протокол от «__»_____20__№_____ приказ от «__»___20___г. №__
Рабочая программа внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
Проект «Школа, школа – дом родной»
на 2014 - 2015 учебный год
Общее количество часов по плану на учебный год: 34 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Класс: 2Б
Программа составлена на основании:
Примерной программы внеурочной деятельности общеинтеллектуальную направления
И.И. Иглина. «Всё узнаю, всё смогу». – М.: «Просвещение» 2013.
Составитель программы: Мешкова Лариса Германовна, учитель начальных классов
Принято на заседании школьного методического объединения
учителей начальных классов протокол от «» 20_____г. №
Руководитель ШМО ______________________ И.В.Жежеря
Подпись
ЛАНГЕПАС
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность. Школа, школа – дом родной!» составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.11.2009 № 373);
Основной образовательной программы начального общего образования Лангепасского городского муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом ЛГ МБОУ «СОШ №2» от 27.08.2012 № 408-о);
плана внеурочной деятельности начального общего образования на 2013-2014 учебный год (утвержден приказом ЛГ МБОУ «СОШ №2»от 23.08.2013 № 447-о);
методических рекомендаций по организации содержанию внеурочной деятельности (Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность: методический конструктор./Д.В.Григорьев, Т.В.Степанов. – М.:Просвещение, 2010. – 223 с. (Стандарты второго поколения)
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования организации внеурочной деятельности учащихся уделяется особое внимание, определено место и время в образовательном процессе Внеурочная деятельность не должна быть сведена к проведению различных воспитательных и образовательных мероприятий, не должна быть отделена от деятельности ребенка в школе, в семье, в группе одноклассников, от социального окружения, от получения важной информации и жизненных навыков. Внеурочная деятельность должна обеспечивать взаимодействие школы семьи в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения. Чтобы не нарушать механизмы воспитания, необходимо сохранять связи между поколениями, растить уверенного в своих силах человека, учить доверять людям, воспитывать и обучать в совместной деятельности детей и взрослых, детей с детьми.
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к школе. Именно, в школе происходит социализация личности, закладываются морального физического, трудового воспитания человека. Школа же способствует получению образования. Вовлечение обучающихся в проектную деятельность по теме «Школа, школа – дом родной!» позволит развить интерес к истории своей школы, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Кроме того, в образовании младших школьников акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Настоящая программа проектной деятельности «Школа, школа – дом родной!» призвана решать данную проблему. При использовании метода проектов в обучении усиливается роль самостоятельной деятельности школьников, которая вносит коррективы в мыслительный процесс, включая их в широкую сеть знаний. Новизна программы заключается в способе формирования задатков универсальных учебных действий через проектную деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагога и родителей. В ходе проектной деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека, формулировать свои мысли и т.п.
Цель программы: содействие становлению личности младших школьников, развитие их творческих возможностей, мотивации к познанию окружающего мира,уважительного отношения к родной школе её традициям и ценностям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Расширять знания об истории своей школы.
Воспитывать чувства гордости и уважения к своей школе через изучение истории своей школы.
Формировать у обучающихся представления о многогранности школьных традиций, формирование умений сопоставлять различные источники, обобщать материал, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу.
Воспитывать чувства сопричастности к судьбе своей школы, понимание ответственности за свою школу.
Обучать обучающихся в проектной, исследовательской и поисковой деятельности.
Формировать творческие способности, поддержку инициативы и творчества у обучающихся.
Формировать рефлексивные, коммуникативные и презентационные умения и навыки, навыки оценочной самостоятельности.
Развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление при самостоятельной и групповой работе по теме.
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет.
Количество занимающихся в группе: 15 человек.
Срок реализации программы: 1 год
Место программы в учебном плане
Согласно учебному плану и плану внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год реализация программы проектной деятельности осуществляется в рамках внеурочной деятельности и планируется из расчета 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия начинаются не ранее 15 сентября и заканчиваются до 25 мая текущего учебного года. Программа реализуется как в течение учебных четвертей, так и в период осенних и весенних каникул.
Теоретико-методологические основы программы проектной деятельности строятся на системно - деятельностном подходе. Проектная деятельность второклассников в рамках темы «Школа, школа – дом родной!» носит индивидуально - групповой характер и имеет отличительные особенности:
– имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;
- осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучающихся;
- носит индивидуально-групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и т.д.;
- предполагают работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оцениванием информации;
- в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- выявление творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.
Работа над проектом со стороны педагога предполагает следующие действия:
Всестороннее изучение тематики проектной работы.
Поддерживать детскую инициативу при составлении совместного с обучающимися плана работы над проектом.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, постоянно поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и опирающуюся на личный опыт обучающихся.
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок имеет право на ошибку и не должен бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом в группе.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать в групповую работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного творчества.
Тщательно готовить и проводить заключительный этап проектной работы – в виде презентации, выставки и т.д.
Занятия по программе планируются в соответствии с этапами работы над проектом:
Предварительный этап. (4 час)
Выбор и обоснование темы проекта. Определение цели и, постановка творческих и исследовательских задач. Составление плана реализации проекта.
К особенностям реализации программы для обучающихся на данном этапе является, что тема проекта уже сформулирована педагогом и ему необходимо организовать такое общение с детьми, чтобы они принимали идею как свою собственную.
Теоретический этап (21 час)
Сбор информации и обработка информации по теме проекта. На данном этапе обучающимся предлагается разделиться на группы, каждая группа собирает информацию по теме проекта, опираясь на свой жизненный опыт. В ходе занятий ученики знакомятся с первыми понятиями работы в группе, которые связаны с проектно-исследовательской деятельностью: исследование, сбор информации, обработка информации, интервью, анкета и т.п. Кроме того педагогом организуются пробные краткие выступления перед аудиторией, подготовка вопросов выступающему и ответы на предлагаемы вопросы «из зала».
Практический этап. (5 час)
Оформление презентационных работ по теме проекта. Каждая группа представляет итог своей работы. На данном этапе основной вид деятельности обучающихся: художественное творчество – оформление собранного материала в единый альбом. Ученики продолжают знакомиться с понятиями: проект, продукт проектной деятельности, презентация, руководитель проекта, руководитель группы.
Выставка. Презентация. ( 2 час)
Защита и презентация проекта. На данном этапе ученики выбирают, кто будет выступать перед незнакомой аудиторией в рамках школьного образовательного события «Фестиваль успеха».
Рефлексия. (2 час)
Рефлексия «Чему я научился?»
Каждое занятие помогает ученикам шагать по ступенькам создания проекта по теме «Школа, школа – дом родной!». Программа является пропедевтикой самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, помогает познакомить учеников с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта, учит работать в группе, с правилами публичного выступления перед аудиторией.
Виды деятельности обучающихся: игровая, познавательная, частично-поисковая, художественное творчество, социальное творчество.
Формы организации деятельности обучающихся:
познавательная беседа;
игра (ролевая, сюжетно-ролевая, игра-рассуждение, организационно-деятельностная и т.п.);
художественного творчества (тематическое рисование, аппликация, написание сочинений, стихотворений;
выставки творческих работ с их обсуждением и оценкой;
пробные выступления перед аудиторией, ответы на вопросы «из зала»;
интервьюирование.
Возможные формы оформления проектного продукта обучающихся: альбом.
Учебно-тематический план
Этапы работы над проектом
Тема раздела
Кол-во часов
Виды деятельности обучающихся
Основное содержание проектной деятельности обучающихся
1.Предварительный этап
Знакомство с темой. Реклама темы о школе. Информационный материал по теме. Выбор темы.
Определение цели и постановка творческих и исследовательских задач. Понятие «групповой проект». Составление плана реализации проекта. Информационный материал по теме. Определение значимости выбранной темы. Рассказ о своей школе и о своём классе!
4
познавательнаяигровая
поисковая
Участие в беседе, рассказ о своей школе и своём классе,
участие в составлении плана реализации проекта о школе, представление своих презентаций, определяют важность этой темы, узнают что такое - «групповой проект»?
Сбор информации, пробное выступление перед знакомой аудиторией, составление вопросов «из зала», ответы на вопросы «из зала», оформление отдельных страниц книги (альбома)
Практический этап
Я составляю альбом «Моя школа и мой класс»
5
художественное творчество, социальное творчество
Оформление проектного продукта в целом, подготовка выступления перед аудиторией
Выставка. Презентация
Презентация проекта «Школа, школа – дом родной!»
2
социальное творчество
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией,
Рефлексия
Чему я научился
2
познавательная, игровая, социальное творчество
Рефлексия, самооценка
ИТОГО:
34 часа
Содержание программы.
Знакомство со школой (4 часа)
Знакомство обучающихся с темой проекта. Что я больше всего хочу рассказать о своей любимой школе? Выбор темы для составления альбома о школе. Из чего будет состоять наш альбом о школе. Составление плана содержания альбома «Моя школа и мой класс». Презентация « Рассказ о моей школе и моём классе».
После всей этой работы ребятам по желанию предложить разбиться на группы и уже в самих группах распределить, какую работу они будут выполнять.
Первая группа называется - ”Оформители“. Эти ребятабудут в рисунках изображать нашу школу.
Вторая группа-“Составители“. Представитель этой группы расскажут о результате работы по оформлению альбома, сбору всей информации по теме.
Третья группа-“Фотографы”.Ребята из этой группы будут работать над составлением фотоальбома.
Четвёртая группа – “Чтецы“. Задача этой группы: найти наиболее интересные стихи о школе и выбрать среди написанных сочинений о школе, которые будут помещены в альбом.
Пятая группа -“Социологи“. Задача этой группы: проведут опрос среди учащихся и учителей нашей школы, представить результаты опроса, которые будут помещены в альбом.
Каждая группа индивидуально занимается своим направлением. После всей работы над проектом, а именно: каждая группа расскажет о своей работе на занятиях. Защитят свои мини-проекты. С ребятами можно обсудить, всё ли удалось? Каждая группа выбирает лидера, который представит итог своей работы в группе. Знакомятся с материалом каждой группы.
Я и моя школа. (3 часа)
История школы. Написание сочинений и стихотворений о школе.
Знакомство с понятиями «визитная карточка», «информация», «сбор информации», «справочная литература».
Оформление страниц альбома: «Визитная карточка школы, «Я и моя любимая школа», «Интервью о школе».
Я и мой класс. (3 часа)
Рассказ о своём классе. Как мы впервые пришли в класс? Моё впечатление. Связь поколений. Любовь детей, уважение и почитание старших. Наши классные традиции.
Знакомство с понятием «анкета». Составление вопросов для анкеты «Расскажите о своих впечатлениях о школе, классе». Сбор информации о школе (анкетирование родителей).
Оформление страницы альбома: «Рассказ о школе», «Классный архив» (подбор фотографий о разных мероприятиях, «Наши классные дела», «Наши награды».
История моей школы. (5 часа)
Знакомство с понятиями «сообщение», «выступление», «аудитория», пробное публичное выступление перед знакомой аудиторией по теме «Профессия учителя почётна». Составление вопросов «из зала» о школе или рассказать о своих впечатлениях о школе, о своём классе.
Оформление страниц альбом: «Интервью у учителей и детей школы» (рисунки, фотографии, мини-рассказы, «Моя любимая школа» или «Мой 2б класс»).
Школьные и классные традиции и праздники. (5 часов)
Совместный досуг и отдых с классом. Наши любимые занятия в школе и дома. Хобби. Какие традиции рождаются и чтутся в классе и школе. Классные и школьные праздники: дни рождения и др. Школьные реликвии.
Знакомство с понятием «интервью». Составление вопросов для интервью о школе, о школьных и классных традициях, пробное интервью.
Оформление страниц альбом: «Мои любимые школьные занятия », «Праздники и традиции в нашей школе и классе».
Пробные краткие выступления перед аудиторией, подготовка вопросов выступающему и ответы на предлагаемы вопросы «из зала» (5 часов).
Дети представляют свои мини-проекты. Представитель каждой группы рассказывает о результате своей работы. Далее каждый участник группы представляет свой материал для альбома «Моя школа и мой класс»
Я составляю альбом «Моя школа и мой класс». (5 часов)
Оформление титульного листа. Оформление содержания альбома. Брошюровка альбома.
Подготовка сообщения - презентации альбома «Моя школа и мой класс».
Презентация проекта «Школа, школа – дом родной! .(2 часа)
Представление альбома «Моя школа и мой класс!». Выступление перед незнакомой аудиторией (презентация альбома). Ответы на вопросы «из зала».
Чему я научился. (2 часа).
Впечатления от работы над темой проекта и альбома. Добрые советы библиографу.
Формы подведения итогов реализации программы
– презентация готового проекта «Школа, школа- дом родной!» в рамках общешкольного образовательного события «Фестиваль успеха».
Планируемые результаты реализации программы.
Личностные результаты:
знание истории своей школы, ее традиции;
осознание себя частью школы, сохраняя связь с представителями старшего поколения;
бережное отношение к реликвиям своей семьи, потребность сохранить их для других поколений;
формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям нашей школы;
мотивация интереса к традициям и ценностям школьной жизни.
Метапредметные результаты:
представление о понятиях «проект», «проектный продукт», «информация», «сбор информации», «руководитель проекта», «план», «презентация», «групповая работа над проектом;
ознакомление со структурой книги как источника информации;
продолжение формирования умений проектной деятельности: сбор информации (рассказ, анкета, интервью, наблюдение);
формирование умений творческого оформления проектного продукта;
формирование первоначальных коммуникативных умений: пробные выступления перед знакомой и незнакомой аудиторией, задавание и ответы на вопросы «из зала».
Показатели эффективности реализации программы:
Сохранность состава группы и посещаемость занятий обучающимися
Активность и продуктивность деятельности обучающихся во время занятия
Выполнение обучающимися самостоятельных творческих заданий при поддержке педагога или родителей.
Результаты участия обучающихся в итогом мероприятии – презентация готового проектного продукта.
Динамика уровня воспитанности обучающихся.
Формы контроля результативности реализации программы
Мониторинг сохранности состава группы учащихся, занимающихся по данной программе, и посещаемости занятий.
Наблюдение за деятельностью обучающихся в группе во время занятий.
Контроль выполнения самостоятельных творческие задания, выполняемых учениками при поддержке родителей или педагогов
Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся.
Анкетирование родителей.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы:
Технические средства:
Расходные материалы:
Альбом, цветные карандаши и краски, канцелярский клей, цветная бумага, папка-скоросшиватель.
Литература:
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность: методический конструктор./Д.В.Григорьев, Т.В.Степанов. – М.:Просвещение, 2010. – 223 с. (Стандарты второго поколения)