Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, не ординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Кружок « Волшебный ларец»развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Кружок «Волшебный ларец» призван :
развивать творческие способности детей,
готовить их к современной взрослой жизни
воспитывать трудолюбие,
формировать эстетический вкус, чувство гармонии,
способствует гарантии социализации личности в обществе
, знакомит с народными традициями, обычаями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка дополнительного образования детей " Волшебный ларец" »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
педагога первой квалификационной категории
Коротковой Натальи Александровны
Год обучения
На 2013 – 2014 учебный год
Название детского объединения
кружок «Волшебный ларец»
Педагог дополнительного образования
Короткова
Наталья Александровна
р.п. Новые Бурасы
2013/2014учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………
2. Содержание программы ………………………………
3. Тематическое планирование………………………………
4. Литература………………………………………………………
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, не ординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Кружок « Волшебный ларец»развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Кружок «Волшебный ларец» призван :
развивать творческие способности детей,
готовить их к современной взрослой жизни
воспитывать трудолюбие,
формировать эстетический вкус, чувство гармонии,
способствует гарантии социализации личности в обществе
, знакомит с народными традициями, обычаями.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
На занятиях учащиеся знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий .Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах отражаются следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде презентации с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Программа рассчитана на учащихся младшего и среднего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 10 - 13 учащихся. Занятие проводится 6 раза в неделю, продолжительность занятий 1,5 ч.
В программу кружка «Волшебный ларец» входит ряд разделов
1
Введение
2 ч
2
Вязание крючком
44 ч
3
Работа с бросовым материалом
54ч
4
Работа с природным материалом.
40ч
5
Поделки-сувениры
30ч
6
Вязание спицами
44ч
7
Итоговое занятие
2ч
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок.
В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Цель программы:
- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;
- развитие самостоятельности анализа и мышления;
- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
научить детей планировать работу, правильно организовывать рабочее место, строго соблюдать правила техники безопасности
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов рукоделия;
Воспитательные:
- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей , отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали ( доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
- способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка,
Фантазию, наблюдательность;
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт, возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В руках детей с душой изобретателя и художника всё превращается в необыкновенные поделки, открывающие красоту. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи используемые в быту , сувениры, подарки. В процессе обучения кружковцы учатся выполнять аппликационные работы. Эта работа развивает глазомер, воспитывает аккуратность, чувство красоты. Работа в кружке даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
1) Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, то есть обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. д;
2) Опора на личностно ориентированный подход в образовании;
3) Учёт особенностей культуры своего народа .
Педагогические принципы:
принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методические указания.
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Характеристика ожидаемых результатов.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса
Должны знать:
· Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
· Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
· Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
· Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
· Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
· Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
· Технологию выполнения изделий в технике аппликации.
· Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
· Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек.
· Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
· Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации.
· Работать по шаблону.
· Изготавливать разные игрушки и сувениры.
· Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
· Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Условия реализации программы
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий соответствовует санитарно – гигиеническим требованиям и оборудовано необходимым количеством мест для обучающихся.
До начала занятий и после их окончания осуществляется проветривание помещения.
В наличие имеются разные материалы и инструменты, необходимые для работы.
В процессе обучения обучающиеся и педагог строго соблюдают правила техники безопасности труда.
Правила безопасности труда.
Правила безопасности труда должны быть оформлены и размещены на видном месте, чтобы обучающиеся могли видеть их во время занятий.
До начала работы обучающийся должен хранить рукоделие в специальной сумочке или шкатулке.
. Крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы. Спицы не должны быть очень длинными, чтобы не мешать работе. Концы спиц должны быть защищены колпачками. Спицы не должны быть тупыми или слишком острыми, чтобы не поранить пальцы и не порвать нить.
.Во время работы обучающийся должен бережно относиться к своей работе и инструментам для работы; не брать булавки, иголки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.
Во время перерыва в работе вкалывать иголки в игольницу, крючок и спицы в клубок ниток или в работу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.
Передавать ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
Следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями.
Нельзя делать резких движений рукой с крючком — можно поранить сидящего рядом товарища.
Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками, а отрезать ножницами.
Перед тем как пользоваться утюгом, нужно прочитать инструкцию, чтобы не испортить изделие. Нельзя включать утюг мокрыми руками. Перед включением нужно проверить исправность шнура и вилки утюга. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами. При неисправности немедленно сообщите преподавателю и отключите прибор от сети.
Влажно-тепловую обработку изделий проводить в отведенном месте, утюг ставить на специальную подставку.
Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под подошву утюга, не перекручивался. После работы утюг сразу же выключать из электросети. Шнур наматывать на утюг после того, как он полностью охладится. Хранить утюг в вертикальном положении.
По окончании работы обучающийся должен проверить количество булавок, крючков и спиц в шкатулке, их должно быть столько же, сколько в начале работы. Сложить спицы после работы в чехол. Спицы должны храниться парами. Убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место. Убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.