.


Добрые и не добрые дела.

1

фронтальная


  1. 7.


Добрые и не добрые дела.

1


индивидуальная

  1. 8.


Ты и твои друзья.

1

фронтальная


  1. 9.


Ты и твои друзья.

1


парная

  1. 10.


Помни о других – ты не один на свете.

1

фронтальная


10.


Помни о других – ты не один на свете.

1


индивидуальная



Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

7



1


«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1

фронтальная


2


«Как быть прилежным и ста­рательным».

1


групповая

3


«Как быть прилежным и ста­рательным».

1


индивидуальная

4


Наш труд в классе.

1

фронтальная


5


Наш труд в классе.

1


парная

6


Мой труд каждый день дома.

1

фронтальная


7


Мой труд каждый день дома.

1


индивидуальная



Раздел №4

Правила опрятности и ак­куратности.

4



1


Культура внешнего вида.

1

фронтальная


2


Культура внешнего вида.

1


парная

3


Каждой вещи своё место.

1


индивидуальная

4


Умейте ценить своё и чужое время.

1


парная



Итого

33



Календарно-тематический план

2 класс


п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Перечень универсальных учебных действий (УУД)


Теоретическая часть

Практическая часть




Раздел № 1

Культура общения

9



Познавательные общеучебные действия

  • Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;


Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов;

  • Управление действиями партнера (оценка, коррекция).


Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция;

  • Прогнозирование уровня усвоения;

  • Оценка;

  • Коррекция.


Личностные УУД

  • Смыслополагание;

Самоопределение


1.


Этикет (повторение).

1

фронтальная



2.


Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1

фронтальная



3.


Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1


индивидуальная



4.


Встреча и развлечение гостей.

1


групповая


5.


Встреча и развлечение гостей.

1


групповая


6


Поведение в гостях.

1

фронтальная



7


Поведение в гостях.

1


групповая


8


Как дарить подарки.

1

фронтальная



9


Как дарить подарки.

1


групповая




Раздел № 2

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

4




1


Заповеди.

1

фронтальная



2


Заповеди.

1


групповая


3


Дал слово держи.

1

фронтальная



4


Дал слово держи.

1


индивидуальная




Раздел № 3

Дружеские отношения

11




1


«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

фронтальная



2


«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


парная


3


Преданный друг.

1


парная


4


О доброте и бессердечии.

1

фронтальная



5


О доброте и бессердечии.

1


индивидуально-групповая


6


Об уважительном отношении к старшим.

1

фронтальная



7


О зависти и скромности.

1

фронтальная



8


О зависти и скромности.

1


парная


9


О доброте и жестокосердии.

1

фронтальная



10


В мире мудрых мыслей.

1

фронтальная



11


В мире мудрых мыслей.

1


парная




Раздел №4

Понять другого

10




1


Золотые правила.

1

фронтальная

парная


2


Золотые правила.

1


парная


3


Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

фронтальная



4


Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


парная


5


О тактичном и бестактном по­ведении.

1

групповая



6


О тактичном и бестактном по­ведении.

1


индивидуально-групповая


7


Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

фронтальная



8


Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1


парная


9


В мире мудрых мыслей.

1


парная


10


Обзор курса этики за год.

1

фронтальная





Всего

34

























Календарно-тематический план

3 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Перечень универсальных учебных действий (УУД)

Теоретическая часть

Практическая часть



Раздел №1

Культура общения

9



Познавательные общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;


Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера ( оценка, коррекция)


Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция


Личностные УУД

  • Смыслополагание.

Самоопределение

1.


Этикет разговора.

1

фронтальная


2.


Обращение к разным лю­дям.

1

групповая


3.


Обращение к разным лю­дям.

1


парная

4.


Вежливый отказ, несогла­сие.

1

групповая


5.


Этикетные ситуации.

1


парная

6


Этикетные ситуации.

1


парная

7


Афоризмы.

1


групповая

8


Разговор по телефону.

1


парная

9


Играем роль воспитанного человека.

1


групповая



Раздел № 2

Самовоспитание

7



1


Что значит быть вежли­вым?

1

фронтальная


2


Мои достоинства и недос­татки.

1

фронтальная


3


Мои достоинства и недос­татки.

1


индивидуальная

4


Большое значение малень­ких радостей.

1

фронтальная


5


О хороших и дурных при­вычках.

1

фронтальная


6


О хороших и дурных при­вычках.

1


парная

7


Афоризмы о самовоспита­нии.

1


парная



Раздел № 3

Общечеловеческие нор­мы нравственности

10



1


Заповеди: как мы их ис­полняем.

1

фронтальная

индивидуальная

2


О сострадании и жестоко­сердии.

1

фронтальная


3


О сострадании и жестоко­сердии.

1


индивидуально-групповая

4


Лгать нельзя, но если...?

1


групповая

5


Лгать нельзя, но если...?

1


парная

6


Всегда ли богатство сча­стье?

1

фронтальная


7


Всегда ли богатство сча­стье?

1


индивидуально-групповая

8


Спешите делать добро.

1

фронтальная


9


Спешите делать добро.

1


парная

10


Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1

фронтальная




Раздел № 4

Как сердцу высказать себя.

Другому как по­нять тебя?

8



1.


«Как сердцу высказать себя?»

1

фронтальная


2.


В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


групповая

3.


В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


парная

4.


«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

фронтальная


5.


«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1


индивидуально-групповая


6.


Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

1


парная

7.


Афоризмы.

1


индивидуально-групповая

8.


Чему мы научились на уроках этики.

1

фронтальная




Всего

34



































Календарно-тематический план

4 класс


п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Перечень универсальных учебных действий (УУД)

Теоретическая часть

Практическая часть



Раздел №1

Культура общения

9



Познавательные общеучебные действия

  1. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  2. Выделение познавательной цели;

  3. Выбор наиболее эффективного способа решения;

  4. Смысловое чтение;


Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)


Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция


Личностные УУД

  • Смыслополагание.

Самоопределение

1.


Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

фронтальная


2.


Культура общения в современной семье.

1

фронтальная


3.


Культура общения в современной семье.

1


индивидуально-групповая

4.


О терпимости к ближним.

1

фронтальная


5.


О терпимости к ближним.

1


индивидуально-групповая

6


Культура спора.

1


парная

7


Этикетные ситуации.

1


групповая

8


В мире мудрых мыслей.

1

групповая


9


В мире мудрых мыслей.

1


групповая



Раздел №2

Самовоспитание

7



1


«Познай самого себя».

1

фронтальная


2


Самовоспитание.

1


индивидуальная

3


Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1


индивидуальная

4


Как я работаю над собой.

1


индивидуальная

5


О терпении.

1

фронтальная


6


Конец каждого дела обдумай перед началом.

1


индивидуальная

7


«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1


индивидуальная



Раздел №3

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

10



1


Об источниках наших нравственных знаний.

1

фронтальная


2


Совесть - основа нравственности.

1

фронтальная


3


«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1


индивидуально-групповая

4


«Досадно мне, что слово честь забы­то».

1


индивидуально-групповая

5


Заветы предков.

1

фронтальная


6


Россияне о любви к Родине.

1

фронтальная


7


Твоя малая родина.

1

фронтальная


8


«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

1


парная

9


Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

групповая


10


«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1


парная



Раздел №4.

Искусство и нравственность

8



1.


Нравственное содержание древних мифов.

1

фронтальная


2.


За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

фронтальная


3.


Положительные герои в былинах и сказках.

1


групповая

4.


Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

1


индивидуально-групповая

5.


«Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».

1

групповая


6.


Искусство и нравственность.

1

фронтальная


7.


«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

групповая


8.


Обзор курса этикета.

1

фронтальная




Всего

34






Просмотр содержимого документа
«РП В Стране Этикета»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский»





РАССМОТРЕНО

на заседании Методсовета

Протокол от 31 августа 2015г. № 5


УТВЕРЖДАЮ


Директор _________ Е.А. Пакулев

(подпись)

Приказ от 31 августа 2015 г. №809


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора Н.А.Нероева

31 августа 2015г.


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

от 31 августа 2015г. Протокол №8







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности общекультурного направления

«В Стране Этикета» на 2015-2016 учебный год

(для учащихся 1-4 классов)








Составитель: Пиунова Е.В.,

учитель начальных классов

СОШ № 1 г.Белоярский











г. Белоярский, 2015 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и методическими материалами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009г. №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г. №1060), с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  3. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);

  4. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ»;

  5. Основная образовательная программа начального общего образования СОШ №1 г.Белоярский;

  6. Положение от 21.04.2015г. №123 «О рабочей программе курса внеурочной деятельности»

  7. Положение от 01.09.2014г. № 094 «Об организации внеурочной деятельности учащихся в рамках внедрения ФГОС»

  8. Учебный план СОШ №1 г.Белоярский;

  9. Программа А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах».




Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Курс «В стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.


Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, взаимное доверие;

  • предоставлять возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

  • учить детей умению всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать в том, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Отличительные особенности программы

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

  1. Этикет

  2. Этические нормы отношений с окружающими

  3. Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.




Формы и виды деятельности


  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • посещение выставочных залов и музеев;

  • походы в театр;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники.

Место проведения занятий

  • Школа

  • Городской парк

  • Городской Выставочный зал

  • Городская «Школа искусств»

  • Городской краеведческий музей

Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».

Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей и предназначена для учащихся 1-4 классов. Набор детей в группу осуществляется на свободной основе.

В соответствии с внеурочной деятельностью учащихся и программами начального общего образования курс занятий «В Стране Этикета» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (33ч. в 1-ых, 34ч. в год во 2-4-ых классах, всего 1-4 класс - 135 часов).

Результаты освоения программы «В Стране этикета»

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми, нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение учащимися опыта самостоятельной, общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия учащихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми, нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы школы.

Ожидаемые результаты

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре­данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.

  2. Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  4. Исполнять заповеди.

  5. Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  1. Анкетирование учащихся и родителей


Учебно-тематический план

1 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел № 1 Правила поведения в школе

12



1.

Правила поведения на уроке и на перемене.

2

1

1

2.

Правила поведения в общественных местах.

2

1

1

3.

Правила поведения в гардеро­бе.

2

1

1

4.

Правила поведения в столо­вой.

2

1

1

5.

Правила поведения в библио­теке.

2

1

1

6.

Правила поведения в школь­ном дворе.

2

1

1


Раздел № 2 О добром отношении к лю­дям

10



7.

Что такое «добро и зло».

1


1

8.

Что такое «добро и зло».

1


1

9.

«Ежели вы вежливы».

1


1

10.

«Ежели вы вежливы».

1


1

11.

Добрые и не добрые дела.

1

1


12.

Добрые и не добрые дела.

1

1


13.

Ты и твои друзья.

1

1


14.

Ты и твои друзья.

1

1


15.

Помни о других – ты не один на свете.

1


1

16.

Помни о других – ты не один на свете.

1


1


Раздел № 3 Как стать трудолюбивым

7



17.

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1


1

18.

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1


1

19.

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1


1

20.

Наш труд в классе.

1

1


21.

Наш труд в классе.

1

1


22.

Мой труд каждый день дома.

1

1


23.

Мой труд каждый день дома.

1

1



Раздел №4 Правила опрятности и ак­куратности.

4



24.

Культура внешнего вида.

1

1


25.

Культура внешнего вида.

1

1


26.

Каждой вещи своё место.

1

1


28.

Умейте ценить своё и чужое время.

1


1


Итого

33

17

16


2 класс


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел № 1 Культура общения

9



1.

Этикет (повторение).

1


1

2.

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1


1

3.

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1


1

4.

Встреча и развлечение гостей.

1


1

5.

Встреча и развлечение гостей.

1


1

6.

Поведение в гостях.

1

1


7.

Поведение в гостях.

1

1


8.

Как дарить подарки.

1


1

9.

Как дарить подарки.

1


1


Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нрав­ственности

4



10.

Заповеди.

1

1


11.

Заповеди.

1

1


12.

Дал слово держи.

1

1


13.

Дал слово держи.

1

1



Раздел № 3 Дружеские отношения

11



14.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


1

15.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


1

16.

Преданный друг.

1

1


17.

О доброте и бессердечие.

1

1


18.

О доброте и бессердечие.

1

1


19.

Об уважительном отношении к старшим.

1


1

20.

О зависти и скромности.

1

1


21.

О зависти и скромности.

1

1


22.

О доброте и жестокосердии.

1

1


23.

В мире мудрых мыслей.

1


1

24.

В мире мудрых мыслей.

1


1


Раздел №4 Понять другого

10



25.

Золотые правила.

1

1


26.

Золотые правила.

1

1


27.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


1

28.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


1

29.

О тактичном и бестактном по­ведении.

1


1

30.

О тактичном и бестактном по­ведении.

1


1

31.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

1


32.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

1


33.

В мире мудрых мыслей.

1


1

34

Обзор курса этики за год.

1


1


Всего

34

16

18


3 класс


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел №1 Культура общения

9



1.

Этикет разговора.

1

1


2.

Обращение к разным лю­дям.

1

1


3.

Обращение к разным лю­дям.

1

1


4.

Вежливый отказ, несогла­сие.

1

1


5.

Этикетные ситуации.

1


1

6.

Этикетные ситуации.

1


1

7.

Афоризмы.

1


1

8.

Разговор по телефону.

1


1

9.

Играем роль воспитанного человека.

1


1


Раздел № 2 Самовоспитание

7



10.

Что значит быть вежли­вым?

1


1

11.

Мои достоинства и недос­татки.

1


1

12.

Мои достоинства и недос­татки.

1


1

13.

Большое значение малень­ких радостей.

1

1


14.

О хороших и дурных при­вычках.

1


1

15.

О хороших и дурных при­вычках.

1


1

16.

Афоризмы о самовоспита­нии.

1


1


Раздел № 3 Общечеловеческие нор­мы нравственности

10



17.

Заповеди: как мы их ис­полняем.

1

1


18.

О сострадании и жестоко­сердии.

1

1


19.

О сострадании и жестоко­сердии.

1

1


20.

Лгать нельзя, но если...?

1

1


21.

Лгать нельзя, но если...?

1

1


22.

Всегда ли богатство сча­стье?

1


1

23.

Всегда ли богатство сча­стье?

1


1

24.

Спешите делать добро.

1


1

25.

Спешите делать добро.

1


1

26.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1


1


Раздел № 4 Как сердцу высказать себя. Другому как по­нять тебя?

8



27.

«Как сердцу высказать себя?»

1


1

28.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


1

29.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


1

30.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

1


31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1


1

32.

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

1


1

33.

Афоризмы.

1

1


34.

Чему мы научились на уроках этики.

1


1


Всего

34

12

22


4 класс


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел №1 Культура общения

9



1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1


1

2.

Культура общения в современной семье.

1


1

3.

Культура общения в современной семье.

1


1

4.

О терпимости к ближним.

1


1

5.

О терпимости к ближним.

1


1

6.

Культура спора.

1


1

7.

Этикетные ситуации.

1

1


8.

В мире мудрых мыслей.

1

1


9.

В мире мудрых мыслей.

1

1



Раздел №2 Самовоспитание

7



10.

«Познай самого себя».

1

1


11.

Самовоспитание.

1

1


12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

1


13.

Как я работаю над собой.

1


1

14.

О терпении.

1

1


15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1


1

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1


1


Раздел №3 Общечеловеческие нормы нрав­ственности

10



17.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

1


18.

Совесть - основа нравственности.

1

1


19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1


1

20.

«Досадно мне, что слово честь забы­то».

1

1


21.

Заветы предков.

1

1


22.

Россияне о любви к Родине.

1


1

23.

Твоя малая родина.

1


1

24.

«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

1


1

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

1


26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1


1


Раздел №4. Искусство и нравственность

8



27.

Нравственное содержание древних мифов.

1

1


28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

1


29.

Положительные герои в былинах и сказках.

1


1

30.

Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

1


1

31.

«Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».

1


1

32.

Искусство и нравственность.

1

1


33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1


1

34.

Обзор курса этикета.

1


1


Всего

34

15

19


Содержание программы.

1 класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (12)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (4ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

2 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

4 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.


Ресурсное обеспечение реализации Программы

Кадровое обеспечение

Учителя начальной школы, психолог, дефектолог, социальный педагог.

Материально-технические средства

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

  4. Лазерный принтер

  5. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса

  6. Сканер

  7. Доска магнитно-маркерная с антибликовым покрытием


Информационно-коммуникативные средства.

  1. iso.ntf.ru

  2. school-collection.edu.ru

  3. metodist.lbz.ru

Интернет-ресурсы.

  1. www.fipi.ru

  2. www.kpolakov.narod.ru

  3. http://pedsovet.su

  4. http://planeta.tspu.ru

  5. www.1september.ru

  6. http://www.klyaksa.net

  7. http://www.uroki.net

  8. http://www.edu.rin.ru

  9. http://www.scholl-collection.ru


Рекомендуемая литература


Для учителя:

  1. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

  2. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

  3. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

  4. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

  5. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

  6. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

  7. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  8. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

  9. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

  10. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательство: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

  11. Старункина Е.Л. Этика и этикет в начальной школе.-М.: Школьная пресса, 2004.

Для учащихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

  2. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

  3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

  4. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

  5. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.

  6. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.

  7. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.

  8. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пиунова Елена Васильевна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 244866


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства