kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности по геоэкологии в контексте музейной педагогики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа носит авторский характер и включена в исследование по теме "Формирование ЛУУД средствами музейной деятельности". Автор будет рада обратной связи по апробации данного продукта. Электронная почта [email protected]. В основе программы проектная деятельность на уровне решения проектных задач, направленных на формирование устойчивой мотивации к музейной и проектной деятельности по геоэкологии. Адаптировать программу возможно в любой городской школе, где есть университеты с географическим и геолого-географическим факультетами. Программа способствует формированию системы профессионального взаимодействия учителя географии с университетом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по геоэкологии в контексте музейной педагогики»

Администрация г. Томска

Департамент образования


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 35 г. Томска




УТВЕРЖДАЮ:

Директор муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №35

__________________ Е.А. Пьянзина

«___» ____________ 2016 г. приказ № ___







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности

«Школьный геоэкологический клуб-музей «Хранители Земли - Хранители Сибири»

5 класс.

Часов в год: 34

Часов в неделю: 1








Составитель:

Иванова Татьяна Николаевна,

учитель географии












2015 год

I.Пояснительная записка

1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный геоэкологический клуб-музей «Хранители Земли – Хранители Сибири» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, учебно-методического пособия (Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: посо­бие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с.). Программа соответствует требованиям ФГОС ООО и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Экологической стратегии России на 2010-2030гг.

2. Ориентир на результаты

Программа ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов в процессе социализации личности в условиях существующего и проектируемого естественноисторического музейного мира. Результативность зависит от степени личностного постижения учащимися смысла геоэкологической музейной деятельности – неотъемлимой части экологической и географической культуры современного человека. Главным воспитательным результатом (это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности) является духовно-нравственное приобретение ребенка – опыт самостоятельного освоения мира природы средствами музейной деятельности. Главный эффект (это последствие результата, то, к чему привело достижение результата) - приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили ребенка как личность с высоким уровнем экологического самосознания.

3. Центральный компонент. Цель и задачи с учетом специфики курса.

Целью данной программы является формирование личности, способной исследовать, воспринимать и ценить мир природы своего региона, города средствами музейной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

1. развитие познавательного интереса к естественноисторической музейной деятельности;

2. приобретение знаний о крупнейших и значимых естественноисторических музеях Сибири и г.Томска;

3. развитие мотивации к освоению навыка проектирования музея;

4. приобретение элементарных навыков формирования, описания и учета естественнонаучных коллекций: натуралиев, муляжей, макетов, изобразительных материалов;

5. приобретение элементарных навыков экспонирования: подготовки тематических выставок.

Воспитательные:

1. формирование общест­венной активности личности, способной к освоению природного наследия;

2. формирование уважения к природным памятникам Сибири, Томской области и г.Томска;

3. формирование потребности в участии организации геоэкологической музейной деятельности в школе.

Развивающие:

1. развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственно­сти, активности, аккуратности;

2. фор­мирование потребности в самопознании, саморазвитии;

3. развитие способности прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

4. Преемственность в содержании или межпредметные связи.

В рамках программы реализуются аспекты музейного образования, что позволяет расширить границы познавательной деятельности учащихся по географии, экологии, обществознанию, истории, краеведению.

5. Ведущие идеи \ подходы \ принципы \ разрабатываемого курса

5.1. Ведущие идеи: методическая и содержательная.

Методическая идея, подходы

Программа ориентирована на решение обучающимися системы проектных задач, что способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания.

Таблица 1

Система межпредметных проектных задач, лежащих в основе курса

Раздел

Тема

Название

Продукт

Коли-чество часов





Природное наследие в музее

Что такое природное наследие





Природа – хранительница наследия

Стенная газета о природных памятниках и способах их сохранения

1

Естественнонаучные музеи – хранители природного и заповедного наследия

Музей удивительных фактов о заповедниках мира


Слайдовая презентация об удивительных и особенно ценных фактах о заповедниках

2

Естественноисторические музеи ТГУ – поле деятельности для юных геоэкологов-музееведов

Путеводитель для малышей по естественноис-торическим музеям ТГУ

Буклет-путеводитель по естественноистори-ческим музеям ТГУ

2


Музейная деятель-ность юного геоэколога



Структура деятельности по формированию коллекции естественноистори-ческого музея

Акция «Сделай подарок музею о Природе и Человеке»

Афиша об Акции «Сделай подарок музею о Природе и Человеке»

1

Структура деятельности по формированию выставки естественноистори-ческого музея

Приглашение на выставку в музей естественной истории ТГУ

Макет пригласительного билета на выставку в музей естественной истории ТГУ

1

Итоговая проектная задача «Создадим музей Природы и Человека своими руками»

Создадим музей Природы и Человека своими руками

Комплекс объемных макетов антропогенных и природных объектов (по выбору детей)

5



Содержательная идея

Программа курса состоит из разделов:

Раздел 1 «Природное наследие в музее» предусматривает овладение понятием о природном наследии в коллекциях музеев естественноисторического профиля. В ходе освоения содержания раздела учащиеся знакомятся с особенностями деятельности определенных музеев данного профиля в России, Сибири и г.Томске. При этом освоение содержания раздела предваряется решением стартовой проектной задачи «Природа – хранительница наследия» и завершается каждая тема итоговой проектной задачей.

Раздел 2 «Музейная деятельность юного геоэколога» формирует элементарные навыки музейной деятельности: научно-фондовой и экспозиционно-выставочной. При этом освоение каждой темы и раздела в целом завершается решением проектных задач.

5.2. принципы

В основу отбора содержания внеурочной деятельности учащихся были положены следующие принципы:

- принцип научности, отражающий тенденции современного научного знания с акцентом на изучении способов получения, анализа и интерпретации информации.

- принцип концептуальности и комплексности, представляющий структурные компоненты Примерных программ как систему функционально связанных между собой элементов.

- принцип доступности, при котором представление содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); следования логике от известного к неизвестному, от легкого к трудному и определяется не упрощением материала, подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска и освоения (постижения) нового знания; доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка.

- принцип сознательности и активности, предполагающий определение и отражение условий, способствующих формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебной заданности».

- принцип природосообразности, дающий представление о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и культурозависимом феномене.

Обоснование выбора содержания для достижения планируемых результатов.

Отбор содержания курса «Школьный геоэкологический клуб-музей «Хранители Земли - Хранители Сибири» осуществляется в соответствии с возрастными возможностями и собственным социальным опытом учащихся. Значительное место отводится материалу, служащему выработке эмоционально-ценностного отношения к природному наследию своей Родины.

Таблица 2

Вид и направление курса внеурочной деятельности

Вид ВУД

Направление ВУД

познавательная

научно-познавательное

проектная деятельность

6.1. информация о продолжительности занятий.

Программа по курсу «Школьный геоэкологический клуб-музей «Хранители Земли - Хранители Сибири» рассчитана на 34 часа, в том числе на практическую часть 15 часов, резерв 4 часа.

6.2. прогнозируемые результаты освоения Рабочей программы по курсу

Таблица 3




Виды ВУД

Уровни воспитательных результатов

I

II

III

Приобретение школьником новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

Формы достижения воспитательных результатов


Познаватель-ная

- познавательные занятия, направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.).

- познавательные акции (викторины, экскурсии), организуемые педагогом для детей.


- познавательные занятия духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия).

- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума.


II. Личностные и метапредметные результаты освоения курса ВУД


Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

•  знание определенных аспектов истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

•  освоение на определенном уровне природного наследия России и общемирового природного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей относительно сохранения наследия;

• определенные основы социально-критического мышления;

•  знание определенных основных принципов и правил отношения к природе;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к природным памятникам;

•  уважение к ценностям семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

•  потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник курса научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник курса получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник курса научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник курса получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник курса научится:

• определенным основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•  давать определение понятиям;

•  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник курса получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами

Выпускник курса научится:

•  правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

• осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет;

• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет;

• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Выпускник курса получит возможность научиться:

• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Фиксация изображений и звуков

Выпускник курса научится:

• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения проектной деятельности;

• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

•  осуществлять видеосъёмку.

Выпускник курса получит возможность научиться:

• различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

Создание письменных сообщений

Выпускник курса научится:

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста.

Выпускник курса получит возможность научиться:

• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.


Создание графических объектов

Выпускник курса научится:

• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;

• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.

Создание музыкальных и звуковых сообщений

Выпускник научится:

• использовать звуковые и музыкальные редакторы;

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

Выпускник курса научится:

• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

•  избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).

Коммуникация и социальное взаимодействие

Выпускник курса научится:

• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Выпускник курса получит возможность научиться:

• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

Поиск и организация хранения информации

Выпускник курса научится:

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Выпускник курса получит возможность научиться:

•  использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.


Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

Выпускник курса научится:

• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;

Моделирование и проектирование, управление

Выпускник курса научится:

• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Выпускник курса получит возможность научиться:

• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник курса научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник курса получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

•  использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник курса научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять главную и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

Выпускник курса получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник курса получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник курса научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник курса получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.


III. Содержание курса внеурочной деятельности


Программа внеурочной деятельности «Школьный геоэкологический клуб-музей «Хранители Земли - Хранители Сибири» для 5 класса

Срок реализации - 34 часа.

Раздел 1. Природное наследие в музее (16 часов)

Тема 1. Стартовая проектная задача «Природа – хранительница наследия» (2 часа)

Что такое наследие. Культурное и природное наследие. Виды памятников природы. Критерии присвоения объектам статуса памятников. Хартия Земли. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия. ООПТ – часть национального природного наследия.

Тема 2. Естественнонаучные музеи – хранители природного и заповедного наследия (7 часов)

Заповедники – музеи естественной истории. Васюганский заповедник – уникальная ООПТ. Проектная задача «Музей удивительных фактов о заповедниках мира». Музеи естественной истории мира, страны и Сибири – хранители природного наследия мирового значения.

Тема 3. Естественноисторические музеи ТГУ – поле деятельности для юных геоэкологов-музееведов (7 часов)

Знакомство с палеонтологическим, минералогическим музеями ГГФ ТГУ. Сибирский ботанический сад ТГУ – ООПТ, научное учреждение и музей. Проектная задача «Путеводитель для малышей по естественноисторическим музеям ТГУ».

Раздел 2. Музейная деятельность юного геоэколога (18 часов)


Тема 1. Структура деятельности по формированию коллекции естественноисторического музея (6 часов)

Исторический экскурс о музеях натуральной истории в России и Сибири. Музейный предмет, музейная коллекция, музейный фонд – первые и самые важные шаги на пути создания школьного геоэкологического музея. Практикум по формированию коллекции натуралиев, шаги по её описанию. Проектная задача «Акция «Сделай подарок музею о Природе и Человеке».

Тема 2. Структура деятельности по формированию выставки естественноисторического музея (6 часов)

Экспозиция музея: шаги по её формированию и обновлению. Выставки в музее, их специфика и возможности. Практикум по составлению тематико-экспозиционного плана. Проектная задача «Приглашение на выставку в музей естественной истории ТГУ»

Тема 3. Итоговая проектная задача «Создадим музей Природы и Человека своими руками» (6часов)

Использование объемных макетов в разработке выставки музея. Материалы и инструменты. Основные приемы изготовления: бумагопластика, лепка, папье-маше. Изготовление макетов природных и антропогенных объектов.

IV. Тематическое планирование с определением основных видов научно-познавательной, проектной внеурочной деятельности обучающихся


Раздел 1. Природное наследие в музее (16 часов)

Тема

Кол-во ча-сов

Виды деятельности

Формируемые личностные УУД (на раздел)

по достижению воспитательных результатов уровня «учитель – ученик»

по достижению результатов уровня «ученик-ученик»

по достижению результатов уровня «ученик-социум»

Стартовая проектная задача «Природа – хранительница наследия»





2

Участвуют в эвристической беседе «Что такое природное наследие».

Участвуют в решении проектной задачи «Природа – хранительница наследия»

Размещают стенную газету в школьной рекреации и приглашают к её чтению

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

1.  освоение на определенном уровне природного наследия России и общемирового природного наследия;

2. знание определенных основных принципов и правил отношения к природе;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

1. уважение к природным памятникам;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

1. познаватель-ный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива


Естественнонаучные музеи – хранители природного и заповедного наследия


7

Выполняют практические работы по поиску, обработке и фиксации в сети Интернет соответствующих фактов об естественнона-учных музеях:

Практическая работа №1. Составляем список ссылок о музеях

Практическая работа №2. Организуем целенаправлен-ный поиск фактов о природном наследии в музеях естественнонаучного профиля

Практическая работа №3. Организуем целенаправлен-ный поиск фактов о природном наследии в заповедниках

Участвуют в решении проектной задачи «Музей удивительных фактов о заповедниках мира»

Размещают в социальной сети (Группа В Контакте «Хранители Земли – Хранители Сибири») презентацию – продукт.

Естественноисторические музеи ТГУ – поле деятельности для юных геоэкологов-музееведов




7

Посещают экскурсии в музеях естественной истории ТГУ

Участвуют в решении проектной задачи «Путеводитель для малышей по естественноисторическим музеям ТГУ».

Делают презентацию в начальной школе «Путеводителя для малышей по естественноисторическим музеям ТГУ».

Раздел 2. Музейная деятельность юного геоэколога (18 часов)

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Формируемые личностные УУД (на раздел)

по достижению воспитательных результатов уровня «учитель – ученик»

по достижению результатов уровня «ученик-ученик»

по достижению результатов уровня «ученик-социум»

Структура деятельности по формированию коллекции естественноисторического музея

6

Участвуют в викторине «Угадай профиль музея»

Выполняют Практическую работу №4 Определение способов сбора и описания ценности натуралиев


Участвуют в решении проектной задачи «Акция «Сделай подарок музею о Природе и Человеке»

Проводят акцию среди учащихся школы

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

1. ориентация в системе моральных норм и ценностей относительно сохранения наследия;

2.определенные основы социально-критического мышления;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будет сформирована

потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности

Структура деятельности по формированию выставки естественноисторического музея

6

Выполняют Практические работы, по подготовке тематико-экспозиционного плана:

Практическая работа №5. Тематическое содержание выставки

Практическая работа №6. Распределение экспонатов и вспомогательных материалов по экспозиционной тематике


Участвуют в решении проектной задачи «Приглашение на выставку в музей естественной истории ТГУ»

Проводят экспертизу пригласительного билета на его привлекатель-ность среди учащихся школы

Итоговая проектная задача «Конструируем макет выставки «Сохраним природное наследие нашей Родины»

6

Участвуют в эвристической беседе «Зачем нужны естественноисторические музеи?»

Участвуют в решении проектной задачи «Конструируем макет выставки «Сохраним природное наследие нашей Родины»

Представляют продукт, выполненный в ходе решения ПЗ на школьной конференции


V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Д-демонстрационный экземпляр оборудования (один на класс)

К-полный комплект (имеется на каждого обучающегося)

Ф-для фронтальной работы или в малых группах (1 экземпляр на 2 человека)

П-для работы в группах (4-6 человек в группе).



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Печатные пособия

1

Комплект настенных карт г.Томска, Томской области, России

Д

Технические средства обучения

1

Мультимедийный комплекс с подключением к сети Интернет(средства ИКТ)

Д

2

Ноутбуки

Ф

3

МФУ с цветной печатью

Д

4

Принтер лазерный с черно-белой печатью

Д

Демонстрационные пособия

1

Комплект демонстрационных пособий «Камни-самоцветы»; «Полезные ископаемые»

П





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Татьяна Николаевна

Дата: 19.03.2016

Номер свидетельства: 307573


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства