Рабочая программа внеурочной деятельности по геоэкологии в контексте музейной педагогики
Рабочая программа внеурочной деятельности по геоэкологии в контексте музейной педагогики
Рабочая программа носит авторский характер и включена в исследование по теме "Формирование ЛУУД средствами музейной деятельности". Автор будет рада обратной связи по апробации данного продукта. Электронная почта [email protected]. В основе программы проектная деятельность на уровне решения проектных задач, направленных на формирование устойчивой мотивации к музейной и проектной деятельности по геоэкологии. Адаптировать программу возможно в любой городской школе, где есть университеты с географическим и геолого-географическим факультетами. Программа способствует формированию системы профессионального взаимодействия учителя географии с университетом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по геоэкологии в контексте музейной педагогики»
Администрация г. Томска
Департамент образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35 г. Томска
УТВЕРЖДАЮ:
Директор муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №35
__________________ Е.А. Пьянзина
«___» ____________ 2016 г. приказ № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школьный геоэкологический клуб-музей «Хранители Земли - Хранители Сибири»
5 класс.
Часов в год: 34
Часов в неделю: 1
Составитель:
Иванова Татьяна Николаевна,
учитель географии
2015 год
I.Пояснительная записка
1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа курса внеурочнойдеятельности«Школьный геоэкологический клуб-музей «Хранители Земли – Хранители Сибири» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации,учебно-методического пособия (Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с.). Программа соответствует требованиям ФГОС ООО и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Экологической стратегии России на 2010-2030гг.
2. Ориентир на результаты
Программа ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов в процессе социализации личности в условиях существующего и проектируемого естественноисторического музейного мира. Результативность зависит от степени личностного постижения учащимися смысла геоэкологической музейной деятельности – неотъемлимой части экологической и географической культуры современного человека. Главным воспитательным результатом (это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности) является духовно-нравственное приобретение ребенка – опыт самостоятельного освоения мира природы средствами музейной деятельности. Главный эффект (это последствие результата, то, к чему привело достижение результата) - приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили ребенка как личность с высоким уровнем экологического самосознания.
3. Центральный компонент.Цель и задачи с учетом специфики курса.
Целью данной программы является формирование личности, способной исследовать, воспринимать и ценить мир природы своего региона, города средствами музейной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. развитие познавательного интереса к естественноисторической музейной деятельности;
2. приобретение знаний о крупнейших и значимых естественноисторических музеях Сибири и г.Томска;
3. развитие мотивации к освоению навыка проектирования музея;
4. приобретение элементарных навыков формирования, описания и учета естественнонаучных коллекций: натуралиев, муляжей, макетов, изобразительных материалов;
5. приобретение элементарных навыков экспонирования: подготовки тематических выставок.
Воспитательные:
1. формирование общественной активности личности, способной к освоению природного наследия;
2. формирование уважения к природным памятникам Сибири, Томской области и г.Томска;
3. формирование потребности в участии организации геоэкологической музейной деятельности в школе.
Развивающие:
1. развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
2. формирование потребности в самопознании, саморазвитии;
3.развитие способности прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
4. Преемственность в содержании или межпредметные связи.
В рамках программы реализуются аспекты музейного образования, что позволяет расширить границы познавательной деятельности учащихся по географии, экологии, обществознанию, истории, краеведению.
5. Ведущие идеи \ подходы \ принципы \ разрабатываемого курса
5.1. Ведущие идеи: методическая и содержательная.
Методическая идея, подходы
Программа ориентирована на решение обучающимися системы проектных задач, что способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания.
Таблица 1
Система межпредметных проектных задач, лежащих в основе курса
Раздел
Тема
Название
Продукт
Коли-чество часов
Природное наследие в музее
Что такое природное наследие
Природа – хранительница наследия
Стенная газета о природных памятниках и способах их сохранения
1
Естественнонаучные музеи – хранители природного и заповедного наследия
Музей удивительных фактов о заповедниках мира
Слайдовая презентация об удивительных и особенно ценных фактах о заповедниках
2
Естественноисторические музеи ТГУ – поле деятельности для юных геоэкологов-музееведов
Путеводитель для малышей по естественноис-торическим музеям ТГУ
Буклет-путеводитель по естественноистори-ческим музеям ТГУ
2
Музейная деятель-ность юного геоэколога
Структура деятельности по формированию коллекции естественноистори-ческого музея
Акция «Сделай подарок музею о Природе и Человеке»
Афиша об Акции «Сделай подарок музею о Природе и Человеке»
1
Структура деятельности по формированию выставки естественноистори-ческого музея
Приглашение на выставку в музей естественной истории ТГУ
Макет пригласительного билета на выставку в музей естественной истории ТГУ
1
Итоговая проектная задача «Создадим музей Природы и Человека своими руками»
Создадим музей Природы и Человека своими руками
Комплекс объемных макетов антропогенных и природных объектов (по выбору детей)
5
Содержательная идея
Программа курса состоит из разделов:
Раздел 1 «Природное наследие в музее» предусматривает овладение понятием о природном наследии в коллекциях музеев естественноисторического профиля. В ходе освоения содержания раздела учащиеся знакомятся с особенностями деятельности определенных музеев данного профиля в России, Сибири и г.Томске. При этом освоение содержания раздела предваряется решением стартовой проектной задачи «Природа – хранительница наследия» и завершается каждая тема итоговой проектной задачей.
Раздел 2 «Музейная деятельность юного геоэколога» формирует элементарные навыки музейной деятельности: научно-фондовой и экспозиционно-выставочной. При этом освоение каждой темы и раздела в целом завершается решением проектных задач.
5.2. принципы
В основу отбора содержания внеурочной деятельности учащихся были положены следующие принципы:
- принцип научности, отражающий тенденции современного научного знания с акцентом на изучении способов получения, анализа и интерпретации информации.
- принцип концептуальности и комплексности, представляющий структурные компоненты Примерных программ как систему функционально связанных между собой элементов.
- принцип доступности, при котором представление содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); следования логике от известного к неизвестному, от легкого к трудному и определяется не упрощением материала, подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска и освоения (постижения) нового знания; доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка.
- принцип сознательности и активности, предполагающий определение и отражение условий, способствующих формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебной заданности».
- принцип природосообразности, дающий представление о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и культурозависимом феномене.
Обоснование выбора содержания для достижения планируемых результатов.
Отбор содержания курса «Школьный геоэкологический клуб-музей «Хранители Земли - Хранители Сибири» осуществляется в соответствии с возрастными возможностями и собственным социальным опытом учащихся. Значительное место отводится материалу, служащему выработке эмоционально-ценностного отношения к природному наследию своей Родины.
Таблица 2
Вид и направление курса внеурочной деятельности
Вид ВУД
Направление ВУД
познавательная
научно-познавательное
проектная деятельность
6.1. информация о продолжительности занятий.
Программа по курсу «Школьный геоэкологический клуб-музей «Хранители Земли - Хранители Сибири»рассчитана на 34 часа, в том числе на практическую часть 15 часов, резерв 4 часа.
6.2. прогнозируемые результаты освоения Рабочей программы по курсу
Таблица 3
Виды ВУД
Уровнивоспитательных результатов
I
II
III
Приобретение школьником новых социальных знаний
Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям
Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия
Формы достижения воспитательных результатов
Познаватель-ная
- познавательные занятия, направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.).
- познавательные акции (викторины, экскурсии), организуемые педагогом для детей.
- познавательные занятия духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия).
- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума.
II. Личностные и метапредметные результаты освоения курса ВУД
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание определенных аспектов истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• освоение на определенном уровне природного наследия России и общемирового природного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей относительно сохранения наследия;
• определенные основы социально-критического мышления;
• знание определенных основных принципов и правил отношения к природе;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к природным памятникам;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник курса научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник курса получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник курса научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник курса получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник курса научится:
• определенным основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник курса получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обращение с устройствами
Выпускник курса научится:
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник курса получит возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Фиксация изображений и звуков
Выпускник курса научится:
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения проектной деятельности;
• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
• осуществлять видеосъёмку.
Выпускник курса получит возможность научиться:
• различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;
Создание письменных сообщений
Выпускник курса научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста.
Выпускник курса получит возможность научиться:
• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Создание графических объектов
Выпускник курса научится:
• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;
• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Создание музыкальных и звуковых сообщений
Выпускник научится:
• использовать звуковые и музыкальные редакторы;
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
Выпускник курса научится:
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник курса научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник курса получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
Выпускник курса научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник курса получит возможность научиться:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник курса научится:
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник курса научится:
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Выпускник курса получит возможность научиться:
• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник курса научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник курса получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник курса научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
Выпускник курса получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник курса получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник курса научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Что такое наследие. Культурное и природное наследие. Виды памятников природы. Критерии присвоения объектам статуса памятников. Хартия Земли. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия. ООПТ – часть национального природного наследия.
Тема 2. Естественнонаучные музеи – хранители природного и заповедного наследия (7 часов)
Заповедники – музеи естественной истории. Васюганский заповедник – уникальная ООПТ. Проектная задача «Музей удивительных фактов о заповедниках мира». Музеи естественной истории мира, страны и Сибири – хранители природного наследия мирового значения.
Тема 3. Естественноисторические музеи ТГУ – поле деятельности для юных геоэкологов-музееведов (7 часов)
Знакомство с палеонтологическим, минералогическим музеями ГГФ ТГУ. Сибирский ботанический сад ТГУ – ООПТ, научное учреждение и музей. Проектная задача «Путеводитель для малышей по естественноисторическим музеям ТГУ».
Раздел 2. Музейная деятельность юного геоэколога (18 часов)
Тема 1. Структура деятельности по формированию коллекции естественноисторического музея (6 часов)
Исторический экскурс о музеях натуральной истории в России и Сибири. Музейный предмет, музейная коллекция, музейный фонд – первые и самые важные шаги на пути создания школьного геоэкологического музея. Практикум по формированию коллекции натуралиев, шаги по её описанию. Проектная задача «Акция «Сделай подарок музею о Природе и Человеке».
Тема 2. Структура деятельности по формированию выставки естественноисторического музея (6 часов)
Экспозиция музея: шаги по её формированию и обновлению. Выставки в музее, их специфика и возможности. Практикум по составлению тематико-экспозиционного плана. Проектная задача «Приглашение на выставку в музей естественной истории ТГУ»
Тема 3. Итоговая проектная задача «Создадим музей Природы и Человека своими руками» (6часов)
Использование объемных макетов в разработке выставки музея. Материалы и инструменты. Основные приемы изготовления: бумагопластика, лепка, папье-маше. Изготовление макетов природных и антропогенных объектов.
IV. Тематическое планирование с определением основных видов научно-познавательной, проектной внеурочной деятельности обучающихся
Раздел 1. Природное наследие в музее (16 часов)
Тема
Кол-во ча-сов
Виды деятельности
Формируемые личностные УУД (на раздел)
по достижению воспитательных результатов уровня «учитель – ученик»
по достижению результатов уровня «ученик-ученик»
по достижению результатов уровня «ученик-социум»
Стартовая проектная задача «Природа – хранительница наследия»
2
Участвуют в эвристической беседе «Что такое природное наследие».
Участвуют в решении проектной задачи «Природа – хранительница наследия»
Размещают стенную газету в школьной рекреации и приглашают к её чтению
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
1. освоение на определенном уровне природного наследия России и общемирового природного наследия;
2. знание определенных основных принципов и правил отношения к природе;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
1. уважение к природным памятникам;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонентабудут сформированы:
1. познаватель-ный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Естественнонаучные музеи – хранители природного и заповедного наследия
7
Выполняют практические работы по поиску, обработке и фиксации в сети Интернет соответствующих фактов об естественнона-учных музеях:
Практическая работа №1. Составляем список ссылок о музеях
Практическая работа №2. Организуем целенаправлен-ный поиск фактов о природном наследии в музеях естественнонаучного профиля
Практическая работа №3. Организуем целенаправлен-ный поиск фактов о природном наследии в заповедниках
Участвуют в решении проектной задачи «Музей удивительных фактов о заповедниках мира»
Размещают в социальной сети (Группа В Контакте «Хранители Земли – Хранители Сибири») презентацию – продукт.
Естественноисторические музеи ТГУ – поле деятельности для юных геоэкологов-музееведов
7
Посещают экскурсии в музеях естественной истории ТГУ
Участвуют в решении проектной задачи «Путеводитель для малышей по естественноисторическим музеям ТГУ».
Делают презентацию в начальной школе «Путеводителя для малышей по естественноисторическим музеям ТГУ».
Раздел 2. Музейная деятельность юного геоэколога (18 часов)
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
Формируемые личностные УУД (на раздел)
по достижению воспитательных результатов уровня «учитель – ученик»
по достижению результатов уровня «ученик-ученик»
по достижению результатов уровня «ученик-социум»
Структура деятельности по формированию коллекции естественноисторического музея
6
Участвуют в викторине «Угадай профиль музея»
Выполняют Практическую работу №4 Определение способов сбора и описания ценности натуралиев
Участвуют в решении проектной задачи «Акция «Сделай подарок музею о Природе и Человеке»
Проводят акцию среди учащихся школы
В рамкахкогнитивного компонента будут сформированы:
1. ориентация в системе моральных норм и ценностей относительно сохранения наследия;
2.определенные основы социально-критического мышления;
В рамкахценностного и эмоционального компонентовбудут сформированы
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будет сформирована
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности
Структура деятельности по формированию выставки естественноисторического музея
6
Выполняют Практические работы, по подготовке тематико-экспозиционного плана:
Практическая работа №5. Тематическое содержание выставки
Практическая работа №6. Распределение экспонатов и вспомогательных материалов по экспозиционной тематике
Участвуют в решении проектной задачи «Приглашение на выставку в музей естественной истории ТГУ»
Проводят экспертизу пригласительного билета на его привлекатель-ность среди учащихся школы
Итоговая проектная задача «Конструируем макет выставки «Сохраним природное наследие нашей Родины»
6
Участвуют в эвристической беседе «Зачем нужны естественноисторические музеи?»
Участвуют в решении проектной задачи «Конструируем макет выставки «Сохраним природное наследие нашей Родины»
Представляют продукт, выполненный в ходе решения ПЗ на школьной конференции
V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Д-демонстрационный экземпляр оборудования (один на класс)
К-полный комплект (имеется на каждого обучающегося)
Ф-для фронтальной работы или в малых группах (1 экземпляр на 2 человека)
П-для работы в группах (4-6 человек в группе).
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
Печатные пособия
1
Комплект настенных карт г.Томска, Томской области, России
Д
Технические средства обучения
1
Мультимедийный комплекс с подключением к сети Интернет(средства ИКТ)