kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Мудрая сова» (Основы исследовательской деятельности) на 2014-2015 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Мудрая сова» (Основы исследовательской деятельности) на 2014-2015 учебный год »


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Грибановская СОШ №3

Воронежская область





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Мудрая сова»

(Основы исследовательской деятельности)


на 2014-2015 учебный год


Разработала: С.Н. Ширинкина

учитель начальных классов

высшей категории











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.



Задачи программы:

  • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

  • развитие психических процессов;

  • развитие личности младшего школьника;

  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме кружка «Мудрая сова» (Основы исследовательской деятельности) организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) клубная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 1 год (4 класс).

Программа предусматривает достижение результатов (4 класс) - получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Универсальные учебные действия, формирующиеся в ходе реализации данной программы:

Личностные универсальные учебные действия:

  1. Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

  2. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

  3. Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

  4.  Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

  2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

  3. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

  4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

  5.  Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

  6. Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

  7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия - это:

    1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    2. оиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации.

    3. Структурирование знаний;

    4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

    5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    6. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    7. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка СМИ.

  1. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

    1. Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

    2. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия - это:

1.Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

2.Ссинтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

3. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

4.Подведение под понятие, выведение следствий.

5.Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

6.Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

7.Доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы - это:

1.Формулирование проблемы.

2.Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

2.Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

4.Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.

5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Проектная деятельность в рамках кружка организована по четырём направлениям: духовно-нравственное, художественно-эстетическое, здоровьесберегающее и экологическое воспитание.

4 класс.

Направление.

Тема.

Духовно-нравственное

Всем сердцем город свой люблю!

Художественно-эстетическое

Мода.

Кукольная история.

Здоровьесберегающее

Сладкое чудо – шоколад.

Экологическое

Вода – наша жизнь

Общеинтеллектуальное

Всё о космосе.

Календарь.




















4 класс Календарно-тематическое планирование

Тема.


Цели, задачи раздела

Планируемый результат.

Кол-во часов

Дата.

I Сладкое чудо - шоколад.


Цель: формирование бережного отношения к своему здоровью через правильное питание.

Задачи:

  1. Понятие о вредных и полезных продуктах, как основе здорового питания.

  2. Агитация за здоровый образ жизни.

  3. Воспитание интереса к истории обычных вещей, окружающих человека в жизни

  1. Овладение знаниями об истории шоколада и о его свойствах.

  2. Формирование убеждения, что все, окружающие нас предметы, имеют свою историю.

  3. Формирование представления о производственном процессе в ходе проведения экскурсии на кондитерскую фабрику.

  4. Формирование представления о вредных и полезных продуктах.

4


1.История появления шоколада.


1


2.Шоколад – польза или вред.


1


3.Экскурсия на кондитерскую фабрику «Рошен».


1


4.Презентация проекта «Сладкое чудо – шоколад».


1


II Календарь


Цель: через историю календаря научить учащихся ценить время.

Задачи:

  1. Изучить историю различных календарей.

  2. Научить ориентироваться в современном календаре.

  3. Научить ценить каждое мгновение жизни.

  1. Овладение знаниями об истории календаря.

  2. Свободное «чтение» современного календаря.

  3. Формирование убеждения, что каждое мгновение жизни должно быть прожито и использовано с пользой.

  4. Формирование умения организовывать работу в одновозрастной группе


5


1.История появления календаря.


1


2.Древнерусский календарь.


1


3.Календари разных народов.


1


4.Современный календарь.


1


5.Создание презентации «История календаря».




1


III Всё о космосе


Цель: формирование у учащихся интереса к изучению космоса.

Задачи:

  1. Изучение строения солнечной системы.

  2. Формирование понятия о звёздах.

  3. Установление взаимосвязи космоса и человека.

  4. Закрепление умения работать в группе.

  5. Закрепление навыков ведения дискуссии.

  6. Развитие творческих способностей через создание макета солнечной системы.

  7. Развитие памяти, мышления, воображения.

  1. Формирование понятия о себе как о жителе планеты Земля. 

  2. Обогащение и расширение знаний детей о науке, о космосе.

  3. Создание макета солнечной системы.

  4. Проведение дискуссии о жизни на других планетах.

  5. Закрепления навыков монологического высказывания.

  6. Воспитание корректного поведения в процессе спора.

  7. Сплочение классного коллектива через совместную деятельность.

6


1.Представление о космосе в древности. История астрономии.


1


2.Планеты солнечной системы.


1


3.Что мы знаем о звёздах?


1


4-5.Создание макета солнечной системы.


2


6.Круглый стол «Верите ли вы в инопланетян?»


1


IV Мода


Цель: формирование знаний о моде и вкуса в выборе одежды.

Задачи:

  1. Формирование понятия «мода».

  2. Знания о стилях одежды.

  3. Изучение влияния моды на вкус человека в одежде.

  4. Формирование понятия о деловом стиле одежды.

  5. Создание эскиза школьной формы.

  6. Развитие творческих способностей обучающихся.

  7. Знакомство с историей человечества через историю одежды.

  1. Формирование знаний об истории моды.

  2. Знакомство с историей одежды в разные эпохи.

  3. Формирование интереса к истории через историю костюма.

  4. Организация выставки «Идеальная школьная форма».

  1. Формирование творческого подхода к решению проблем различного характера.

  2. Закрепление умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме;


4


1.Что такое мода? Роль моды в жизни человека.


1


2.Мода в призме времени. Как одевались наши предки.


1


3.Как появилась школьная форма.


1


4.Сам себе модельер. Создаём эскиз школьной формы.

1


V Вода – наша жизнь


Цель: формирование экологической культуры обучающихся.


Задачи:

  1. Знакомство со свойствами воды, круговоротом воды в природе, понятием «осадки»

  2. Формирование бережного отношения к природе

  3. Создание условий для формирования устойчивой положительной мотивации к предмету окружающий мир;

  4. Развитие умения планировать свои действия и преобразовывать их в реальный объект;

  5. Формирование навыка работы в одновозрастной группе.


  1. Формирование бережного отношения к природе.

  2. Освоение знаний о свойствах воды, осадках, круговороте воды в природе.

  3. Организация выставки экологических плакатов на тему «Берегите воду!»

  4. Проведение конкурса экологических стихов.

  5. Развитие творческих способностей учащихся через создание экологических стихов и плакатов.

  6. Сплочение классного коллектива через совместную деятельность.

4


1.Свойствка воды.


1


2.Круговорот воды в природе.


1


3.Откуда берутся осадки?


1


4.Берегите воду. Конкурс экологических стихов и плакатов.


1


VI Кукольная история.


Цель: воспитание патриотизма и бережного отношения к истории через знакомство с историей куклы.

Задачи:

  1. Знакомство с историей появления кукол.

  2. Знакомство с русским народными игровыми, обрядовыми и обережными куклами.

  3. Изготовление тряпичных кукол.

  4. Организация выставки поделок учащихся.

  5. Формирование интереса к истории окружающих нас предметов.

  6. Развитие творческих способностей обучающихся.

  7. Закрепление навыков учащихся в работе с тканью, ножницами, иглами и нитками.

  8. Развитие мелкой моторики руки.

  9. Знакомство с игровыми традициями родного края.



  1. Овладение знаниями об истории кукол.

  2. Формирование убеждения, что все, окружающие нас предметы, имеют свою историю.

  3. Приобщение к русской народной культуре через изучение истории куклы.

  4. Воспитание уважения к русской и мировой истории.

  5. Организация выставки тряпичных кукол.

  6. Развитие творческих способностей учащихся через создание тряпичных кукол.

  7. Сплочение классного коллектива через совместную деятельность.

  8. Посещение Липецкого областного краеведческого музея.


5


1.История куклы.


1


2.Экскурсия краеведческий музей. Экспозиция «Родом из детства».


1


3. Тряпичные куклы.


1


4.Изготовление тряпичных кукол.


2


VII Всем сердцем город свой люблю.


Цель: формирование основ гражданской идентичности личности обучающегося, воспитание патриотизма.

Задачи:

  1. Расширение знаний обучающихся об истории родного города.

  2. Создание условий для формирования познавательного интереса обучающихся.

  3. Формирование активной жизненной позиции.

  4. Обучение умению строить монологическое высказывание, работать в одновозрастной группе.

  5. Формирование у обучающихся навыка выполнения учебных действий в материализованной форме.

  6. Обучение умению совместно планировать деятельность и сотрудничество в одновозрастной группе.


  1. Воспитание бережного отношения и любви к малой родине.

  2. Закрепление знаний по истории родного города.

  3. Формирование умения ориентироваться на улицах города.

  4. Проведение конкурса рисунков «Мой любимый город».

  5. Развитие творческих способностей через создание рисунков.

  6. Разучивание стихов и песен о родном крае.

  7. Формирование чувства гордости за вклад Липецка в историю всей страны.

4


1.История родного города.


1


2.Экскурсия по историческим местам Липецка.

1


3.Конкурс рисунков «Мой любимый город.


1


4.Литературно-музыкальный вечер «Всеми сердцем город свой люблю».


1



Список литературы для учителя.

1.     Безрукова В.С. Педагогика. Проектная педагогика. Екатеринбург. – 1996.

2.     Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. Волгоград: Учитель. - 2007.

4.     Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение. - 2010.

5.     Госпозникова М.К. Проектная деятельность учащихся. Начальная школа. Волгоград: Учитель. - 2009.

6.     Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. - 1996.

7.     Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. М.: Просвещение. - 2009.

8.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя/Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение. - 2008.

9.     Матяш Н.В., Сименко В.Д. Проектная деятельность младших школьников

10. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. Издательство «Учитель». – 2009.

11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М. - 2008.

12. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. / Под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение. - 2010.

13. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2006.

14. Хуторский А.В. Современная дидактика. М.: Учитель. - 2006.

15. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. Организация проектной деятельности в школе. - Волгоград: Учитель. – 2009.


Литература по ПДД:


1.  Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах». М.: Просвещение, 2004.  
2.  Агадюнова К.В. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель М.: Просвещение, 1999.
3.  Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.
4.  Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
5.  Вепренцева Е.А. Занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения  // Дошкольная педагогика. – 2007 . - № 3.- С. 19 – 20.
6.  Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 160 с.
7.  Клименко В.Р. «Обучайте школьников правилам движения». М.: «Просвещение», 2003.
8.  Комментарий к экзаменационным билетам для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», «С» и «D». Коллектив авторов: Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др. М.: Рецепт-Холдинг, 2008.
9.  Копусов-Долинин А.И. Учебно-методическое пособие «Экзамен в ГИБДД», М. ООО «Издательство Оникс», 2006.
10.           Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. М. «Транспорт» 1999.
11.           Морозов О., Фаляхова В. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Казань, 2002.
12.           Из истории уличного движения. Техника молодежи, №4.  1977.
13.           Пожидаева С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства (методические рекомендации). – Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006.
14.           Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
15.           Правила дорожного движения РФ, - М., ООО «Атберг 98», 2006.
16.           Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма: Методические рекомендации.-  Вологда: ВИРО, 2006. – 52 с.
17.           Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. – Казань, 2005.
18.           Рябовская А.В. Обучение детей безопасному поведению на дорогах  // Справочник классного руководителя. – 2007 . - № 8. – С. 15 – 18.
19.           Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /Автор – сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006. – 264 с. – (Классное руководство)
20.           Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Школьникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение», 2000.
21.           Ресурсы интернета: http://[email protected]


Литература по экологии.

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов - на –Д.; Феникс,1996.

  2. Лангмейер Й.,Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. -  Прага; Авиценум; медицинское изд-во, 1984.

  3. Зебзеева В.А. Экологическая депривация и пути её устранения. «Начальная школа» / Плюс ДО и ПОСЛЕ/  2007 г. № 6.

  4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.,2000.

  5. Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: Понятийно-терминологический словарь для учителя. – Екатеринбург, 2004.

  6. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета - наш дом./ Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Издательство «Лайда». Москва. 1995.

  7. Белавина И.Г, Найденская Н. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Изд-во «Лайда». Москва. 1995.

  8. Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск «Асар» . 1996.

  9. Л.П.Молодова «Экологические сказки». Сборник.- Минск «Асар». 1999.

  10. Мини – хрестоматия для детей младшего школьного возраста и учителей. / Тексты нравственно- экологического содержания./ - Хабаровск. 1999 .

  11. Посмитная С.Л. «Край, в котором я живу». Программа и методическое пособие. Изд. дом «Частная коллекция».


Список литературы по ЗОЖ.

  1. Баррет П., Санс Х. Л. Большая энциклопедия динозавров. – М.: Оникс, 2003.

  2. Джонсон Д. От диплодока до стегозавра. - М.: Астрель, 2001.

  3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- Спб., 1997.

  4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- Спб., 1996.

  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. - Спб., 1997.

  6. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. - 1995.

  7. Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровых детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М., 1997.

  8. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. - Спб., 1997.

  9. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы/Под ред. Г.М. Королева. - М.: Медиа Сфера, 1996.

  10. Физкультура для всей семьи/Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

  11. Энциклопедически словарь юного биолога/СостМ.Е. Аспиз. - М., 1986.

  12. Энциклопедический словарь юного спортсмена/ Сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. - М., 1980.

  13. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья.

  14. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. - Ростов на/Дону: Феникс, 2007.

  15. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - И.: ТЦ «Сфера», 2001г.









Список литературы для учащихся.


  1. Архангельский В. Путешествие капли воды. – М.: Детгиз, 1954.

  2. Арцишевский И. Мобильный этикет. М., 2011.

  3. Арцишевский И. Этикет путешествий. М., 2012.

  4. Балашова Ю. Желаю вам доброго полёта. - М.: РТСофт, 2010.

  5. Бианки В. В. Лесная газета. Книга зимы. - М.: Амфора, 2013.

  6. Бургуэн Ж. Календарь. История и современность. – М.: АСТ, Астрель, 2006.

  7. Большая книга Смешариков: Книга для чтения родителями детям.- М.: Эксмо, 2012.

  8. Васильев А. Русская мода: 150 лет в фотографиях. М.: СЛОВО, 2006.

  9. Галаева Н. Вежливая сказка, или этикет для детей. Саратов: Саратовский писатель, 2006.

  10. Голдсмит М. Космос. - М.: Эксмо, 2012.

  11. Гришина Н., Анистратова А. Поделки из солёного теста. Мир удивительных поделок. М.: Оникс, 2010.

  12. Доктор Зайцева. Знакомьтесь, Доктор Зубик. - М.: Библио-Глобус, 2014.

  13. Дорохов А. Зеленый, желтый, красный! - М.: «Детская литература», 1984 г.

  14. Драгунский В. Денискины рассказы. - М.: Росмэн-пресс, 2009.

  15. Дубровская Н. Новый год. Рождество. Весёлые поделки своими руками. – М.: Детство-пресс, 2012.

  16. Дурейко Л. Как устроен организм человека. Детская энциклопедия «Здоровье». БелЭн, 2011.

  17. Если хочешь быть здоров. Аудиоэнциклопедия с Чевостиком. - М.: Елена, 2011.

  18. Захарова О. «Наш друг светофор». Издательство «Современная школа». 2011

  19. Здравствуй, друг, дорожный знак! - М.: «Ансел-М», 1998.

  20. Здравствуй, светофор! - М.: «Ансел-М», 1998.

  21. Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили - М.: АСТ-Пресс, 1996.

  22. Козлова С., Шукшина С. Я и моё тело. Мир человека. Тематический словарь в картинках. - М.: Школьная пресса, 2013.

  23. Кто-кто в синем море живёт. – М.: Махаон, 2000.

  24. Лаврова С. А. Русские игрушки, игры и забавы. – М.: Белый город, 2010.

  25. Лаптев А. Береги здоровье смолоду. - М.: Медицина, 1988.

  26. Левитан, Е. П.  Сказочная Вселенная : увлекательная энциклопедия для будущих астрономов и космонавтов, а также для всех любознательных ребят. - М.: Изд. дом Мещерякова, 2010.

  27. Лопатина А. Вкусная азбука. - М.: Амрита-Русь, 2010.

  28. Лопатина А., Скребцова Л., Скребцова М. Сказки о фруктах и ягодах. Сказочный справочник здоровья. Т. 1. - М.: Амрита-Русь, 2005.

  29. Лопатина А., Скребцова М. Сказки и притчи об овощах. Сказочный справочник здоровья. Т. 2. - М.: Амрита-Русь, 2005.

  30. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о мёде, орехах, травах, злаках, каше, чае. Сказочный справочник здоровья. Т. 3. - М.: Амрита-Русь, 2005.

  31. Малов В. Календарь. – М.: Слово, 2001.

  32. Надеждина Н. О чём может рассказать снежный сугроб/ Круглый год. Стихи и рассказы о детях, о школе и о природе. – М.: Оникс, 2010.

  33. Необыкновенные приключения Пети в космосе. - М. : Клевер-Медиа-Групп, 2011.

  34. Остер Г. Петька-микроб. - М.: АКПРЕСС, 2008.

  35. Петрова Н. Тайны древних календарей. – М.: Вече, 2003.

  36. Ракитина Е. Приключения новогодних игрушек. – М.: Речь, 2013.

  37. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1996.

  38. Савина Н. Оригинальные поделки из солёного теста. – М.: Риполл Классик, 2014.

  39. Сахарнов С. Кто в море живёт. Из-во Мелик-Пашаев, 2012.

  40. Семёнова И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. – М.: Педагогика, 1989.

  41. Серова В. В., Серов В. Ю. Вырезаем снежинки. – М.: АСТ-Пресс, 2012.

  42. Соковня Э. Неболейка. – М.: Просвещение, 2005.

  43. Стивенсон Н. История моды в деталях. - М.: Эксмо, 2011.

  44. Усачёв А. Большая книга Деда Мороза. - М.: Оникс, 2007.

  45. Усачёв А. Этикет для детей различных лет. - М.: ОНИКС-Лит, 2014.

  46. Фарндон, Д. Детская энциклопедия космоса. - М.: Эксмо, 2011.

  47. Хан С. Шоколадная книга. Детские энциклопедии и справочники. - Екатеринбург, 2011.

  48. Школьник Ю. Подводный мир. Обитатели морей и океанов. – М.: Эксмо, 2014.

  49. Человеческое тело. Журнал 82 номера. Издательстао ДеАгостини, 2011-2012гг.

  50. Чуб Н. Азбука здоровья. - Харьков: Пеликан, 2011.

  51. Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М.: АСТ, 1998.

  52. Юрина Н. Куклы. Серия «Что есть что». - М.: Слово, 2002.

  53. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. - М., 1986









Приложение №1.

Методика №1. Желание детей участвовать в исследовательской работе.

Фамилия, имя ______________________________________________________

Класс ____________ Дата ____________________________________________

Ты уже знаешь, что такое исследование. Напиши, что тебе нравится делать, когда ты проводишь исследование:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

А теперь подумай и напиши, что тебе не нравится делать, когда ты проводишь исследование:

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

По какой теме ты бы хотел провести исследование? Напиши.

_________________________________________________________________

Методика №2. Способность детей определять последовательность работы при проведении исследований.

Расставь цифры в определенной последовательности так, как нужно правильно проводить исследование:

  • Гипотеза исследования

  • Составление плана работы

  • Цель и задачи исследования

  • Защита исследовательской работы

  • Выбор темы исследования

  • Отбор способов сбора информации по теме исследования

Методика №3. Использование детьми различных источников информации при подготовке исследований.

Какие способы сбора информации вы используете при подготовке сообщений, докладов. Отметьте галочкой.

  • Подумать самостоятельно

  • Прочитать в книгах

  • Спросить у других людей (учителей, родителей, старших сестер, братьев и др.)

  • Просмотреть кино- и телефильмы

  • Обратиться к компьютеру

  • Понаблюдать

  • Провести эксперимент


Методика №4. Отношение детей к выполнению заданий исследовательского характера.

При подготовке к урокам тебе приходится проводить исследования. Оцени свое отношение к этому учебному заданию. Поставь галочку в том месте, где ты считаешь нужным.

Когда на уроке дается задание по подготовке исследования, я считаю его:

Приятным

Разнообразным

Интересным

Желательным

Легким

Нужным

Беспокойным

Простым

Непонятным

Полезным

 

Неприятным

Однообразным

Скучным

Нежелательным

Трудным

Ненужным

Спокойным

Сложным

Понятным

Бесполезным



Теоретические занятия

1.Беседа с детьми.

Рассказать детям, о том, какую работу необходимо провести, чтобы стать участником конференции «Первые шаги в науку». Как правильно выбрать тему?

2.Родительское собрание.

Рассказать родителям о школьной исследовательской деятельности, о необходимости помочь ребенку, если возникнет такая необходимость. Делаем акцент, что такой вид работы не только повышает самооценку ученика, но и углубляет знания, развивает познавательный интерес. Каждый родитель получает памятку. Конечно, помогают единицы, но и это уже какой - то результат. В конце года с лучшими работами ученики могут выступить на родительском собрании и обязательно отметить родителей, которые помогают своему ребенку.

3.Постановка проблемы

От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд.

Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена. Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для ее решения. Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема – отражает характерные черты проблемы.

Учитель может и должен лишь "подтолкнуть" их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

экспериментальной (предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов) ;

- изобретательской;

- теоретической (ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках).

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования

ЗАДАЧИ расшифровывают цель, определяют то, что требует конкретного решения. Задачи непосредственно структурируют логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели - разрешения проблемы и раскрытия темы исследования. Цель - это конец пути. Задачи - это шаги на пути к цели.

5.Составление плана работы

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

1.Подумать самостоятельно:

-Что я об этом знаю?

-Какие мысли я могу высказать про это?

-Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

3.Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную от других людей.

6. Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделать фотографии.

б.Выбор методов

Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.

МЕТОД в науке - это способ познания, исследования в какой-либо области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь четкие представления о методах исследования:

  • анализ

  • синтез

  • аналогия

  • измерение

  • наблюдение

  • эксперимент моделирование

  • классификация

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение. В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

7. Изучение литературы

Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это дает возможность приобщить ребенка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками. В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.

Собранные сведения анализируются и обобщаются. для ребенка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи, попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего ученого. Иным является лишь степень "новизны" самих фактов. Дети, благодаря объективно существующему у них уровню "наивной креативности" (Т. Рибо, Л.С. Выготский и др.), легко справляются с этими задачами. Они не отягощены "грузом определений классиков", поэтому на вопрос о том, что это, отвечают легко. Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения - очень важная задача.

9.Подготовка текста доклада и средств наглядного представления.

Итогом исследовательской работы является ее защита на конференции. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.

К основным видам творческой деятельности младших школьников относятся следующие виды работ:

• информационно-реферативные;

• натуралистические и описательные;

• исследовательские.

Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего передача литературных данных. В случае реферативных работ это является основным содержанием работы, в случае остальных выступает в качестве литературного обзора.

Требования к работе

Работа не более 10 печатных листов.

Вводная часть - 1 лист. В этой части необходимо ответить на вопрос: Почему я выбрал эту тему?

Основная часть - 8 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал.

Заключение - 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой.

Титульный лист и лист со списком литераторы обязательны, но в счет не входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.)

10. Проведение школьной научно - практической конференции «Первые шаги в науку»

Основная цель конференции "Первые шаги в науку" - стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, т. е. на данном этапе важна не столько интеллектуальная насыщенность представленного материала, сколько демонстрация уровня освоения методов поисково-исследовательской деятельности, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

Структура выступления на конференции:

- обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора;

- характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения;

- краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание процессов или явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы;

- собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом;

- регламент выступления до 7 минут.

Во время выступления желательно использовать презентацию. Затем ученик, выступающий с исследовательской работой, отвечает на вопросы жюри.

Весьма важный вопрос - оценка работы младших школьников, мы считаем, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте, независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети проявляются по-разному. Необходимо определять несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок, и интерес к творчеству у детей не иссякал.

Приёмы работы по организации исследования

Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например, алгоритм сбора материала по темам из зоологии может выглядеть так:

место обитания;

зоогеография;

классификация (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид); этология животного (поведение);

экологическая ниша;

влияние деятельности человека.

Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники.

Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как "Жизнь замечательных людей":

общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился;

обстановка, в которой рос (семья, ближайшее окружение); первые серьезные работы;

основные достижения и результаты деятельности; основные работы о нем;

отношение современников;

значение в наше время.

Данные выше алгоритмы, формальны, как и всякое обобщение. Каждая конкретная тема содержит в себе то, что требует дополнительных специальных вопросов, т.е. определенной доработки алгоритма.

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. младший школьник должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.

Организация и проведение конференции "Первые шаги в науку" направлены на то, чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.

Таким образом, исследовательская деятельность это одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника:


* Анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; доказательство.


* Умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых и среди сверстников

В заключении хочу еще раз остановиться на мотивации исследовательской деятельности. И так, что же мы имеем, используя такой метод работы?

А это следующее:

  • повышается интерес к предмету;

  • появляется желание углубить свои знания;

  • расширяется кругозор;

  • появляется удовлетворённость от работы;

  • появляется возможность получить награду на конкурсе;

  • повышается самооценка ученика;

  • возможен совместный труд учителя, ученика, родителя.

Я считаю, что при правильно организованной совместной деятельности учителей и родителей можно достигнуть многого в обучении детей. По моему мнению, можно уже говорить о семейном проектировании:

ученик родители учитель.

Актуальность подобного вида деятельности очевидна.

0




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ширинкина Светлана Николаевна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177559


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства