Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. по основам безопасности жизнедеятельности, биологии, экологии, физической культуры, обществознания.
- Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.
- рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.
-учебного плана МБОУ СОШ №2 г. Аркадака
-основной образовательной программы МБОУ СОШ №2 г. Аркадака.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности ОЗОЖ»
Администрация муниципального образования
Аркадакского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 города Аркадака Саратовской области
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
физической культуры, технологии, искусства
________/Атаманова Н.В./
Протокол № 1
от « » августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области
_____________/Гроль Е.В./
« » августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области
_____________/Кравцова З.В./
Приказ №
от « » августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
АГАФОНОВОЙ АННЫ НИКОЛАЕВНЫ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
НАПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
И ФИЗКУЛЬТУРНОЕ
ДЛЯ 7 КЛАСС
НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « » августа 2015 г.
год составления программы- 2015.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. по основам безопасности жизнедеятельности, биологии, экологии, физической культуры, обществознания.
- Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.
- рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.
-учебного плана МБОУ СОШ №2 г. Аркадака
-основной образовательной программы МБОУ СОШ №2 г. Аркадака.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы развивающего образования, направленные на формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь, что соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования и социальному заказу участников образовательного процесса:
а) личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, креативный принцип).
Основные идеи курса ОЗОЖ:
- интеграции учебных предметов (ОЗОЖ, ОБЖ, экология, биология, физическая культура, история); гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников; личностной ориентации содержания образования; пробуждение у пятиклассников интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера; формирование у учащихся нового отношения к своему здоровью на уровне установок, навыков и умений; формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении, познавательной деятельности).
Данный учебный курс актуален в настоящее время, так как у школьников наблюдается ухудшение физического и психического здоровье, растет число соматических заболеваний, нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей. В этих условиях курсу «Основы здорового образа жизни» отводится особая роль по подготовке подростков к взрослой жизни.
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика
3. Описание места в учебном плане
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
5. Содержание внеурочной деятельности
6. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
8.Планируемые результаты
Цель курса: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи курса: Предметно-информационные: формирование у школьников знаний о взаимосвязи компонентов природы; формирование у учащихся системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния своего физического и психического здоровья; способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с различными источниками знаний, наблюдать и описывать природные и социальные объекты и явления, сравнивать их, вести наблюдения в природе и за жизнедеятельностью человека; создать условия для формирования у учащихся компетентностей: здоровье сберегающей, познавательной деятельности, ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданской.
Деятельностно-коммуникативные: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, художественных произведений, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика; развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения психологических, правовых, семейных, медицинских проблем, стремления к распространению знаний о здоровом образе жизни и личному участию в практических делах по сохранению жизни своей и окружающих.
Ценностно-ориентированные: возникновение потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение своего здоровья, ответственного отношения к окружающей среде как фактору здоровья, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, в процессе выполнения творческих и работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.
В 7 классе на реализацию курса «Основы здорового образа жизни» согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 35 учебных часа (из расчёта 1 ч/нед.).
Данная программа курса «Основы здорового образа жизни» даёт обобщённые представления о жизненном пути личности. Предполагается ввести учащихся 7 класса в мир этических, психологических, правовых, медико-гигиенических понятий через установление общих признаков становления личности.
Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний опорно-двигательной и иммунной систем, правовой грамотности и других способов самосовершенствования.
Ожидаемый результат изучения курса «Основы здорового образа жизни» в 7 классе направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения собственного здоровья. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и обще учебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, творческие и практические работы, исследования, сообщения, проекты.
С целью поддержания и стимулирования учебной мотивации школьников, поощрения их активности и самостоятельности, расширения возможностей обучения и самообучения, а также развития навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся планируется ввести современную эффективную форму оценивания – портфолио работ. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в исследованиях конкурсах, конференциях.
Должны научиться:
характеризовать проблемы в отношениях с людьми, слушать собеседника, характеризовать эмоции человека, характеризовать формы проявления агрессии, выходить из сложных ситуаций, характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания, противостоять принуждению, характеризовать причины конфликтов в семье, находить выход из конфликтных ситуаций, заключать различные формы согласия, характеризовать взаимоотношения полов, характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей, правильно организовать свой режим дня.
Актуальность курса внеурочной деятельности, его возможности в достижении личностных, метапредметных, предметных результатов
данной программы в воспитании здорового образа жизни, занятия по ней помогают детям получить много новых знаний, умений и навыков в различных областях, а так же поддержать и развить индивидуальные творческие способности, двигательные качества.
Теоретическая часть программы даётся в процессе занятий.
Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадоптации на самых ранних этапах обучения в школе.
Роль курса в общем развитии обучающихся заключается в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения, поддержании высокого уровня работоспособности, которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной. Физические упражнения благоприятно воздействует на рецептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Ритмические движения тренируют пирамидную и экстаполярную системы. Дети, школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Данная программа адресована учащемся 7-х классов, для которых наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении усвоения информации учащимися на занятии, можно выделить следующие основные этапы:
Организационный момент;
Активизация мышления и актуализация раннее изученного материала;
На заключительном этапе ученикам предлагается тестирование, решение которого предполагает применение полученных знаний, умений и навыков.
Подведение итогов занятия.
Количество практических и теоритических занятий. Количество теоритических занятий-15 часов(43% от общего количества часов), количество практических занятий-20 часов(57% от общего количества часов)
Приоритетными формами и методами работыс обучающимися в ходе реализации программы являются:
Теоретические занятия:
лекции
беседы
дискуссии
практические занятия:
тренинги
анкетирование
тестирование
игровое моделирование.
совместные занятия родителей и детей
Индивидуальные и групповые консультации.
технические средства:
аудио- и видеотехника,
наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.)
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговое занятие: проект
Описание особенностей контингента обучающихся
Любимыми предметами у многих ребят являются математика, русский язык. Дети с удовольствием занимаются физкультурой, рисованием, технологий и музыкой. Посещаемость учащихся хорошая, пропусков без уважительных причин нет.
Обоснования изменений, вносимых в авторскую программу: Т.к. как программа направлена на здоровый образ жизни семъеведческий блок поменяли на спортивные 8 часов.
Срок реализации программы-1 год-2015-2016 учебный год.
Продолжительность реализации программы
Общее количество часов по программе: 35 часа
Количество занятий в неделю: 1 час
Продолжительность занятия – 45 минут
2. Общая характеристика
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Задачи курса: Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся школы. Пропагандировать здоровый образ жизни. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития; Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Программа обучения состоит из пяти блоков. Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть. Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым. Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости. Содержание спортивного блока дает основные понятия о здоровом образе жизни, учит как сохранить и поддержать здоровье, прививает любовь к спорту. Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Основными содержательными линиями являются формирование знаний учащихся в сфере здорового образа жизни и применение полученных знаний в жизни.
3. Описание места в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» 7 класса – 1 час в неделю, 35 часов.
Класс
7
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
план
9
7
11
8
35
факт
Класс
Кол-во часов в
неделю
Кол-во учебных
недель
Всего часов за учебный
год
7 класс
1 час
35
35
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Приобретенные на базе освоения содержания внеурочной деятельности «ОЗОЖ», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры:
• понимание ОЗОЖ как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека;
• понимание ОЗОЖ как средства организации здорового образа жизни;
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности;
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения внеурочной деятельности «ОЗОЖ». Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в
разных областях:
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;
• способность проявлять инициативу и творчество на уроках, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к учащимся в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения внеурочной деятельности «ОЗОЖ».
Личностные результаты могут проявляться в разных областях:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий оздоровительной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности;
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Для реализации программного материала используется :
1.Дополнительная литература:
Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993.
№ 2. С. 54-62.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся //
Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 86-92.
Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения
и памяти.// Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 41-45.
Заика Е.В., Лаптушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощённости в
познавательной сфере школьников // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 58-62.
Заика Е.В., Назарова Н.П., Малевич И.А. Об организации игровых занятий для
развития мышления, воображения и памяти // Вопросы психологии. 1995. № 1. С.
41-45.
Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.
2. Специфическое сопровождение (оборудование):
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- телевизор (по возможности);
- видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности);
- аудиоцентр/магнитофон;
3. Электронно-программное обеспечение (при возможности):
- компьютер;
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет.
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по ОЗОЖ (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы по ОЗОЖ.
4. Электронно -образовательные ресурсы:
http://www.school-collection.edu.ru
http://window.edu.ru
http://www.school.edu.ru/
http://www.nachalka.com/
8. Планируемые результаты изучения курса «Основы здорового образа жизни» в 7 классе направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения собственного здоровья. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.
С целью поддержания и стимулирования учебной мотивации школьников, поощрения их активности и самостоятельности, расширения возможностей обучения и самообучения, а также развития навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся планируется ввести современную эффективную форму оценивания – портфолио работ. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в исследованиях конкурсах, конференциях.
Требования к уровню подготовки учащихся 7класса
Учащиеся должны знать: о нравственных законах развития общества; владеть нравственными категориями: честь, совесть, добро, зло; о видах преступлений против семьи, несовершеннолетних; понимать значение категории здоровый образ жизни; физиологические особенности человека в подростковом возрасте; общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера; возраст наступления уголовной ответственности
Учащиеся должны уметь: владеть навыками культурного поведения в обществе; уметь создавать образные обобщения; владеть навыками коллективного творчества; уметь сказать «нет» в критической ситуации; противостоять в ситуациях принуждения; анализировать и оценивать свой образ жизни; вести профилактику утомляемости; применять в своей жизни режим отдыха и питания ; работать с дополнительной литературой и другими источниками знаний; проводить исследования в соответствии с задачами, объяснять результат; проводить анкетирование и обрабатывать анкетные данные, делать выводы; излагать свои мысли по вопросам формирования здорового образа жизни; применять правила безопасного поведения населения при землятресении, рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Формируемые ключевые компетентности:
- компетентность здоровьесбережения: знаний и соблюдений норм здорового образа жизни, знание опасности, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека;
- личностные компетенции, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметные компетенции, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметные компетенции, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Список литературы:
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37.
Вообрази себе: поиграем - помечтаем. М.: Центр «Эйдос», 1990.
Газман О. Педагогика свободы. Педагогика необходимости // Учительская газета. 13 мая 1997.
Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотерапии. М.; Л., 1967.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1987..
Гребенщиков И. В. Семья: воспитательные возможности. М., 1985.
Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987.
Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики. Опыт, проблемы, решения.М., 1993.
Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 54-62.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 86-92.
Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти.// Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 41-45.
Заика Е.В., Лаптушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 58-62.
Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб.: Питер-пресс, 1996.
Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.
Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебн. пособие к спецкурсу. Л., 1969.
Казанский О.А. Игры в самих себя. М.: Роспедагентство, 1995.
Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.
Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 98-107. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Киев, 1989. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. Макеев Т. А..
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Пер. с англ. / Под ред. Г.А.Ягодина М.: Прогресс, Пангея. 1993. Моисеев Н.Человек и ноосфера М.: Молодая гвардия. 1990. Мы живем среди людей. Кодекс поведения М.: 1989.
Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье 1995.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.
Розанов В.В. Основы учения об окружающей среде. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1984..
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: 1990.